Экономический рост и развитие. Понятие валового внутреннего продукта - ВВП

Внутренний валовый продукт (ВВП) – это один из макроэкономических показателей, выражающий стоимость произведенной в пределах конкретной страны конечной продукции, вне зависимости от национальной принадлежности владельца факторов производства. Внутренний валовый продукт подразумевает только конечную продукцию, созданную только в установленный промежуток времени.

К другим макроэкономическим показателям, призванным для измерения объемов производства в стране, а также для изучения экономики и отслеживания возможных путей ее развития, относятся:

· Валовый национальный продукт (ВНП)– макроэкономический показатель, выражающий стоимость произведенной гражданами конкретной страны конечной продукции (вне зависимости от географического фактора).

· Личный доход (ЛД) – показатель, выраженный доходами собственников факторов производства.

· Национальный доход (НД)– общий доход государства, созданный всеми государственными факторами производства. Сюда входит и прибыль с предприятий, и заработная плата работников, и процентные платежи, и денежные средства, заработанные собственниками факторов производства.

· Чистый внутренний продукт (ЧВП), фиксирующийся по формуле ЧВП = ВВП – А, где А представляет собой расходы на амортизацию, т.е. расходы на, к примеру, ремонт оборудования.

ВВП бывает двух видов:

1. Номинальный, обусловленный ценами на продукцию за какой-либо определенный период времени.

2. Реальный, обусловленный ценами на продукцию за год, взятый за основу.

В экономике существуют три метода подсчета валовой внутренней продукции:

По доходам По расходам По добавленной стоимости
Т.е. по сумме всех доходов общества, включая зарплату, прибыль с производства, амортизацию, налоги и т.д. Т.е. по сумме всех расходов общества. Т.е. по сумме наценок на этапе продажи товаров.

Понятие «ВВП» тесно связано с понятием «Экономический рост».

Экономический рост характеризуется повышением потенциальных и реальных получаемых государством денежных средств в результате его экономической деятельности. Экономический рост способствует социальному и научному прогрессу благодаря увеличению продукции, количества денежных средств в государстве и, как следствие, улучшению качества жизни.

Экономический рост достижим двумя способами:

· Экстенсивным путем: прирост ВВП происходит из-за введения в оборот ресурсов, имеющихся в стране, но еще не задействованных в производстве.

· Интенсивным путем: увеличение ВВП осуществляется благодаря возрастанию эффективности уже имевшихся ранее в стране факторов производства и движению научного прогресса.

Вообще экономическое развитие означает преодоление всех составляющих экономического роста, включая фазы и спада, и подъема.

Однако экономическое развитие не может проходить равномерно, разве что в экономической системе планового или традиционного типа, поэтому уместно употребление термина «экономический цикл».

Экономический цикл – временной промежуток развития экономики между кризисными состояниями.

Экономический цикл происходит в течение следующих стадий:

1. Оживление - поступательный рост доходов населения, расширение производства товаров и услуг, привлечение рабочей силы для работы в сфере производства.

2. Пик(экономический подъем) – почти полное отсутствие безработицы, улучшение результативности производства.

3. Рецессия (экономическое сжатие) – упадок уровня ВВП, ухудшение продуктивности производства, падение спроса. Из-за невозможности нахождения источников экономического роста может продолжаться в течение долгого времени.

4. Кризис, отличающийся резким экономическим спадом, куда входит банкротство компаний, повышение уровня безработицы, уменьшение продаж товаров и услуг.

Причины появления кризиса бывают как внешними (например, вооруженные конфликты с другими государствами; скачок научного прогресса, сопровождающийся введением новых технологий в обиход), так и внутренними(например, денежная политика властей, подвижки в соотношении спроса и предложения).

Кризис классифицируется, отталкиваясь от причин, вызывающих его возникновение:

· Структурный кризис, появляющийся из-за рождения новых сфер производства и с выведением старых.

· Конъюнктурный кризис, основной причиной которого является цикличность проявлений спроса и предложения

· Сезонный кризис, возникающий из-за отождествления определенных типов хозяйства с временными ограничениями.

· Кризис перепроизводства– кризис, имеющий место быть при перепроизводстве товаров и превышении предложения над спросом.

Наши рекомендации