Субъекты власти Объекты власти
Государство и его индивид, социальная
институты, группа, масса, класс
политические и т.д.
элиты и лидеры, ВЛАСТЬ
политические партии
Функции власти Ресурсы власти
Господство, руководство, Принуждение, насилие,
регуляция, контроль, убеждение, поощрение,
управление, координация, право, традиции, страх,
организация, мобилизация мифы и т.д.
Основания власти
Экономические, социальные,
юридические, административно-
силовые, культурно-
информационные
Для того, чтобы политическая власть была реальной, то есть достигала намеченных результатов, она должна основываться на определенных ресурсах. Важнейшей социальной причиной подчинения одних людей другим является неравномерное распределение ресурсов власти. В широком смысле ресурсы власти представляют собой «все то, что индивид или группа могут использовать для влияния на других». Ресурсы власти — это все те средства, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта. Ресурсы представляют собой либо важные для объекта ценности (деньги, предметы потребления и т. п.), либо средства, способные повлиять на внутренний мир, мотивацию человека (телевидение, пресса и т. п.), либо орудия (инструменты), с помощью которых можно лишить человека тех или иных ценностей, высшей из которых обычно считается жизнь (оружие, карательные органы в целом).
Итак, можно выделить следующую классификацию ресурсов:
1. Экономические (материальные ценности, необходимые для производства и потребления).
2. Социальные (способность повышения или понижения социального статуса, ранга, места в социальной структуре).
3. Информационные (знания, информация, а также средства их получения и распространения).
4. Силовые (оружие, аппарат физического принуждения).
5. Демографические (человек как ресурс, создающий другие ресурсы).
Ресурсы, наряду с субъектом и объектом, выступают одним из важнейших оснований власти. Они могут использоваться для поощрения, наказания или убеждения.
Под основаниями власти понимаются ее база, источники, на которые опирается властная воля субъекта.
По сферам жизнедеятельности общества можно выделить экономические, социальные, юридические, административно-силовые и культурно-информационные основания и ресурсы власти.
Экономические основания власти характеризуются господствующей формой собственности, объемом валового национального продукта на душу населения, стратегически важными природными ресурсами, золотым запасом, степенью устойчивости национальной валюты, масштабами внедрения в экономику страны достижений научно-технической революции. Соответственно экономическими ресурсами власти являются активная инвестиционная и научно-техническая политика, налоговая и таможенная политика, а также внешнеэкономическая деятельность в части укрепления независимости стран.
Социальные основания власти — это социальные группы и слои, на которые власть опирается. Конкретный состав этих групп и слоев определяется общественным строем страны, ее политическими и культурно-историческими традициями, уровнем развития науки и техники.
Юридические основания власти — это материальная база юриспруденции, а также совокупность законов, на которых власть сформирована и опирается в практической деятельности. К юридическим ресурсам можно отнести всякого рода инструкции, мероприятия по уточнению и разъяснению законодательства, постановления и указы, не охваченные действующим законодательством. Сюда можно отнести указы президента, постановления правительства, оперативные постановления судебных и исполнительных органов.
Административно-силовые основания власти - это совокупность властных учреждений, обеспечивающих функции жизнедеятельности, внутренней и внешней безопасности государства, а также их аппарат. Сюда входят структуры исполнительной и законодательной власти, а также органы безопасности, разведки и внутренних дел.
Культурно-информационные основания власти включают в себя систему организаций, аккумулирующих и сохраняющих культурный потенциал страны, средства массовой информации, системы получения и переработки разведывательной информации, международные и национальные компьютерные сети. Культурно-информационные ресурсы - это духовные ценности, знания, информация, которые благодаря новейшим системам их обработки, анализа и распространения становятся приоритетными.
Политическая власть характеризуется рядом отличительных признаков:
1) Легальностью в использовании силы в пределах государства. Люди в повседневной жизни отождествляют власть и силу.
2) Верховенством, обязательностью решений для всякой иной власти. Политическая власть может ограничить влияние мощных корпораций, СМИ и других учреждений или же вовсе ликвидировать их;
3) Публичностью, т. е. всеобщностью и безличностью. Это означает, что политическая власть в отличие от приватной, личной власти, которая существует в небольших группах, от имени всего общества обращается с помощью права ко всем гражданам; политическая власть обладает способностью проникать во все виды деятельности, связывать или противопоставлять людей друг другу;
4) Моноцентричностью, наличием единого центра принятия решений. В отличие от политической власти экономическая, социальная и духовно-информационная власти полицентричны. В рыночном демократическом обществе существует, как известно, много независимых собственников, социальных фондов и т. п.;
5) Многообразием ресурсов. Политическая власть, и особенно государство, использует не только принуждение, но и экономические, социальные и культурно-информационные ресурсы.
Механизм дееспособности политической власти составляют: господство, руководство, управление, организация и контроль.
Господствоосновано на разделении общества на управляющих и управляемых. Законодательно оно оформляется в государственно-правовых актах.
Руководство заключается в выработке и принятии органами исполнительной власти важных для общества решений, в организации субъектов по их осуществлению.
Управление осуществляется через непосредственную деятельность административного аппарата и правительственных органов власти.
Организация предполагает согласование, упорядочение, обеспечение взаимосвязи действий отдельных людей, групп, классов, учреждений и организаций.
Контроль обеспечивает соблюдение социальных норм, правил деятельности людей и социальных групп в обществе. Контроль выполняет также роль обратной связи, с помощью которой власть следит за тем, какие последствия имеет ее управленческое воздействие.
В политологии выделяются следующие функции политической власти:
1) обеспечение господства определенных социальных групп в обществе;
2) управление общественной жизнью людей, включая поддержание общественного порядка с позиций интересов тех или иных больших социальных групп. Государство есть выделившийся из общества аппарат управления;
3) поддержание целостности и единства общества. В авторитете верховной власти многие мыслители прошлого видели единственное средство спасения от анархии. Безусловно, правы и те из современных политологов (в частности, авторы организационно-структурной концепции), кто видит в качестве постоянной функции политической власти приведение в единство разделенного на группы, классы и прослойки общества.
Для выполнения функций политическая власть институализируется, т. е. оформляется в специальные учреждения, должности, которые могут быть легальными и нелегальными.
Как и в какой мере власть выполняет свои функции, судят об ее эффективности (силе или слабости). Власть эффективна при условии:
а) если адекватно отражает интересы тех социальных групп, на которые она опирается, и умеет увязывать их с интересами общества как целого;
б) если власть не противопоставляет себя обществу, не навязывает своих требований, противоречащих большинству его, а приспосабливает эти требования к мнению общества и одновременно формирует общественное мнение в соответствии со своими установками;
в) если власть, удовлетворяя интересы и потребности тех социальных групп, на которые опирается, вместе с тем постоянно демонстрирует свою готовность идти навстречу интересам других групп, или, по крайней мере, не ущемляет их настолько, чтобы противопоставить себя этим группам.
ВОПРОС 2:Механизм осуществления политической власти
Как показывает современная политическая практика демократических стран, механизм власти имеет довольно сложную иерархическую структуру. Рассмотрим ее основные компоненты.
Первичным субъектом власти, ее источником является народ, который, реализуя часть властных функций непосредственно, другую часть из них передает (делегирует) своему официальному представителю — государству. Так, в Конституции Российской Федерации (ст. 3) говорится: « 1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. 2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления».
Государство, в свою очередь, распределяет властные полномочия между носителями власти. Это распределение властных полномочий называется принципом разделения властей.
Идея разделения властей, появившаяся в Новое время в европейской политической мысли (Дж. Локк, Ш. Монтескье), впервые нашла свое юридическое оформление в Конституции США, конституционных актах Великой французской революции, реализовавшись в политической практике целого ряда стран.
Политический опыт этих стран свидетельствует о целесообразности разделения властей.
Во-первых, это позволяет четко определить функции, компетенцию и ответственность каждой ветви власти, каждого государственного органа, осуществлять взаимный контроль, создать систему сдержек и противовесов, помогающую достигать единства действий в государственном управлении и поддерживать динамичное равновесие в обществе в процессе преодоления противоречии.
Во-вторых, позволяет предотвращать злоупотребления властью, установление диктатуры, тоталитаризма.
В-третьих, реализация принципа разделения властей дает возможность гармонично соединять такие противоречивые аспекты жизни общества, как власть и свобода, закон и право, государство и общество, под углом зрения самоценности личности.