Типология политических систем.

Политические системы как многомерное явление могут быть классифицированы по различным основаниям. Так, в зависимости от типа общества они делятся на традиционные и модернизированные, по характеру взаимодействия со средой - на открытые и закрытые, в зависимости от концентрации или распределения власти - на централизованные и децентрализованные системы. Марксистский подход к типологизации политических систем основывается на типе формаций.

Наиболее признанным принципом классификации политических систем является их деление на демократические, тоталитарные и авторитарные. Критерием их разграничения является политический режим как способ функционирования и взаимосвязи основных элементов политической системы общества.

Политический режим включает в себя совокупность средств и методов осуществления государственной власти, состояние прав и свобод. Он определяет среду и условия жизни общества.

В исследовании политических режимов наибольший опыт накопила западная политическая наука. Советское обществоведение длительное время вообще не использовало это понятие, оперируя понятием «политическая система». До сих пор в отечественной литературе понятия «политическая система» и «политический режим» или рассматриваются как синонимы, или разводятся.

Рассмотрим характерные особенности демократических, тоталитарных и авторитарных режимов.

Демократию как тип политического режима характеризуют следующие признаки.

1. Политическая власть имеет легитимный характер и осуществляется в соответствии с законами. Общество избирает конкретных носителей власти и контролирует их.

2. Ветви власти - исполнительная, законодательная и судебная - независимы и уравновешивают друг друга. Это обеспечивает баланс различных социальных сил, препятствуя опасному для общества бесконтрольному сосредоточению власти.

3. Юридически закреплены и в полном объеме реализуются права и свободы человека, прежде всего права личности. Главный принцип - «все, что не запрещено,- разрешено».

4. Неотъемлемым элементом политического процесса является оппозиция. Она пользуется теми же правами и возможностями, что и правящее большинство. Законом запрещены призывы к изменению формы государственного устройства.

5. Функционирует многопартийная система, в рамках которой конкурирующие партии могут сменять друг
друга у власти в результате выборов.

6. Средства массовой информации свободны и независимы от цензуры. Общество относится к ним как к четвертой власти.
7. В обществе отсутствует официальная идеология. В условиях плюрализма идейные течения соперничают друг с другом при сохранении общенациональных мировоззренческих ценностей.
8. Элиты открыты для: а) социальной мобильности, пополнения наиболее способными представителями населения; б) постоянного обратного влияния со стороны общества, проявляющегося, в частности, в избирательных кампаниях.
9. Армия и спецслужбы обеспечивают безопасность государства и общества. Основные функции поддержания правопорядка выполняются полицией и судами.

10. При любой форме государственного устройства - унитарной или федеративной - власть на местах имеет большие полномочия. Права национальных меньшинств соблюдаются в полном объеме. Современные демократические системы ведут свое начало от форм правления XVIII-XIX веков, возникших под влиянием таких идей классического либерализма, как признание личности главным источником власти, приоритет прав человека над полномочиями государства, политическое равенство граждан, автономия меньшинства по отношению к большинству.
Демократия, как правило, является наиболее устойчивым режимом, поскольку имеет глубокие гуманитарные и социальные корни в обществе. Взаимоотношения субъектов демократии - личности, общества и государства - регулируются правовыми нормами поведения, законами, традициями и прецедентами, признаваемыми значительным большинством населения. Это обеспечивает социальную стабильность, придает обществу динамизм.
Тоталитарный режим характеризуется абсолютным контролем власти над общественной и частной жизнью.
Термин тоталитаризм был введен в политический лексикон вождем итальянских фашистов Б. Муссолини. Сначала его использовали для обозначения фашизма, а с тридцатых годов он применяется и в отношении СССР. Характерные черты тоталитаризма таковы:

- высокая концентрация власти, ее проникновение во все сферы жизни общества. Власть претендует на роль выразителя высших интересов народа; общество отчуждено от власти, но не осознает этого. В тоталитарном сознании власть и народ предстают как единое, неразделимое целое;

- формирование органов власти осуществляется бюрократическим путем и неподконтрольно обществу. Управление осуществляет господствующий слой - номенклатура;

- существует единственная правящая партия во главе с харизматическим лидером. Ее партийные ячейки пронизывают все производственно-организационные структуры, направляя их деятельность и осуществляя контроль. Попытки создания альтернативных политических и общественных объединений подавляются. Происходит слияние госаппарата с аппаратом правящих партий и общественных организаций;

- демократические права и свободы носят декларативный, формальный характер. Вместе с тем государство выполняет определенные социальные функции, гарантируя право на труд, образование, отдых, медицинское обслуживание и пр.;

- в обществе функционирует только одна идеология, претендующая на монопольное владение истиной. Все
иные идейные течения подвергаются преследованию, оппозиционные взгляды проявляются преимущественно в форме диссидентства;

- в тоталитарных идеологиях история предстает преимущественно как закономерное движение к определенной цели (мировое господство, построение коммунизма). Во имя этой цели оправдываются любые средства. Идеология базируется йа социальных мифах (руководящая роль рабочего класса, превосходство арийской расы и пр.), превращаясь в светскую форму религии. Тоталитарный режим образно определяют как «идеологию у власти»;

- власть обладает монополией на информацию и полностью контролирует средства массовой информации,
которые используются для манипулирования общественным сознанием. Политическая пропаганда служит
целям прославления режима, сакрализации верховной власти;

- власть располагает мощным аппаратом социального контроля, принуждения и запугивания населения.
Репрессивный аппарат имеет особые полномочия;

- государственные органы жестко контролируют экономику, обладая достаточно высокой способностью мобилизации ресурсов и концентрации усилий для достижения узко ограниченных целей, например военного строительства, освоения космоса;

- политическая социализация имеет целью воспитать «нового человека», преданного режиму, готового на
любые жертвы во имя «общего дела». Подавляются проявления индивидуальности, насаждаются представления о государстве как источнике распределения всех благ, поощряются угодничество и доносительство;

- государственное устройство носит унитарный характер. Права национальных меньшинств декларируются, но на деле ограничены.

Наряду с общими чертами тоталитарные режимы имеют особенности. При коммунистическом режиме ликвидируется частная собственность и, следовательно, уничтожается основа автономии членов общества. Для итальянского фашизма было характерно стремление к возрождению Римской империи, а власть партии была ограничена влиянием короля, аристократии и церкви. Специфику германского национал-социализма составляли расизм и шовинизм. Его целью было обеспечение господства арийской расы.

Обращает на себя внимание и несравненно большая эластичность сталинской системы по сравнению с нацистским режимом. Апелляция к великорусскому национализму и традициям самодержавной России, сфокусированная в понятии «Великая Отечественная война», завершила постепенный отход режима от изначальных культурно-революционных представлений большевизма.

Причины возникновения тоталитарных режимов, их общие черты и особенности проанализированы в работах Ф. Хайека «Дорога к рабству» (1944), X. Арендт «Истоки тоталитаризма» (1951), К. Фридриха и 3. Бжезинского «Тоталитарная диктатура и автократия» (1956).

Ф. Хайек показал причины и предпосылки трансформации социалистических учений в тоталитарные системы. X. Арендт акцентировала внимание на превращении личности в объект воздействия тоталитарного режима. Она констатировала, что тоталитаризм в соответствии со своим идеалом совершенного порядка разрушает социальную структуру, разрывает традиционные социальные связи, «превращает классы в массы». Тоталитарные движения рекрутируются из людей, оторванных от социальной почвы и готовых слепо следовать за вождями.

К. Фридрих и 3. Бжезинский выделили шесть базовых характеристик тоталитаризма:

- единственная массовая партия, возглавляемая харизматическим лидером;

- официальная идеология, которая должна признаваться всеми;

- монополия на средства массовой информации;

- монополия на средства вооруженной борьбы;

- система насилия и террора как средство контроля над обществом;

- жестко централизованная система управления экономикой.

Значительный вклад в исследование коммунистического тоталитаризма в двадцатые-тридцатые годы внесли русские философы Н. Бердяев, Г. Федотов, П. Струве, С. Франк. В отличие от западных исследователей, они, как правило, уделяли внимание не политико-институциональному, а философскому анализу тоталитаризма. Глубокий анализ советской разновидности тоталитаризма дан в книге Н. Бердяева «Истоки и смысл русского коммунизма» и в статье Г. Федотова «Сталинократия».

В возникновении тоталитаризма исследователи отмечают первостепенное значение таких факторов, как монополизация экономики и связанное с ней усиление государственной власти, появление массовых партий и движений тоталитарной ориентации, стремление человека преодолеть социальную отчужденность путем приобщения к коллективу (будь то класс или нация), восприимчивость маргиналов к идеологическим утопиям и упрощенным рецептам решения сложных проблем.

Исследователи тоталитаризма едины в том, что в многообразии причин его становления важную роль играет кризисное состояние общества, ухудшение условий жизни значительных групп населения. В числе основных условий возникновения тоталитаризма многие исследователи называют вступление общества в индустриальную стадию, резко расширившую возможности средств массовой информации в формировании массового сознания и обеспечении контроля над ним. Индустриальная стадия способствовала также формированию мировоззрения, основывающегося на превосходстве коллективного над индивидуальным.

Политические и психологические процессы при тоталитарном режиме нашли отражение в художественной литературе (Е. Замятин, М. Булгаков, А. Платонов, Дж. Оруэлл, А. Солженицын и др.).

Одним из наиболее распространенных в истории типов политической системы является авторитаризм. Его основу составляет власть одного лица или группы.

Авторитарный режим возникает, во-первых, в странах, где происходит смена общественного строя, сопровождающаяся резкой поляризацией политических сил, и, во-вторых, в странах, переживающих длительные экономические и политические кризисы, преодоление которых демократическими средствами невозможно. Поскольку такие ситуации складываются достаточно часто, авторитаризм - явление весьма распространенное. В частности, во второй половине XX века авторитарные режимы возникли в ряде освободившихся стран Азии, Африки и Латинской Америки. После смерти И. Сталина в СССР началась трансформация тоталитарного режима в авторитарный.
К общим чертам авторитарных режимов относятся:

- сосредоточение власти в руках одного человека или группы. Носителем власти может быть харизматический лидер, монарх или военная хунта. Как и при тоталитаризме, общество отчуждено от власти, отсутствует механизм ее преемственности. Элита формируется путем назначения сверху;

- права и свободы граждан ограничены главным образом в политической сфере. Законы преимущественно на стороне государства, а не личности;

- в обществе доминирует официальная идеология, но проявляется терпимость по отношению к другим идей ным течениям, лояльным к правящему режиму;

- политика монополизируется властью. Деятельность политических партий и оппозиции запрещена или ограничена. Профсоюзы подконтрольны власти;

- государственный контроль не распространяется на не политические сферы - экономику, культуру, религию, частную жизнь;

- обширный государственный сектор жестко регламентируется государством. Как правило, он функционирует в рамках рыночной экономики и вполне уживается с частным предпринимательством. Экономика может быть как высокоэффективной, так и малоэффективной;

- осуществляется цензура над средствами массовой информации, которым разрешается критика отдельных недостатков государственной политики при сохранении лояльности по отношению к системе;

- власть опирается на силу, достаточную, чтобы в случае необходимости принудить население к повиновению. Массовые репрессии, как при тоталитаризме, не проводятся;

- при положительных результатах деятельности режим может поддерживаться большинством общества. Меньшинство борется за переход к демократии. Гражданское общество может существовать, но зависит от государства;

- режиму свойственны унитарные формы государства с жесткой централизацией власти. Права национальных меньшинств ограничены.

Кроме общих черт, авторитарным режимам присущи и специфические черты, в соответствии с которыми возможна следующая их дифференциация:

1. Военный режим (например, хунта во главе с Пиночетом в Чили, власть маршала Пилсудского в Польше).
2. Теократический режим (власть религиозного клана, установившаяся в Иране после революции 1979 года).
3. Монархические авторитарные режимы (Иордания, Марокко, Саудовская Аравия).

4. Неоавторитарные режимы, для которых характерно существование массовых партий (например, в Мексике) и оппозиции, проведение выборов. Неконкурентные или полуконкурентные выборы имели место в Бразилии, Мексике, Южной Корее.

Наиболее массовой разновидностью авторитарных режимов являются военные режимы, возникшие в период освобождения ряда стран от колониальной зависимости и формирования национальных государств. В традиционных обществах военные оказывались наиболее организованной и сплоченной социальной группой, способной объединить общество на основе идеи национального самоопределения.

После прихода к власти политический курс военных был различным. В одних странах он привел к отстранению от власти коррумпированной элиты и отвечал интересам национальных государств (например, в Индонезии, на Тайване). В других случаях сами военные становились исполнителями воли могущественных финансовых групп и государств. Известно, что большинство военных режимов в Латинской Америке финансировались США.

После Второй мировой войны авторитарный политический строй носил переходный характер, чаще всего эволюционируя в демократию (Испания, Чили, Южная Корея, Бразилия, Аргентина). Причиной этой эволюции были, во-первых, возрастание противоречий, неразрешимых при авторитаризме, и, во-вторых, влияние индустриально развитых стран, стремившихся расширить сферу демократических ценностей.

Проблема авторитаризма по ряду причин актуальная для современной России.
Во-первых, власть в центре и особенно в регионах проявляет авторитарные тенденции при отсутствии сколько-нибудь действенного контроля над ней со стороны общества. По справедливому замечанию английского политолога К. Росса, «авторитаризм в центре стимулирует развитие авторитаризма в регионах, а тот, по законам порочного круга, вновь возвращается на общенациональный уровень».

Во-вторых, в массовом сознании популярна идея «сильной руки», способной навести в стране порядок.
В-третьих, с начала девяностых годов существует концепция «просвещенного авторитаризма», согласно которой без авторитарного правления невозможно осуществить болезненные экономические реформы и подготовить необходимые условия для последующего перехода к демократии.

В-четвертых, в публицистике не без оснований отмечается сходство России с Веймарской Германией, описываются различные сценарии авторитарного перерождения нынешней российской власти или появления новоявленного автократа.

Естественно, встает вопрос о целесообразности и возможности установления в России «просвещенного авторитаризма». Такой режим, сменив рыхлый, невыстроенный авторитаризм, видимо, действительно мог бы способствовать демократическому транзиту страны. Вместе с тем существующие реалии делают авторитарные сценарии весьма проблематичными. Главные из них - это:

- слабость элит и зыбкость баланса между ними, в силу чего ни одна из элит не способна самостоятельно или в коалиции претендовать на монопольную власть;

- плюрализм групповых и корпоративных интересов;

- децентрализация и регионализация власти, федеративная структура государства.

Рассмотрение тоталитарных и авторитарных политических режимов позволяет выявить основные отличия между ними.
Во-первых, тоталитаризм - это диктатура государства, а авторитаризм - диктатура личности или группы.
Во-вторых, по своему историческому назначению тоталитаризм связан с утопической идеей и претендует на вечное существование, а авторитаризм ставит задачу вывода страны из тупика.
В-третьих, при тоталитаризме устанавливается всеобщий контроль за обществом, а авторитаризм предполагает наличие сфер, неподконтрольных государству.

В-четвертых, разные масштабы насилия по отношению к оппозиции. При тоталитаризме террор носит массовый характер по отношению к противникам, а в авторитарном обществе проводится избирательный террор с целью предотвратить возникновение оппозиции.

Тоталитарные и авторитарные режимы могут классифицироваться в зависимости от того, кто является источником власти - один человек или группа лиц. Если у власти находится одно лицо, эти режимы называются автократическими, если группа лиц - они являются аристократическими, олигархическими, этно критическими и т. п.
Характер политической системы является важнейшей детерминантом поведения государств во внешнем мире.

Демократические режимы, разрешающие внутренние конфликты преимущественно мирным путем, на основе права и законов, стремятся к тому же и в своей внешней политике. Они не ведут войн друг с другом и рассматривают международные отношения прежде всего как сферу взаимной сдержанности и приспособления государств. В эту тенденцию лишь частично вписываются такие, например, факты, как война Соединенных Штатов во Вьетнаме или операция НАТО против Югославии в марте 1999 года.

Тоталитарные режимы, с одной стороны, рассматривают мир как сферу приложения своих идеологических доктрин, а с другой - нуждаются в международной напряженности и «враждебном окружении», облегчающих подчинение граждан воле партий и вождей. Они не приемлют социально-политическую конкуренцию ни внутри страны, ни за ее пределами, стремятся к унификации внешнего мира по своему образу и подобию.
Авторитаризм использует внешнюю политику как средство укрепления позиций личности, группы или структуры, концентрирующих власть. Поэтому авторитарные режимы нередко мало предсказуемы в своем внешнеполитическом поведении, склонны к авантюрным акциям с целью убедить подданных и мировое сообщество в собственной международной значимости. Примерами тому могут служить захват Аргентиной Фолклендских островов в 1982 году и агрессия Ирака против Кувейта в 1990 году. Авторитарный лидер югославский президент С. Милошевич в немалой степени спровоцировал натовские бомбардировки, чтобы удержаться у власти.

Теория политических режимов в более или менее целостном виде сложилась к пятидесятым годам XX века. Одним из ее постулатов был тезис К. Фридриха и 3. Бжезинского о неспособности тоталитарных режимов к трансформации и их обреченности на гибель. Этот вывод основывался на опыте тоталитарных режимов в Германии и Италии, рухнувших в результате поражения в войне.

Жизнь показала односторонность такой точки зрения. Тоталитарные режимы при определенных обстоятельствах утрачивают свое главное системообразующее свойство - тотальность.

Процесс эволюции от тоталитаризма к авторитаризму имел место в СССР после 1953 года. С началом реформ шестидесятых годов он охватил страны Восточной Европы. Эта эволюция во многом предопределила мирный переход к демократии.

В Испании и Португалии после Второй мировой войны происходил процесс постепенного вырождения авторитарных режимов. Эволюция к демократии оказалась возможной в результате согласованного проведения реформ силами правящих кругов и оппозиции.

В целом переход от тоталитарных и авторитарных режимов к демократии - длительный и сложный, изобилующий зигзагами. Трагедия России и бывших советских республик состоит в том, что коммунистический режим просуществовал настолько долго, что смог социально укорениться. Корпоративное государственное устройство, построенное по профессионально-отраслевому принципу, постепенно и болезненно заменяется иерархией имущественных отношений со всеми присущими им внутренними противоречиями.

Несмотря на свою историческую компрометацию, тоталитарная тенденция очевидно сохранится, особенно в периоды резкой ломки устоявшихся социальных структур, подрыва устоев традиционного образа жизни, кризиса массового сознания.

В современном мире появился ряд факторов, благоприятствующих усилению тоталитарной тенденции в общественном развитии. К ним, по мнению отечественного исследователя В. П. Пугачева, относятся:
- бурное развитие поведенческих (бихевиоральных) наук, используемых для разработки эффективных
методов и технологий управления политическим (в том числе электоральным) поведением граждан;
- коммуникационная революция, открывающая новые технические возможности управления массовым сознанием и политическим поведением людей;

- глобализация мирового развития, создающая возможность беспрепятственного использования финансово-экономических и научно-информационных ресурсов для установления контроля со стороны единственной сверхдержавы или блоков ряда государств над целыми регионами или даже в перспективе всем миром;
- обострение экологической и сырьевой проблем и как следствие усиливающееся стремление государств и транснациональных корпораций к обеспечению контроля над дефицитными ресурсами;

- ослабление в ряде государств рабочего и демократического движения, ограничивавших авторитарные и тоталитарные поползновения правящей элиты.

Влияние этих факторов на политику некоторых государств дает основание утверждать, что феномен тоталитаризма несводим лишь к базовым характеристикам его классических вариантов. Он может проявиться в новой форме, например в националистическом или клерикальном обличье. Но экономически несостоятельная государственная монополия на собственность и однопартийная монополия на власть уже невосстановимы.
В настоящее время возникновению тоталитарных систем, как это ни парадоксально, может способствовать демократия, создающая равные шансы всем участникам политического процесса, в том числе и своим противникам. Если в обычных условиях эта оппозиция находится на периферии общественной жизни и не покушается на демократический строй, то в кризисных обстоятельствах, когда огромные массы людей деморализованы и готовы поверить любому обещанию улучшения жизни, ее политическая роль может многократно вырасти.

Не сбрасывая со счетов опасности, исходящие от тоталитаризма, можно констатировать, что развитие человечества определяют гораздо более мощные демократические тенденции. Они отвечают потребностям глобального перехода к постиндустриальному обществу.

Политическая культура.

Политическую культуру часто отождествляют с образованностью. Считается, что политическая культура свойственна только образованным людям и полностью отсутствует у малообразованных людей. Зачастую политическую культуру путают с политическим поведением.
Вовлечение социальных групп и индивидов в политику обусловлено их стремлением реализовать свои социально значимые интересы. Однако реализация существующих у них интересов осуществляется не непосредственно, а опосредуется наличием у субъектов политики тех значений и смыслов, в которых выражено их отношение к власти, политическим институтам, элитам, лидерам и т.д. Эти смыслы и значения предписываются господствующей в обществе политической культурой, т.е. ценностно-нормативной системой, которой придерживается большинство населения. Ценностно-нормативная система существует в виде общераспространённых и общепринятых фундаментальных поведенческих, политических ценностей и идеалов.
1. ПОНЯТИЕ "ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА" И ЕГО СОДЕРЖАНИЕ
Впервые термин "политическая культура" использовал в XVIII веке немецкий просветитель И. Гердер (1744-1803). Естественно, он не предполагал тогда, что концепция политической культуры окажет такое влияние на политическую науку и практику. Возникновение же первых концепций политической культуры относится к середине XX в. На западе весомый вклад в разработку теории политической культуры внесли X. Файер, Г. Алмонд, С. Верба, А. Липсет, Л. Пай, М. Дюверже, К. фон Бойм, У. Розенбаум, Р. Роуз, М. Крозье. Объяснительные возможности политической культуры определяются многозначностью и многогранностью её измерений.
Анализ соответствующих исследований позволяет выделить наиболее часто встречающиеся трактовки политической культуры.
а) это культура личности, социальной общности, объединяющая в себе политическую образованность, политическую сознательность и общественно-политическую деятельность;
б) это часть духовной культуры общества, включающая в себя те ее элементы, которые связаны с общественно-политическими институтами и политическими процессами;
в) это совокупность стереотипов политического сознания и поведения, присущих конкретной социальной общности или конкретной личности;
г) это реализация политических знаний, ценностных ориентации, образцов поведения социального субъекта (личности, класса, общества) в исторически определенной системе политических отношений.
Суммируя все трактовки политической культуры, в самом обобщенном виде ей возможно дать следующее определение.
Политическая культура - это культура политического мышления и политической деятельности, а также степень цивилизованности характера и способов функционирования политических институтов, организации всей политической жизни в обществе.

Политическая культура представляет собой совокупность ценностей, установок, убеждений, ориентаций и выражающих их символов, которые являются общепринятыми и служат упорядочению политического опыта и регулированию политического поведения всех членов общества. Она включает в себя не только политические идеалы, ценности, установки, но и действующие нормы политической жизни. Тем самым политическая культура определяет наиболее типичные образцы и правила политического поведения, взаимодействия власти - индивида - общества.
У каждого народа есть некий политико-культурный генотип, который как бы передаётся от поколения к поколению и оказывает определяющее воздействие на политические реальности, на взаимоотношения общества, индивида и государства. При этом важно отметить: политическая культура - явление динамичное, развивающееся, постоянно обогащающееся в своём содержании и формах, чутко реагирующее на изменения в реалиях окружающего мира, будь то промышленная, научно-техническая или иная революция.
Центральным, связующим элементом политической культуры является политическое мировоззрение, составляющее часть общемировоззренческой системы данного общества.

Наши рекомендации