Вопрос 3. Реформы и развитие государственной системы в России во 2-я половине XIX в.
В 30–50-е гг. XIX в. в России происходит промышленный переворот. Развитие капиталистической промышленности, тесно связанной с выработкой товаров на рынок, привело к увеличению городского населения. Однако процесс расширения внутреннего рынка проходил значительно медленнее, чем развитие промышленности. Это объяснялось тем, что подавляющая часть населения страны вела натуральное хозяйство. Крепостные крестьяне не могли быть полноценными потребителями промышленной продукции. Крепостное право к тому же сдерживало развитие рынка и крестьянского предпринимательства. Представители буржуазии и некоторая часть либеральных помещиков требовали отмены барщинной системы и перехода к вольнонаемному труду.
Вместе с тем, за период с 1856 по 1860 гг. в России возникает такое количество акционерных компаний, которое превысило их численность за предыдущие двадцать лет. Также Крымская война стимулировала быстрое развитие промышленности. Поражение в войне показало неэффективность социальной и экономической системы России.
Следствием всего этого стало возникновение кризисной ситуации, которая к тому же проявилась в нарастании числа крестьянских бунтов и развитии революционного движения, пик которого пришелся на 1859–1861 гг.
Таким образом, в первой половине XIX в. сформировались социально-политические предпосылки для буржуазных реформ в России.
Страной в это время правили: Александр II (1855–1881 гг.) и Александр III (1881–1894 гг.).
К наиболее значимым событиям можно отнести: отмену крепостного права (1861 г., 19 февраля), Крымскую войну (1853–1856 гг.), жизнь Г.В. Плеханова (1856–1918 гг.), деятельность тайной революционной организации «Земля и воля» (1861–1863 гг.), восстания в Польше, Литве, Белоруссии (1863 г.), присоединение Средней Азии (1864–1885 гг.), издание в Женеве на русском языке «Манифеста коммунистической партии» (1869 г.), родился Владимир Ильич Ленин (1870 г.,10(22) апреля), основание русской секции I Интернационала (1870 г.), издание на русском языке 1 тома «Капитала» К. Маркса (1872 г.), деятельность тайной народнической организации «Земля и воля» (1876–1879 гг.), Русско-турецкая война (1877–1878 гг.), деятельность «Северного союза русских рабочих» в Петербурге (1878–1880 гг.), деятельность марксистских групп Г.В. Плеханова, П.В. Точисского и Д.Н. Благоева, покушение на Александра III, арест А.И. Ульянова (1887 г., 1 марта), арест и ссылка В.И. Ленина в д. Кокушкино Казанской губернии (1887 г., декабрь).
Происходившие в 1860–1870 гг. государственные реформы отразили буржуазные тенденции в развитии государственного аппарата, но вместе с тем, прослеживается стремление сохранить господствующее положение дворянства в политической и государственной системах.
Император сохранял закрепленный в основных законах Российской империи статус неограниченного.
Высшим совещательным учреждением оставался Государственный Совет, на который в ходе реформы легли задачи по рассмотрению большого количества законопроектов и по кодификационной работе.
При Государственном Совете образовывались различные комитеты (Западный, Кавказский, По делам об устройстве сельского населения и др.) и комиссии (например, По охране государственного порядка, Особое совещание для охраны спокойствия). Один из таких комитетов со временем превратился в важный орган государственного управления, став Комитетом министров.
Сенат продолжал сохранять положение высшего судебного органа государства, выполнявшего, кроме того, некоторые административно-надзорные функции.
Накануне реформ в 1857 г. был учрежден высший государственный орган – Совет министров, в который вошли в качестве членов председатели Государственного совета и Комитета министров, министры, главноуправляющие. Председательствовал в Совете министров Император.
Аппарат министерств в этот период был значительно перестроен, многие из них стали создавать свои местные органы. Развитие капитализма в стране выдвинуло на первый план такие отраслевые ведомства, как Министерство путей сообщения, Министерство государственных имуществ, Главный комитет железных дорог, Министерство финансов.
Так, министерство Финансов образовало на местах казенные палаты – ведавшие прямыми налогами; акцизные управления, ведавшие косвенными налогами; фабричные инспекции. Наряду с Государственным банком возникла целая сеть частных коммерческих банков. Для проведения выкупной операции потребовалось создание Крестьянского и Дворянского банков, осуществлявших кредитование. Финансовая реформа привела также к перестройке системы государственного контроля и централизованного порядка формирования государственного бюджета. Теперь он рассматривался и утверждался Государственным советом, а калькулировался в Министерстве финансов. Были выработаны новые бюджетные правила, и на финансовые палаты возложена обязанность контролировать осуществление бюджета по первичным документам.
В рамках Финансовой реформы старые налоговые институты, такие как подушная подать, винные, солевые откупа и др., были в 1863 г. заменены поземельным и акцизным налогами. Реорганизация налоговой системы вызвала значительный рост государственного бюджета. Вместе с тем резко возросли и государственные расходы, большая их часть уходила на содержание административного, полицейского аппарата и армии. Главными потребителями государственных средств были: Министерство двора, Военное министерство, Министерство флота и Министерство внутренних дел.
Важную роль в пореформенный период приобрело Министерство внутренних дел, имевшее на местах подведомственные органы: губернские правления, губернские присутствия, уездные управления и др.
Так, в 1862 г. городская и уездная полиция были объединены в единую полицейскую систему, которая стала представлять собой сложную иерархию, начинающуюся с урядника и пристава и на уездном уровне возглавлявшуюся исправником. В губернских городах руководство полицией осуществлял полицмейстер. Вся губернская полиция подчинялась губернатору и генерал-губернатору. Вершину полицейской пирамиды представлял министр внутренних дел. Ему же подчинялись включенные в 1880 г. в единую полицейскую систему губернские жандармские управления.
Согласно «Временным правилам об устройстве полиции» 1862 г. в уездах создавались уездные полицейские управления, в которые входили городничий со своей канцелярией, представлявшие уездный город, и земский исправник с земским судом, представлявшие уезд. В составе канцелярии градоначальника, заменившей управы благочиния, создавались сыскные и охранные отделения. Полиции поручалось проведение дознания, материалы которого она передавала следователю, а тот – прокурору. Меры пресечения, которые применяла полиция, включали: отобрание вида на жительство, установление надзора, взятие залога, передача на поруки, домашний арест, взятие под стражу.