Учение А.Н.Радищева о государстве и праве
Учение АН Радищев, так же как Руссо, связывает возникновение и образование государства с возникновением собственности.
Много внимания Радищев уделяет сущности права и закона. 1. Существует тесная связь между законом, властью, суверенитетом народа и естественным правом. В основе закона должно лежать естественное право. 2. Законы, основанные только на свободе, не обязательно использовать. При этом Радищев не отрицает воздействие свободы в ходе осуществления права. 3. Основанные на праве законы могут быть реализованы, только если они опираются на реальную свободу, - «право без свободы, почитай пустые слова». Он отстаивает мысль: свобода защищает свои нарушаемые права.
По мнению Радищева, крепостное право противоречит естественным вопросам права и общественному договору. Вступив в гражданское состояние, люди отвергают свою свободу. Положение крепостного крестьянина явно не соответствует требованиям естественного права - «порабощение есть преступление».
Крепостное право, таким образом, - нарушение естественных законов. Социальный идеал Радищева - общество свободных и равных собственников.
Причину образования государства Радищев видит в природной социальности людей. В естественном состоянии все были равны, но равенство разрушилось с появлением частной собственности. Государство - результат молчаливого договора в целях обеспечения всем людям благой жизни, защиты слабых и угнетенных. Народ оставляет суверенитет за собой.
Радищев рассматривал самодержавие (неограниченную власть) как состояние, противное человеческому естеству; ставил знак равенства между всеми видами монархической власти. Просвещенных монархов не бывает. В России к тому же бюрократия не связана ни с народом, ни с монархом. В отличие от предшественников Радищев отрицает теорию просвещенного абсолютизма. Он обосновывает право народа на изменение общественного строя. Нужно опираться на теорию общественного договора, который поможет бороться за свои права. Самодержавию он противопоставляет народное право. Генезис начала зарождения республиканской формы правления в России - начало зарождения вечевой демократии в Великом Новгороде. Наилучшая форма правления - республика. Будущее России Радищев представлял как добровольную федерацию городов с вечевыми собраниями.
Радищев вошел в историю как первый революционер, республиканец.
34. Учение Томас Пейн о государстве и праве
Томас Пейн (1737–1809) считается одним из наиболее радикальных политиков периода Войны за независимость, он первым поставил вопрос об отделении колоний от Англии и создании независимого государства, он же предложил название государства, которое должны образовать колонисты — Соединенные Штаты Америки. Идеи его памфлета «Здравый смысл» отразились в Декларации независимости Соединенных Штатов, автором которой был Т. Джефферсон. После начала революции во Франции Пейн публикует работу «Права человека», в которой защищает демократические права и свободы, провозглашенные во французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г.
Пейн различал естественные и гражданские права человека. Естественные права присущи человеку по природе, по праву его существования (право на счастье, свободу совести, свободу слова). Гражданские права возникают с образованием общества и государства, они принадлежат человеку как члену общества. К ним Пейн относил и право собственности — право приобретенное, а не естественное.
Пейн считал, что государство возникает вслед за объединением людей в общество, ибо объединившиеся люди не способны сами сохранять справедливость в отношениях между собой. Оно создается людьми по общественному договору — единственно возможному способу образования государства. Поэтому верховная власть в государстве должна принадлежать самому народу. Из этой идеи народного суверенитета Пейн делает вывод о праве народа учреждать или уничтожать любую форму правления — о праве народа на восстание и революцию.
Пейн различал «старые» (монархические) и «новые» (республиканские) формы государства. В основу классификации легли принципы образования правления — наследование или выборность. Правление, основанное на передаче власти по наследству, он называл «самым несправедливым и несовершенным из всех систем правления» — такая власть неизбежно является тиранической, узурпирующей народный суверенитет.
Республиканское правление основано на принципе народного представительства. Это «правление, учрежденное в интересах общества и осуществляемое в его интересах, как индивидуальных, так и коллективных», а верховной властью обладает законодательный орган, избираемый на основе всеобщего избирательного права.