Фатализм и субъективизм в правовой деятельности. Правовая и неправовая деятельность.
Фатализм, исходит в понимании общественной жизни из признания неизбежности хода истории, исключая тем самым становление новых возможностей развития. Детерминацию социальной действительности фатализм рассматривает как подчинение человека власти внешней, трансцендентной ему силы. Эта сила может выступать как сверхъестественная и божественная воля (теологический фатализм и провиденциализм), как изначальный социальный порядок, представляющийся сводом раз и навсегда данных канонов бытия, как неотвратимое «естественное устройство мира с безраздельным господством природной необходимости» и т.д.
В жизни общества крайний фатализм отрицает случайность вообще, умеренный фатализм допускает ее как форму опосредования фатума. Классическая форма фатализма в античности — стоицизм, особенно римский. Стоический фатализм следующим образом резюмировал положение индивида перед лицом вседовлеющего могущества социальных сил (империй, войн и т.д.): «Волящего судьба ведет, а неволящего влачит» (Сенека. Письмо к Луцилию).
Вместе с тем к фатализму прибегает также и авантюристский субъективизм, пытающийся выдать свой произвол за предопределенный и единственно правильный образ действий и суждений. Субъективизм как мировоззренческая позиция, игнорирующая (полностью или частично) объективный подход к действительности и наличие объективных законов природы и общества, стремится поставить активность субъекта вне действия какой бы то ни было закономерности. Субъективизм связан с идеализмом и находит в нем свое обоснование. Идеологический механизм субъективизма складывается в результате вынесения социально значимых проблем за пределы объективной критики. Решение их подчиняется готовым, предвзятым предпосылкам, заранее заданным оценкам. В своей последовательной форме концепция субъективизма завершается проповедью «субъективной фанатичной решимости к прямому действию», культом «иррационального» произвола и нигилистическим попранием глубочайших истоков духовного прогресса личности. Субъективизм способен возрождать догму об индивидуальной или групповой монополии на истину «в последней инстанции». Он выдает корыстные интересы группы или касты за интересы класса, народа или всего человечества и готов использовать любые высокие принципы для оправдания произвола. Такой субъективизм есть последнее прибежище и реакционных, и квазиреволюционных сил.
Непосредственно в правовой деятельности фатализм и субъективизм приводят к попранию основополагающей идеи права как свободы и общего блага. В случае фаталистического подхода, правовая деятельность приобретает «опосредованный» характер, которая служит исключительно для поддержания каких-либо устоявшихся традиционных устоев и недопущения развития. Субъективизм, как правило, находит свое отражение в подмене содержания понятия «общего блага», под которым начинает пониматься не благо всех членов общества, а личные интересы отдельных групп, слоев, лиц, политических партий и т.д. Фатализм и субъективизм представляют собой угрозу для правовой деятельности, они подменяют ее на «неправовую» - имеющую лишь внешнюю оболочку правовой. Она также выражается в правотворчестве, правоприменении и контроле за соблюдением предписаний, однако ее цель противоречит самой природе права как выражению свободы, равенства и справедливости. Примером субъективизма в правовой деятельности выступают тоталитарные государства, правовая система которых призвана лишь обеспечивать интересы господствующего класса при одновременном угнетении большей части населения и попрания их свободы.