Some questions of formation of the international “sui generis”subjectivity of the Holy See

Alexandr V. Shevchenko

Аннотация: В данной статье предпринята попытка рассмотреть и проанализировать некоторые вопросы, связанные со становлением Святого престола, как квазисубъекта международного права, в их ретроспективе. На основе этого анализа доказать высокую теоретическую и практическую значимость понимания тенденций и перспектив развития категории квазиправосубъектности.

Summary: In this article an attempt to consider and analyse some questions connected with formation of the Holy See as the “sui generis” subject of international law, in their retrospective is made. On the basis of this analysis to prove the high theoretical and practical importance of understanding of tendencies and prospects of development of category of “sui generis” subjectivity.

Ключевые слова: история права, международное право, международная правосубъектность, Святой престол, Папа Римский.

Keywords: history of law, international law, international law subjectivity, Holy See, Holly Father.

Подходы

Современная доктрина международного права традиционно относит Святой престол (римского первосвященника и органы римской курии) к образованиям, наделенным международной квазиправосубъектностью или persona sui generis наравне с вольными городами (например: г. Данциг до 1939 г.) и Мальтийским (св. Иоанна Иерусалимского, Родоса и Мальты) Орденом.[1]. Однако стоит отметить, что данные субъекты очень сильно отличаются друг от друга и их объединение в данную группу с учетом исторического, политического и других контекстов может быть сделано лишь с известной степенью относительности.

Необходимо учитывать, что вопросы, связанные с определением статуса таких образований, как Святой престол необходимо рассматривать, принимая во внимание их уникальность и исключительность, обусловленную историческим, политическими и культурными предпосылками. Из этого, на наш взгляд, следует, что любая классификация этих субъектов будет неточной и отрицающей данную исключительность.

Есть и другая точка зрения, которой придерживался, например, Ф. Мартенс. По его мнению, ничто кроме государства не может обладать международной правосубъектностью, в том числе и религиозные организации.[2, 246–247] А международный характер конкордатов (договоров, заключаемых Святым Престолом с правительствами государств) хоть и не подлежит сомнению, но они «не суть международные трактаты».[2, 92–93]

Вообще в России всегда относились более жестко к вопросам правосубъектности Святого престола и взаимоотношения с Римской Курией. Так первый конкордат между Святым престолом и Российской Империей был заключен лишь в 1847 году при Императоре Николае I. Конкордат действовал до 1863 г. когда Россия не сочла более возможным руководствоваться его положениями в связи с восстанием в Польше (населенной преимущественно католиками). До указанных шагов Николая I в Петербурге отказывались даже принимать папского нунция в качестве такового, косвенно выражая свое непризнания за Святым престолом активного и пассивного посольского права.[2, 90–91]

Предпосылки

Для того чтобы лучше понять первопричины процессов, приведших к росту влияния и власти Святого престола необходимо обратиться к некоторым моментам истории Папства и постараться при этом рассмотреть их без отрыва от общего исторического контекста.

Особая природа правосубъектности Святого престола, о которой мы ведем речь, не в последнюю очередь опирается на уникальность исторического пути и уникальнейшие же внешние условия, позволившие данному субъекту стать постепенно тем, чем он стал.

Институт папства не мог бы вознестись так высоко и возыметь такой огромный авторитет и такую значительную историческую роль, возникни он в другое время, в других условиях и в других местах.

Средневековая Европа породила несколько предпосылок для процесса укрепления папской власти и влияния. Среди них следует выделить:

1) Религиозная гомогенность Европы. К концу первого тысячелетия большая часть народов Европы исповедовала христианство. Раскола церкви тогда еще не было, и церковная структура охватила все страны.

2) Всеобъемлющая роль религии в жизни индивида и общества в целом. Религиозные нормы проникли во все сферы, включая семью, коммерцию, политику и так далее, выйдя за привычные и естественные для религии рамки, при которых она довольствуется монополией на сферу морали, и духовности.

3) Иерархичность политической конструкции средневековой Европы, обусловленная христианской идеологией и феодальными порядками. В такой системе Император Священной Римской Империи воспринимался как высший по рангу светский властитель, а римский первосвященник как высший религиозный иерарх. Император и Папа находились на вершине этой конструкции, при этом Папа опирался на поддержку Императора, но и Император зависел от Папы, так как именно папа придавал, в конечном счете, легитимность любому светскому правителю.

4) Опора пап на разветвленную структуру церковных учреждений, и на ордена, магистры которых признавали верховную власть понтифика.

Все эти предпосылки и привели к тому, что Апостольский престол возымел столь значимую в христианском мире роль. Общеизвестно, что первый крестовый поход (1096 г.) был провозглашен папой Урбаном II в г. Клермоне (Франция). Данный факт наглядно демонстрирует влияние пап на светские дела уже в тот период. В условиях феодальной раздробленности и постоянных междоусобных войн авторитет и власть папы оказались практически единственной силой, способной направить народы на хоть сколько-нибудь значимые свершения.

В дальнейшем притязания пап лишь возрастали. Так в «Dictatus papae» (1075 г.) Григорий VII сформулировал следующие принципы: папа вправе низлагать императоров (п. 12), никто не вправе изменить решения папы, пока он сам не внесет в него соответствующие изменения (п. 18); никто не имеет права судить папу (п. 19); Римская церковь ещё никогда не ошибалась, она, согласно свидетельству Писания, вечно будет непогрешимой (п. 22).[3]

В 1302 г. Бонифаций VIII издал буллу «UnamSanctam», в которой формулировалась концепция двух мечей – духовного и мирского. Оба меча находятся во власти Церкви: духовный должен обнажаться Церковью, мирской – ради Церкви; духовный – священником, мирской – королем и солдатами, но с согласия и по воле священника. Мирская власть должна подчиняться власти духовной. Если мирская власть заблуждается, она должна быть судима духовной властью, которая, хотя и дана человеку и осуществляется человеком, является не человеческой, но скорее божественной, доверенной Петру Богом. Тот, кто сопротивляется этой власти, сопротивляется божественному порядку. Следовательно, подчинение римскому понтифику необходимо для спасения любого человеческого создания.[4]

Позже положения буллы Unam sanctam вошли состав Кодекса канонического права (codex iuris canonici).

Согласно канону 361 Кодекса канонического права (codexiuriscanonici) (Действующий кодекс канонического права был принят в 1983 г., при папе Иоанне Павле II. Прим.), под выражением Святой престол (Sancta sedes) или Апостольский престол (sedes Apostolica) подразумевается не только Римский Первосвященник, но так же и государственный секретариат, отдел по сношениям с государствами и прочие ведомства Римской Курии.[5, 169]. При этом город – государство Ватикан не обладает правосубъектностью, вопреки распространенному мнению, а решает лишь внутренние административные и хозяйственно – экономические задачи, обслуживающие деятельность, непосредственно, Святого престола.[6, 9]

Дефиниции

Сами эти понятия «Ватикан», «Папа», «Святой престол» Необходимо четко различать. Вот что пишет по этому поводу монсеньор И. Юркович: «…Однако в повседневной речи нередко смешиваются два разнородных понятия: "Ватикан" и "Святой Престол". Тут следует заметить, что государству Ватикан (Stato della Citta' del Vaticano) отводится весьма скромная роль: в его ведении находятся только вспомогательные стороны деятельности Святого Престола (почта, Ватиканское радио, санитарное и техническое обслуживание, текущий ремонт зданий и т.п.). Это государство создано совсем недавно, в 1929 году, когда были заключены Латеранские Пакты между Святым Престолом и правительством Италии. Государство Ватикан занимает крошечную территорию площадью в 44 гектара (это примерно десятая часть площади, занимаемой ВДНХ). Тем не менее эта территория предоставляет Святому Престолу необходимый минимум для того, чтобы он был свободен в исполнении своей духовной миссии и оставался независим от всякой власти мира сего.»[7]

Из этого следует, что когда мы говорим о наличии у Апостольского престола правосубъектности как у лица международного характера, то мы имеем в виду именно Папу римского и Римскую курию (государственный секретариат, конгрегации, советы, трибуналы и т.д.[8]

Периодизация

Как уже было сказано, в науке международного права существовали, по меньшей мере, два полярных мнения относительно правосубъектности Святого престола как субъекта международного права. В итоге возобладала, в том числе и в отечественной доктрине, точка зрения, согласно которой квазиправосубъектность Святого престола имеет место и не является таковой фикцией, каковой является, например, правосубъектность Мальтийского Ордена. [9, 310 – 313] Для того, чтобы понять содержание этой дискуссии необходимо обратиться к истории Святого престола и постараться разделить ее на периоды с точки зрения наличия тех или иных значимых для определения его международно – правового статуса элементов.

Первый период (до 1870 г.) Характеризовался наличием Папской области (или Папского государства). Это теократическое монархическое государство, существовавшее так или иначе в период с 752 по 1870 гг. Международная правосубъектность этого образования не вызывает сомнений. Папа выступал как в роли главы государства, так и в роли главы церкви и вел сношения с другими странами, совмещая эти две роли. Однако наличие светской власти было, в том числе, и инструментом для осуществления возложенной на него духовной миссии.

Второй период (1870–1929 гг.) В 1870 г Войска объединенной Италии заняли Папскую область и Рим. Она прекратила свое существование как независимое государство. Однако Войска Италии разоружив флот и армию Папы не посягнули на его резиденцию, уважая его особый статус главы Церкви. Однако, несмотря на то, что Папа перестал быть главой государства по причине его уничтожения путем завоевания (debellatio), он остался главой Католической Церкви. Для того, чтобы осуществлять свою религиозную деятельность Папе необходимо было чтобы у него была светская власть. Власти Италии издали в 1871 году закон «О гарантиях», подтверждавший намерение королевства воздерживаться и далее от распространения своей юрисдикции на Папу и его резиденцию, а так же не мешать послам иностранных государств вступать с Папским престолом в сношения. В период с 1870 по 1929 гг. существовал т.н. «римский вопрос» - состояние неурегулированности правового статуса Святого престола и его взаимоотношений с Италией. Необходимо отметить, что в этот период другие государства поддерживали с Папой дипломатические сношения, заключались договоры (конкордаты) (например с Колумбией 1887 г.), то есть, по сути, другие государства признали за Святым престолом право вести с ними дела как одному из субъектов межгосударственного общения. [10]

Третий период (С 1929 г.). В 1929 г. римский вопрос был решен путем заключения т.н. Латеранских соглашений, состоявших из договора, финансовой конвенции и конкордата. Соглашения были заключены от имени Папы и короля Италии

В соглашениях выражалось признание Италией суверенного статуса Святого престола и его самостоятельность в международных делах (ст.2. договора), а так же суверенитет управляемого Святым престолом Ватикана (см. рис.1).

Д. Анцилотти указывает на следующую особенность. Договор 1929 г. начинается формулировкой «Во имя Святой Троицы» (In the name of the Most Holy Trinity). Эта старинная формулировка которой традиционно христианские державы начинали свои международные договоры. Тот факт что данный договор начинается такой формулировкой свидетельствует, вне всякого сомнения, о признании договаривающимися сторонами друг друга как субъектов международного общения . [11, 137–157]

Однако Соглашения (ст. 3 – 4) устанавливают суверенитет Святого престола по отношению к Ватикану, а так же распространение итальянских законов на его жителей, что так же служит подтверждением озвученному ранее тезису о «техническом» назначении Ватикана обеспечить правосубъектность Святого Престола через способность папы действовать самостоятельно и независимо во исполнение своей миссии. В то же время основные признаки государства в их современном понимании данному искусственному образованию не свойственны. Даже суверенитетом обладает не оно, а папский престол, причем он имел его задолго до заключения Латеранских соглашений.

Касательно Латеранских соглашений, а точнее финансовой конвенции, входивший в них С.Г. Лозинский отмечает: «…Немаловажное значение для Ватикана имело и финансовое урегулирование претензий папства к Италии. Муссолини выплатил папе в качестве компенсации за нанесенный некогда Ватикану итальянским государством материальный ущерб огромную сумму в 1750 млн. лир или 90 млн. долларов по тогдашнему курсу…»[12, 362–363]

Необходимо отметить, что Римская католическая церковь, а в частности Апостольский престол крайне враждебно относились к Великой Октябрьской Революции и к социализму вообще. В 1929 г. была даже создана особая коллегия – Руссикум (Pontificium Collegium Russicum). В задачи коллегии входила подготовка семинаристов для будущей работы на территории СССР. Деятельность коллегии направляли люди глубоко реакционного иезуитского толка, видевшие своей задачей организацию работы таким образом, чтобы выпускники коллегии организовывали на территории Советской России подрывную работу и тем самым приблизили падение режима.

«…В подрывной работе против СССР Ватикан широко использует антисоветские эмигрантские клерикальные организации ("Руссикум"), через них он оказывает материальную помощь нелегальной униатской церкви на Украине, реакционно настроенным ксендзам в Прибалтике, Белоруссии, Казахстане. За последние годы увеличился поток эмиссаров Ватикана, засылаемых в Советский Союз под видом туристов, студентов, лиц, приезжающих по частным делам. Эмиссары занимаются враждебной обработкой советских граждан, сбором политической информации, пытаются проникать в закрытые для иностранцев районы страны…»[13]

Конкордаты и договоры

Правовая природа конкордатов – еще один дискуссионный момент, связанный напрямую с вопросом правосубъектности Святого престола. Если мы признаем за ним таковую правосубъектность, то логично предположить, что и Конкордаты заключаемые между Святым престолом с одной стороны и государством с другой – будут обладать отдельными признанными международных договоров. Отличительной их чертой будет то, что объектом регулирования данных соглашений будут не двусторонние отношения как таковые, а, скорее всего, вопросы, касающиеся католической общины и положения (в том числе правового) католической церкви в этой стране. Таким образом, конкордаты можно признать особой разновидностью международного нормотворчества, уникальность которого обусловлена особым субъектным составом, где одной из сторон выступает Святой престол, субъектная специфика которого была рассмотрена выше.[14, 38–48]

Конкордат, например, являлся составной частью рассмотренных выше Латеранских соглашений. Согласно конкордату Ватикан получил право распоряжаться по своему усмотрению итальянским духовенством. Санкции церковного суда, в том числе отлучение, лишение сана и другие канонические наказания, обязывали итальянские власти лишать наказуемых и гражданских прав. Брак, заключенный по церковному обряду мог быть расторгнут только церковью. Вводилось преподавание религии в начальных и средних учебных заведениях страны. [12, 362]

Так же необходимо отметить, что Святой престол участвует в ряде международных договоров, в том числе, в Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г., Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г., Конвенции о статусе беженцев 1951 г. Конвенции о правах ребенка 1989 г., Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г., Конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г., Конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 г., Парижской конвенции по охране промышленной собственности 1883 г., Договоре о нераспространении ядерного оружия 1968 г., Женевских конвенциях 1949 г. и дополнительных протоколах к ним.[9, 312]

Энциклики

Энциклика (От лат.Encyclica– окружной) один из основных документов, издаваемых папой по важнейшим вопросам церковной жизни а так же насущным проблемам духовного и социального свойства. Иногда энциклики могут издаваться в форме булл.

Несмотря на то, что энциклики являются документами декларативного свойства, их значение трудно переоценить, так как именно в них формулируются основные посылы верующим, а так же содержатся наиболее важные изменения в направлениях деятельности Святого престола, а вслед за ним и всей церкви.

Ценность энциклик заключается, в числе прочего еще и в том, что изучая их можно прийти к определенным выводам относительно тенденций проводимой Святым престолом политики. Причем это касается как внутри церковных дел и отношений с паствой, так и деятельности Папского престола в качестве субъекта международного общения.

В качестве примера рассмотрим одну из наиболее известных энциклик XIX века – RerumNovarum. Данная энциклика посвящена вопросам, связанным с проблемами исповедующий католицизм части рабочего класса.

Папа Лев XIII рассматривает подробно основные моменты т.н. рабочего вопроса, затрагивает проблему представительства рабочих во власти и рабочих кружков. В целом же послание носит примирительный характер, красной нитью через него проходит тезис о необходимости компромисса между богачами и бедняками (рабочими).[15]

Если говорить о современных тенденциях свойственных для дипломатии и внешней политики Святого престола, то здесь будет уместно обратить внимания на энциклики Папы Бенидикта XVI. Их было три.

1) Deuscaritasest(December 25, 2005) –Бог – естьлюбовь. Энциклика посвящена вопросам любви, разъяснениям взглядов Папы на то, какую созидательную силу может вдохнуть правильное понимание данной глобальной категории в людей, столь выхолощенных секулярной идеологией общества постмодерна. Позже Папа Бенедикт подкрепил тезисы энциклики в ряде заявлений, так, например, в одном из них он заявил, что церковь никогда не была врагом секса. [16]

Spe salvi(November 30, 2007) – Спасение в надежде. Вторая энциклика Папы Бенедикта. Папа продолжает рассуждать об основополагающих христианских добродетелях. В надежде он видит спасение переживающего кризис общества. Надежде Бога на людей и людей на Бога. Понтифик так же останавливается отдельно на проблемах современной цивилизации и угрозах, которые скрываются за впечатляющими плодами прогресса. Значительная часть энциклики посвящена кратики марксизма – ленинизма и революционных движений вообще. Папа считает, что истинная надежда не в мятежности а в смирении внутреннем самопреобразовании. Однако в своей нетерпимости к классикам материализма он забывает о том, что именно его предшественник Пий XI шел на сговор с фашистами и льстиво одобрял их действия, лишь бы заполучить для Ватикана более выгодные условия Латеранских соглашений.

3) Caritas in veritate(June 29, 2009)– Любовьвистине. Последняя энциклика Бенедикта. В ней он сосредотачивается на вопросах справедливости и достижения общего блага в контексте гармоничного развития общества и преодоления взаимного разрушения между классами, а так же между человеком и средой. В итоге приходит к выводу о том, что именно бескорыстная, истинная любовь – ключ к спасению себя, а так же всех людей. [17]

Таким образом, мы можем видеть, что содержание энциклик Бенедикта сохраняло общую гуманистическую направленность и одновременно обеспокоенность опасными динамиками в развитии общества. При этом Апостольский престол позиционируется и продолжает позиционироваться как универсальный посредник, исполняющий собственную духовную миссию.

Дипломатия

Святой престол, как уже говорилось, осуществляет активное и пассивное посольское право. В настоящее время им поддерживаются дипломатические отношения более чем со 170 государствами мира. Кодекс Канонического права содержит каноны относительно статуса папских легатов. [18]

Святой престол является членом некоторых международных организаций, в частности, Конференции ООН по торговле и развитию, ВОИС, МАГАТЭ, Организации по запрещению химического оружия, ОБСЕ. Святой престол обладает статусом наблюдателя в ФАО, МОТ, ВОЗ, ЮНЕСКО, ЮНИДО, ИФАД, ВОТ, ВТО, Совете Европы, ОАГ и Африканском союзе. [9, 313] Так же он может выступать в качестве арбитра при решении споров.

Имеется так же право заседать на генеральной ассамблее ООН, однако права голоса у Святого престола не имеется.

Римский Папа и его сотрудники осознают задачи, стоящие перед ними в этой области: на них возложена обязанность распространять на международной арене евангельские принципы справедливости, человеческого достоинства и равенства перед Богом.

Поэтому первостепенные задачи Святого Престола таковы:

- защита прав Церкви и верующих: обеспечить условия - хотя бы минимальные, - допускающие развитие христианской жизни: не просто выжить, но жить и развиваться.

- поддержание мира, который является плодом не одного лишь разоружения, но и доверия, возникающего между людьми и народами.

- защита этического начала в международных отношениях, основанная на четырех принципах энциклики "Мир на земле" ("Pacem in Terris",1963):

- принцип истины: истинная природа человека, объект действий и усилий политиков, не должна приноситься в жертву политическим интересам…

- принцип свободы: государства существуют для того, чтобы создавать и обеспечивать условия', позволяющие каждому гражданину осуществлять его личные и коллективные устремления;

- принцип социальной справедливости, для достижения гуманного мира…[7]

Подводя итог вышесказанному, нужно отметить следующие моменты: Во-первых, квазиправосубъектность Святого Престола не застывшая в вечности реальность, а следствие большого количества объективно существующих политических и исторических факторов, наличием которых обусловлен уникальный характер данного лица, поэтому нельзя утверждать, что в будущем невозможны изменения этой роли. Во-вторых, дискуссия относительно данной категории международного права и конкретно ее особенностях в контексте определения места Святого престола в субъектной иерархии не окончена. В-третьих, тысячелетний практический опыт, уроки истории и теоретические разработки различных периодов могут быть использованы при дипломатическом, идеологическом и юридическом сопровождении процессов усиления Русской Православной Церкви (РПЦ), что в настоящее время представляется целесообразным с точки зрения усиления позиций России

Библиографический список:

1. Колосов Ю. Международное право [Электронный ресурс] / Ю. Колосов, В. Кузнецов. – Режим доступа:http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pravo/kolos/01.php

2. Мартенс Ф.Ф. Современное международное право цивилизованных народов: [в 2 т.]. Т. 1, 2008. – 332 С.

3. Католическая энциклопедия. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.catholic.ruЦит. по: Толстых В. Л. Международные суды и их практика : учеб. пособие / В. Л. Толстых. – Москва : Междунар. отношения, 2014. – 488 с.

4. La bulle Unam Sanctam (1302). [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.flsh.frЦит. по: ТолстыхВ.Л. Указ. соч.

5. Кодекс канонического права. – Москва : Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2007. – 624 с.

6. Дьяченко С.В. Особенности международной правосубъектности святого престола: авторефф. дисс. … канд. юрид. наук. – Москва, 2008. – 26 с.

7. Юркович И. Католический портал [Электронный ресурс] / монсеньор И. Юркович. – Режим доступа: http://www.katolik.ru/tserkov-i-obshchestvo/item/1562-svjatoj-prestol-i-mezhdun.html

8. Римская Курия (и ее структура) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.katolik.ru/rimskaya-kuriya.html

9. Толстых В. Л. Курс международного права : учебник/ В. Л. Толстых. – Москва : Вольтерс Клувер, 2009. – 1056 с.

10. Электронная библиотека Якова Котова. Хронологический указатель событий XIX века. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://krotov.info/spravki/history/19/19_3_chron.htm

11. Анцилотти Д. Курс международного права. –Москва: Изд-во иностр. лит, 1961. – С. 137–157.

12. Лозинский С. Г. История папства. – Москва, 1986.

13. Контрразведывательный словарь. Высшая краснознаменная школа Комитета Государственной Безопасности при Совете Министров СССР им. Ф. Э. Дзержинского1972. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://tipolog.atspace.com/count_dic/counterintell_dictionary_p2.htm

14. Дьяченко С.В. Международно-правовая природа конкордатов.– Московский журнал международного права. – 2007. – № 4 (68). С. 38 – 48.

15. Энциклика RerumNovarum: [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://w2.vatican.va/content/leo-xiii/en/encyclicals/documents/hf_l-xiii_enc_15051891_rerum-novarum.html.

16. Информационный портал www.Credo.ru: [Электронный ресурс].– Режим доступа:http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=43914

17. Энциклики Папы Римского Бенедикта XVI: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://w2.vatican.va/content/benedict-xvi/en/encyclicals/index.html.– Загл. с экрана.

18. Кодекс канонического права [Электронный ресурс]. – Москва : Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2007. – 624 с. – Режим доступа: http://www.vatican.va/archive/cod-iuris-canonici/russian/codex-iuris-canonici_russian.pdf. – Загл. с экрана.

Сведения об авторе:

Александр Вячеславович Шевченко

Alexandr V. Shevchenko

Ассистент кафедры конституционного и международного права юридического факультета Новосибирского государственного технического университета

Наши рекомендации