Политическая концепция Н. Макиавелли как образец гуманистической политической мысли.
- биография мыслителя
- идейные основы и источники концепции
- основное содержание учения: взгляд на государство (понятие, сущность, классификация форм государства), идеал правителя, представления о месте этики и морали в политике.
2. Общественно-политические взгляды социалистов-утопистов (Т. Мор, Т. Кампанелла).
- биографии мыслителей
- идейные основы и источники концепций
- основное содержание учений: идеал государства и общественного устройства, представления о справедливости, морали и этике в политике.
3. Гуманизм как новый тип политического мышления (на примере творчества Эразма Роттердамского и Дж. Бруно).
- биографии мыслителей.
- взгляды на человека, общество и государство в трудах гуманистов.
- отражение новых тенденций в развитии политической жизни Европы эпохи Возрождения в трудах гуманистов.
Источники:
1. Макиавелли Николо. Государь. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. М., 2006.
2. Томас Мор. Утопия. М., 2006
3. Томас Мор. История Ричарда III. М., 1973.
4. Кампанелла Т. Город Солнца. М., 1947.
5. Эразм Роттердамский. Похвала глупости. М., 2006.
6. Бруно Д. Диалоги. М., 1949.
7. Антология мировой философии в 4-х томах. М., 1970. Т.2.
8. Дюрер А. Дневники, письма, трактаты в 2-х томах. Л.;М., 1957.
9. Монтень М. Опыты. М. 1992.
10. Данте Алигьери. Божественная комедия. М. 1967.
11. Петрарка Ф. Сонеты. М. 2009.
Литература:
1. Брагина Л.М. История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения. М., 2001.
2. Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения. М., 1986.
3. Горфункель А.Х. Томмазо Кампанелла. М., 1969.
4. Горфункель А.Х. Гуманизм и натурфилософия итальянского Возрождения. М., 1977.
5. Девятайкина Н. И. Мировоззрение Петрарки: этические взгляды. Саратов, 1988.
6. Делюмо Ж. Цивилизация Возрождения, Екатеринбург, 2006
7. Дживилегов А.К. Творцы итальянского Возрождения. М.,1998.
8. Доброхов А.Л. Данте Алигьери. М.,1990.
9. Кудрявцев О.Ф. Гуманистические представления о справедливости и равенстве в «Утопии» Томаса Мора // История социалистических учений. — М., 1987. — С. 197—214.
10. Кудрявцев О.Ф. Ренессанский гуманизм и «Утопия». М., 1991.
11. Культура Возрождения XVI века, М., 1997
12. Культура Возрождения и религиозная жизнь эпохи, М., 1997
13. Лазарев В.Н. Происхождение итальянского Возрождения т.1-3., М.,1965-1979.
14. Лысак И.В. Культура эпохи Возрождения. Таганрог, 2010.
15. Осиновский И. Н. Томас Мор. М., 1985.
16. Ревуненкова Н. В. Ренессансное свободомыслие и идеология Реформации. М., 1988.
17. Ротенберг Е. Титаны Возрождения. СПб.,1991.
18. Сергеев К.А. Ренессансные основания антропоцентризма. М., 2007.
19. Штекли А.Э. Кампанелла. М., 1959.
20. Штекли А.Э. Эразм и издание «Утопии» (1516) // Средние века. М., 1987.
21. Эразм Роттердамский и его время. М., 1989.
22. Юсим М.А. Этика Маккиавелли. М., 1990.
Методические рекомендации
1) Начиная изучение курса «История политических учений нового времени», необходимо учитывать, что его содержание неразрывно связано с дисциплиной «Политическая история зарубежных стран». Поэтому, прежде чем приступить к рассмотрению общественно-политической мысли эпохи Возрождения, требуется вспомнить характерные черты раннего нового времени. Главные из них:
a) XV – XVII вв. – это исторический период укрепления товарно-денежных форм экономического обмена, рыночного типа хозяйства и зарождения нового типа общественных отношений, обозначаемых понятием «капитализм».
b) Раннее новое время – это начало разложения традиционных общественных структур и перехода к индустриальному обществу, т.е. первый этап процесса модернизации (вспомните узкий и широкий смысл этого слова).
Впервые возникнув в Северной Италии, указанные тенденции, распространились по всей Европе и породили новые политические, экономические и социальные явления, среди которых были абсолютная монархия, «революция цен», новое дворянство-джентри и другие. К их же числу относились и политические теории Гуманизма.
Обратиться к историко-политическому контексту изучаемых учений предлагается посредством рассмотрения биографий наиболее ярких представителей гуманистической общественно-политической мысли: Н. Макиавелли, Т. Мора, Т. Кампанелла и др. Центральная тема обсуждения на семинаре: «Гуманизм: новая эпоха, новые люди, новые идеи». Чем жизнь мыслителя нового времени отличалась от средних веков?
2) Далее необходимо перейти к общим характеристикам политической мысли раннего нового времени, рассмотренным в лекционном курсе:
- опора на античное идейно-политическое наследие
- активное обращение к истории как к эмпирической базе собственных концепций
- рационализм
- эмпиризм
- антропоцентризм
- «гражданственность»: особенное внимание к проблеме места и роли человека в обществе.
С опорой на сочинения мыслителей требуется продемонстрировать, как каждый из них использовал в своих трудах вышеобозначенные принципы.
3) На заключительном этапе семинарского занятия требуется приступить к анализу политико-государственных концепций гуманистов. Важно: Ключевой составляющей ответа является цитирование используемого источника!
Н. Макиавелли. В работах «Государь» и «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия» Макиавелли рассматривал государство как политическое состояние общества. В ответе на семинарском занятии требуется объяснить, каковы были взгляды мыслителя на государство (как он объяснял его происхождение, в чём видел сущность), что он понимал под политической властью? Какими качествами, согласно Макиавелли, должна обладать личность правителя? Как правитель должен осуществлять власть? Каково место этики и морали в политике, соотношение моральных норм и политической целесообразности? Каковы главные задачи правителя? Противопоставлял ли мыслитель античную доблесть христианскому смирению?
Т. Мор, Т. Кампанелла. Основоположники так называемого утопического социализма. В своих трудах «Утопия» и «Город Солнца» основное внимание сконцентрировали на разработке проектов идеального государственного и общественного устройства, а также предприняли попытку соединить политику и мораль в новых моделях организации власти. С точки зрения истории политических учений, их сочинения интересны, прежде всего, стремлением максимально рационализировать политическую сферу и создать новый тип государственного устройства не эмпирическим, а теоретическим путём. В ответе на семинарском занятии требуется раскрыть, каков у данных мыслителей был идеал государства и общественного устройства? Как была организована политическая жизнь в Утопии и Городе Солнца (кто осуществлял власть, каким образом народ мог участвовать в управлении, какие имелись должности и институты)? Каким образом в утопических проектах решался вопрос о справедливости, морали и этике в политике? Какие предлагались необычные для XVI-XVII вв. законы и нормы?
Эразма Роттердамский и Дж. Бруно. Данные мыслители не писали специальных трудов о политике, однако много внимания уделили социальной сатире. На страницах их произведений через осмеяние традиционных общественных структур и институтов прокладывается дорога к новому времени. Каким гуманистам виделся человек «старого» мира, в чём заключались его недостатки? Каков человек новой эпохи? Поразмышляйте,как могла измениться политика, если концепции гуманистов удалось бы реализовать? Что помешало воплотить их полностью? Какая их часть была воплощена и дошла до наших дней?