Особенности проблематики и основные этапы развития русской философии 11-19 вв

Фил. мысль России формировалась под влиянием общемировой философии, однако специфика русской ф. во многом складывалась под влияние культурных процессов, происходящих на Руси. Христианизация сыграла огромную роль в становлении рус фил мысли, к-ая является уникальной, т.к. развивалась самостоятельно. Становление фил мысли в Древней Руси относится к 10-12 вв. – времени глубоких соц-полит и культурных изменений в жизни восточных славян, обусловленных образованием Киевской Руси, влиянием византийской и болгарской культур, возникновением письменности и принятием христианства на Руси. Эти факторы создали благоприятные условия для зарождения древнерусской философии. В 17 в. на смену господствующим направлениям фил мысли византийского типа приходит западноевропейская схоластика (Иоаникий и Сафроний Лихуды). В 18 в. как философское течение оформился материализм (Ломоносов, Радищев, фил взгляды которых формировались под влиянием идей европейского Просвещения). Ломоносов являлся первым мыслителем России мирового уровня. Он разграничил роль религии и науки в жизни общества, представлял материю как протяженное непроницаемое делимое на нечувственные части. Радищев систематически разрабатывал проблему человека. Этой теме посвящен его трактат «О человеке, его смертности и бессмертии», который наполнен материалистическими идеями о познании мира, смысле жизни, морально-ценностных ориентациях, перспективах совершенствования условий, формирующих человека. У истоков оригинальной русской философии 19 в. стоит Чаадаев, создатель цикла из восьми «Философских писем», уже после публикации первого из к-ых (после чего он был объявлен Николаем 1 сумасшедшим) за ним закрепилась слава беспощадного критика самодержавно-крепостнического строя России. При создании своей философской системы руководствовался идеей единства религии и философии, объявил себя приверженцем ряда принципов католицизма, связывая с ним достижения западноевропейской цивилизации, в соответствии с чем пытался объяснить причины отсталости России. Своеобразным направлением в рус ф явились воззрения славянофилов (Киреевский, Хомяков, Аксаков, Самарин). В центре их внимания – судьба России и ее роль в мир истор процессе. Православие трактовалось ими как фундамент мировоззрения, монархия – как идеальная форма социума. В самобытности истор прошлого они видели залог всечеловеческого признания России, тем более что, по их мнения запад культура клонится к упадку. В полемике со славянофилами складывалось западничество (Грановский, Бакунин, Белинский, Гецен, Чернышевский, Добролюбов)– ориентация западноевропейскую цивилизацию, критика православия и т.д. обнаруживают истоки этой философии в концепции Чаадаева. Однако его религиозность была чужда западническтву. Большое влияние на идейное развитие России конца 19-20 вв. казал Достоевский, который вместе с Соловьевым положил начало религиозно-философскому движению.(Достоевский, Леонтьев, Соловьев, Толстой) Согласно Достоевскому, в основе всякой социальности всегда лежит нравственное самосовершенствование ч-ка. Писателя-философа прежде всего интересовала антропология. Отправной точкой философско-религиозного учения Льва Толстого была идея создания новой религии, соответствующей развитию человечества, религии Христа, но очищенной от веры и таинственности, религии практической, дающей блаженство на земле. Ядро веры Толстого – принцип непротивления злу насилием, религия Толстого практически целиком сводится к этике любви и непротивления. Тема подлинного и мнимого прогресса становится главной в учении Николая Данилевского.В труде «Россия и Европа» он продолжил начатую славянофилами критику европоцентризма. Идеи Данилевского оказали значительное влияние на Константина Леонтьева, который подчеркивал естественно-органический характер исторического развития. Философия Владимира Соловьева явилась синтезом русской религиозной философии 19 в. Социальный идеал Соловьева – вселенская церковь, объединяющая православие, католицизм и протестантизм. Реализация этой стадии предполагает созидание богочеловечества - конечной стадии истории. Задача человечества – воссоединиться с Богом. Соловьев ввел термин «софия» - Божественной Премудрости. Человек раздираем внутренними противоречиями между божественным и человеческим. Метод их преодоления – обращение к религии. В 80-90-е гг. 20 в. российское общество начинает знакомиться с марксизмом. Виднейшим пропагандистом и теоретиком марксизма был Георгий Плеханов и Владимир Ленин.Продолжателем русской религиозной фил был Сергей Булгаков, который также ставит в центр своего мировоззрения проблему Софии – Божественной премудрости и строит ее начиная с экономической проблематики. Николай Бердяевизвестен как «критический марксист». Целью мыслителя становится еще неясный образ религиозной философии, призванной отразить целостно и универсально человеческий опыт. Особого внимания в его концепции заслуживает термин «объективация» - утеря свободы духа человеком.

Наши рекомендации