Отношения с государствами «ближнего зарубежья».
После подписания в январе 1993 г. Устава СНГ, началось дальнейшее укрепление и расширение форм сотрудничества стран-участников СНГ. В сентябре 1993 г. ими был заключен договор о создании Экономического союза.
Высшим органом СНГ является Совет глав государств. В декабре 1993 г. учрежден пост Председателя уставных органов СНГ. На протяжении следующих пяти лет этот пост остается за РФ. В октябре 1994 г. на очередной встрече лидеров СНГ было решено создать Межгосударственный экономический комитет и сформировать Таможенный союз. Кроме того, с 1995 г. начал практическую деятельность Экономический суд стран СНГ, который контролирует выполнение взаимных экономических обязательств в рамках СНГ.
В 1998-1999 гг. Межгосударственный экономический комитет, был преобразован в Экономический совет Содружества (Устав принят в 1999 г.). Таможенный союз формировался с 1995 до 1997 г.
С 1996 г., когда министром внешней политики был назначен Е.М. Примаков, процесс экономической интеграции стран СНГ пошел значительно быстрее.
29 марта 1996 г. Россия, Белоруссия, Казахстан и Киргизия подписали четырехсторонний Договор «Об урегулировании интеграции в экономической и гуманитарной областях», согласно которому создавались исполнительные органы «Четверки».
2 апреля 1996 г. в Москве был подписан Договор об образовании Сообщества Белоруссии и России. Председателем Высшего совета Сообщества стал президент Белоруссии А.Г. Лукашенко. Дата подписания этого договора провозглашалась Днем единения народов России и Белоруссии. В 1997 г. Сообщество было преобразовано в Союз Белоруссии и России. Устав Союза был принят 23 мая 1997 г. В январе 1998 г. утвержден Союзный бюджет.
На проходившем в январе 2000 г. в Москве саммите СНГ исполняющий обязанности президента России В.В.Путин был единогласно избран председателем Совета глав государств Содружества.
25 декабря 1998 г. президенты России и Беларуси подписали Декларацию о создании Союзного государства. Правовой статус нового объединения был оформлен на встрече в Москве 28 апреля 1999 г.
В конце мая 1997 г. был, наконец, решен и вопрос о Черноморском флоте — в Киеве было подписано соглашение о параметрах раздела Черноморского флота и принципах его базирования в Севастополе. 31 мая Россия и Украина подписали Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве.
Выход из Приднестровского конфликта по существу произошел еще 21 июля 1994 г., когда Россия и Молдавия заключили соглашение (при участии лидеров самопровозглашенной Приднестровской Молдавской республики) о прекращении военных действий в Приднестровье.
В январе 1996 г. страны СНГ приняли Концепцию предотвращения и урегулирования конфликтов на территории государств Содружества, которая закрепила возможности совместных шагов по разрешению возникающих в рамках СНГ споров и разногласий. 8 мая 1997 г. Россия и Украина выступили гарантами подписанного лидерами Молдавии и Приднестровья Меморандума об основах нормализации отношений.
Продолжалась миротворческая деятельность России на Кавказе и в Средней Азии. При посредничестве России летом 1997 г. состоялись прямые грузино-абхазские переговоры. В том же 1997 г. при посредничестве России было подписано Соглашение о прекращении боевых действий и формировании комиссии по национальному примирению в Таджикистане.
Таким образом, конфликты между странами — участниками СНГ были в основном урегулированы.
В 1996 г. начали складываться условия для военно-политического сотрудничества стран СНГ. Совет глав государств принял Концепцию охраны границ государств — участников СНГ с государствами, не входящими в содружество. Тогда же были подписаны соглашения о коллективных силах по поддержанию мира в СНГ и об охране воздушного пространства СНГ.
Одним из шагов интеграции РФ со странами СНГ стало сотрудничество по вопросам борьбы с терроризмом.
Оно было оформлено, в частности, Распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 1998 г. и Договором о сотрудничестве в борьбе с актами терроризма, в особенности технологического характера, затрагивающими общие интересы и безопасность государств — участников СНГ.
Были намечены основные формы сотрудничества и установлены принципы взаимоотношения Сторон.
Выработка мер по совместной борьбе с международным терроризмом стала предметом встречи глав государств республики Казахстан, Китайской народной республики, Киргизской республики и республики Таджикистан, которая состоялась по инициативе РФ, 25 августа 1999 г. в Бишкеке. Ей предшествовали Шанхайская встреча в 1996 г. и встреча в Алма-Ате 3 иЮля 1998 г., на которых был подписан договор о намерениях и намечены вопросы для обсуждения на последующей встрече на высшем уровне.
В последние годы наметилась дифференциация отношений России с бывшими советскими республиками. Выделяются несколько уровней этих связей.
Самое интенсивное взаимодействие развивается в рамках «двойки», включающей Россию и Белоруссию.
На следующем уровне находится «пятерка», в которую, помимо России и Белоруссии, входит Казахстан, Киргизстан и Таджикистан. В марте 1996 г. эти страны (кроме Таджикистана) подписали Договор о создании Сообщества суверенных республик, символизирующий их более тесную интеграцию. Позднее они заключили между собой Таможенный союз. Встречи лидеров «четверки» проходили в январе и 1997, и 1998 гг., причем к ним присоединился Таджикистан, вступивший в Таможенный союз в феврале 1999 г.
Политические связи между Россией и другими странами «пятерки» развиваются довольно интенсивно (особенно с Казахстаном, который с 1995 г. дважды посещали и президент Б.Н. Ельцин, и российские премьер-министры). Существование «пятерки» позволяет укрепить позиции России в Азии.
Особую роль играет вхождение в новый блок Таджикистана. Президент Таджикистана посещал Россию в 1996, 1997 и 1999 гг., а В.В. Путин, будучи еще премьер-министром, побывал в Душанбе в ноябре 1999 г. на инаугурации Э. Рахмонова.
Предпринимаются шаги по реанимации Договора о коллективной безопасности 1992 г., свидетельством чего стало подписание в Минске меморандума интеграционной шестерки СНГ, где фактически предусмотрены механизмы сотрудничества, присущие классическим военным союзам.
С остальными странами СНГ отношения сложнее. Они скорее тяготеют к другим политическим блокам: ориентируются на Запад (Украина, Молдова, Грузия, отчасти Армения), Турцию (Азербайджан) или пытаются проводить независимую политику с расчетом на повышение своего геополитического статуса (Узбекистан, Туркмения).
Наиболее интенсивно развиваются внешнеполитические контакты между Россией и Украиной.
Достаточно сложно складывались отношения России с Узбекистаном. Реальное восстановление внешнеполитических связей началось в 1998 г., когда Россия включилась в процесс межтаджикского урегулирования, исход которого важен для Узбекистана. Результатом стал обмен визитами на высшем уровне: президент Узбекистана посетил Москву в мае 1998 г., президент России был в Ташкенте в октябре того же года. В декабре 1999 г. Ташкент посетила российская делегация во главе с В.В. Путиным.
Несколько интенсивнее Россия взаимодействует политически с Арменией, Молдовой и Туркменией, которые имеют непосредственный интерес к России: Армения — в связи с традиционными союзническими отношениями и своей изоляцией на Кавказе; Молдова — в силу заинтересованности в решении приднестровской проблемы; Туркмения — из-за проблемы экспорта газа через российские трубопроводы. За последние годы отношения с Арменией и Молдовой были стабильными, хотя и недостаточно активными. Важным для Молдовы событием стал саммит СНГ 1997 г. в Кишиневе.
Отношения же с-Туркменией охлаждаются, поскольку она пытается проводить политику нейтралитета, балансируя между Россией, Ираном и Турцией. Туркмения ввела визовую систему для граждан России.
Наиболее сложно складываются связи России с Грузией и Азербайджаном. Одна из причин — несовпадение позиций по чеченской проблеме (в России считают, что поддержка северокавказских исламистов идет через Азербайджан и Грузию). Другой сложный вопрос — транзит каспийской нефти (Грузия и Азербайджан поддерживают проекты ее транспортировки через Супсу и Джейхан, но не через Новороссийск). Еще одна проблема — разрешение конфликтов вокруг Нагорного Карабаха, Абхазии и Южной Осетии. В результате Россия в 1999 г. сама была вынуждена настаивать на введении визового режима для граждан этих стран.
Хуже всего развиваются отношения России с балтийскими государствами, которые, оказавшись за пределами СНГ, сразу ввели визовый режим для россиян. Страны Балтии показывают свою прозападную ориентацию и не торопятся укреплять политические связи с «восточным соседом» (хотя значимая часть транзита российской нефти по-прежнему идет через Латвию и Литву). Чуть лучше обстоят дела на литовском направлении, тем более что Россия в некоторой мере зависит от Литвы — ведь через нее идет сообщение с Калининградской областью, российским эксклавом на Балтике. Руководители Литвы довольно часто бывают в Москве, в отличие от руководителей Латвии и Эстонии, которые демонстративно держат максимальную дистанцию в отношениях с Россией.
Выбирая внешнеполитических союзников в настоящее время, Россия в первую очередь ориентируется на страны СНГ. Активные контакты с Украиной, Узбекистаном, включение Туркменистана в очередь первых внешнеполитических визитов В.В. Путина, говорят о стремлении президента сцементировать все СНГ, а не только его интеграционное ядро. При этом основное внимание сосредоточивается на вопросах взаимодействия силовых структур, на совместных усилиях по противодействию терроризму и на положении русскоязычного населения. Большое внимание уделяется экономическому сотрудничеству на равноправной основе, заметен отход от принципов ельцинской политики, которая оборачивалась накоплением «висячих» долгов стран СНГ России без малейшей политической отдачи. Основные проблемы в отношениях с государствами на бывшем постсоветском пространстве будут связаны с практическим решением вопросов противостояния экстремизму, прежде всего — в контексте чеченской проблемы (это наиболее сильно сказывается на контактах с Грузией и Азербайджаном) и урегулирования задолженностей.
Вместе с тем В.В. Путин не отказывается от концепции «Содружества разных скоростей», предполагающей более высокий уровень кооперации и привилегированность партнерства с ядром СНГ.