Вопрос №32 Римско-католическая церковь в политической истории Средневековой
Европы:
Значительная роль в истории феодального государства в Европе, особенно в
периоды раздраженности, играла РКЦ, но вмешательство в дела свет. Монархов в
целом не соответствовала истинному христианству. Еще Иисус Христос в ответ на
вопрос о том, должны ли его сторонники платить налоги, ответил: «Кесарю –
кесарево, Богу – богово». Так же Иисус Христос утверждал: «Мое царство не от
мира сего!». Т.о. христианство основано на принципе разделения светской и
духовной властей. Но в средние века этот принцип нарушался: 1 этап в истории
христианской церкви характеризовался ее превращением из одной религиозной
общины в иерархическую государственную церковь с ар. не только
идеологическим, но и политическим и экономическим влиянием.
Первоначально христианские общины не знали церковной организации и
священнослужители. Но постепенно определенные роли в христианских общинах
стали играть епископы. Постепенно утверждались принципы «нет церкви без
епископа» и с конца III в. особенную роль стал играть епископ римской
христианской общины, и он получил звание «пажа».
По легенде римский епископ был освящен апостолом Петром. Именно в это время
римский паж и стал претендовать на звание главы вселенской, т.е. католической
церкви. Но это право у римского папы оспаривали епископы Александрии и
Константинополя. После падения Западной –Римской Империи в 476 г. РКУ не
только устояла, но и укрепила свои позиции. Римская аристократия в массовом
порядке переселялась в Константинополь, поэтому оставила все земли римскому
папе. В процессе феодализации римский папа одновременно и стал крупнейшим
светским монархом. В середине VIII в. в Италии возникло особое папское
государство. В последние века, в условиях феодальной раздробленности Римский
папа стал претендовать на установление приоритета своей церковной власти над
властью светлейших монархов. Т.о., с конца ХI в. начинается II этап в истории
католической церкви – этап освобождения церкви от опеки свет.власти и
установление контроля над ней.
Усиление этого влияния объяснялось тем, что в условиях раздробленности
церковь оставалась относительно стабильной и сплоченной. Позиция церкви
особенно укрепилась при Римском папе Григории VII (II половина ХI века),
который стал проводить политику, например на установление во всей Европе
папской теократии. (в 1054 г. произошел раскол в христианстве на католицизм и
православие).
Григорий VII ввел строгую дисциплину в церкви и установил принцип «самый
малый священник выше любого монарха». Римский папа стал требовать принесение
вассальной присяги от свет.феодалов. В 1077 г. Григорий VII отлучил от церкви
германского императора, и тот просил у него прощения на коленях. Широко
Римский папа стал применять интердикт, т.е. временное запрещение осуществлять
христианские обряды в той или иной стране, что могло парализовать всю жизнь в
стране. Зенита своего могущества римская церковь достигла в ХIII в., когда
возникла технократическая монархия с общеевропейской финансовой системой,
судом (инквизицией), бюрократией и т.д. Вся Европа была разделена на
несколько сотен диоцезов, т.е. территориальных единиц без учета границ между
монархиями. В диоцезах ограниченным влиянием пользовался епископ, который
подчинялся только римскому папе. Могущество церкви проявлялось в организации
крестовых походов, а также установлении в ХIII в. инквизиции. Инквизиция
предполагала создание «священных трибуналов», состоящих из монахов
доминиканского ордена.
Инквизиторы подчинялись только римскому папе непосредственно, их боялись даже
епископы. Именно инквизиторы и изобрели инквизиционный розыскной процесс,
который затем был воспринят светской властью. Для инквизиции характерен
тайный письменный процесс использование доносов, лжесвидетелей, пыток и т.д.
Инквизиционный процесс завершался особой процедурой аутодафе – акт веры –
обряд передачи подсудимого в руки светской власти для осуществления казни.
Но с ХIV в. начинался III этап развития римской католической церкви. В
Средние века упадок папской власти объяснялся развитием товарно-денежных
отношений, ростом городов и, как следствие, усиление королевской власти.
Свет.монархи начинают освобождаться от папской опеки и ограничивать власть
церкви внутри своих государств. Большие удары по авторитету католической
церкви нанесла «Скизма», т.е. раскол внутри католицизма, когда одновременно
существовало 3 римских папы. Наконец в ХV- ХVI вв. в Западной Европе
произошло движение «реформация». За очищение церкви от злоупотреблений
католической властью. В результате этого движения произошел раскол: с
католицизма выделилось протестантство. Движение протестантов во Франции –
гугенотов было разгромлено.
Вопрос №33 Шариат в Арабском халифате:
Основным источником мусульманского права являлся шариат ("праведный путь") -
совокупность обычаев и законов, где правовые нормы и религиозные догмы
сливались воедино.
Главным источником в шариате признавался Коран - священная книга мусульман,
которая по преданию была написана Мухаммедом - основателем религии и
Арабского халифата. Дополнением к Корану служили сборники судебных решений
Мухаммеда (сунна) и толкования авторитетных мусульманских юристов (фатва). К
этой группе источников мусульманского права относились предания (хадисы),
заключения и решения собраний законоведов. В том случае, если для решения
данного дела отсутствовали ясные указания в вышеуказанных источниках, то
применяли нормы обычаев (адат). Каждый акт верховной власти (канун) не должен
был противоречить шариату и являлся обязательным для мусульман. Его
неисполнение квалифицировалось как одновременно государственное и религиозное
преступление.
Правоспособность мусульман была шире правоспособности иноверцев. Последние
ограничивались: в избрании места жительства, профессии, в передвижении.
Нормы гражданского права шариата охраняли имущественные интересы собственника
и законного владельца вещи. По мусульманскому праву собственность имеет три
признака: 1) исключительность во владении вещью, поскольку единственным ее
владельцем является собственник; 2) абсолютность в распоряжении
собственностью, состоящей в неограниченном праве пользования вещью; 3)
постоянство права собственности. Поэтому в мусульманском праве не
существовало права давности на собственность.
Различались следующие способы приобретения собственности: 1) в качестве
военной добычи; 2) посредством гражданской сделки; 3) получение по
наследству; 4) пожалование верховной власти.
По учению ислама мир делится на страну мусульман и страну "неверных".
Согласно этому учению вся земля в мире принадлежит аллаху, как создателю
мира, и его посланнику на земле пророку Мухаммеду. В свою очередь она
делилась на несколько категорий: государственную, священную (места, где жил
пророк), вакф (выделялась школам, богадельням, мусульманским религиозным
учреждениям), икта (давалась за службу), частновладельческую и общинную
земли. Каждая из них имела свой правовой статус. Завоеванные в "священной
войне" против "неверных" мусульманами земли являлись собственностью
государства и сдавались крестьянам в аренду. За пользование государственной
землей у крестьянина зачастую отбирали половину урожая, а чтобы он не мог
уклониться от уплаты, ему на шею вешали свинцовые бирки с указанием его
местожительства.
В Мекке и ее окрестностях, где находились святыни мусульманской религии
(земля Хадидж), под страхом смертной казни не разрешалось появляться
иноверцам, запрещалось уничтожать животных и растения.
По шариату существовали религиозные обязательства, а также обязательства из
договоров и причинения вреда. Религиозные обязательства (обеты) носили
односторонний характер и содержали заявления о совершении или не совершении
каких-либо действий. К ним относились: обещание пожертвовать свое имущество
на какие-либо благотворительные цели, отпуск на волю раба и т.п. Не
исполнившие это обязательство должны принести искупительную жертву (на
кормление десяти бедных, трехдневный пост и т.п.). Кроме того, судья может
принудить этих лиц к выполнению обета.
Согласно шариату за всяким договором, целью которого является передача права
собственности, обязательно должна следовать фактическая передача вещи.
Договоры считались недействительными в тех случаях, когда отсутствовало
добровольное согласие сторон, в частности, когда договоры были заключены
вследствие обмана, по ошибке и по принуждению. По учению ислама являлось
греховным и воспрещалось взимание процентов, ростовщичество, спекуляция. При
размене денег не допускалось получение прибыли. Практиковалась выдача
денежных знаков под будущий урожай или под обязательство выполнить какую-
нибудь работу. По шариату предусматривался договор о переводе долга в тех
случаях, когда должник уплачивал свой долг посредством претензии, которую он
имеет к третьему лицу (вроде переводного векселя).
Широкое распространение в Арабском халифате получили договоры о союзах,
основанных на объединении капитала и труда, на взаимном доверии. Например,
договор о товариществе между купцами и обслуживающим их персоналом в
караванной торговле. Договор о религиозном союзе заключали между собой
мужчины и, называя себя братьями по вере, обязывались помогать друг другу в
борьбе за ислам.
В области семейных отношений шариат утверждал господство мужчин (мужа, отца).
Мусульманин мог иметь четырех законных жен и неограниченное число наложниц.
При заключении брака женщина считалась объектом сделки, ее покупали за калым.
Выйдя замуж, она переходила во власть мужа, должна была избегать встречи с
посторонними мужчинами, не показываться в общественных местах, носить
паранджу и т.д. Ей не разрешалось учиться и заниматься профессиональной или
общественно-политической деятельностью. Муж мог прибегать к телесным
наказаниям жены. Он должен был содержать жену и других членов семьи.
Развод по шариату зависел только от мужа, который не обязан был объяснять
поводы, побудившие его требовать разрыва супружеских отношений. Однако после
развода муж должен был выдать жене алименты на четыре месяца. Если в этот
срок муж пожелал возобновить супружеские отношения, развод аннулировался.
В арабском халифате руководствовались изречением: "Тот, кто не способен
ездить на коне и владеть мечом, не должен получать наследство". По
мусульманскому праву наследование определялось как перемещение имущества
собственника к другим лицам после его смерти. Это перемещение рассматривалось
как один из способов приобретения прав умершего, но не его обязательств.
Наследники получали одну треть имущества, которое остается за вычетом всех
уплат, следуемых по долгам умершего. Завещатель назначал душеприказчика,
который в присутствии двух благочестивых свидетелей производил
пропорциональное распределение имущества между всеми законными наследниками
(ими считались сыновья, внуки, племянники и т.д.).
По характеру ответственности преступления по шариату делились на два вида: 1)
преступления, за которые виновный отвечал своей жизнью или своим телом: 2)
преступления, которые влекли за собой уплату штрафа. К первому виду
преступлений относились восстание, мятеж, богохульство, оскорбление
религиозных святынь, убийство в разбое, которые карались смертной казнью. По
учению ислама на том свете преступника, как опасного зверя, ждали мучения в
аду. Он лишался гражданских прав, а его имущество конфисковывалось. Таким же
наказаниям подвергались родственники виновных мужского пола. Жен и детей
виновного продавали в рабство.
Ко второму виду преступлений относились умышленные и неосторожные убийства,
причинение увечий и ран, нанесение материального ущерба. Признавая кровную
месть, шариат разрешал родственникам убитого отомстить за преступление по
принципу талиона. Преступник мог быть отдан семье потерпевшего, которая по
своему усмотрению решала, какое наказание применить к нему. Однако она могла
и простить убийцу, если последний или его родственники согласятся уплатить
соответствующий денежный выкуп. Если убийство произошло не на священной земле
и не во время священных месяцев, выкуп должен был состоять из 100 верблюдов и
12 тысяч дирхемов деньгами. За убийство женщины выкуп уплачивался в
половинном размере, за убийство неверного - в размере одной трети.
За нанесение телесных повреждений сумма выкупа уменьшалась. В том случае,
если соглашения о выкупе не было достигнуто или уплатить его оказывалось для
виновника и его родственников невозможным, потерпевший или его ближайший
наследник прибегал к кровной мести. При этом они обязаны были применять
оружие, каким действовал виновный, а также нанести последнему ранение, какое
получил потерпевший.
Сорок ударов плетьми полагалось мусульманину за употребление вина, поркой
наказывалась игра в азартные игры. За кражу виновному отрубали руки.
Сосредоточив внимание на самом преступнике, шариат отказывается от наказания
соучастников преступления.
В случае, когда наказание за преступные действия не было предусмотрено
шариатом, судья назначал его сообразно социальному положению обвиняемого.
Специфика судебного процесса по шариату заключалась в том, что он не
признавал деления на гражданские и уголовные дела, носил обвинительный
характер, не делал разницы между истцом и обвинителем (ответчиком и
обвиняемым). При рассмотрении дел не было прокурора и адвоката. Процесс
начинался только по жалобе потерпевшего или его родственников.
В шариате отсутствовали процессуальные нормы, обязательные для судьи. Он не
был связан в оценке доказательств и мог прекратить дело на любой стадии его
рассмотрения. Свобода усмотрения, в том числе и в выборе наказаний, делала
суд удобным орудием в руках богатых против бедняков.
Вопрос №34 Особенности мусульманского права:
Система мусульманского права является принципиально иной по сравнению,
например, с системой римского права, и вообще она менее разработана, чем
последняя. Правовые, религиозные, этические нормы, хотя и различаются по
содержанию, не отделяются друг от друга, составляя все вместе единый
комплекс.
Подтверждая государственную собственность на землю, шариат предоставляет
главе государства право наделять землей отдельных лиц, но только на праве
владения и с обязательной уплатой подати. Землевладельцу разрешалось при этом
сдавать землю в аренду непосредственному производителю-крестьянину,
обязанному уплатой феодальной ренты.
Со второй половины УШ века в халифате появляется условное землевладение,
родственное западноевропейскому бенефицию. По мере развития феодальных
отношений эти земли, равно как и другие земельные владения, находящиеся в
руках феодальной знати, превращаются в частную собственность.
Система обязательств мусульманского права отличается большой разработанностью.
Обязательства из договоров распадаются на две группы. Решающим моментом,
отграничивающим одну группу договоров от другой, является наличие или
отсутствие обязанности передать вещь, являющуюся предметом сделки. К первой
группе договоров, связанной с передачей вещи, относятся договоры мены, займа,
найма имущества, купли-продажи. Ко второй группе относятся договоры
товарищества, поклажи, поручения.
Своеобразие мусульманского права выражается, в частности, в правиле, согласно
которому риск случайной гибели вещи лежит на продавце, а также в сравнительно
облегченном порядке расторжения договора (если купленная вещь с изъяном, если
покупатель, совершив сделку не видя вещи, сочтет, что она ему не подходит, и
пр.).
В области семейных отношений мусульманское право исходит из безусловного
преобладания мужчины над женщиной. Шариат разрешает мужчине иметь четырех
законных жен и неограниченное число наложниц.
Согласия на брак от женщины не требовалось. В заключении брачного договора
она не участвовала. Выйдя замуж, она переходила во власть мужа, должна была
избегать встречи с посторонними мужчинами, не показываться в общественных
местах и т. д. Муж мог прибегать к телесным наказаниям жены.
Развод по мусульманскому праву сравнительно легко осуществим, но не для женщины.
Большой разработанностью отличается мусульманское наследственное право.
Завещатель имеет право распоряжаться по своему усмотрению не более чем одной
третью имущества.
Завещатель вправе назначить душеприказчика, которому поручается осуществление
фактического раздела наследства (дело нередко весьма сложное, поскольку закон
требовал пропорционального распределения имущества между всеми законными
наследниками).
Специфической чертой мусульманского наследственного права является то, что к
наследникам переходят только права, но не обязательства наследодателя, только
то имущество, которое остается за вычетом всех уплат, следуемых по долгам
умершего.
Идеологической основой шариата, имеющей особое значение для его уголовно-
правовой части, является учение о покорности судьбе, о недопустимости
сопротивления существующему строю, поскольку он освящен богом и Мухаммедом, о
греховности чувства зависти к богатым и т. д.
В силу этого правонарушение, посягающее на господствующий правопорядок,
объявляется одновременно с тем преступлением против веры, а преступление
против веры рассматривается как преступление против государства.
По характеру ответственности преступления делятся шариатом на два вида: те,
за которые виновный должен ответить своим телом или своей жизнью, и те,
которые он может искупить уплатой штрафа.
К первому виду преступлений относятся кража и разбой (влекущие за собой
отсечение руки), прелюбодеяние жены, убийство в разбое (наказуемое смертной
казнью) и др.
Ко второму виду преступлений относятся главным образом убийство - умышленное
и неосторожное, а также всевозможные случаи причинения увечий и ран.
Признавая кровную месть, шариат разрешает родственникам убитого отомстить за
преступление по принципу талиона. Однако они могут и простить убийцу, если
последний или его родственники согласятся уплатить соответствующий денежный
выкуп.
Если убийство произошло не на священной земле и не во время священных
месяцев, выкуп должен был состоять из 100 верблюдов и 12 тысяч дирхемов
деньгами.
За убийство женщины выкуп уплачивался в половинном размере, за убийство
неверного - в размере одной трети.
За нанесение ран сумма выкупа соответственно уменьшалась. Если соглашения о
выкупе не было достигнуто или уплатить его оказывалось для виновника и его
родственников невозможным, потерпевший или его ближайший наследник прибегали
к кровной мести. Требовалось, чтобы они действовали тем же оружием, каким
действовал виновный, и причинили ему такое же ранение, какое получил
потерпевший.
Сосредоточив основное внимание на самом преступнике, шариат отказывается от
наказания соучастников преступления, если они выступали в роли укрывателей
или попустителей.
Судебные функции в странах халифата исполнялись кадиями. Они назначались
халифом или его представителями на местах из лиц, отвечавших необходимым
условиям, обычным для классового общества. Помимо судебных функций, им
поручались и многие другие, в том числе надзор за распределением наследства,
выдача замуж женщин, не имеющих попечителей, установление опеки и пр.
Процессуального права в строгом смысле слова шариат не знает. Кадий не был
связан никаким сколько-нибудь определенным порядком судопроизводства.
Прокурора и адвоката мусульманский процесс не знает. Писаного
делопроизводства не существовало, так же как и судебных сроков, за
исключением одного: каким бы сложным ни было дело, кадий доджей был решить
его в один день.
Среди доказательств особое значение имели клятвы, признания и свидетельские
показания. Свидетелями могли выступать, как правило, только мужчины. Иноверцы
не могли свидетельствовать против мусульманина.
Кадий не был связан в оценке доказательств, он мог прекратить дело в любой
стадии. Он мог вынести решение о наказании плетьми недобросовестного истца.
С УШ века Арабский халифат как единое государство начинает распадаться.
Возникает независимый Египетский халифат, в Испании - до ХШ века - Кордовский
халифат (впоследствии ликвидированный).