Сословный строй и развитие государственной системы в 1-й половине XIX в.
Правовое положение церкви и национальных «окраин» империи
Реформы и развитие государственной системы в России во 2-я половине XIX в.
Контрреформы 80-х – 90-х годов XIX в.
Изменения политической системы России начала XX в.
Учреждение Государственной Думы в Российской империи. Полномочия и правовой статус Думы.
ВВЕДЕНИЕ
Короткое и противоречивое царствование после Екатерины II Павла I шло к своему трагическому концу. В ночь с 11 на 12 марта 1801 г. Император был убит – на престол возведен Александр I.
Последний дворцовый переворот завершал традиции века XVIII и открывал новый век, которому будут свойственны уже не дворцовые, а более серьезные перевороты – экономические, социальные, политические. Вместе с тем, новый век вырастал из старого. Противоречия, порожденные общественным развитием российского общества, теперь развернутся с новой силой. И главное из них вытекало из назревавших формационных изменений – на смену феодализму надвигался капитализм.
Уже в предыдущий период обнаружился кризис крепостнической системы хозяйства, а теперь он идет с нарастающей силой. Феодализм все больше показывает свою несостоятельность. При этом кризис феодально-крепостнической системы становится всеобъемлющим, как охватывая все важнейшие сферы экономики, так социально-политическую и административно-управленческую систему страны.
В 1-й половине XIX в. Россией правили Александр I (1801–1825 гг.) и Николай I (1825–1855 гг.).
К наиболее значимым событиям отечественной истории можно отнести: присоединение Грузии к России (1801–1804 гг.), жизнь А.С. Пушкина (1799–1837 гг.), учреждение министерств (1802 г., 8 сентября), война с Персией и Присоединение Северного Азербайджана и Дагестана (1804–1813 гг.), Русско-иранская война (1804–1813 гг.), война против Наполеона в союзе с Австрией, Англией и Пруссией (1805–1807 гг.), Русско-турецкая война и присоединение Бессарабии (1806–1812 гг.), Русско-шведская война, присоединение Финляндии (1808–1809 гг.), жизнь Н.В. Гоголя (1809–1852 гг.), жизнь В.Г. Белинского (1811–1848 гг.), вторжение Наполеона в Россию, Отечественная война 1812 г. (12 июня–25 декабря), жизнь А.И. Герцена (1812–1870 гг.), жизнь М.Ю. Лермонтова (1814–1841 гг.), открытие Ф.Ф. Беллингсгаузеном и М.П. Лазаревым Антарктиды, основание Петербургского университета (1819 г.), Восстание декабристов в Петербурге (1825 г., 14 декабря), Русско-иранская война (1826–1828 гг.), Русско-турецкая война (1828–1829 гг.), жизнь Н.Г. Чернышевского (1828–1889 гг.), жизнь Л.Н. Толстого (1828–1910 гг.), «Холерные бунты» в Тамбове и Петербурге (1830–1831 гг.), открытие первой пассажирской железной дороги в России (1837 г.).
Вопрос 1. Сословный строй и развитие государственной системы в 1-й половине XIX в.
Сословный строй России.
Характеристикой для любой эпохи является формирование отечественной сословной структуры, ставящей целью сохранение порядка, в котором каждое сословие выполняет свое назначение.
Наивысшим и привилегированным классом российского общества 1-й половины XIX в. оставалось дворянство. Манифест Петра III 1762 г. «О вольности дворянской», подтвердив особое положение дворянского сословия в обществе, отменил обязательность тяготившей дворянство службы. В нем были намечены новые сферы приложения дворянской инициативы – кроме государственной и военной службы, торговля и промышленность.
Наиболее важным актом, осуществившим правовую консолидацию дворянства, стала «Жалованная грамота дворянству» 1785 г.
Привилегии дворянства определялись достаточно широко. Прежде всего, закреплялось положение Манифеста 1762 г. в части свободы дворян служить, оставлять службу, выезжать в другие государства, отказываться от подданства. Устанавливались политические корпоративные права – созывать и участвовать в провинциальных съездах, избираться судьями. Устанавливались принципы организации местного дворянского самоуправления, личные права дворян, и порядок составления родословных дворянских книг.
Дворянское достоинство определялось как особое состояние качеств, служащих основанием для приобретения дворянского звания, которое рассматривалось как неотъемлемое, потомственное и наследственное. Оно распространять на всех членов семьи дворянина. Основаниями для лишения дворянского звания могли стать лишь уголовные преступления, в которых проявилось моральное падение преступника и нечестность. Личные права дворян включали: право на дворянское достоинство, право на защиту чести, личности и жизни, освобождение от телесных наказаний, от обязательной государственной службы и др. Имущественные права дворянства – полное и неограниченное право собственности, на приобретение, использование и наследования любого вида имущества. Устанавливалось исключительное право дворян покупать деревни и владеть землей и крестьянами. Дворяне имели право открывать промышленные предприятия в своих имениях, торговать продукцией своих угодий оптом, приобретать дома в городах и вести морскую торговлю. Соответственно были обособлены судебные права дворянства, которые включали следующие сословные привилегии – личные и имущественные права дворянства могли быть ограничены или ликвидированы только по решению суда, дворянина мог судить только равные ему сословный суд, решения других судов для него не имели значения.
Сословное самоуправление дворянства, также регламентировалось «Жалованной грамотой» и выглядело следующим образом. Дворяне создавали Общество или Собрание, наделенное правами юридического лица, имевшее собственные финансы, имущество, учреждения и служащих. Собрание наделялось определенными политическими правами – оно могло делать представления местным властям, центральным учреждениям и Императору по вопросам «общественной пользы». В состав Собрания входили все дворяне, имевшие имения в данной губернии. Из числа уездных предводителей дворянства Собрание раз в три года избирало кандидатов в губернские Предводители дворянства, кандидатура которого утверждалась губернатором или представителем монарха в губернии. Устранялись от выборов дворяне, не имевшие земель и не достигшие двадцатипятилетнего возраста. Также ограничивались при выборах права дворян, не служивших и не имеющих офицерских чинов, а опороченных судом дворян вовсе исключали из состава Собрания. Собрание избирало заседателей в сословные суды губернии и полицейских должностных лиц земской полиции.
Дворянские собрания и уездные предводители осуществляли составление дворянских родословных книг и решали вопросы о допустимости в число дворян тех или иных лиц – существовало около двадцати правовых оснований для причисления к дворянству.
Жалованная грамота сохраняла отличие прав личного дворянства от прав потомственного дворянства. Так все потомственное дворянство обладало равными правами (личными, имущественными и судебными) независимо от разницы в титулах и древности рода. Закрепленные за дворянством права определялись как «вечные и неизменные».
Таким образом, завершилась правовая консолидация дворянства, как сословия. Вместе с тем дворянские корпорации находились в непосредственной зависимости от государственной власти – регистрация дворян в родословных книгах проводилась по установленным государством правилам. Государственные чиновники утверждали кандидатуры выборных дворянских предводителей, дворянские выборные органы действовали под эгидой государственных должностных лиц и учреждений.
К другой ячейке сословного строя относилось население городов. Правовой статус городского населения как особого сословия начал определяться еще в конце XVII в. Затем создание органов городского самоуправления при Петре I (ратуши, магистраты) и установление определенных льгот для верхушки городского населения упрочили этот процесс. Дальнейшее развитие промышленности торговли и финансов, как особых функций города, потребовали издания новых правовых актов, регулирующих эти сферы деятельности. В 1769 г. был разработан проект положения «О среднем роде людей» или правовом статусе мещанства. Мещане располагали полнотой государственных прав, правом на жизнь, безопасность и имущество. Предусматривались судебные права, права на неприкосновенность личности вплоть до окончания судебного разбирательства, на защиту в суде.
Мещане освобождались от общественных работ, их запрещалось переводить в крепостное состояние. Они имели право свободного переселения, передвижения и выезда в другие государства, право на свой внутрисословный суд, на обзаведение домами, право выставлять вместо себя замену по рекрутскому набору. Мещане имели право владения городскими и загородными домами, имели неограниченное право собственности на принадлежащее им имущество, неограниченное право наследования. Они получали право владеть промышленными заведениями, но с ограничением их размеров и числа работающих на них, организовывать банки, конторы и пр. Лишение мещанских прав и сословных привилегий могло осуществляться по тем же основаниям, что и лишение сословных прав дворянина.
Как и прежде все городское население делилось на шесть категорий: «настоящие городские обыватели», купцы, состоявшие в цехах ремесленники, иногородние и иностранные купцы, именитые граждане, прочее посадское население.
За городскими жителями, как и за дворянством, признавалось право корпоративной организации. Горожане составляли «городское общество» за которым признавалось право юридического лица. Участие в обществе ограничивалось имущественным цензом – уплата годового налога размером не менее 50 рублей и возрастным цензом – не моложе 25 лет.
В городе создавалась «Общая городская дума», в которую входили избранные городской голова и гласные. Дума образовывала свой исполнительный орган – «Шестигласную городскую думу». В компетенцию городской думы входили: обеспечение в городе тишины, согласия и благочиния, разрешение внутрисословных споров, наблюдение за городским строительством. Но в отличие от ратуш и магистратов судебные дела не входили в ведение городской думы – их решали судебные органы.
Положение крестьян также мало чем отличалось от их положения в предыдущий период истории. Крестьяне, как и прежде, делились на государственных, помещичьих, посессионных и дворцовых, которые в свою очередь могли быть свободными и крепостными.
Все категории крестьян имели право нанимать работников, выставлять вместо себя нанятых в рекруты, обучать своих детей (крепостные могли это делать только с разрешения помещика), заниматься мелкой торговлей и кустарными промыслами. Права наследования, распоряжения имуществом, вступления в обязательства для крестьян были, как и прежде, ограничены. Крепостные крестьяне полностью подлежали суду помещиков, а по уголовным делам – государственному суду. Их имущественные права были ограничены необходимостью получать разрешение помещика (в области распоряжения и наследования движимого имущества). Помещику, в свою очередь, запрещалось продавать крестьян в «розницу». Свободными людьми оставались казаки.
Говоря о правовой охране государством сословных отношений, необходимо заметить, что развитие дворянского права собственности проходило в русле правовой консолидации этого сословия. Еще в «Манифесте о вольности дворянской» расширялось понятие недвижимого имущества, впервые введенное в оборот «Указом о единонаследии». К недвижимостям были отнесены дворы, фабрики и заводы. Установленная в 1719 г. монополия государства на недра и леса отменяется в 1782 г. – помещики получают право собственности на лесные угодья. Еще в 1755 г. была установлена помещичья монополия на винокурение, с 1787 г. дворянам разрешается повсеместная свободная торговля хлебом. В этой области никто не мог конкурировать с помещичьими хозяйствами.
Упростился и порядок наследования помещичьих имений, расширилась свобода завещателя. В 1791 г. бездетные помещики получают полную свободу передавать по наследству недвижимость любым лицам, даже не относящимся к членам рода наследодателя. Вместе с тем упрощается дифференциация правовых форм дворянского землевладения. Все имения стали подразделяться на два вида – родовые и благоприобретенные. Дворяне в них теперь могли осуществлять любую, не запрещенную законом деятельность. Им предоставлялось полное право распоряжения имениями, они имели полную власть над крепостными крестьянами, по собственному усмотрению могли налагать на них различные подати, оброки и использовать на любых работах.
В первой половине XIX в., во всех отраслях экономики происходило формирование капиталистических отношений. В Грамоте государство уделило внимание законодательству о предпринимательстве и формировании капиталистической экономики. Сельское хозяйство определенно ориентировалось на рынок. Его продукция производилась с целью сбыта, в структуре крестьянских отработок и повинностей увеличивалась доля денежных оброков, увеличивались размеры барской запашки. В ряде районов развивалась «месячина» – перевод крестьян на оплату продуктами, тогда как их наделы переходили в барскую запашку.
«Жалованная грамота дворянству» закрепила права дворян заниматься промышленной и торговой деятельностью, открыв для сословия новые перспективы деятельности. В поместьях появляется все большее число промышленных предприятий и мануфактур, на которых использовался труд крепостных. Происходит дифференциация крестьянства, так как разбогатевшие стали вкладывать свои капиталы в промышленность и торговлю.
В свою очередь в промышленности возрастало применение наемного труда, увеличивалось число кустарных и мелких предприятий, крестьянских промыслов. В 30–50-е годы мануфактуры превращались в капиталистические фабрики, основанные на машинной технике. Уже в 1825 г. более половины занятых в обрабатывающей промышленности рабочих были наемными, преимущественно оброчными крестьянами. Быстро возрастал спрос на свободную рабочую силу. А ее пополнение возможно было осуществлять только из крестьянской среды, для чего следовало провести, определенные правовые преобразования в положений крестьянства. В 1803 г. принимается Указ «О вольных хлебопашцах», по которому помещики получили право отпускать своих крестьян на волю за установленный самими помещиками выкуп. Почти за шестьдесят лет действия указа (до реформы 1861 г.) было утверждено лишь около пятисот договоров об освобождении и стали вольными хлебопашцами около 112 тысяч человек. Освобождение осуществлялось с санкции Министерства внутренних дел, крестьяне получали права собственности на недвижимость и участии в обязательствах.
В 1842 г. издается Указ «Об обязанных крестьянах», предусматривающий возможность передачи помещиками крестьянам земли в арендное пользование, за что крестьяне обязывались выполнять предусмотренные договором повинности, подчиняться суду помещика. Но в результате на положение «обязанных» крестьян было переведено лишь около 27 тысяч крестьян, проживающих в имениях всего шести помещиков.
Отметим, что обе эти частичные реформы не решали вопроса об изменении экономических отношений в сельском хозяйстве, хотя и наметили механизм аграрной реформы, которая осуществлялась в 1861 г. Были введены выкуп, состояние «временной обязанности», отработки. Более радикальными были правовые меры, принятые в Эстляндской, Лифляндской и Курляндской губерниях. В 1816–1819 гг. крестьяне этих регионов были освобождены от крепостной зависимости без земли. Крестьяне переходили на отношения аренды, пользуясь помещичьей землей, выполняя повинности и подчиняясь помещичьему суду.
Мерой, направленной на изменение крепостнических отношений, стала организация военных поселений, в которых с 1816 г. стали размещаться государственные крестьяне. К 1825 г. их число достигло четырехсот тысяч человек. Поселенцы были обязаны заниматься сельским хозяйством, отдавая половину урожая государству, и нести военную службу. Им запрещалось торговать, уходить на заработки, их жизнь регламентировалась «Воинским уставом». Понятно, что эта мера не могла дать свободных рабочих рук для развития промышленности, но наметила пути для организации принудительного труда в сельском хозяйстве, которые будут использованы государством значительно позже.
В 1847 г. было создано Министерство государственные имуществ, которому было поручено управление государственными крестьянами. Было упорядочено оброчное обложение, увеличены земельные наделы крестьян; закреплена система крестьянского самоуправления: «волостной сход – волостное управление – сельский сход – сельский староста». Эта модель самоуправления будет еще долгое время использоваться как в системе общинной, так и будущей колхозной организации, став, вместе с тем, фактором, сдерживающим отход крестьян в город и процессы имущественной дифференциации крестьянства.
Заметим, что новые экономические отношения требовали изменений в правовом положении сельских обывателей. Отдельные шаги в этом направлении были сделаны в первой половине XIX в. Так, уже в 1801 г. государственным крестьянам было разрешено покупать землю у помещиков. В 1818 г. был принят указ, разрешивший всем крестьянам, в том числе и помещичьим, учреждать фабрики и заводы. А так как потребность в свободном наемном труде сделала неэффективным использование труда посессионных крестьян на фабриках и заводах – в 1840 г. заводчики получили право освобождать посессионных крестьян и вместо них нанимать вольных людей и оброчных крестьян, что привело к разрастанию в городах параллельно с сословием мещан и цеховых (мастера, ремесленники, подмастерья) новой социальной группы – «рабочих людей», ставшей основой новой социальной ячейки общества – «пролетариата».