Наука и техника как феномен культуры

Одной из определяющих и, пожалуй, самых динамичных особенностей современной культуры является наука. В настоящее время обсуждение не только экономических и политических, но и социальных, культурных и антропологических проблем происходит при учете развития науки в целом.

К важнейшим проблемам изучения науки и техники как явлений культуры относятся:

1) структура и функции науки и техники как социокультурных явлений;

2) закономерности эволюции науки и техники;

3) определенное качественное состояние науки и техники;

4) наука и техника как составная часть человеческого бытия и другие.

Культурологическое познание науки и техники ограничивается ценностно-смысловыми, нормативно-регулятивными и знаково-коммуникативными аспектами, которые реализуются в жизненной практике человека.

Наука является одним из типов социокультурного творчества исторического субъекта, специфической деятельностью людей с целью получения объективных знаний об окружающей реальности (скрытой и явной), включая и самого человека. Именно знания являются главным результатом научного постижения мира как мысленного моделирования действительности (интеллектуального, понятийного и концептуального). Вместе с тем производство знаний в процессе высокоорганизованной и высокоспециализированной научной деятельности не является для общества самодостаточным. Оно необходимо для обеспечения, поддержания и развития всех сфер жизнедеятельности людей.

Однако не всякое знание является научным. Знания приобретаются людьми в самых разнообразных сферах жизнедеятельности: в обыденной жизни, политике, искусстве, ремесле и т.д. Но во всех этих сферах знания не являются главной целью, важнее – их применение и использование.

Продуктом научной деятельности, кроме знаний (научных и ненаучных, рациональных и иррациональных, объективных и субъективных, истинных и ложных), являются методология и методы, приборы и инструменты, стиль жизнедеятельности, формы организации и так далее. Непосредственными целями научной деятельности являются описание, объяснение, предсказание явлений и процессов действительности. Результаты научной деятельности могут быть представлены в виде теоретических описаний, заключений и предположений, формул, измерений, схем, сводок экспериментальных и справочных данных и так далее.

Важным критерием научности является цель научного познания. Она формулируется как «постижение истины ради самой истины». Практическая полезность знаний (утилитарная), строго говоря, для науки значения не имеет.

Решающим фактором оценки научности знаний является их объективность и универсальность. В одинаковых условиях действие научных законов должно давать одинаковые результаты. Вариативность результатов не отменяет закон, а лишь указывает на особый характер его проявления.

Важнейшим отличительным признаком научного знания является его систематизированность. К структурным элементам научного знания относятся факты, закономерности, гипотезы, аксиомы, теории, концепции и научная картина мира.

Существенной характеристикой научного знания является его интерсубъективность. По сравнению с искусством, где любое произведение органически связано с конкретным автором, в науке, несмотря на то, что многие законы, теории, концепции, открытия и изобретения называются по имени ученого, они все равно были бы открыты, исследованы, созданы и изобретены. Если искусство – это «мышление в образах», то наука – «мышление в понятиях». Искусство посредством художественных образов отражает жизнь, реальность, создает эстетические ценности, воспитывает чувство прекрасного. В науке «генетически» заложено стремление к логическому, максимально обобщенному, объективному знанию о мире и человеке. Искусство опирается на чувственно-образную сторону творческих способностей человека, а наука – на понятийно-интеллектуальную. Наука отличается от искусства своеобразным сочетанием интуиции и рациональности. Она не останавливается на уровне образов, а доводит наблюдаемое до уровня теории и исследования. В отличие от других видов предметной деятельности, где результат известен заранее, наука дает постоянное приращение знаний, и ее результат принципиально нетрадиционен.

Религия создает мир трансцендентного знания, опирающегося на веру, где человек общается с Богом, Демиургом. Философия формирует представления человека о Бытии, о месте человека в мире, является основой мировоззрения людей. Наука же создает мир объективных, истинных знаний, состоящий только из практически доказанных и проверенных данных о природе и мире и выводов, получаемых на основе законов логики. Самому человеку здесь отводится роль в основном открывателя, познающего субъекта.

От мифологии наука отличается тем, что стремится не к объяснению мира в целом, а к формированию законов развития природы и общества, предполагающих эмпирическую проверку. Различие науки и религии заключается в соотношении разума и веры. Хотя в истории культуры известны случаи жесткой конфронтации науки и религии, они могут сосуществовать, так как в науке внимание в основном направлено на эмпирическую реальность, а в религии – на внечувственное. В науке преобладает разум, в религии – вера. Научная картина мира ограничивается сферой опыта и не имеет прямого отношения к религиозным откровениям. Ученый может быть как ярым атеистом, так и глубоко верующим человеком. Отличается наука и от такого явления, как техника, прежде всего, своей направленностью на познание мира, а не на использование полученных знаний о мире для его преобразования.

Науку из других видов деятельности людей выделяют специфические, присущие только ей методы. К методам научного познания относятся: индукция и дедукция, анализ и синтез, абстрагирование и обобщение, идеализация, аналогия, гипотеза, объяснение, описание и другие. От мифологии наука отличается тем, что стремится не к объяснению мира в целом, а к формированию законов развития природы и общества, предполагающих эмпирическую проверку. Различие науки и религии заключается в соотношении разума и веры. Хотя в истории культуры известны случаи жесткой конфронтации науки и религии, они могут сосуществовать, так как в науке внимание в основном направлено на эмпирическую реальность, а в религии – на внечувственное. В науке преобладает разум, в религии – вера. Научная картина мира ограничивается сферой опыта и не имеет прямого отношения к религиозным откровениям. Ученый может быть как ярым атеистом, так и глубоко верующим человеком. Отличается наука и от такого явления, как техника, прежде всего, своей направленностью на познание мира, а не на использование полученных знаний о мире для его преобразования.

Понятие «техника» древнее по происхождению, чем понятие «наука». В основе своей техника включает в себя умения, навыки, опыт, а также предметы, средства и способы, с помощью которых они приобретаются и проявляются. Содержание понятия «техника» изменялось и дополнялось в историческом времени, получало разнообразное воплощение в социальном пространстве.

Техника претерпела сложную и разностороннюю эволюцию, что отразилось на существовании большого количества ее определений:

1. Греческое «τεχνε» - искусство, мастерство, умение, ремесло.

2. Совокупность знаний, приемов и правил выполнения чего-либо.

3. Деятельность, направленная на удовлетворение потребностей человека, которая ведет к переменам в материальном мире.

4. Совокупность орудий и машин.

5. Совокупность средств труда в широком смысле, то есть все материальные условия, необходимые для того, чтобы процесс производства мог вообще совершаться.

6. Система действий, посредством которой человек стремится достичь осуществления «внеприродной» программы, то есть осуществления самого себя.

7. Совокупность приемов и правил выполнения чего-либо.

8. Совокупность материальных объектов, производимых обществом.

9. Совокупность материальных средств целесообразной деятельности людей.

10. Система искусственных органов деятельности человека.

11. Собрание механических роботов для выполнения нужной человечеству работы.

12. Совокупность средств, создаваемых для осуществления процессов производства и обслуживания непроизводственных потребностей общества.

Все это многообразие определений техники непосредственно соотносится с культурными эпохами и характеризует ценностные ориентации человека в отношении к ней. Техника относится к искусственно создаваемым объектам, которые человек вовлекает в различные сферы жизнедеятельности и использует для удовлетворения своих потребностей. Развитие техники обусловливается не естественной эволюцией, а деятельностью человека.

Техника возникла вместе с «человеком умелым» (homo habelis) и долгое время развивалась независимо от научного знания и науки. В древности техника, техническое знание и техническое действие были тесно связаны с практикой подражания природе, магическим действием и мифологическим мировосприятием. Прогресс техники (от простейших орудий до сложнейших машин и компьютерной техники), сначала постепенный, а затем лавинообразный, не мог происходить без взаимосвязи с эволюцией научного знания и без превращения науки в культурообразующий фактор развития человечества.

Научное знание, наука и научная культура, техника и технология прошли сложную и разностороннею эволюцию. Существуют различные виды периодизации истории науки и техники. Проблема периодизации заключается в соотношении общих тенденций и закономерностей эволюции человеческого общества с пониманием исследователями сущности науки и техники. При всей условности периодизация выполняет задачи структурирования фактического исторического материала в хронологической последовательности. Порой в исторических исследованиях трудности возникают уже на этапе определения хронологических рамок периодов.

Одним из распространенных видов периодизации является рассмотрение эволюции научного знания, науки и техники в процессе освоения и обустройства окружающего мира в различные исторические эпохи: первобытная, древневосточная, античная, средневековая новаяиновейшая.

Первобытная эпоха охватывает огромный промежуток исторического времени от появления на земле человека до возникновения первых государственных образований (от 2,6 млн. лет назад до 4 тыс. до н.э.). Из всех специальных периодизаций эпохи наиболее важна археологическая. Она основана на анализе различий в материале и технике изготовления орудий труда и предметов быта. Выделяются каменный (ранний палеолит: 2,6 млн. лет назад – 80 тыс. до н.э., средний палеолит: 80 тыс. до н.э. – 40 тыс. до н.э., поздний палеолит: 40 тыс. до н.э. – 12 тыс. до н.э., мезолит: 12 тыс. до н.э. – 7 тыс. до н.э., неолит: 7 тыс. до н.э. – 4 тыс. до н.э.), бронзовый (3 – 2 тыс. до н.э. – начало 1 тыс. до н.э.) и железный (со 2 – 1 тыс. до н.э.) века, которые в свою очередь еще подразделяются на периоды и этапы.

Современная наука обладает археологическими материалами, которые дают представление о процессах становления вида Homo, как в физическом, так и в интеллектуальном аспектах: Homo habilis (человек умелый) – Homo erectus (человек прямоходящий) – Homo sapiens (человек разумный). Эти процессы в основном завершились около 40 тысяч лет назад (поздний палеолит). В географическом отношении очаги первобытной культуры обнаружены на всех континентах планеты. Расселение человека из «колыбели» (Восточная Африка) по территории земного шара началось около 1,5 млн. лет назад.

Наиболее важными событиями эпохи были: возникновение мышления и речи; освоение огня; появление и технико-технологическое совершенствование присваивающих видов хозяйствования (охота, собирательство, рыболовство, бортничество), затем переход к производящим видам (земледелие, скотоводство) в результате неолитической революции; развитие форм организации человеческого общества (первобытное человеческое стадо, община, род, племя, семья, брак); зарождение и распространение первых идеологических представлений (ранние формы религии, миф, магия); начало художественной деятельности. Познание окружающего мира и его техническое освоение были синкретично включены в жизнедеятельность древних людей.

Эпоха древних, прежде всего древневосточных, цивилизаций хронологически соответствует периоду примерно с 4 тыс. до н.э. до 1 тыс. до н.э. В географию эпохи входили следующие территории: Северо-Восточная Африка (Древний Египет: 4 – 3 тыс. до н.э. – начало 1 тыс. до н.э.), Ближний Восток или Передняя Азия (Шумеро-Вавилонское государство: 3 тыс. до н.э. – начало 1 тыс. до н.э.), Южная Азия (Древняя Индия: 3 тыс. до н.э. – 1 тыс. до н.э.), Центральная Азия (Древний Китай: середина 2 тыс. до н.э. – рубеж н.э.), Средиземноморье (Крито-микенская цивилизация: 2 тыс. до н.э. – 1 тыс. до н.э.).

Эпоха характеризуется образованием первых теократических и деспотических государств, в результате сложившихся институтов власти и бюрократии, системы рабовладения, религиозных традиций; освоением ирригационного земледелия (прежде всего в рамках дворцовых и храмовых хозяйств); строительством городов; развитием ремесел и торговли; появлением письменности, письменных законов и светских школ и т.д. Древние цивилизации при всей неравномерности и специфичности развития имели общие черты в познавательной деятельности, прежде всего в формировании естественнонаучных представлений и технологий, связанных с нуждами хозяйственной деятельности.

Античная эпоха датируется IX в. до н.э. – V в. н.э. Географическими пределами эпохи были территории древнегреческого (IX – I вв. до н.э.) и древнеримского государств (VIII в. до н.э. – середина V в. н.э.), а также стран и народов, находившихся под их влиянием.

В эпоху античности процесс получения новых знаний постепенно стал самостоятельной деятельностью определенной категории людей. Это была еще синкретичная наука, которая характеризовалась глубокой теоретичностью, самоценностью, стремлением к знанию ради знания и одновременно обладала системностью, рациональностью и практичностью.

Историческое развитие техники и технологий эпохи оценивается как новый уровень в организации труда, в применении новых материалов для изготовления более сложных орудий труда, в совершенствовании различных операций в ремесленном производстве и строительстве, в распространении технических механизмов и приспособлений, в развитии оружия и т.д.

Эпоха средневековья определяется периодом с V в. по XVI в. Средневековье имеет внутреннюю периодизацию: раннее средневековье (V – IX вв.), зрелое средневековье (X – XIII вв.), позднее средневековье (XIV – XVI вв.). Важно отметить, что в его временных рамках выделяется самостоятельная эпоха – Возрождение (XIII – XVI вв.). Западная и Центральная Европа, Византия, Древняя Русь, Арабский Восток, Индия, Китай, Япония и Доколумбова Америка – все это было географией распространения средневекового типа мышления (религиозного и научно-художественного) и технико-технологических инноваций.

В средние века была продолжена энциклопедическая традиция античности. В западноевропейских странах были опубликованы труды по философии, грамматике, арифметике, астрономии, музыке и другим дисциплинам. Это были не только своды знаний, но и полезных умений. В то же время, систематизация знаний осуществлялась на качественно ином уровне понимания связи теоретического знания и хозяйственной деятельности. От идей «Божественного откровения и дара» в ранний период до идей антропоцентризма и гуманизма эпохи Возрождения. В практической деятельности произошли радикальные технико-технологические изменения. В сельском хозяйстве произошло внедрение тяжелого колесного плуга, лошадей как тяглового скота, более совершенной упряжи для лошадей, водяных и ветряных мельниц для помола зерна и просеивания муки. Водяной привод стал применяться в кузнечном, сыромятном, сукновальном и других ремеслах. В хозяйственной и культурной жизни стали использоваться различные механические устройства (часы, подъемники и пр.). К важным событиям эпохи относятся: развитие духовного и светского образования, изобретение книгопечатания, Великие географические открытия и т.д.

Период с XVII в. по XIX в. в научной литературе называется Новым временем. Этот период включает: эпоху буржуазных и научной революции (XVII в.), эпоху Просвещения (XVIII в.), эпоху промышленной революции (XIX в.). Характерным было то, что центрами научного и технико-технологического развития стали национально-государственные образования: Великобритания, Франция, Германия, Россия, Северо-Американские штаты.

Результатом научной революции было оформление европейского классического естествознания как новой системы осмысления Космоса, а также различных процессов общественной жизни. В науке появились собственные методы познания, механизмы проверки и самопроверки научных знаний, язык, профессиональные организации, печатные органы и т.д. В развитии новой науки важное значение сыграло открытие научных обществ и академий в таких странах, как Флоренции, Великобритании, Франции, Германии и России, и которые впоследствии стали национально-государственными научными организациями. Эпохе соответствовали процессы аналитического расслоения научных знаний на обособленные научные отрасли: физика, математика, химия, астрономия, физиология, география, социальные науки.

XVII – XIX вв. характеризуются радикальными изобретениями и инновациями, которые привели к созданию машинного производства. Были освоены новые виды энергии, появились новые виды производственной деятельности, разрабатывались и внедрялись новые производственные технологии, началось сближение науки и промышленного производства.

XX век – это Новейший период истории, эпоха научно-технической революции. Научная и технико-технологическая сферы человеческой деятельности вышли за рамки отдельных государств и регионов и приобрели международный характер.

Приведенная выше периодизация отвечает наиболее общим целям исторического познания. Вместе с тем, в зависимости от целей и предметного приложения исследований, в науке используются и другие подходы к периодизации: формационный, цивилизационный, историко-культурный, экологический, на основе выделения наиболее важных открытий и изобретений, на основе классификации науки и другие.

В частности на основе классификации науки выделяются три этапа ее развития:

1 этап: нерасчлененная наука древности.

2 этап: дифференциация науки в XV – XVIII веках (аналитическое расслоение знаний на обособленные отрасли: математика, астрономия, физика, химия, физиология, социальные науки).

3 этап: интеграция науки в XIX – XX веках (соединение наук в единую систему знаний, появление новых направлений).

Периодизацию истории науки можно представить и с точки зрения эволюции научного знания и становления науки как социокультурного явления. Условно выделяется три периода. Кроме того, данные периоды не имеют четких хронологических границ.

1-й период: Формирование и накопление фрагментарных эмпирических знаний (в основном соответствует первобытной культуре). Период характеризуется непосредственным «исследованием» реально существующих и чувственно воспринимаемых объектов. Происходило «первоначальное узнавание» и накопление информации лишь о «ближайшем» окружающем мире в процессе его освоения. Человек узнавал только то, с чем непосредственно контактировал. С расширением освоенного мира раздвигались пределы знаний людей о нем.

Процессам «узнавания» и «освоения» было характерно «детское» отношение к знанию, опыту и к самим процессам. Этой деятельности человека соответствовали неоднократная повторяемость и доверие только своему опыту, а впоследствии опыту своих предков. Просматривается параллель: сколько ребенку не говори, что включенный утюг может быть горячим, он все равно к нему прикоснется, обожжется и только тогда поверит (получит знание и опыт).

В целом первобытная культура характеризуется синкретизмом, то есть неопределенностью и расплывчатостью границ между сферами человеческой деятельности. Знание и практика «узнавания» древнего человека были неразрывно связаны, не расчленялись. Ритуальный танец, наскальный рисунок, охота на животных, выделывание шкур, репродуктивная деятельность и так далее – все это было единым процессом – жизнью.

В этот период начали оформляться первые идеологические представления человека о мире (добро и зло, жизнь и смерть и другие). Они нашли непосредственное отражение в практике преднамеренных захоронений. Исследование древних захоронений позволило выделить следующие аспекты:

1. Проявление заботы об умерших. Об этом свидетельствуют положение «костяка» (поза спящего или зародыша), искусственные сооружения.

2. Проявление некой привязанности (стремление удержать или сохранить связь с умершим родственником). Это характеризуется местоположением захоронений, размещением различных предметов в определенном порядке.

3. Соблюдение определенных санитарных соображений. Прежде всего, предотвращение поедания трупов.

4. Отражение знаний о природных явлениях – ориентация положения «костяка» по сторонам света и движению солнца.

Развитие идеологических представлений способствовало появлению ранних форм религии (тотемизм, анимизм, фетишизм и другие). Это было связано и с тем, что человек еще не выделял себя из природы, полностью подчинялся ей и обладал очень низким уровнем познания. Человек относился к природе как к дому и храму.

Формами трансляции знаний последующим поколениям были табу, обычаи, обряды, речь, изображения и так далее.

В момент выделения полезности знаний об окружающем мире произошел переход фрагментарных эмпирических знаний в рациональные.

2-й период: Формирование и развитие рациональных и иррациональных знаний. Человек преодолел уровень первичного накопления информации и первичной систематизации знаний об окружающей действительности. Эмпирическое «узнавание» перешло в эмпирическое познание. Через использование таких специальных действий, как наблюдение и эксперимент, человек научился устанавливать эмпирические закономерности. Первые рациональные знания – наблюдения за повадками животных и за природными явлениями, медицинские знания и прочее. Рациональные знания характеризуются соотнесенностью с некими наблюдаемыми или специально создаваемыми образцами, нормами и стандартами. Разумная, творческая деятельность людей осуществлялась на основе определенных норм и законов, которые создавал и изменял сам человек, а не природа. Знания приобретались человеком во всех сферах деятельности. Главной целью познавательной деятельности стало освоение и обустройство окружающего мира. Эмпирический уровень познания в процессе освоения и обустройства окружающего мира соединился с теоретическим уровнем с позиции полезности и разумности. Человек стал выделять количественные и качественные значения изучаемых объектов и явлений. Появились специальные приборы и устройства для наблюдений и экспериментов. Изменилось отношение человека к природе. Теперь он рассматривал ее как мастерскую. Основными занятиями человека становятся земледелие и скотоводство. Получили развитие ремесло, строительство, натуральный обмен и торговля.

В основе иррациональных знаний лежало развитие волевого, чувственного, мистического и бессознательного начал в человеке. По своему исходному содержанию иррациональные знания являются как нечто еще непознанное, но принципиально познаваемое. В этом качестве выступали первоначальные идеологические представления, мифологические формы знания, ранние формы религии, политеистические и монотеистические верования, этнические и мировые религии.

Накопление и передача знаний последующим поколениям происходила как в форме непосредственного общения, так и в форме записи слов, знаков, символов и так далее. Преодоление синкретичности знаний и практики, разрыв их непосредственной связи привели к возникновению (выделению) собственно научных знаний.

3-й период: Становление научного знания, науки, научной культуры.

Необходимо оговориться, что момент возникновения науки до сих пор является дискуссионным. В эпоху существования древних цивилизаций (Древний Египет, Шумер, Древний Китай и другие) начали формироваться первые системы рационального знания. Создавались общие методологические механизмы формирования астрономических, математических, филологических и медицинских знаний. Шумерами был создан свод знаний, который можно интерпретировать как систему с установлением причинно-следственных связей важнейших явлений. Кроме того, эти знания были мало связаны с магией, культом и астрологией. Было создано светское школьное образование, для целей которого и систематизировались знания в форме «учебных пособий» – глиняных дощечек. Составлялись пособия в виде таблиц по математике, астрономии, медицине, праву, ботанике, минералогии, химической рецептуре и так далее. Но в древних цивилизациях систематизация научных знанийв значительной мере имела случайный характер. Не совсем ясны истоки и методы получения знаний (возможно, из-за недостатка информации). Древние цивилизации создали условия для возникновения античной науки, научной культуры и мышления.

В конце XIX века известный французский историк естествознания Поль Таннери обосновал понятие «древнегреческая наука», а в 30-е годы XX века отечественный исследователь античной политической истории, философии и общественной мысли Соломон Яковлевич Лурье – понятие «античная наука». Уже более двух тысяч лет наука создается сообществами ученых, формируется в условиях развития отношений ученого и действительности, а также отношений ученых между собой. Именно в античную эпоху формируются структура, методы, проблемы и язык, присущие современной науке. В частности, в эллинистический период происходил процесс дисциплинарного дробления (дифференциации) «единой науки» древности. Обособились такие науки, как математика, астрономия, география, логика, психология, ботаника, зоология, этика, поэтика и другие. В целом античная наука была комплексной и связана с мифологией.

В средние века (включая и эпоху Возрождения), несмотря на влияние религиозной догматики, продолжалось поступательное развитие науки в направлении дальнейшего дисциплинарного и организационного оформления. С конца XII века наиболее популярные европейские школы стали преобразовываться в университеты (studium generale и universitas). Главной причиной их создания была необходимость профессионального (цехового) лицензирования интеллектуальной деятельности – организация корпораций преподавателей и студентов. Научная деятельность становилась профессиональной. Значением эпохи Возрождения является системное разрушение старого «Космоса», создание новых принципов «конструирования» мира (нового «Космоса»). Меняется место человека – художника, мыслителя и инженера («универсальная личность»).

XVII век общепризнанно считается временем возникновения современной науки – классического естествознания – во взаимосвязи всех составляющих: теоретического знания, его логического обоснования и математического описания (язык), экспериментальной проверки и самопроверки. Сформировалась и стала автономной социальная структура науки с сетью коммуникаций и общественным применением. В науке появились свои нормы и правила поведения. Создаются профессиональные научные организации (академии), печатные органы и т.д. Благодаря деятельности Кеплера, Галилея, Бэкона, Декарта, Ньютона и других ученых получила завершение новая модель мира.

В течение XVIII – XX веков наука развивается в условиях научно-технической революции. XVIII век – век Просвещения, период осмысления Ньютонова наследия. XIX век – век промышленной революции. XX век – век научно-технического прогресса. Происходит сближение науки и техники, науки и производства. Неуклонный рост научно-технических изобретений, сокращение времени между изобретением и его внедрением к началу XX века привели к созданию нового уровня «второй природы», институализации технического знания и технического образования. Выделилась основная схема дисциплин:

1. В научном развитии: физика, химия, биология, генетика, космические исследования, гуманитарные науки и другие.

2. В техническом развитии: энергетика, транспорт, связь, технологии машинного производства, электроника.

3. В научно-техническом развитии: компьютерные и информационные технологии.

В настоящее время научное обоснование становится целесообразным и необходимым во всех сферах жизнедеятельности человека. Наука стала венцом и образцом рациональности. Основой для развития науки являются деятельность человека, его опыт, цель по освоению и обустройству окружающего мира и творчество в научной сфере.

Современное развитие науки ведет к дальнейшему преобразованию всей системы жизнедеятельности людей. Особо впечатляет ее воздействие на развитие техники и новейших технологий, воздействие научно-технического прогресса на жизнь общества.

Наука и техника постоянно открывают перед человеком новый мир и новые возможности существования в нем, а в этом мире – новую близость к природе. В современном мире для человека существуют новые возможности, специфическое удовольствие от достижений науки и техники, расширение знаний о мире и самом себе.

В настоящее время наука и техника, выполняя функцию средства человеческой деятельности, интегрируют в себе основные сферы этой деятельности человека: материальную, духовную, художественную и научную. Они все более активно и масштабно воздействуют на социальные процессы и самого человека, формируя его сознание и поведение, ценности и традиции общества.

Литература

1 Арутюнов В.С. Наука как общественное явление / В.С. Арутюнов, Л.Н.Стрекова. – М., 2006 – 347 с.

2.Горюнов В.П. Философия науки и техники: конспект лекций / В.П. Горюнов, В.К. Гавришин. – СПб., 2000 – 47 с.

3. Ракитов А.И. Государственные приоритеты в науке и образовании / А.И.Ракитов. – М., 2001 – 232 с.

4. Шредингер Э. Наука и гуманизм / Э.Шредингер. – М.; Ижевск, 2001 – 64 с.

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

Наши рекомендации