Отношения со странами бывшего
«социалистического лагеря».
Отношения с бывшими социалистическими странами достаточно длительное время оставались «периферией» внешней политики России. В значительной степени это объяснялось тем, что эти страны ориентировали свою внешнеполитическую линию на связи с Западной Европой. Кроме того, на взаимоотношения России с Восточной Европой влияло «наследие социалистической системы». Достаточно длительное время и Россия не проявляла инициатив на этом направлении.
Наиболее активную роль Россия старалась трать на Балканах — в одном из основных конфликтных регионов мира, где она традиционно имела сильные позиции, а Сербия веками считалась ее надежным союзником. Самостоятельное балканское направление появляется в российской политике только во второй половине 1990-х годов. После 1995 — 1996 гг. Россия, используя традиционные связи с Югославией, берет на себя роль посредника между нею и Западом в урегулировании югославского конфликта с учетом сербских интересов.
В 1998 — 1999 гг. Россия предпринимает попытку повлиять на принятие решений по политическому обустройству Балкан и будущему Югославии. Примаков в марте 1998 г. совершил турне по странам бывшей СФРЮ, затем нанес еще один визит — в бомбардируемый Белград в апреле 1999 г.
В 1998 г. в Москву нанесли визиты президенты Македонии и Хорватии.
Более стабильны отношения с Болгарией. Руководители Болгарии посещали Россию: в 1996 и 1997 г. (премьер-министры) и в 1998 и 1999 г. (президент). В то же время последний визит в Болгарию Б.Н. Ельцин нанес в 1992 г.
Наиболее позитивны отношения России со Словакией. Однако после прихода там к власти прозападного правительства стимулы для укрепления отношений сильно ослабли.
Менее интенсивными оказались связи с Польшей и Венгрией, хотя с началом правления А. Квасьневского восточное направление в польской политике усилилось. Новый президент Польши дважды побывал в России — в апреле 1996 и июле 1998 г. В мае нанес визит в Варшаву премьер Михаил Касьянов. Начали работу двусторонние польско-российские комиссии по вопросам импорта и транзита газа. Начались также переговоры о взаимной защите инвестиций, которое должно облегчить польским фирмам вхождение на российский рынок.
В течение нескольких лет визиты президентов РФ в Варшаву откладывались — вначале президентом Ельциным, а затем Путиным. Причины такого положения — стремление Польши вступить в НАТО, а также скандалы в связи с избиением российских туристов на Восточном вокзале, высылкой российских дипломатов, обвиненных в шпионаже, и вторжением приверженца организации «Свободный Кавказ» на территорию российского консульства в Познани.
В 1999 г. Польши вступила в НАТО. Присоединение к западному альянсу дало Варшаве положило конец неудачным попыткам России воспрепятствовать «расширению НАТО на Восток».
В январе 2001 г. впервые после восьмилетний паузы российский президент находился с официальным визитом в Польше. Путина сопровождала многочисленная делегация, в состав которой входили министр иностранных дел Игорь Иванов, секретарь кремлевского Совета Безопасности Владимир Рушайло, министры транспорта Сергей Франк, энергетики Игорь Юсуфов и культуры Михаил Швыдкой. В ходе визита прошел польско-российский экономический форум с участием 500 бизнесменов из обеих стран, подписано соглашение о взаимной защите инвестиций, обсуждались соглашения в области авиации, туризма и культуры, и одно из самых важных — об импорте и транзите российских газа и нефти.
Контакты с Венгрией развиваются не столь активно, но все же заметны: премьер-министры Венгрии были в России в 1995 и 1999 г., а министр Примаков ездил в Венгрию в феврале 1998 г.
Еще слабее оказалось политическое взаимодействие с Чехией и с Румынией. Однако и здесь заметны некоторые сдвиги.
В 1993 г. было подписано соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве с Чехией, в соответствии с которым учреждена Межправительственная комиссия по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству между Чешской Республикой и Российской Федерацией (МПК). На последнем, шестом заседании МПК, которое состоялось 13-14 ноября 2000 г. в Праге, обе стороны выразили заинтересованность в развитии торгово-экономического сотрудничества и подтвердили готовность продолжить переговоры по урегулирования российской задолженности. В то же время, доля Российской Федерации во внешнеторговом обороте Чешской Республики составила в 2000 г. всего 4% и, таким образом, Россия заняла среди остальных партнеров Чехии всего 9 место.
Оживление отношений между РФ и Чехией приходится на 1999-2001 г. С 15 по 17 апреля 1999 г. состоялся официальный визит премьер-министра ЧР Михаила Земана в Российскую Федерацию^Основные вопросы, которые обсуждались в ходе его официального визита, бъши посвящены процедуре погашения Россией долга Чехии, а также торгово-экономическому сотрудничеству между двумя государствами. Премьер-министр Чехии принимал участие в работе экономического форума в Санкт-Петербурге. Успешным примером сотрудничества с Чехией стал визит М. Касьянова в Прагу. В ходе этого визита найдено такое решение проблемы долга России Чехии, которое минимизирует валютные издержки Москвы и создает прецедент экспорта нашей электроэнергии в Европу. Ведутся переговоры о создании инфраструктуры предэкспортного финансирования взаимных торговых поставок по линии Россия-Чехия.
Что касается отношений с Румынией, то в ходе российско-румынских переговоров в Москве в ноябре 1999 г. также были намечены пути для восстановления контактов.
Было отмечено, что многие из румынских товаропроизводителей готовы вернуться на российский рынок. Кроме того, сейчас рассматривается ряд серьезных проектов в топливно-энергетическом комплексе, в которых заинтересованы обе стороны. Россия намерена содействовать укреплению роли Румынии в ООН и поддерживает ее стремление стать членом совета безопасности ООН. Премьер-министр Румынии Василиу Раду заявил, что его визит в Москву следует рассматривать как переломньгй этап в восстановлении отношений двух стран.