Кризис пролетарского социализма в СССР
Главными условиями сохранения и укрепления пролетарского социализма являлись: 1) эффективность пролетарско-социалистической экономики, сохранение и укрепление численности пролетариата и его экономической роли в стране; 2) мощь советской политической системы во главе с КПСС, в частности, пролетарско-социалистическая ориентированность правящей элиты, ее идейное и организационное единство, недопущение фракционности межу ними; 3) поддержка пролетарской интеллигенцией линии правящей элиты в деле убеждения народа в преимуществах пролетарского социализма и вера активной части народа в коммунистические идеи.
В середине XX в. человечество вступило в третий этап научно-технической революции (НТР): были открыты и внедрены в производство новые виды энергии (атомной и др.), материалы, воздействия (лазер), управления (ЭВМ) и т.п., на их основе созданы новые виды машин и технологий, значительно повышающие производительность труда, качество, ресурсосбережение; началась перестройка на этой основе производства, экономики, характера труда.
Труд становится более индивидуальным, свободным, творческим. Чтобы такой труд стал основой общественного производства, нужна была демократизация всех сфер общества (духовной, политической, социальной, экономической, производственной). Страна, обеспечивающая демократизацию общества, оказывалась в более выгодном производственном и экономическом положении, а советское общество, основанное на пролетаризме, насилии, равенстве, коллективизме, оказалось постепенно в очень сложном положении.
Первоначально советизм продемонстрировал восприимчивость к достижениям НТР. Этому способствовали централизованное руководство, возможность концентрации на нужных направлениях материальных и духовных сил, еще существовавший трудовой энтузиазм людей. Именно в СССР, впервые в мире, были созданы первая автоматическая линия (Сталинградский тракторный завод, 1939 –1940), первый турбореактивный самолет ТУ-104, первый искусственный спутник Земли, атомный ледокол «Ленин», построены первая лазерная установка и первый агрегат по непрерывной разливке стали и т.п. Вершиной достижений советской науки и техники стал полет Ю. Гагарина в космос.
В области науки и опытных образцов СССР был на уровне Передовых стран мира, но в области массового производства, организации труда, совершенствования управления страна существенно отставала. Главным препятствием этому была пролетарско-социалистическая формация, тоталитарная по своей сути, она медленно отказывалась от своих крайних – сталинистских форм.
Знаковым событием стало освобождение из ГУЛАГа миллионов незаконно репрессированных людей и доклад Н. Хрущева в феврале 1956 г. на XX съезде КПСС, разоблачавший сталинизм и культ Сталина. Хотя страна и была избавлена от крайностей сталинизма, но она не встала на путь назревших глубоких демократических преобразований по реформированию советской формации. По-прежнему важные политические решения принимались в узком кругу и часто носили ошибочный характер, как, например, быстрое и неэффективное освоение целины. Сложными были отношения Хрущева с интеллигенцией. После разоблачения сталинизма престиж СССР и социализма в мире и внутри страны был подорван. Этому способствовало ухудшение жизни народа. Неудачны были и предпринятые в 60-е годы экономические реформы. Ухудшилось снабжение продовольствием. Проявления народного недовольства жестоко пресекались. В 1962 г. была расстреляна мирная демонстрация рабочих в Новочеркасске.
С 1964 до 1982 гг. во главе страны стоял Л. Брежнев, время правления которого было названо потом временем застоя и загнивания советской формации, созревания внутри советского народа враждебных ему социально-политических общностей – буржуазно-социалистической и криминально-либеральной.
На эти годы приходится следующий этап развития НТР, связанный с созданием лазерной техники, компьютеризации, атомной энергетики, биотехнологии, робототехники, генной инженерии, новых (керамических, композиционных и т.п.) материалов и т.п. Эти достижения НТР наиболее эффективно внедрялись в США, Японии, ФРГ. В СССР же основное внимание было сосредоточено на автоматизации производства, что соответствовало политической установке на развитие рабочего класса в стране как основы советского строя. На ХХГУ съезде КПСС было вновь предложено «органически соединить достижения научно-технической революции с преимуществами социализма», а именно: плановых методах руководства, концентрации материальных и интеллектуальных сил на выбранных направлениях, социалистическом соревновании, усилении идеологической работы как способа подъема энтузиазма народа.
Но резкого повышения эффективности производства не произошло. Последующие, вплоть до XXVI съезда КПСС, решения по вопросу соединения НТР с преимуществами социализма не выполнялись. Становилось ясно, что эти «преимущества» мешают соединению достижений науки с производством. Снижались темпы роста производства, показатель национального дохода, используемого на потребление и накопление, уменьшился с 5,1% в девятой пятилетке до 3,1% в одиннадцатой, реальные доходы на душу населения снизились с 4,4 до 2,1%. СССР проигрывал соревнование в НТР, качестве жизни народа, охране окружающей среды нашим идеологическим противникам из стран, построивших либерально-капиталистические (США) или буржуазно-социалистические (Швеция) формации.
Капиталистические страны в это время осуществляли структурную перестройку экономики, отказывались от строительства громадных заводов-гигантов, которыми мы продолжали гордиться. Они резко увеличивали расходы на науку, создавали новые органы централизованного управления НТР, стали применять новые формы организации труда. Резко выросли производительность труда, качество, ресурсосбережение, значительно поднялся уровень зарплаты и качества жизни рабочих, сократилась безработица. Это были правовые государства, учитывающие интересы основных классов общества.
К середине 80-х гг. достаточно отчетливо (для думающих людей) стал обнаруживаться производственный, экономический, политический и идеологический кризис советского общества. Процесс формирования (численно и идейно) буржуазно-социалистических и либерально-криминальных общностей резко ускорился. Прокатилась «третья волна» эмиграции из СССР (вторая – после Второй мировой войны). Получила распространение самиздатовская литература. В сознании советского народа росло понимание того, что так дальше жить нельзя. Но как жить дальше – никто не знал.
В марте 1985 г. генеральным секретарем ЦК КПСС стал М. Горбачев. В апреле того же года был провозглашен курс на ускорение социально-экономического развития страны вместо ее коренной перестройки, которая всегда характеризуется замедлением социально-экономического развития. Главными средствами ускорения снова были названы НТП, а также активизация «человеческого фактора». Последнее было невозможно в рамках прежней общественной формации, что не понимал Горбачев. Ведь «человеческим фактором» в условиях НТР стал не пролетарий, а интеллигент (интеллектуал), который не мог нормально жить и работать в условиях советской несвободы и нищенского уровня жизни. Именно потому, имея в три раза больше инженеров, чем США, СССР получал в 40 раз меньше средств от продажи лицензий за рубеж. В 1986 г. в Японии регистрировалось в 540 раз больше рацпредложений на одного Работника, чем в СССР. Стало ясно, что против решения этой задачи Работает мощный механизм торможения в идеологии, политике, экономике. Так возникла идея «перестройки».
В 1988 г. состоялась XIX Всесоюзная конференция КПСС, на которой была принята программа перестройки, в чем-то напоминающая НЭП: расширение границ хозяйственной самостоятельности предприятий, перевод их на хозрасчет и самофинансирование; наделение трудовых коллективов необходимыми правами; развитие кооперации; перераспределение политической власти от КПСС к Советам; формирование основ гражданского общества и правового государства. Начало этой программы сопровождалось антиалкогольной кампанией, однако скоро выяснилось, что эта программа не дает должного эффекта. Темпы прироста ВВП снизились с 3,3% в 1986 г. до 2% в 1990 г. При росте денежных доходов населения стала падать производительность труда. Начался незаметный развал советизма.
Перестройка была по сути реформой охранительной, призванной, по замыслу Горбачева, спасти и обновить советский социализм. На первом этапе (1985 –1986 гг.) была использована традиционная для тоталитарных режимов модель «ускорения» социалистического развития, не затрагивающая основ советского строя. Она не дала позитивных результатов и только усугубила основные проблемы.
На втором этапе, начало которому положил январский (1987 г.) пленум ЦК КПСС, реформаторская стратегия была кардинально пересмотрена. В сфере экономики был взят курс на соединение плана и рынка, строительство «социалистического рыночного хозяйства». Основой этого строительства должен был стать Закон о государственном предприятии (объединении), принятый летом 1987 г. и обязанный вступить в силу с 1 января 1988 г. Суть этого закона состояла во «вживлении» рыночных механизмов в советскую централизованную конструкцию.
Но рыночные механизмы оказались более жизненными и вызвали распад старой хозяйственной системы. Эффективность общественного производства резко упала. В. Селюнин писал:
Ясно, ни закона стоимости, ни самой стоимости, ни товарного производства при социализме не будет, социалистический рынок есть эклектическая утопия, заимствовать у капиталистического производства доброе, отбросив дурное, не удастся*.
* Селюнин В. Плановая анархия или баланс интересов? //Знамя. – 1989. -~ № 4. - С.209.
Нужно было отказываться от пролетарского социализма и начинать буржуазно-социалистическую революцию во всей ее «красе», чему противилась вся партийная верхушка во главе с Горбачевым. Она догадывалась, к чему все это приведет. Тогдашний премьер СССР Н. Рыжков говорил на ГУ съезде народных депутатов СССР:
Приоритет идеологии (имеется в виду коммунистическая идеология – С.В.) над экономикой – это не мелочь, не частность, не волюнтаризм, не глупость тех или иных руководителей. Это суть той модели, в которой мы жили, это ее устои!
Лучше не скажешь. На помощь были призваны идеи соединения советского социализма с демократией (альтернативные выборы, разделение властей, отказ от цензуры, права человека, правовое государство, гражданское общество и т.п.) Эта стратегия получила поддержку советской интеллигенции. В конечном счете, все это и привело к краху советский общественный строй.