Тема 3. Политические учения Древней Греции.

1. Основные черты полисной государственности.

2. Сократ о политике, власти, законах.

3. Политические представления Платона:

а) политика как наука и искусство;

б) учение Платона о государстве.

4. Политическое учение Аристотеля

а) учение о политике;

б) учение о государстве;

в) право и законы.

5. Политическое учение Полибия.

Основные термины: полис, монархия, олигархия, тирания, аристократия, полития, демократия, охлократия, тимократия, демагогия.

Методические рекомендации

Центральным понятием для древнегреческой цивилизации является «полис», уникальный организм, не сложившийся больше нигде в мире. Следует остановиться на его специфических чертах. Как можно перевести на русский язык слово «полис»? Какое из его значений для эллинов было важнее и почему?

Ответ на второй вопрос следует начать с характеристики Афин конца V в. до н.э. Какие изменения произошли в демократическом строе этого полиса? Далее обратитесь к личности самого Сократа. Какие сохранились сведения о его жизни? В чём суть обвинений, высказанных Сократу на суде?

Приступая к характеристике политико-правовых воззрений Сократа, следует назвать источники, из которых мы черпаем эти сведения. В чём их специфика? В чём суть метода обучения Сократа (Ксенофонт. Воспоминания о Сократе)?

Используя диалог «Критон», ответьте на вопрос, как должны, по мнению Сократа, выстраиваться отношения между полисом и гражданином? Каково отношение философа к законам, псефизмам и космополитизму? Что для него есть истина? Что – высшая ценность?

Одним из главных вопросов является отношение Сократа к демократии? За что он критикует её? Помимо неё, какие формы правления выделяет, их «плюсы» и «минусы»?

Характеристику политико-правовых идей Платона и Аристотеля также следует начать с изучения биографии этих философов и характеристики источников.

Платон. Один из немецких учёных назвал политическое учение Платона «парадигматическим». Это значит, что Платон на много веков задал образец политического философствования и сформулировал основные проблемы политической философии. Даже сегодня в любой основательной работе о проблемах политической жизни соотнесение с Платоном считается обязательным. До сих пор с философом одни исследователи спорят, другие – соглашаются. Так, например, К. Поппер в книге «Открытое общество и его враги» доказывал, что Платон – идейный вдохновитель диктаторов XX в., основатель тоталитаризма. В ответ на это американец Р. Левинсон опубликовал монументальный труд «В защиту Платона». Для определения своей позиции в этом споре необходимо основательно познакомиться с сочинением Платона «Государство», где изображается идеальный государственный строй. Дайте характеристику ему по следующему плану: понятие «государства» у Платона и причина его возникновения (книга 2); социальная структура; принципы, лежащие в основе разделения общества на сословия: нравственный (этический), хозяйственный (экономический); особенности организации жизни и быта каждого сословия (правителей, воинов, производителей) (книга 2, 3, 4); теорию воспитания сословий (ее цель и идеологическое обоснование); роль женщины (книга 5); вопрос о частной собственности. Важно выяснить, какой форма правления для Платона была идеальной, а какая, по его мнению, искажают справедливое государство и почему? (книга 8). Рассмотрите понятие «закона» у Платона.

Изучая диалог Платона «Политик», следует уделить внимание на предлагаемых автором формах правления, выяснить роль принципа законности и сущность политического искусства.

В «Законах» Платон рисует «второй по достоинству» государственный строй. Реконструируя концепцию «второго по достоинству» государственного строя Платона, следует обратить внимание на основные отличительные черты второй модели от первой; структуру государственной власти; учение о законах (специфику понятия закона; методы его реализации; факторы, оказывающие влияние на законодательство; принцип подражания).

В заключении, важно подчеркнуть эволюцию политико-правовых взглядов Платона, ее причины и основные направления, а также значение его теоретических изысканий для современной и последующей политико-правовой мысли.

Аристотель. В «Политике» Аристотеля обсуждаются те же вопросы, что и в «Государстве» Платона, но результаты получаются чаще всего противоположные. Поэтому изучать политические взгляды Аристотеля полезно в сопоставлении с воззрениями Платона (план см. выше). Следует внимательно изучить проект идеального государства Аристотеля, а также выделяемые философом правильные и неправильные формы правления (выяснить критерий разделения). Для более быстрого ориентирования в тексте ниже приводится план «Политики» Аристотеля:

1 книга. Определение понятия государства, его составные части.

2 книга. Критический обзор идеального полиса Платона, а также некоторых реальных государств.

3 книга. Обзор форм правления.

4 книга. Рассуждение о наилучшей форме правления.

5 книга. Вопросы, связанные с крушением государственного строя. Причины государственных переворотов, их типы.

6 книга. Устройство демократического и олигархического государства.

7 книга. Проект идеального государства.

8 книга. Проблемы воспитания.

В заключении, следует попытаться выделить основные отличия современной демократии от античной. При этом не должно быть идеализации античной демократии. Необходимо показать её ограниченный характер.

При изучении последнего вопроса объясните, каким образом грек Полибий оказался в Риме и чем он занимался там? Что автор понимал под «всеобщей истории», и какова была роль Рима в истории? Особо следует остановиться на классификации форм правления, механизмах их смены. Какая форма правления сложилась, по его мнению, в Риме (по VI книге), почему?

Источники:

1. Аристотель. Политика. Афинская полития. / Пер. С.А. Жебелёва, С.И. Радцига. М., 1997.

2. Источники по истории политических и правовых учений. М., 1981.

3. Ксенофонт. Сократические сочинения. / Пер. С.И. Соболевского. СПб., 1993.

4. Платон. Апология Сократа // Платон. Собр. Соч.: В 4-х т. М., 1994. Т. 1.

5. Платон. Государство // Платон. Собр. Соч.: В 4-х т. М., 1994. Т. 3.

6. Платон. Диалоги. / Пер. С.Я. Шейман-Топштейн. М., 1986.

7. Платон. Законы // Платон. Собр. Соч.: В 4-х т. М., 1994. Т. 3.

8. Платон. Политик // Платон. Собр. Соч.: В 4-х т. М., 1994. Т. 3.

9. Хрестоматия по истории древнего мира. / Под ред. В.Г. Боруховича. Саратов, 1973.

10. Хрестоматия по истории древней Греции. / Под ред. Д.П. Каллистова. М., 1964.

Литература:

1. Античный полис. Л., 1979.

2. Бергер А.И. Политическая мысль древнегреческой демократии. М., 1966.

3. Боннар А. Греческая цивилизация. М., 1958 – 1962. Т. 1 – 3.

4. Волкова С.В. Античный полис: из истории политико-правовых идей (V – IV вв. до н.э.). СПб., 2002.

5. Доватур А.И. Политика и политии Аристотеля. М.; Л., 1965.

6. История древней Греции. / Под ред. В.И. Кузищина. М., 2000.

7. Карпюк С.Г. Общество, политика и идеология классических Афин. М., 2003.

8. Карпюк С.Г. ОХLOS от Эсхила до Аристотеля: история слова в контексте истории афинской демократии // ВДИ. 1995. № 4.

9. Кессиди Ф.Х. Сократ. М., 1988.

10. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Аристотель. Жизнь и смысл. М., 1982.

11. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Жизнеописание. М., 1977.

12. Нерсесянц В.С. Сократ. М., 1984.

13. Политические деятели античности, средневековья и нового времени. Л., 1983.

14. Суриков И.Е. Античная Греция: политики в контексте эпохи: архаика и ранняя классика. М., 2005. Глава I.

15. Суриков И.Е. Античная Греция: политики в контексте эпохи: время расцвета демократии. М., 2008. Глава I.

16. Фролов Э.Д. Рождение греческого полиса. Л., 1988.

17. Фролов Э.Д. Факел Прометея. Очерки античной общественной мысли. Л., 1991.

Наши рекомендации