Универсалистские теории и их влияние на становление нацизма.

- Теория О.Шпенглера как развитие «расового мифа Европы».

- Концепция корпоративного государства О. Шпанна.

- Артур Меллер ван ден Брук и фашизм.

Источники:

1. Ренан Э. Что такое нация? http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Article/Ren_Nacia.php

2. Лист Ф. Национальная система политической экономии http://samoderjavie.ru/list

3. Сорель Ж. Размышления о насилии // Большаков А.П. Практикум по истории европейского фашизма. Челябинск, 1997.

4. Гальтон Ф. Наследственность таланта, его законы и последствия // Большаков А.П. Практикум по истории европейского фашизма. Челябинск, 1997.

5. Чемберлен Х.С. Арийское миросозерцание // Большаков А.П. Практикум по истории европейского фашизма. Челябинск, 1997.

6. Шпенглер О. Закат Европы // // Большаков А.П. Практикум по истории европейского фашизма. Челябинск, 1997.

7. Большаков А.П. Практикум по истории европейского фашизма. Челябинск, 1997.

Литература:

1. Большаков А.П. Британские консерваторы и фашизм. Челябинск, 1995.

2. Галкин А.А. Германский фашизм. М., 1989.

3. Гинцберг Л.И. Фашизм и история новейшего времени // Новая и новейшая история. 1971. № 4.

4. Желев Ж. Фашизм. М., 1992.

5. Жерсон В. Нацизм – тайное общество. М., 1998.

6. Малахов В.С. Национализм как политическая идеология. М., 2007.

7. Национализм, консерватизм и либерализм в новой и новейшей истории Запада. Калининград, 2006.

8. Патрушев А.И. Миры и мифы Освальда Шпенглера // Новая и новейшая история. 1996. № 3.

9. Пленков О.Ю. Мифы нации против мифов демократии. СПб., 1997.

10. Поляков Л. Арийский миф. СПб., 1996.

11. Райх В. Психология масс и фашизм. СПб., 1997.

12. Рахшмир П.Ю. Происхождение фашизма. М., 1981.

13. Хобсбаум Э. Нации и национализм после 1780 г. М., 1997.

Методические рекомендации

1) Эпоха Нового времени принесла столь масштабные перемены в общественно-политической жизни Европы и Америки, что прежние идеологические концепции стали постепенно уходить в прошлое. Былые авторитеты оказались замещены новыми, наметилась проблема кризиса легитимности и лояльности: если раньше политическая система европейских государств венчалась фигурой монарха, то теперь королевская власть уже не могла претендовать на столь высокое положение. Её место заняла «нация» - понятие, введённое в оборот ещё просветителями XVIII в. Опираясь на работу Э. Хобсбаума «Нации и национализм после 1780 г.», объясните, почему понятия нация и национализм приобрели такую популярность в политической риторике XIX в.? Какой они обрели новый смысл? В чём заключалась либеральная трактовка нации в середине XIX в.? Какие она приписывала нации свойства? Что могло считаться нацией? «Правильные» и «неправильные» нации. Как понятие нация было связано с международными отношениями?

Далее необходимо обратиться к выступлению Э .Ренана «Что такое нация?». Какой автор даёт ответ на поставленный в заголовке вопрос? Какими свойствами обладает нация? Что такое «ежедневный плебисцит»? Почему его теорию нации можно считать либеральной?

Интересный подход к вопросу о нации прослеживается в работах немецкого мыслителя Ф.Листа. Его концепция, связывавшая нацию одновременно и с государством и с культурой, оказалась своеобразной. Объясните, каким образом устанавливается эта связь? Что такое национальное государство? Почему именно в Германии появилась такая концепция?

2) Однако XIX в. стал временем утверждения не только наций и национального самосознания, но и таких радикальных идеологий, как расизм и фашизм. Являясь логическим развитием консервативной доктрины, они имели мало общего с либеральным национализмом. Единственное, что их сближало – стремление найти авторитеты, способные остановить распространить «гидры» либерализма и «чумы» коммунизма. С этой целью ими активно использовалось понятие нации и расы.

Используя выдержки из трудов Ж. Сореля, ответьте на вопросы: каково отношение консервативного мыслителя к парламентаризму и социализму? Какую роль в его концепции отводится феномену насилия и морали? Что такое нация? Каково соотношение нации и класса, национальных интересов и классовых? Каково отношение Сореля к государству? Какие перспективы у государства как института?

В качестве опоры собственных построений нацизм и расизм активно прибегал к методам естественных наук. Их идеологи не только пытались обосновать объективный характер понятий нация и раса, но и даже найти способы их биологического улучшения. На примере работы Ф. Гальтона предлагается проследить, каким образом компоненты духовной жизни и сознания человека получали биологическое воплощение. Как консервативные националисты воспринимали расы с биологической точки зрения? Чем отличается сильная «порода» человека от слабой, цивилизованный человек от нецивилизованного? Какие достоинства отличают англичан и немцев? В чём заключается необходимость и трудность сохранения сильной «породы» людей? Порассуждайте, почему взгляды Ф. Гальтона и евгеники, в целом, позже были признаны лженаукой? Что в его концепции может быть отнесено к науке, а что к предрассудкам и стереотипам?

Затем необходимо обратиться к сочинению одного из главных идеологов расизма начала XX в. Х.С. Чемберлена. Раскройте его взгляды на следующие проблемы: что такое раса? Какими свойствами обладает раса (чем одна раса отличается от другой)? Что такое расовая чистота? Откуда происходит расовое и национальное самосознание? Каковы черты индоарийского сознания? Как Вы думаете, какие ценности и идеалы пытался донести до читателей Чемберлен? Какие можно найти умозрительные или спекулятивные компоненты в учении Чемберлена, насколько велико их общее количество в тексте?

3) Заключительная часть семинарского занятия посвящена концепциям, послужившим для окончательного оформления нацистской идеологии. На примере трёх из них необходимо проследить, как расовые теории закреплялись в европейской философии.

Теория О. Шпенглера ввела в оборот европейской общественности оригинальное понятие цивилизации, имевшее ряд общих черт с уже бытовавшей концепцией биологической расы. Для выявления сходств ответьте на вопросы: как Шпенглер относился к идее совместимости разных народов и рас? Какие он называл биологические признаки культуры? Какие культуры могут считаться достигшими высокого развития, а какие – неразвитыми? Какие народы можно причислить к цивилизованным? Какие свойства отличают «фаустовского человека»? Можно ли его рассматривать как высшую ступень развития человеческого рода? Как Вы думаете, почему отечественные исследователи А.А. Галкин и П.Ю. Рахшмир относили Шпенглера к консервативным мыслителям? Попытайтесь объяснить, почему современные учёные считают абсолютизацию культурных различий народов проявлением расизма?

Другая теория, претендовавшая на объяснение фундаментальных законов развития социума, принадлежит Отмару Шпанну. Он относиться уже к числу тех мыслителей, чьи взгляды были напрямую заимствованы А. Гитлером и Б. Муссолини. Особенно привлекательной для европейского фашизма оказалась его идея корпоративного государства, частично воплощённая в Италии 1920-30-х гг. На семинарском занятии дайте ответы на вопросы: что такое универсалистская философия, как Вы её понимаете? Какое место в ней занимает вопрос об иерархии? Какие О. Шпанн разработал универсалистские законы социума? Какую роль в обществе играют ценности? Каким образом мыслитель предлагает организовывать государственную систему? Какая форма государственного и общественного устройства (иерархии) может считаться лучшей? В чём состоит будущее мировой экономики? Почему Шпанн выступал против либерализма и социализма?

Заключительная часть семинарского занятия посвящена одному из главных идеологов германского нацизма Артура Меллера ван ден Брука. Для студента, изучающего историю политических учений, его концепция интересна тем, что именно она составила значительную часть идеологическогой базы Третьего Рейха (хотя и была создана несколькими десятилетиями ранее). Для выявления идейных основ немецкого нацизма ответьте на вопросы: какова миссия Германии в Европе? Чем отличаются «молодые» народы от «старых» (в чём взгляды ванн ден Брука схожи со Шпенглеровскими)? В чём заключается суть концепции «Срединной Европы»? Насколько сильна консервативная составляющая в теории ванн ден Брука? Что такое «революционный консерватизм»?

В завершение семинарского занятия вопрос для обсуждения: в каких случаях национальная идеология может нести созидающие, а в каких разрушающие последствия. Как не допустить развития нацизма и расизма в современном мире?

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ

Наши рекомендации