Материалы из учебника Нерсесянца
Большевизм в России
Большевизм – течение политической мысли в России и политическое движение во главе с Лениным В.И. Теоретическая основа большевизма – марксизм-ленинизм. В конце XIX – начале XX вв. марксизм рассматривался, прежде всего, как учение о классовой борьбе пролетариата, призванного покончить с капитализмом, уничтожить частную собственность, эксплуатацию человека человеком и создать справедливое общественное устройство – коммунизм. Между тем, в учении К.Маркса содержался ряд положений, которые могли быть по-разному истолкованы в свете изменений, происходивших в мире и в отдельных странах в конце XIX – начале XX вв., в т.ч. и в России. На этой основе в социал-демократическом движении возникает несколько течений, одним из которых стал большевизм. Большевизм на российской почве не был случайным явлением. Противники большевизма рассматривали его как "чисто русский феномен", "продукт азиатчины и варварства". Сами же большевики выводили обоснование своей теории и практики из особенностей исторического развития России, из острого противоречия между развитыми формами хозяйства (крупная промышленность) и отсталыми докапиталистическими формами общественного строя (самодержавие, помещичье землевладение, мелкое малопроизводительное крестьянское хозяйство и т.п.), из необходимости для рабочего класса России вести одновременно антифеодальную и антикапиталистическую борьбу, решать самые разнообразные революционные задачи. На II съезде РСДРП (17 июля 1903 г. – 10 августа 1903 г.), во время выборов руководящих органов сторонники Ленина В.И. получили большинство и начали называться большевиками. Их оппоненты во главе с Мартовым Л. по меньшинству голосов стали называться меньшевиками. 4 января 1905 г. Лениным В.И. в Женеве был налажен выпуск первого номера большевистской газеты "Вперёд", а 10 декабря 1905 г. в Москве вышел первый номер большевистской газеты "Борьба", а 29 декабря 1910 г. – первый номер легальной большевистской газеты "Звезда" в Петербурге. Большевизм, исходя из марксистской теории, выступал за победу социалистической революции и захват власти, установление диктатуры пролетариата, строительство коммунизма. 20 марта 1917 г. в Москве вышел первый номер большевистской газеты "Социал-демократ". Для большевизма характерна резкая непримиримость и даже нетерпимость по отношению к другим партиям и движениям. Не согласные всегда зачислялись в ряды "ревизионистов", "оппортунистов", "соглашателей", "реакционеров", "врагов народа", с которыми нужно вести беспощадную борьбу. Уступки и компромиссы допускались только в том случае, если они шли на пользу революции и лежали в русле большевистской теории. Идея социалистической (пролетарской) революции, курс на насильственное ниспровержение старых порядков, завоевание политической власти пролетариатом и установление пролетарской диктатуры составляют центральное место в большевизме. Все остальные вопросы – национальный, крестьянский и другие – были подчинены этой главной задаче. В этом суть расхождения большевиков с другими партиями, признававшими возможности мирного, эволюционного пути развития общества. С точки зрения гегемонии пролетариата в революции и задач пролетарской диктатуры ставился в большевизме и вопрос о союзниках по борьбе. В качестве таковых рассматривались все трудящиеся и эксплуатируемые, в первую очередь, крестьянство. К крестьянству у большевиков был двойной подход. С одной стороны, крестьянин – труженик, работник; с другой – собственник, носитель мелкобуржуазного сознания, неприемлемого для социализма. В отличие от эсеров, большевики отрицали самостоятельную политическую роль крестьянства, полагая, что диктатура пролетариата вполне отвечает интересам как крестьян, так и всех трудящихся. На этом основывался проповедуемый большевиками "союз рабочего класса и крестьянства". Большевистская аграрная программа предусматривала переделку российской деревни на началах "крупного социалистического земледелия". Идея революционного союза рабочего класса и крестьянства также считается вкладом большевизма в разработку марксистской теории. Учение о диктатуре пролетариата, только намеченное К.Марксом, более детально было разработано Лениным В.И. и также считается вкладом большевиков в теорию марксизма. Диктатура пролетариата - это, по Ленину В.И., совершенно новая форма власти, она "есть самая беззаветная и самая беспощадная война нового класса против буржуазии, сопротивление которой удесятерено её свержением". Возможность прихода к власти большевиков в России стала реальной в результате резкого обострения международной и внутренней обстановки в годы Первой мировой войны. Логика социального противоборства, заложенная в идее диктатуры пролетариата, привела, напр., к выдвижению Сталиным И. В. тезиса об обострении классовой борьбы по мере продвижения к социализму – тезиса, ставшего обоснованием развернувшихся в 1930-е массовых репрессий. Марксистское положение о государстве как аппарате классового насилия и организации господствующих классов для подавления и эксплуатации др.классов и необходимости его разрушения также было использовано большевиками и легло в основание строительства на практике государства пролетарской диктатуры. Применительно к условиям России под государственную форму диктатуры пролетариата были приспособлены советы, которые соединяли в себе законодательную и исполнительную власть. Поэтому, по мысли Ленина В.И., они должны были стать переходным мостиком к уничтожению государства вообще и созданию системы общественного самоуправления. На деле же эта идея в большевизме обернулась в свою противоположность – в концепцию постоянного и всемерного укрепления социалистического государства, разрастание его многочисленных функций и бюрократизацию советской системы. Учение о партии нового типа, послужившее обоснованием теории и практики большевизма, определялось как его главный вклад в разработку марксистской теории. Партия, по В. И. Ленину, – это передовой, наиболее сознательный отряд рабочего класса, организованный на началах железной дисциплины и способный руководить массами. Уже на заре большевизма Ленин В.И. сформулировал понятие партии как организации профессиональных революционеров, а не единомышленников, в чём сразу же разошелся даже со многими своими соратниками по борьбе. Большевики пришли к власти в России, придерживаясь идеи мировой революции. Считалось, что революция в России лишь "первая ласточка" в серии грядущих революций на Западе и Востоке. Чтобы идейно и организационно руководить международным революционным движением, 2 марта 1919 был образован Коммунистический Интернационал (Коминтерн), ставший воплощением большевизма на мировой арене. Коммунистические партии, созданные в различных странах, д.б. следовать указаниям большевиков из Москвы и проводить их политику. Однако ожидания большевиков, связанные с мировой революцией, не оправдались. Тогда они стали говорить о возможности построения социализма в одной, отдельно взятой стране. Задачи коммунистических партий других стран сводились теперь в основном к поддержке СССР на мировой арене. В середине1930-х партия заявила о построении в основном социализма в СССР, а после Второй мировой войны, с изменением международной обстановки и образованием мировой социалистической системы, выдвинула тезис о полной и окончательной победе социализма. Но вместе с изменением ситуации возникла необходимость поправки основных положений большевизма. Так, положение о пролетарской диктатуре было заменено тезисом об общенародном государстве и ведущей роли КПСС в коммунистическом строительстве; появился тезис о мирном сосуществовании государств с различным общественным строем, о возможности мирного, а не только революционного способа прихода коммунистов к властии др. Однако созданная по большевистским представлениям общественная система становилась все менее эффективной, не приспособленной к новым условиям, что в конечном счёте и привело к её краху. Революционная практика XX в. отвергла многие положения большевизма как утопические. 19 сентября 1938 г. "Правда" завершила публикацию "Краткого курса истории ВКП(б)", а 14 ноября 1938 г. вышла книжка "Краткий курс истории ВКП(б)". После переименования партии большевиков в коммунистическую слово "большевиков" включалось в её название: РКП(б), ВКП(б), вплоть до 1952 г., чтобы подчеркнуть преемственность и связь партии с большевизмом. Коммунистическая партия Российской Федерации, ставшая наследницей КПСС и лучших большевистских традиций, провозгласила, в сущности, иные цели и задачи, иные методы и формы деятельности и политической организации. Традиционные установки большевизма исповедуют сегодня в России лишь немногочисленные экстремистские группировки, называющие себя партиями, - РКРП, ВКПБ и др. | |
|
Введение
С 70-х гг. XIX века в России начали распространяться идеи К. Маркса. Их укоренение на российской почве связано прежде всего с деятельностью Г. В. Плеханова и руководимой им группы "Освобождение труда" (основана в 1883 г.). Картина складывавшихся тогда социально-экономических отношений достаточно наглядно показывала, что Россия бесповоротно становится на путь капиталистического развития со всеми вытекающими отсюда последствиями. Приверженцы марксизма в России главные свои усилия сосредоточили преимущественно на том, чтобы осмыслить этот факт, поворотный для дальнейших судеб страны.
Их цель заключалась в том, чтобы с историко-материалистических позиций выявить состояние пореформенного российского общества, перспективы его эволюции. Они хотели вооружить нарождавшийся в те времена российский пролетариат пониманием того, что он собой в действительности представляет, каковы его место и роль в общественно-политической жизни, к чему он должен стремиться, каков его социальный идеал, какую тактику, и стратегию надлежит ему использовать в борьбе против господствующих классов, против существующего государственного строя.
На первых порах, вплоть до рубежа XX в., в совсем еще небольшом стане русских марксистов практически не было сколько-нибудь существенных различий в исповедовавшихся ими взглядах на коренные проблемы власти, государства, права и закона, политического режима и т. д. На том этапе они выступали практически единым фронтом. Объединяло их всех не только категорическое неприятие социально-экономических порядков тогдашней России, бескомпромиссное противостояние общему врагу – царскому самодержавию. Были у них и общие идеологические противники: таковыми являлись народники, "ревизиониствующие" марксисты, представители буржуазной политико-юридической науки, и проч. Русских марксистов сплачивали также единые задачи, которые они в 80–90-х гг. XIX в. пытались решать: приспособление идей марксизма к конкретным условиям России, пропаганда и распространение этих идей. Объединяла работа по собиранию пролетариев, других радикально настроенных людей под знамена Марксова социализма, работа по развитию революционного движения и приданию ему организованного характера.
В 1898 г. I Съезд Российской социал-демократической рабочей партии официально провозгласил создание общероссийской марксистской партии. А всего пять лет спустя, в 1903 г., на II Съезде РСДРП в русской социал-демократии, продолжавшей в целом стоять на платформе марксизма, произошел раскол. Образовалось два различных и впоследствии далеко разошедшихся течения. Одно – большевистское. Его возглавил В. И. Ленин. Другое – меньшевистское. "Большевизм, – по признанию В. И. Ленина, – существует как течение политической мысли и как политическая партия с 1903 года".
Наиболее значительными и типичными выразителями идеологии большевизма были В. И. Ленин, Н. И. Бухарин, И. В. Сталин. Особенности идеологии меньшевизма рельефно запечатлены в трудах Г. В. Плеханова, Л. Мартова и ряда иных меньшевистских деятелей. Истории было угодно распорядиться таким образом, что и в дореволюционное время, и в послереволюционный период теоретики большевизма в сфере политических и юридических идей выступали активнее, нежели меньшевики. Русский марксизм в том, что касалось власти, государства, говорил в весьма заметной степени с большевистскими интонациями.
В свое время большевизм, ленинизм определяли как "марксизм XX в.". Такое определение вполне справедливо, по крайней мере, в отношении трактовки В. И. Лениным – создателем большевизма – и его сторонниками коренных марксо-энгельсовских положений о власти и государстве. Положения известные: классовая природа государства, государство как официальная политико-организационная форма диктатуры господствующего класса, ущербность буржуазной демократии, слом буржуазного государства в ходе пролетарской (социалистической) революции, диктатура пролетариата, отмирание государства и т. п.
Материалы из учебника Нерсесянца
Философия общества в марксизме (исторический материализм)
Заслуга создания социальной философии, которая занимает главную часть в марксизме, принадлежит конечно же Марксу. Развиваясь внутри себя, социальная форма материи также проходит пять основных стадий развития – так называемых общественно-экономических формаций. Это: 1) первобытно-общинная, 2) рабовладельческая, 3) феодальная, 4) капиталистическая и 5) коммунистическая. В каждой формации можно выделить так называемый базис – общественную экономику, и надстройку (идеологию) – все остальное (политику, науку, религию, мораль и т.д.). Хотя в согласии с первым законом диалектики, обе эти полярности взаимно влияют друг на друга, но влияние базиса на надстройку все же является определяющим. Уровень и формы развития экономики определяют все остальные формы культуры, так что для того чтобы по-настоящему понять общество, нужно в первую очередь расшифровать ту систему экономических отношений и структур, которая лежит в основании этого общества. Все остальное, например, искусство, математика или религия, оказываются лишь превращенными и замаскированными формами общественной экономики. Базис развивается постоянно и непрерывно, путем малых количественных накоплений, в то время как надстройка меняется редко и скачками (так реализуется в общественном развитии закон перехода количественных изменений в качественные). В отношениях базиса и надстройки есть два основных периода: 1) первый период, когда уровень развития базиса еще отстает от уровня развития надстройки, и в это время надстройка прогрессивна, способствует развитию общественной экономики. 2) период, когда уровень развития базиса начинает превышать развитие надстройки. Здесь надстройка оказывается реакционной, начинает все более сдерживать развитие базиса, но еще долго может сохраняться, обладая как бы большой инерцией. Наконец, происходит скачок, и одна надстройка резко меняется на другую, которая затем вновь будет сохраняться в истории относительно неизменной.
Кроме полярностей базиса и надстройки, главными движущими полярностями всех формаций, кроме первой и пятой, являются полярности двух основных антагонистических классов этой формации. Классы – это крупные социально-экономические общности, различающиеся своим отношением к экономической собственности. Выделяются класс эксплуататоров – класс господствующий в данной формации, объединяющий собственников экономических ценностей, и класс эксплуатируемых – класс угнетаемый и подчиненный в рамках данной формации. Например, в рабовладельческой формации это классы рабовладельцев и рабов, в феодализме – классы феодалов и крепостных крестьян, в капитализме – классы капиталистов и наемных рабочих (пролетариев). Основу исторического движения, согласно Марксу, составляет классовая борьба, т.е. борьба двух основных классов формации (здесь используется сравнение классовой борьбы с «локомотивом истории»). Господствующий класс заинтересован в развитии и сохранении своей общественно-экономической формации и надстройки-идеологии. Даже когда уровень развития базиса далеко начинает превышать уровень развития надстройки, и общественная идеология все более изживает себя и тормозит дальнейшее развитие, класс эксплуататоров никогда добровольно не отдаст свою власть и не согласится на установление новой формации с новым господствующим классом и идеологией. Поэтому марксизм является сторонником насилия в истории, выражаемом в том, что для перехода от одной общественно-экономической формации к другой (от одной надстройки к другой) необходимо отобрать власть у прежнего класса эксплуататоров силой, в ходе социальной революции. Дело в том, что в недрах прежней зарождаются два класса новой формации, которые одинаково заинтересованы в свержении старой идеологии и создании новой формации. Кроме того, они могут опираться на недовольство класса эксплуатируемых прежней формации. Вот эти три класса (в первобытнообщинной формации это два зарождающихся класса рабовладельческой формации, а в капитализме только один класс наемных рабочих – см. ниже) и могут составить основу социальной революции. Рано или поздно они свергают власть старого класса и побеждает новая формация.
Марксизм стоит на позициях принятия прогресса в мировой истории. В качестве критериев прогрессивного развития признаются два основных. Во-первых, это более технократический критерий, связанный с уровнем развития экономики и ее техническим оснащением. Во-вторых, речь идет о преодолении так называемых факторов отчуждения. В марксизме природа человека рассматривается как общественная. Принимается даже такая формула: «человек есть совокупность общественных отношений». Тем самым подчеркивается, что где-то в основаниях определения своей природы каждый человек есть все общество в свернутом виде, и природа человека изначально коллективна и социальна. Но существуют разного рода факторы, которые сдерживают и не дают проявиться общественной природе человека. Это все то, что разделяет людей, - семья, национальность, профессия и т.д. Такие факторы и носят название факторов отчуждения. Среди всех таких факторов есть главный фактор отчуждения, лежащий в основании всех остальных, - это частная собственность. В истории, полагал Маркс, развитие выражается также в постепенном преодолении разного рода факторов отчуждения и постепенном освобождении общественной природы человека. В первую очередь развитие экономики выражается во все большем преодолении отчуждающей природы частной собственности.
Экономическая собственность в истории приобретает все более крупный характер, завершаясь максимальным объединением в эпоху капитализма, когда возникают огромные международные картели, корпорации и монополии. В рамках каждой из таких компаний достигается уже огромное обобществление экономики, и останется лишь слить такие набухшие острова общественного-внутри-частного, чтобы окончательно перейти к последней общественно-экономической формации – коммунизму, где окончательно будут преодолены все факторы отчуждения и получит полное выражение общественная природа человека, в том числе полностью исчезнут какие-либо формы частной собственности. |
Но на кого же следует опираться в осуществлении последней социальной революции в переходе от капитализма к коммунизму? И здесь Марксу помог Бакунин, подсказав идею о пролетариате как опоре и движущей силе коммунистической революции. В самом деле, при коммунизме классов уже не будет, так что остается опираться лишь на класс эксплуатируемых при капитализме, который недоволен существующим строем. Но сам пролетариат слишком задавлен своим угнетенным положением и не сможет сам подняться выше чисто экономических требований в классовой борьбе. Поэтому нужна особая социальная сила – коммунистическая партия, которая, используя идеи марксизма, объяснит рабочему классу истинное положение дел, вооружит его передовым учением и возглавит его политическое движение при совершении последней социальной (коммунистической) революции. Так марксизм выходит за границы только чисто философской доктрины, требуя своего осуществления в реальной политической борьбе.
Прикладной марксизм
Таким образом, история марксизма не заканчивается только рамками его философской судьбы, но продолжается и в область практических приложений этой доктрины. Здесь мы имеем редкий пример попытки масштабной реализации философской доктрины. Не думаю, что марксизм хуже других философских течений с чисто спекулятивной точки зрения. Ему не повезло лишь в том, что его попытались реализовать. Как знать, как бы мы сейчас относились к Платону, если бы была такая же попытка реализации его идеализма и учения о государстве. Кажется, что кроме марксизма не повезло еще философии Ницше, которую в некоторой степени пытались осуществить немецкие национал-социалисты. В общем случае, по-видимому, любая философская доктрина еще слишком абстрактна, чтобы можно было без опасений реализовать ее. Более того, марксизм в свое время казался гораздо практичнее других философских систем, и, даже несмотря на это, его реализация выявила во многом нежизнеспособность этой доктрины как мировоззренческой системы.
Так или иначе, но марксизм имеет свою историю приложений, что условно можно было бы обозначить как прикладной марксизм.
1846 год – создается первая коммунистическая партия
1847 год – образуется международная коммунистическая организация «Союз коммунистов»;
1848 год – выходит «Манифест коммунистической партии», программный документ международного коммунистического движения;
1864 год – создается 1-й Интернационал.
Таким образом, очень скоро после своего создания философия марксизма начинает облекаться в политические формы и приобретать характер мирового политического движения. Конечно, именно Россия оказалась вовлеченной в наибольшей степени в перипетии прикладного марксизма, и основной фигурой здесь, несомненно, является В.И.Ульянов (Ленин). Как известно, «русский марксизм», созданный Лениным, отличался от марксизма самого Маркса именно тем, что допускал второй путь перехода к коммунизму – не через перезрелый капитализм эпохи империализма, но через перезрелый феодализм, в котором только начинают нарождаться элементы капитализма. Ленин выдвинул идею особого строя – социализма, который наступает после феодализма и одновременно решает задачу развития промышленности, как это делал капитализм, но соединяя это развитие с промежуточной идеологией-надстройкой, которая содержит в себе черты как капитализма (товарное производство), так и коммунизма (общественная собственность на средства производства). Реально получился особый гибридный строй, который соединял в себе элементы капитализма и феодализма (а не коммунизма), растянув существование феодализма в России еще на столетие. Хотя феодализм, конечно, имел здесь особый характер, это был своего рода «коммунистический феодализм» (даже с элементами рабства) со своей идеологией, системой ценностей, иерархией, привилегиями, крепостными, вассалами и сюзеренами и т.д. Вот почему после падения такого феодализма мы вновь встали перед проблемой развития капитализма и вновь вступили в стадию дикого капитализма эпохи первоначального накопления.
В развитии «коммунистического феодализма» в СССР, как мне представляется, можно было бы выделить следующие этапы.
1 этап. Поскольку у Маркса не было разработанной теории переходного периода от капитализма к коммунизму (считалось, что все предпосылки коммунистического строя будут созданы уже в перезревшем капитализме и останется лишь изменить политическую надстройку, чтобы самопроизвольно стал образовываться новый строй), то и в первое время после октябрьской революции в России существовала надежда на самопроизвольное осуществление общественной сущности человека после отмены частной собственности. Затем достаточно быстро возникает понимание, что этого не произойдет, и формируется концепция «родимых пятен» капитализма и необходимости переходного периода. Предполагается, что люди слишком долго находились под гнетом враждебного человеческой природе строя, и его идеология укоренилась в них. Так вслед за идеей «родимых пятен» возникает и идеология «чистки». Нужно ускорить процесс очищения от «родимых пятен».
2 этап. Разворачивается все более ширящаяся борьба с «родимыми пятнами». Сюда входило несколько основных направлений: 1) физическое уничтожение необратимо испорченных людей, 2) перевоспитание обратимо испорченных, 3) изоляция от тлетворных влияний внешнего мира. Наконец, по прошествии времени возникает идея еще одной возможности: 4) вывести новый тип человека, который уже с рождения будет жить без капитализма. Тем более это направление становится все более центральным, что все более складывается убеждение – «родимые пятна» слишком сильно въелись в природу человека и окончательно их победить вообще невозможно. Основой нового строя смогут стать только новые поколения людей, изначально избавленные от воздействия капиталистических факторов отчуждения. Постепенно формируется и становится господствующей установка на идеологию искусственного отбора и своеобразную коммунистическую евгенику. Страна все более начинает напоминать огромный инкубатор по выведению нового человеческого существа. Параллельно крепнут чистки, которые все более убирают старый человеческий материал, не должный влиять на новый тип человека. Возникает не только внешняя изоляция от капиталистического мира, но и внутренняя изоляция «чистых» от «нечистых». Жизнь страны раскалывается на два несоизмеримых между собой мира, где в первом, «белом», мире все более создается атмосфера воспроизведения коммунистического рая, во втором, «черном», мире навеки исчезает выброшенный человеческий материал и царят законы дантовского ада.
3 этап. И вот, наконец, новый человек, «Homo soveticus», появляется во все большем количестве и даже сменяет несколько поколений. В нем в самом деле изменяется момент человеческой природы, так как с рождения он подвергается массированной пропаганде. Но результат оказывается не вполне ожидаемым – начинают проявлять себя элементы вырождения человеческой природы. Нарастают пассивность и апатия, социальное иждивенчество и комформизм, люди теряют личностное начало и мельчают, что в конечном счете приводит к глубокому кризису социальной системы и ее переходу в новый капитализм.