Мирные средства разрешения междун споров

В соответствии с Уставом ООН (п.3, ст.2) в Декларации о принципах МП 1970 г. сформулированно: “Каждое гос-тво разрешает свои межд.споры с другими гос-твами мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе мир и безопасность и справедли­вость”. Мирное разрешение в виде: - переговоры; - консультации сторон; - обследование (используется в тех случаях, когда спорящие расходятся в оценке фактических обстоятельств, вызывающих спор или приведших к спору. В этом случае назначается на паритетных началах межд.следственная ко­миссия иногда во главе с представителем третьего гос-тва); - примирение; - добрые услуги (действия не участвующей в споре стороны, направленные на установление контактов между спорящими сторонами); - посредничество (непосредственное участие третьей стороны в мирном разрешении спора для содействия); - межд.арбитраж (добровольно выраженное согласие спорящих передать свой спор на рассмотрение третьей стороны (третейское разбиратель­ство), решение которой является обязательным для сторон в споре); - судебное разбирательство (главное сходство с арбитражем - в обязатель­ности выносимых решений, различия касаются главным образом порядка образо­вания, способа формирования, численного и персонального состава, функциони­рования и т.д. Основной суд - МС ООН). Важную роль в урегулировании международных споров играют международ­ные организации, прежде всего ООН по сердством: - миротворчество (действия, направленные на то, чтобы склонить споря­щих к: оглашению с помощью мирных средств); - поддержание мира (обеспечение присутствия ООН в районе международ­ного конфликта, которое может быть связано с развертыванием военного, поли­цейского или гражданского персонала ООН); - постконфликтное миростоительство (предупреждение рецидива подоб­ного спора); - превентивная дипломатия (действия, направленные на предупреждение споров между сторонами, недопущение перерастания их в конфликты и ограниче­ние масштабов возникших конфликтов); - использование в случае возникновение юр.споров МС ООН.


Экономический суд СНГ

Реш-ие об образовании суда б принято главами гос-в участников СНГ.

Место пребывания штаб квартира является минск.

Фактически суд начал работу в 1994 Практически сразу поступило 46 дел. Судопроизводство ведется на русском языке.

Финансирование осуществляется гос-вами участниками в равных долях в рублевом эквиваленте. При обращении в суд пошлина не взымается. Судебные издержки возлагаются на сторону признанную нарушителем догов обязательств. Суд рассматривает споры только по заявлению государств СИГи учреж-й СНГ.

Судьи либо назначаются, либо избираются согласно национ правилам. Избранными м.б. лица высших хоз или арбит судов на 10 лет.

Председатель и его заместители избир-ся судьями относит больш-м голосов и увержд-ся советом глав гос-в содружества на 5 лет. Высшим коллегиал органом является Пленум.

Пленум собирается 1 раз в 3 месяца и рассматривает жалобы на реш-я экон суда СНГ. Судьи обладают диплом привилигиями и иммуинитетом и не м.б. отозваны своими правит-ми.

Ф-ии:

1) Разрешение экономич споров

2) Толкование положений двусторонних или многосторонних регион договоров по эконом вопросам, а так же актов бывшего ссср.

Гос-ва члены СНН только после обращения в Эконом суд СНГ м обращатся в межд суд ООН и постоянную палату претейского суда в гааге.
61. Основные этапы развития МП

Представляется в целом наиболее предпочтительной периодизацией ис­тории международного права периодизация, предложенная И.И.Лукашуком:

* предыстория международного права (с древних веков до конца средне­вековья) - эпоха совершенствования международных отношений и понимания роли государства на международной арене;

* классическое международное право (с конца средних веков до Статута Лиги Наций) - возникновение и развитие права Нового времени;

* переход от классического к современному международному праву (от Статута Лиги Наций до Устава ООН) - понимание государствами необходимости создания новых механизмов регулирования международных отношений после первой мировой войны;

* современное международное право - право Устава ООН и его противо­речия.

1. В древних международных отношениях не могло идти речи о равенстве парт­неров. На первом месте стояли военные цели . В такой системе международных отношений договор выступал как второ­степенное средство решения споров и нормализации контактов между двумя при­мерно равными государствами, поскольку война может ослабить друг друга при­вести к потере завоеванных внешних позиций. Обычно договор заключался после войны. Особенно показательным был договор около 1300 г. до н.э. между фараоном Египта и царем хеттов, который по существу стал договором о разделе сфер влияния между двумя великими державами того времени. Древние договоры представляли собой не более, чем религиозные предписания или взаимные моральные обязательства. . В Гре­ции послу вручались две сложенных и покрытых воском дощечки с текстом, кото­рые назывались “дипломами”, от чего, собственно, и произошел термин “дипломатия”. Послы в Древнем мире пользовались неприкосновенностью, что являлось вынужденным исключением из общего правила для иностранцев .

2. В эпоху средневековья мир начал делиться на три части - христианский мир (Европа), мир ислама (Западная и Центральная Азия, Северная Африка) и неизвестные земли (“закрытые” для европейцев и мусульман Китай, Япония, Америка, Австралия и большая часть Африки). На рубеже средневековья и Нового времени происходит возникновение практики и доктрины международного права. Тридцатилетней войне (1618-1648 гг.), завершившейся подписанием Вестфаль­ского трактата о мире 24 октября 1648 г. . Однако на деле Вестфальский мир сформулировал ряд принципов и институтов международного права:* принцип политического равновесия и стабильности границ;* институт международно-правового признания (была признана независи­мость Швейцарии и Нидерландов);* институт равноправия государств на внешней арене независимо от пре­обладающего в нем вероисповедания;* институт международно-правовых гарантий

Гуго Гро­цием В своем сочинении “О праве войны и мира” (1625 г.) сформулированы три основных принципа: суверенности, международного сотрудничества и гуманизма.

XIX в. принес новые формы юридической практики в международных от­ношениях, которые осуществлялись прежде всего на Венском (1814-1815 гг.), Па­рижском (1856 г.), Берлинском (1878 г.), а также Гаагских мирных конференциях. Парижский конгресс 1856 г. в заключительной декларации сформулировал положения начал морского МП. Берлинский конгресс 1878 г., который сыграл важное значение во внешнеполитической и дипломатической области принес новое подтверждение практики коллективного признания независимости (Сербии, Черногории, Румынии).

первые международные организации в нынешнем понимании - Всемирный почтовый союз (1874 г.), Телеграфный союз (1875 г.), многосторонняя железнодорожная конвенция (1890 г.)..Важное значение для становления принципа мирного разрешения споров и международного гуманитарного права имели две Гаагские мирные конференции 1899 г. и 1906-1907 гг. На них были приняты 13 конвенций - правового регулирования мирного разрешения споров, порядка открытия военных действий, правового регулирования сухопутной войны и правила ведения войны на море.


Наши рекомендации