Лекция 4. Психологические аспекты политической культуры.
План: 1. Понятие политической культуры. Основные функции политической культуры.
2. Основные типы политической культуры.
3. Структура политической культуры.
1.Политическаякультура рассматривается как основа всей политической деятельности, как фактор, определяющий характер, особенности и уровень развития политической деятельности. Содержание понятия «политическая культура» включает исторический опыт, память социальных общностей и отдельных индивидов в сфере политики, их ориентации, навыки, влияющие на политическое поведение. Этот опыт, а точнее его психологическое переживание, содержит в обобщенном, преобразованном виде, впечатления и предпочтения людей и целых поколений в сфере внешней и внутренней политики.
Ценность понятия «политическая культура» состоит в том, что оно позволяет выявить глубинные психологические причины специфики политического поведения разных социально-политических общностей и отдельных индивидов при сходных условиях их сосуществования.
Термин «политическая культура» ввел в научный обиход немецкий философ-просветитель И.Гердер. В политическую науку он был введен американским политологом Г.Алмондом.
Существует несколько основных общих подходов к трактованию понятия «политическая культура»:
1. Система ценностей социума и его граждан, система политических институтов и соответствующих способов коллективной и индивидуальной политической деятельности.
2. Определенная совокупность убеждений, взглядов, ориентаций и образцов для подражания.
3. Процесс формирования и реализации определенных сил таких социальных субъектов, как классы, группы, личности в процессе их общественно-политической деятельности.
4. Объективное отражение и реализация в процессе противостояния коренных классовых интересов, политических принципов и лозунгов, которые провозглашаются политическими партиями, отдельными политиками, государством.
5. Система убеждений, представлений, установок, моделей поведения, которые сложились исторически.
Г.Алмонд выделил 2 характерные особенности политической культуры.
Во-первых, политическая культура предстает как совокупность ориентаций на политическую деятельность, это еще не сама деятельность, а лишь субъективная установка на нее, она не задает индивиду определенный тип поведения, необходимый для достижения поставленных целей, но предопределяет выбор направленности деятельности.
Во-вторых, политическая культура предстает как структура ориентации, в которую включены: знания о политической системе, ее ролях, функциях, решениях и действиях, возможностях и способах влияния на принятие политических решений (когнитивные ориентации); чувства относительно политической системы, ее структур, ролей, функций и политических деятелей, их исполняющих (эмоциональные ориентации); суждения, мнения и представления о политической системе, ее ролях, функциях, состоящие из комбинации ценностных стандартов и критериев, информации и эмоций (оценочные ориентации).
Политическая культура – это обусловленный историческими, социально-экономическими и политическими условиями качественный состав политической жизни общества, который отображает уровень усвоения субъектом соответствующих политических отношений, способов деятельности, норм и ценностей, степень социокультурного развития человека и степень ее активности в превращении политической, социальной действительности.
Основными характерными чертами политической культуры выделяют:
- «предписывание» во взаимоотношениях властей и граждан определенных норм, образцов поведения и ценностей. Из них часть оформлена законодательно, а другая часть утверждается в обществе в форме традиций, обрядов, обычаев;
- обеспечение целостности и интегрированности политической сферы. Такое обеспечение происходит через присущие политической культуре принципы политического поведения, политические идеалы. Именно они способствуют единству и взаимодействию политических институтов и организаций общества;
- координация политическими методами жизнедеятельности общества в целом. Сочетание интересов различных социальных групп, интересов государства и его граждан.
Политическая культура охватывает такие аспекты:
· знание политики, фактов, заинтересованность ими;
· оценивание определенных политических явлений, оценочные суждения по поводу того, как может осуществляться власть;
· эмоциональная сторона политических позиций (патриотизм, любовь к Родине);
· признание в определенном обществе образцов политического поведения, которые определяют, как можно и как нужно действовать.
Политическая культура характеризуется динамичностью, полифункциональностью, разноуровневостью.
Выделяют 4 уровня культуры:
- номинальные политические знания и умение их использовать в повседневной общественно полезной деятельности;
- наличие достаточно глубоких общественно-политических знаний, умение их реализовать в конкретной и активной политической деятельности;
- политическая культура, присущая политическому деятелю большого региона или национального масштаба;
- политическая культура человека, для которой политическая деятельность фактически является профессиональной (президент, глава правительства, спикер, народный депутат, член правительства, лидер партии, объединения и т.д.).
Функции политической культуры:
Познавательная (вооружает людей знаниями, необходимыми для деятельности в политической сфере, что дает возможность человеку самосовершенствоваться, саморазвиваться, формировать активную жизненную позицию);
Идентификации (реализуется потребность человека в понимании групповой принадлежности);
Ориентации (объясняет смысл политических явлений);
Адаптации и социализации (способствует соответствующему усвоению норм – регуляторов общественно-политической жизни);
Интеграции (направлена на сохранение ценностей и объединение вокруг них различных групп);
Коммуникации (осуществляет взаимодействие субъектов и институтов на основе стереотипов, мифов и символов);
Воспитательная (формирует стойкий интерес и заинтересованность в общественно-полезной, общественно-политической работе);
Регулирующая (проявляется в прямом или опосредованном влиянии на поведение человека, организации, оценивании существующих субъектов политики, политического процесса и принятии определенных решений).
2.В политической науке существуют многочисленные типологизации политической культуры. Первое глубокое исследование типов политической культуры было осуществлено Г. Алмондом и С. Вербой. С 1958 по 1962 г. они предприняли широкомасштабное сравнительное исследование политических культур Великобритании, Западной Германии, Италии, Мексики и США. Полученные в ходе исследования результаты и сформулированная на их основе концепция была представлена в работе «Гражданская культура». В ней выделялись три типа политической культуры: патриархальный, подданнический и активистский.
Для патриархального типа характерны ориентации граждан на местные ценности — общину, род, клан, деревню, племя и т.п. Таким образом, индивид с патриархальной культурой ориентирован на конкретные личности — вождей, шаманов. Знания о политической системе у членов сообщества полностью отсутствуют, политические ориентации не отделены от экономических и религиозных. Поэтому у личностей с патриархальной культурой нет никаких ожиданий, связанных с политической системой.
Подданнический тип культуры характеризуется пассивным отношением граждан к политической системе. Здесь личность уже ориентирована на политическую систему, связывает с ней свои ожидания, но в то же самое время опасается санкций с ее стороны. Представления о возможностях влияния на процесс выработки решений отсутствуют.
Активистский тип или политическая культура участия отличается активным включением индивидов в политическую жизнь. Граждане умело артикулируют свои интересы через выборы, группы интересов, партии оказывают влияние на процесс выработки политики. В тоже время они демонстрируют лояльность к политической системе, законопослушность и уважение к принятым решениям.
Основные модели политической культуры — тоталитарно-авторитарная и либерально-демократическая.
Тоталитарно-авторитарная модель политической культуры характеризуется приоритетностью коллективистских качеств гражданина над его индивидуальными качествами. Этой модели присущи следующие характерные черты:
- политическое сознание и ценности общества формируются централизованно, государством. В соответствии с ними государственные интересы важнее интересов отдельных людей, социальных групп. К основным ценностям относятся: порядок, лояльность, политическое доверие, поддержка государственной политики, единая идеология, политическое единство;
- политическое информирование общества дозировано и одноканально, монопольно регулируется властями. Активно практикуется политическая цензура;
- политический язык стандартизирован и скуден. Ему присущи категоричность, а нередко и ограниченность, шаблонность. Соответствующая символика маловариантна, однообразна и редкооб-новляема;
- политическая культура общества формируется «сверху» на безальтернативной основе;
- уровень политической культуры большей части общества невысок. Политико-культурный прогресс малодинамичен.
Тоталитарно-авторитарная модель политической культуры отличается «самоизолированностью» от внешнего мира, «замкнутостью» политико-культурного пространства. В пределах этого пространства доминирует насилие, в том числе и прямое.
В случае контактирования с внешней средой данная модель политической культуры характеризуется низким уровнем восприимчивости и толерантности (терпимости), а также жестокостью с элементами агрессивности.
Но в то же время внутри этой модели ее тоталитарные и авторитарные сферы не бывают пропорциональны. Преобладают либо тоталитарные тенденции, либо авторитарные. В первом случае приведенные выше характеристики присутствуют полностью. Во втором случае в политической культуре соответствующего общества могут присутствовать отдельные либерально-демократические элементы.
Либерально-демократическая модель политической культуры характеризуется ориентацией на обеспечение политических прав и свобод гражданина, регламентацией жизнедеятельности общества исключительно через правовое регулирование.
Этой модели присущи следующие характерные черты:
- политические сознание и ценности общества формируются децентрализованно (многоканально), из многообразных источников. Согласно им уровень приоритетности государственных интересов зависит от степени их совпадения с интересами общества, его социальных групп, граждан.
Основные ценности: права человека, свобода, плюрализм (т. е. многообразие) в идеологии, политике, экономике, демократия, правопорядок, неприкосновенность частной жизни и частной собственности, приоритетность общественного мнения, гражданское общество, экология и др.;
- политическое информирование общества многоканально и альтернативно. Прямая политическая цензура минимальна, применяется в основном к информации радикального, экстремистского толка;
существует свобода слова и печати, однако уровень этой свободы различен. Он зависит от финансовых возможностей источников политической информации, их доступа к средствам массовой коммуникации (прежде всего к телевидению), а также от величины аудитории и тиража изданий;
- политический язык обширен и нестандартен. Непрерывно совершенствуется и обогащается. Политическая символика многовариантна, развивается в режиме модернизации;
- политическое поведение многообразно;
- политическая культура общества находится на достаточном уровне. Ей присущ политико-культурный прогресс, подкрепляющийся технико-технологическим прогрессом.
Названные обстоятельства в совокупности обеспечивают высокодинамичную и активную политическую жизнь общества. Политическая стабильность при этом поддерживается оперативным политическим реформированием, политической корректировкой.
Либерально-демократическая модель политической культуры отличается «открытостью» перед внешним политико-культурным пространством. Эта модель обладает способностью к расширению сферы своего влияния. В ее пределах доминирует косвенное политическое насилие.
В ряде ситуационных случаев (внешняя угроза, политический, либо социально-экономический кризис и т. п.) в пределах либерально-демократической модели политической культуры могут возникать прецеденты авторитаризма в виде расширения государственного вмешательства в жизнедеятельность общества, ограничения политических прав и свобод граждан, ужесточения политической цензуры и т. п.
3.Базовая структура политической психологии как особого политико-психологического феномена представляется в виде иерархии трех основных уровней.
УРОВЕНЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ
УРОВЕНЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ
УРОВНЬ ОЦЕНОЧНОЙ ОРИЕНТАЦИИ
Первый уровень включает знания о политической системе, принятых в ней ролях, «исполнителях» этих ролей и особенностях функционирования данной системы.
На втором уровне отражаются чувства субъекта к политической системе, ее функциям, участника и их деятельности.
Третий уровень выражает личное отношение субъекта к политической системе и ее отдельным компонентам.
Структуру политической культуры можно представить и в таком виде: в ней выделяются познавательный, нравственно-оценочный и поведенческий элементы.
Познавательный элемент включает в себя политические знания, политическую образованность и способы политического мышления.
Нравственно-оценочный элемент состоит из политических чувств, традиций, ценностей, идеалов, убеждений и конкретных целей.
Поведенческий элемент содержит в себе политические установки, типы, формы, стили, образцы общественно-политической деятельности, политическое поведение.
Соответственно знание и понимание гражданами: а) политических интересов — личных, коллективных, государственных общественных, региональных, глобальных; б) конституции и других законов страны; в) программных положений крупных политических партий и других общественно-политических сил; г) сложившихся в стране политических отношений; д) происходящих политических событий и явлений; е) сущности, функций и структуры государственных, партийных и общественно-политических органов и организаций; ж) основных политических норм и процедур; з) форм и способов участия граждан в общественно-политической жизни, в управлении обществом и государством; и) особенностей политических процессов международной жизни — тесно связаны с познавательным элементом политической культуры.
Осознанное участие граждан: 1) в обсуждении проектов государственных документов в ходе референдумов; 2) в выборах субъектов законодательной, исполнительной и судебной власти; 3) в работе различных государственных и общественных организаций; 4) в политических кампаниях и мероприятиях; 5) в деятельности политических партий и общественно-политических организаций — связано с поведенческим элементом политической культуры.
Выделяются три основных уровня политической культуры: мировоззренческий, гражданский и политический.
Мировоззренческий уровень является базовым. На этом уровне происходит самоопределение человека в мире политики. Выбор им тех или иных политических ориентации и норм политического поведения.
Такой выбор зависит от жизненных позиций человека: от предпочтения им индивидуальных или коллективистских ценностей; от признания им норм западной или восточной цивилизаций; от его религиозного или материалистического мировосприятия; от его отношения к идеологии, насилию и т. п.
Гражданский уровень. На этом уровне формируется «ядро» политической культуры. Данный уровень характеризует отношение людей к власти как к публичному центру господства и принуждения. Человек, соприкасаясь с миром политики, либо вступая в него, неизбежно формирует свое отношение к власти, к ее возможностям и полномочиям. А на основе восприятия власти человек определяется в отношении своих гражданских прав и обязанностей.
Именно на гражданском уровне формируется убежденность либо в справедливости подчинения гражданина власти, либо в приоритетности прав (свобод) гражданина по отношению к власти. Для очень многих людей такая внутренняя убежденность более значима, чем их партийные или политико-групповые пристрастия.
Политический уровень. На данном уровне складываются ценностные отношения человека к собственно политическим явлениям: от государства и межгосударственных связей до самовосприятия как субъекта политики. Окончательно «проясняются» взаимоотношения человека и политики. Определяется роль политики в жизни человека. Ценностные ориентации материализуются в политическое (либо аполитичное) поведение.
Достигнув этого уровня, люди или активно включаются в политическую жизнь общества, или сознательно устраняются от политики. При этом определенная часть людей занимает и позицию «наблюдателей». Они предпочитают надеяться на то, что их проблемы когда-нибудь решит кто-то другой.