Чувства, убеждения, интересы, идеи

Психические побуждения субъектов к деятельности представляют собой чувства, убеждения, интересы, идеи, в которых в единстве сопряжены эмоции и цели. Цель – это представление о предполагаемом результате действия, указывающее, ради чего оно совершается. Цель всегда предполагает план (программу) ее реализации. Эмоция – это душевная (психическая) и физическая энергия, с помощью которой субъект осуществляет действия.

Чувства представляют собой психологические состояния субъекта, в которых целеполагающая и эмоциональная составляющие социального действия слиты воедино. Субъект осуществляет действия под влиянием эмоций зависти, страха, агрессивности, мести в какой-то степени нерационально, нерасчетливо, непродуманно. Чувственный порыв к социальному действию, вызванный обидой, страхом, завистью, местью, ненавистью, часто становится причиной социальной напряженности и социального конфликта. Южные народы в силу своей эмоциональности более конфликтогенны, чем северные народы. Субъективными причинами социальных конфликтов могут быть чувство страха, любовь, негодование, ненависть, гордость и т.п.

Чувства, убеждения, интересы, идеи - student2.ru

Убеждения представляют собой идейно-психологическое состояние субъекта, включающее: 1) знание о чем-то, которое субъект считает истинным (правильным); 2) знание, которое субъект может аргументировать себе и другим; 3) знание, вызывающее положительные эмоции (и тем самым превращающееся в форму веры), которым субъект руководствуется в своей деятельности.

Социальный конфликт часто возникает из-за столкновения разных убеждений субъектов, разных взглядов (знаний) по одной и той же проблеме: производственной, экономической, политической, территориальной, религиозной и т.п. Например, до сих пор существует конфликт между католической и православной церковью по проблеме бога, обрядов и т.п., конфликт между коммунистами и либералами по вопросу справедливости, демократии, политического устройства.

Интерес – это интеллектуально-психическое стремление (влечение) субъекта к предметам, являющимся для него ценностями (благами). В зависимости от этих благ выделяют интересы материальные (пища, одежда, жилье и т.п.), экономические (деньги, драгоценности, акции и т.п.), политические (власть, статус, служебное положение и т.п.), религиозные (бог, коммунистическая идея и т.п.), моральные (добро, долг, честь, справедливость и т.п.), эстетические (красота, комическое, трагическое и т.п.).

Интересы включают: 1) цель деятельности, т.е. представление о необходимом субъекту благе (материальном, экономическом, политическом и т.п.) в сознании субъекта; 2) план (программа) действий и операций, направленных на ее достижение (реализация цели); 3) эмоционально-волевое стремление (влечение) субъекта к предмету интереса. В целом интерес представляет собой функциональную, динамическую, организационную, психологическую систему регуляции деятельности субъекта, но не саму эту деятельность.

Очевидно, что материальные, эстетические и другие интересы различаются характером целей, программ деятельности, эмоционально-волевых стремлений. Но в то же время между интересами по своей психологической, организационной, динамической форме много общего, что и позволяет их выделять как специфические регулятивные механизмы деятельности субъектов (индивидов, организаций, общностей).

Общие для многих индивидов интересы, характеризующие социальные организации (партии, государства, союзы и т.п.), социальные институты (семейные, образовательные, хозяйственные и т.п.) и социальные общности (профессиональные, политические, территориальные), исторические общности (этносы, нации, цивилизации), выступают в форме идей: национального самоопределения, мирового господства, коммунистического равенства, бога и т.п. Эти идеи связываются с интересами индивидов, а через них – с эмоциями людей и становятся регуляторами (мотивами) их деятельности. Поэтому Маркс подчеркивал, что идея всегда теряет свою побудительную силу, когда она отделяется от интереса индивидов.

Субъективной причиной социального конфликта могут быть:

1) противоречия между интересами людей и нормами поведения в обществе, на что обратил внимание Парсонс.

Например, норма требует заботы о других, а экономический интерес толкает к наживе. Это всегда вызывает социальный конфликт как внутри субъекта, так и между субъектами;

2) противоречие между одинаковыми интересами разных субъектов, направленными на один и тот же предмет (власть, нефть, территорию, суверенитет и т.п.);

3) противоположные интересы разных субъектов (например, чеченские экстремисты стремятся к суверенитету, а Россия – к территориальной целостности);

4) непонимание интересов, намерений, действий субъектами, которые начинают видеть в них угрозу себе. К таковым можно отнести и экономические трудности, и национальное самоопределение, и национальную гордость, и стремление к лидерству и т.п.

Потребность

Глубинной основой социального конфликта являются потребности социальных субъектов. Именно они образуют сущность эмоций, убеждений, интересов, идей и других субъективных побуждений социальных конфликтов. Социальные конфликты в конечном счете являются результатом неудовлетворения или ущемления (частичного удовлетворения) некоторых основных потребностей социальных субъектов в безопасности, благосостоянии, самоутверждении, идентичности.

Нужда, потребность, удовлетворение образуют цикл функционирования социального субъекта. Нужда представляет собой противоречие между необходимым и фактическим состоянием «тела» субъекта, отражающееся в виде эмоций, чувств, суждений недовольства («Я голоден», «Я бесправен» и т.п.). Удовлетворение –это единство необходимого и фактического состояния «тела» субъекта, отражающееся в эмоциях, чувствах, суждения удовлетворения («Я сыт», «Я полноправен» и т.п.). Это пассивные состояния субъекта под влиянием взаимодействия внутренней (тело) и внешней среды.

Потребность представляет собой побуждаемое нуждой стремление к удовлетворению, представляющее мощный сознательно – психологический механизм регуляции человеческой деятельности. Это не деятельность, а именно механизм регуляции деятельности, в которой потребность реализуется.

Потребность включает: 1) представление – цель о социальном благе, необходимом ему для удовлетворения; 2) совокупность интересов-целей, которые выступают средствами реализации потребности-цели; 3) программу оценочно-познавательных действий предметов среды для выбора среди них нужного блага; 4) программу потребительских действий и операций, превращающих предмет потребления в предмет удовлетворения и «тело» социального субъекта.

Все потребности людей можно разделить на материальные (в пище, одежде, жилье и т.п.), социальные (в безопасности, в уважении, в самоутверждении и т.п.), духовные (в добре, в справедливости, в красоте, в боге и т.п.). Они различаются своими предметами и сознательно-психологическими механизмами реализации. Потребность, реализуясь, не всегда приводит к состоянию удовлетворения субъекта. Тогда потребность либо усиливается, либо заменяется, либо исчезает. Последнее приводит к трансформации субъекта, так как потребности образуют его сущность.

Наши рекомендации