Функции, методы и формы управления в современных условиях.
Качественно новый этап развития Российского государства, социально-экономические реформы и политические преобразования повлекли кардинальные изменения в системе государственного управления, в его функциях, методах и формах.
В современный период среди функций государственного управления важное значение приобретают прогнозирование, индикативное планирование, координация, регулирование и контроль.
Государственное прогнозирование и индикативное планирование пришли на смену директивному планированию, атрибуту плановой централизованной экономики. Эта функция находит свое воплощение в различного рода программах и прогнозах. Прогноз социально-экономического развития - система научно обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития на перспективу, основанных на законах рыночного хозяйствования и анализе сложившихся тенденций, факторов и условий функционирования экономики. Прогнозирование социально-экономического развития представляет собой деятельность органов исполнительной власти по разработке, утверждению, корректировке прогнозов социально-экономического развития на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы, результаты которых используются при принятии органами исполнительной власти конкретных решений в области социально-экономической политики с учетом необходимого уровня государственного регулирования и соответствующего состояния экономики.
Индикативное планирование (индикативный план) - система показателей социально-экономического, научно-технического, инвестиционного, экологического развития, а также развития внешнеэкономической деятельности, обеспечивающих реализацию целей и приоритетов социально-экономического развития, а также механизмы реализации указанных целей и приоритетов.
Координация представляет собой согласование действий различных органов государственной власти. Правовыми формами координации выступают принятие совместных нормативных актов по координируемой деятельности, согласование и визирование проектов таких актов, согласование планов совместных действий и комплексных программ. Межотраслевую координацию осуществляют в случаях, установленных законодательством, федеральные министерства, службы и агентства. Они координируют деятельность федеральных органов исполнительной власти в определенной сфере деятельности.
Государственное регулирование реализуется в форме нормативного регулирования, регистрации, лицензирования, сертификации и т.д.
Под функциями по нормативному регулированию (принятию нормативных правовых актов) понимается издание обязательных для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами правил поведения, распространяющихся на неопределенный круг лиц[117].
Государственная регистрация - правовое закрепление юридических фактов или удостоверение каких-либо фактических обстоятельств. Законодательством РФ предусмотрена государственная регистрация актов гражданского состояния, регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, регистрация права собственности, хозяйственного ведения и оперативного управления, сделок с недвижимостью.
Лицензирование - это специальное разрешение уполномоченных органов исполнительной власти на осуществление определенных видов деятельности предприятиями, учреждениями и организациями, а также физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность. Отношения лицензирования урегулированы Федеральным законом от 3 августа 2001 г. № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"[118]. К лицензируемым видам деятельности, относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
Сертификация как деятельность по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям производится в соответствии с Федеральным закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ "О техническом регулировании"[119].
Подтверждение соответствия может носить добровольный или обязательный характер. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах принятия декларации о соответствии и обязательной сертификации.
Объектами добровольного подтверждения соответствия являются продукция, процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работы и услуги, а также иные объекты, в отношении которых стандартами, системами добровольной сертификации и договорами устанавливаются требования[120].
Среди методов управления особое значение приобретают государственные заказы, используемые в экономической сфере, в области науки, образования, здравоохранения и т.д. Принципы и порядок формирования, размещения и исполнения заказов на закупку и поставку товаров, работ, услуг для государственных нужд урегулированы Федеральными законами "О поставках продукции для федеральных государственных нужд"[121], "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд"[122], "О государственном оборонном заказе"[123] и другими нормативными актами.
Федеральные государственные нужды - это потребности РФ в продукции, необходимой для решения задач жизнеобеспечения, обороны и безопасности страны и для реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в которых участвует Россия. В целях обеспечения решения особо важных общегосударственных задач федеральным целевым программам может присваиваться статус президентских программ, инициатором которых является Президент РФ.
Для организации работы по выполнению федеральных целевых программ и обеспечению поставок продукции для федеральных государственных нужд Правительство РФ утверждает государственных заказчиков. Ими могут выступать федеральный орган исполнительной власти, федеральное казенное предприятие или государственное учреждение.
Заказы на выполнение федеральных целевых программ, закупку и поставку продукции для обеспечения федеральных государственных нужд размещаются на предприятиях, в организациях и учреждениях (поставщиках) посредством заключения государственными заказчиками государственных контрактов. Заказы на поставку продукции для федеральных государственных нужд осуществляются путем проведения открытых и (или) закрытых торгов, конкурсов, аукционов.