Анализ современного состояния внутреннего и внешнего долга России, его проблем и влияния на экономическую безопасность
В данной главе будет отмечено, что в современной России существует много экономических проблем и угроз, связанных с внешним и внутренним долгом, анализ которых позволяет сделать вывод о необходимости радикального изменения подходов к обеспечению экономической безопасности страны. Нарастание экономических угроз во многом связано с просчетами в выборе стратегии и тактики российских реформ. Таким образом, становится очевидной необходимость разумной долгосрочной политики государства в области управления внутренним и внешним долгом и разработки продуманной концепции обеспечения экономической безопасности страны.
Внутренний долг растет с каждым годом, причем довольно быстрыми темпами. С 1 ноября 2010 года до 1 октября 2015 он увеличился на 718,13 млрд. руб. С одной стороны, это может свидетельствовать о повышении долговой нагрузки по его обслуживанию на государственный бюджет, но, с другой стороны, внутренние государственные долговые обязательства выполняют очень важные функции: во-первых, операции на внутреннем рынке являются очень важным инструментом государственной политики макроэкономического регулирования, в связи с этим обслуживание внутреннего долга – своего рода «плата» за пользование этим инструментом; во-вторых, государственные долговые обязательства во всем мире считаются наиболее важным средством вложения денег (хотя и малодоходным), поэтому наличие возможности такого вложения позволяет инвесторам более эффективно контролировать свои финансовые риски.
Стремительный рост объема долга, критической величины расходов на его обслуживание заставляет искать первопричины подобной динамики. Отметим три фактора: высокая доля государственных расходов в структуре ВВП; неточный финансовый счет бюджетного дефицита, приводящего к его двукратному занижению; высокая доходность государственных ценных бумаг.
В законе о федеральном бюджете РФ на 2015 год предельный размер государственного внутреннего долга на 1 октября 2015 года установлен в сумме 1378,5 млрд. руб.
На 1 января 2015 года внутренний долг РФ составлял 1 триллион 248,848 миллиарда рублей. Таким образом, внутренний долг РФ, выраженный в государственных ценных бумагах, увеличился с Нового года к 1 октября на 129,652 миллиарда рублей.
Как видно из рисунка 1 на 1 октября 2015 года на рынке ценных бумаг РФ в обращении отсутствуют ГКО (государственные бескупонные краткосрочные облигации), и все рыночные ценные бумаги представлены исключительно ОФЗ (облигациями федерального займа) и ГСО (государственными сберегательными облигациями).
Рисунок 1 Структура государственного внутреннего долга, выраженного в государственных ценных бумагах, на 1 октября 2015 г.
На 1 октября 2015 года наибольшая доля в структуре внутреннего
госдолга в ценных бумагах принадлежит ОФЗ с амортизацией долга (ОФЗ-АД) - 64% (882,24 млрд. руб.). Доля ОФЗ с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД) оценивается в 23,79% (327,95 млрд. руб.); ГСО с фиксированной процентной ставкой купонного дохода (ГСО-ФПС) – 9% (124 млрд. руб.); ОФЗ с фиксированным купоном (ОФЗ-ФК) – 2.45% (33,77 млрд. руб.); ГСО с постоянной процентной ставкой купонного дохода (ГСО-ППС) – 0, 76% (10,48 млрд. руб.).
По данным Минфина РФ, рост внутреннего государственного долга в октябре произошел по большей части за счет размещения ГСО-ФПС на 8 миллиардов рублей. Кроме того, было размещено ОФЗ-ПД на 0,253 миллиарда рублей и погашено ОФЗ-АД на 0,303 миллиарда рублей
Увеличение внутреннего долга можно связать со стерилизацией денежной массы в государственных облигациях. По мнению аналитиков, следствием увеличения внутреннего госдолга может быть и то, что с ростом предложения государственных бумаг будут расти ставки в целом на рынке облигаций. В результате, можно добиться снижения инвестиционной активности и охладить экономику Далее можно рассмотреть внешний долг РФ с 2008 по 2015 год на конец периода.
Таблица 1.
Внешний долг 2008-2015 гг. (на конец периода)
В млрд. долл. Весь внешний долг | 146,3 | 213,5 | 310,6 | 480,5 | 467,2 | 488,9 | 545,1 |
Таким образом, данные о динамике внешнего долга Российской Федерации за период 2008-2015 гг. показывают следующее:
- общая сумма долга при колебаниях вверх и вниз выросла, в конечном счете, почти на 427,2 млрд. долл., или без малого в 4 раза. За это время долги бывшего СССР перестали играть главенствующую роль в проблеме внешней задолженности страны. Они уменьшились на 102 млрд. долл., а их доля в общей сумме долга упала с 89 до 0,4%. Теперь проблема сконцентрировалась на новом российском долге, который вырос на 529,2 млрд. долл., т. е. почти в 40 раз, при увеличении его доли в общей сумме долга с 11 до 99%.
Но благодаря позитивным подвижкам в развитии российской экономики, в особенности из-за мирового нефтяного бума, показатели бремени внешнего долга за это время существенно улучшились. Соотношение «долг / ВВП» снизилось с 91 до 30 %, тогда как сумма долга стала даже меньше величины валютных резервов (напомним, что в начале 1994 г. долги превосходили резервы в 13 раз).
Таким образом, значения показателей внутренней долговой устойчивости Российской Федерации не выходят за пороговые значения долговых показателей, но и не далеки от них.
Однако рост внутреннего долга – один из факторов, негативно влияющих на экономическую безопасность страны.
Рассмотрим основные существующие проблемы внутреннего государственного долга в России:
· Дефицитный бюджет приводит к ускоренному росту государственного внутреннего долга.
· На государственный внутренний долг списывается все текущее бюджетное недофинансирование за последние шесть лет, приобретающее суррогатные формы. Это задолженность предприятиям АПК, организациям, осуществляющим северный завоз, переоформленная в казначейские векселя, облигационный заем для погашения товарных обязательств и задолженности перед Центральным банком РФ, Пенсионным фондом и пр.
· Отсутствует средне- и долгосрочное планирование, в том числе при подготовке проекта федерального бюджета, состава и объема государственного долга, а также графиков его погашения. Без подобного прогноза, хотя бы на двух - трехгодичный период, невозможно проводить перспективный анализ ситуации.
· Понятия внутреннего и внешнего долга постепенно смыкаются. Этот процесс ускоряется при использовании такой формы заимствования, как выпуск ценных бумаг, в том числе номинированных в валюте. Таким образом, становится очевидной необходимость разумной долгосрочной политики РФ в области управления внутренним государственным долгом.
В 2010—2015 годах Президент РФ Путин В. В., учитывая рост доходов России от экспорта нефти, связанный со стремительным ростом мировых цен на это сырьё, поставил задачу максимально сократить масштабы внешнего государственного долга. В результате длительных переговоров, к концу августа 2010 Россия осуществила досрочные выплаты 22,5 млрд. долларов по кредитам Парижского клуба.
Пик российского государственного долга пришёлся на 1998 год (146,4% ВВП). На 1 января 2010 года, внешний долг достиг 158,7 млрд. долларов (а суммарный внешний и внутренний государственный долг составлял 84%ВВП) – самый высокий показатель состояния внешнего долга на рисунок 4. А в последние годы наметилась тенденция к сокращению внешнего долга Российской Федерации: по состоянию на 1 октября 2010 года он снизился до 40,4 млрд. долларов.
Для федерального уровня государства Бюджетным кодексом РФ устанавливается, что предельный объем государственных внешних заимствований Российской Федерации не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга Российской Федерации. Это делается с целью недопущения неограниченного роста долговой зависимости государства от внешних кредиторов и роста негативного влияния на экономическую безопасность страны.
Размер государственного долга в абсолютном выражении не дает полного представления о состоянии экономики и платежеспособности страны. Для оценки способности страны-дебитора выполнять обязательства по погашению и обслуживанию накопленного объема государственного долга мировая практика выработала долговые показатели (коэффициенты). Одним из критериев оценки долговой устойчивости является анализ объема ресурсов, которыми располагает страна должник, т. е. размер и темпы роста ВВП в сопоставлении с государственным долгом. Этот показатель позволяет оценить уровень долговой нагрузки на экономику страны и отражает ее потенциальные возможности переориентировать национальное производство на экспорт в целях получения иностранной валюты и обеспечения способности погасить внешний долг. Чем выше данный показатель, тем большую долю доходов от реализации произведенного продукта государство вынуждено направлять не на внутреннее развитие, а на выполнение долговых обязательств перед внешними кредиторами. Если накопленный долг превышает объем средств, который в средне- и долгосрочной перспективе страна-дебитор может направить на выполнение долговых обязательств, возникает ситуация "долгового навеса". Условной границей начала такого опасного состояния внешнего долга принято считать превышение объемом долга 50% объема ВВП. За последние годы объем государственного долга, его удельный вес в объеме ВВП имеет устойчивую тенденцию к снижению. Если в 2010 г. объем внешних заимствований составлял 35,88% в объеме ВВП, то в 2015 г. – 7, 12%.
В перспективе, по принятому трёхлетнему бюджету на период 2010 - 2015 гг., госдолг должен сократиться до 2,5 % от ВВП.
Рассмотрим структуру государственного внешнего долга России по состоянию на 1 октября 2015 года. (табл. 2.)
Таблица 2
Структура внешнего государственного долга России по состоянию на 1 октября 2015 г.[3]
Наименование | Сумма, млрд. долл. |
Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего СССР, принятые Российской Федерацией) | 40.4 |
Задолженность перед официальными кредиторами - членами Парижского клуба | 1.4 |
Задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба | 2.0 |
Задолженность бывшим странам СЭВ | 1.5 |
Коммерческая задолженность бывшего СССР | 0.8 |
Задолженность перед международными финансовыми организациями | 4.6 |
Задолженность по еврооблигационным займам | 27.7 |
Задолженность по ОВГВЗ | 1.8 |
Предоставление гарантий Российской Федерации в иностранной валюте | 0.6 |
Из таблицы 2 следует, что задолженность перед официальными кредиторами - членами Парижского клуба составила на 1 октября 2015 года 1,4 миллиарда долларов против 1,8 миллиарда долларов на 1 января, перед странами, не входящими в Парижский клуб, - 2,0 миллиарда долларов (2,2 миллиарда долларов на начало года), бывшими странами СЭВ (Совет экономической взаимопомощи) - 1,5 миллиарда долларов (сохранился неизменным с начала года). Также коммерческая задолженность бывшего СССР на 1 октября текущего года оценивается в объеме 0,8 миллиарда долларов (0,7 миллиарда на 1 января), долги перед международными финансовыми организациями - в 4,6 миллиарда долларов против 5,0 миллиарда на начало года.
Обязательства РФ по еврооблигационным займам на 1 октября составили 27,7 миллиарда долларов (на начало года - 28,6 миллиарда), по облигациям внутреннего государственного валютного займам (ОВГВЗ) - 1,8 миллиарда долларов (4,5 миллиарда на 1 января). Предоставление гарантий РФ в иностранной валюте на 1 октября 2015 года составило 0,6 миллиарда долларов, как и на начало года, сообщает Минфин.
Мы видим, что сегодня в России самой большой задолженностью в структуре внешнего государственного долга является задолженность по еврооблигационным займам, а наименьшими – коммерческая задолженность бывшего СССР и предоставление гарантий Российской Федерации в иностранной валюте.
Внешний государственный долг погашается за счет заимствований на внутреннем рынке. В результате с 2010 г. началось быстрое увеличение внутреннего государственного долга. Если на начало 2010 г. внутренний долг - составлял 19,4% внешнего, то на конец 2015 г. эта величина увеличилась до 92,3%.
Планомерное замещение внешнего долга внутренним является положительным фактором для экономики по той причине, что долг, деноминированный в национальной валюте, легче управляем со стороны денежных властей, что особенно важно в периоды кризисов.
Рассмотрим значения показателей внешнего долга РФ на 2015 год и сравним их с пороговыми значениями показателя экономической безопасности: приведенная стоимость совокупного внешнего долга страны к объему ВВП в 2015 году – 21,4% (а пороговое значение – 43%);приведенная стоимость совокупного внешнего долга страны к объему экспорта товаров и нефакторных услуг- 110,2% (пороговое значение – 190%).
Таким образом, значения показателей внешней долговой устойчивости
Российской Федерации не выходят за пороговые значения долговых показателей, но и не далеки от них.
Однако рост внешнего долга – один из факторов, серьезно осложняющих экономическое "выздоровление" страны и негативно влияющих на ее экономическую безопасность.
Рассмотрим основные существующие проблемы внешнего долга в России.
· Сейчас акцент в деятельности по управлению внешним долгом смещён, прежде всего, на проведение ответственной политики государственных внешних заимствований. Одной из главных проблем является разумное определение пределов новых внешних заимствований. Если исходить из ориентации на «нулевой» вариант, иначе говоря, на сдерживание роста номинального государственного долга, то ежегодный объём вновь привлекаемых иностранных кредитов и займов должен соответствовать примерно размерам ежегодного погашения внешнего долга.
· Другим составным элементом, требующим серьёзной проработки, является формирование оптимальной структуры внешних заимствований. Следует обратить внимание на структуру заимствований по срочности и на проблему неурегулированности вопроса об источниках обслуживания и погашения задолженности.
· Также трудности возникают и при реализации схемы обмена долга на акции национальных компаний. Проблема заключается в том, что конверсия долга в акции имеет успех лишь в том случае, если она предлагает иностранным инвесторам лучшие местные активы, включая государственные предприятия. Поэтому программа может дать иностранным инвесторам неоправданное преимущество по сравнению с местными инвесторами при покупке наиболее ликвидных активов.
· Имеющаяся в распоряжении исполнительной власти информация о долге по большей части закрыта для общественности, что вызывает затруднения при анализе, а, следовательно, и разработке предложении по смягчению долговой проблемы.
· Финансовая система испытывает недостаток высококвалифицированных специалистов по работе с внешним государственным долгом, имеющиеся кадры нуждаются в необходимом инструментарии и современной технике.
Проанализировав современное состояние внешнего и внутреннего долга России во второй главе работы, можно сказать, что внутренний долг страны растет с каждым годом, причем довольно быстрыми темпами, а внешний долг России заметно снижается, в связи с тем, что он погашается за счет заимствований на внутреннем рынке. Но на сегодняшний день размер внутреннего долга составляет чуть более 4% ВВП и, следовательно, он не создает значительной нагрузки на экономику и бюджет. Более того, темпы роста внутреннего долга вполне сопоставимы с темпами роста ВВП. Из этого следует вывод, что планомерное замещение внешнего долга внутренним является положительным фактором для экономики по той причине, что долг, деноминированный в национальной валюте, легче управляем со стороны денежных властей, что особенно важно в периоды кризисов.
Здесь было отмечено, что в современной России существует много экономических проблем и угроз, связанных с внешним и внутренним долгом, анализ которых позволяет сделать вывод о необходимости радикального изменения подходов к обеспечению экономической безопасности страны. Нарастание экономических угроз во многом связано с просчетами в выборе стратегии и тактики российских реформ. Таким образом, становится очевидной необходимость разумной долгосрочной политики государства в области управления внутренним и внешним долгом и разработки продуманной концепции обеспечения экономической безопасности страны.