Институцио-нализация отношений

Предотвращению социального конфликта на стадии становления способствует институционализация отношений между его возможными участниками, т.е. наличие, создание и использование специальных институтов (организаций) для решения этих проблем (рис. 12.3). К ним можно отнести правоохранительные, судебные, консультационные, конфликтологические (и подобные) службы, круглые столы, а в более широком смысле слова таковыми являются и семья, и трудовой коллектив, и общественная организация по интересам. Поэтому предотвращению социальных конфликтов способствуют многие социальные организации, конечно, за исключением криминальных.

Нужно иметь в виду, что в тоталитарном или аналогичном обществе социальные конфликты не только не поощряются, но и пресекаются на корню. Как говорил Сталин, «есть человек – есть проблема, нет человека – нет проблемы». Конфликт индивида с советской властью заканчивался ГУЛАГом или «психушкой» (при Брежневе). Мелкие конфликты решались парткомами, которые являлись главными «конфликтологическими службами» советского общества, где разбирались и пресекались многочисленные конфликты. Межнациональные конфликты, или конфликты на национальной почве, считались наиболее вредными и опасными, поэтому пресекались особенно жестоко, вплоть до выселения целых народов. Так были выселены с родных мест чеченцы, крымские татары и другие народы.

Институцио-нализация отношений - student2.ru

Рис. 12.3. Институционализация отношений и переговоров

Постсоветская Россия встала на путь создания буржуазно-социалистической формации (демократического социализма), важнейшим элементом которой является демократическое (и правовое) государство. Условием институционализации социальных конфликтов в этой связи выступают, прежде всего, демократические (регулярные, на альтернативной основе, свободные) выборы. Как отмечает Е.И. Степанов, Можно с полным основанием утверждать, что в процедуре выборов нет ни одного этапа, который бы не играл существенной роли в том, будут ли выборы служить цели согласования интересов и оптимизации конфликтов, или же, наоборот, вести к усилению социально-политической напряженности*.

* Степанов Е.И. Указ. соч. С. 149.

Так, выборы 12 декабря 1993 г. регулировались не законом, а указами президента. Центральная избирательная комиссия формировалась не представительной властью, а исполнительной и была частью администрации. Все это вызвало конфликтную ситуацию и сделало выборы недостаточно легитимными.

Многопартийность

Таким же, связанным с первым, условием институционализации конфликтов является многопартийная система. Она постепенно оформляется в России, как один из признаков демократического общества, которому объективно присуща конфликтность. Ведь каждая политическая партия выражает интересы какой-то социальной общности, которые оформляются в соответствующих мировоззренческих и программных установках. В условиях переходного периода между разными социально-политическими общностями идет ожесточенная борьба за власть над государством, и выборы становятся цивилизационной формой этого конфликта.

Многопартийность свидетельствует о том, что общество имеет сложную социальную структуру и интересы каждого ее элемента находят свое выражение и приобретают цивилизованную форму.

Нормы

Важную роль в предупреждении социальных конфликтов играют правовые нормы, закрепленные в Конституции РФ, законах, указах президента, решениях правительства и других актах. Правовые нормы опираются на силу государства, имеют официальный характер, носят принудительный (обязывающий) характер. Их нельзя изменить под влиянием социальных конфликтов и участвующих в нем субъектов, а можно либо нарушить, либо обойти. Особенно велика роль правовых норм в межгосударственных конфликтах, оказывающихся под патронажем норм международного права. Не случайно, в Хасавюртовских соглашениях, подписанных Чечней и Россией, речь идет и о нормах международного права.

Большую роль в предупреждении социальных конфликтов играют моральные (и религиозные) нормы, основанные на определенном представлении людей о добре и зле, чести и совести, долге и чести. В свете этих норм происходит оценка конфликтных ситуаций и социальной напряженности. Важнейшие общечеловеческие нормы: не убей, помоги слабому, не укради и т.п. Проблема в том, что эти нормы усваиваются людьми по-разному: чаще всего они распространяются только на «своих», а не на «чужих». Это характерно для межнациональных конфликтов, начавшихся на постсоветском пространстве. Моральные нормы часто нарушаются по политическим соображениям, которые оказываются более действенными. То же нужно сказать и по поводу экономических норм.

Предоставление священству прав в деле улаживания социальных конфликтов благотворно. Религиозный приход – духовный союз, способствующий примирению и согласию верующих с разными социальными интересами.

Подобно церкви вообще, приход, его храм, – должны быть местом, где люди, только что ссорившиеся на почве «гражданских интересов», могли бы сойтись в общей молитве, в нравственном единении, в общем памятовании вечных целей жизни. Тут они должны получить возможность опомниться, сказать себе « не хорошо мы поступали» и протянуть друг другу руки*.

* Тихомиров Л.Л. Монархическая государственность. – СПб., 1992. – С.535.

Меньшую роль в предупреждении социальных конфликтов играют политические нормы. К ним (и процедурам) относятся международные конференции по спорным проблемам, деятельность международных наблюдателей, встречи государственных деятелей, символические действия в виде отзыва послов или обмена нотами протеста. Политические нормы опираются на мощь государства или той политической партии, которая за ними стоит. Они выступают яркой характеристикой политических субъектов, (например, большевиков) в их отношении к своим противникам и союзникам. Для них характерны непримиримость, опора на классы, демагогия и др.

Правовые, моральные, религиозные, политические нормы (правила, процедуры, традиции и т.п.) оказывают влияние на участников конфликтных ситуаций или социальных конфликтов следующим образом: 1) предлагают им определенный вариант поведения, отвечающий данной норме, особенно в сложной ситуации выбора разных моделей деятельности; 2) носят принудительный характер, так как опираются на авторитет общества, государства, политической партии, церкви и т.п.; 3) действуют изнутри, через нравственную, правовую, политическую, религиозную культуру участников конфликтных ситуаций и конфликтов; 4) действуют на все элементы конфликтных ситуаций и конфликтов (предметы, интересы, действия, условия, участников).

Наши рекомендации