Укрепление государственности.
В целях дальнейшего укрепления государственной власти было проведено несколько преобразований.
Во-первых, реформированы министерства. К 1998 г. в Российской Федерации насчитывалось 26 министерств.
В новой структуре 24 федеральных министерства, и 33 других федеральных ведомства. Фактически речь шла не просто о сокращении министерств, а об оптимизации структуры исполнительной власти. Министерство топлива и энергетики было преобразовано в министерство энергетики. Кроме того, упразднено министерство по делам СНГ. Упразднены министерство науки и технологий, министерство торговли, министерство экономики, Госкомитет по делам Севера. МИДу РФ передана часть функций министерства по делам Содружества, а Минфину — часть функций упраздняемой Федеральной службы по валютному и экспортному контролю. Мингосимущество преобразовано в Министерство имущественных отношений, которому передана часть функций упраздняемого Госкомитета по земельной политике.
Указом Президента от 1 сентября 2000 г. был учрежден Государственный Совет Российской Федерации, в состав Президиума которого вошли 7 глав субъектов Федерации. Председателем Госсовета является Президент Российской Федерации.
Государственный совет Российской Федерации является совещательным органом при Президенте Российской Федерации.
Основными задачами Государственного совета являются:
— содействие реализации полномочий Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти;
— обсуждение имеющих особое государственное значение проблем, касающихся взаимоотношений Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, важнейших вопросов государственного строительства и укрепления основ федерализма, внесение необходимых предложений Президенту Российской Федерации;
— обсуждение вопросов, касающихся исполнения (соблюдения) федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, их должностными лицами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, и внесение соответствующих предложений Президенту Российской Федерации;
— содействие Президенту Российской Федерации при использовании им согласительных процедур для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
— рассмотрение по предложению Президента Российской Федерации проектов федеральных законов и указов Президента Российской Федерации, имеющих общегосударственное значение;
— обсуждение проекта федерального закона о федеральном бюджете;
— обсуждение информации Правительства Российской Федерации о ходе исполнения федерального бюджета;
— обсуждение основных вопросов кадровой политики в Российской Федерации;
— обсуждение по предложению Президента Российской Федерации иных вопросов, имеющих важное государственное значение.
19 июля 2000 г. Госдума приняла проект закона «О порядке формирования Совета Федерации Федерального собрания РФ», внесенный президентом РФ В.Путиным, согласно которому в состав верхней палаты Российского парламента входят по 2 представителя от каждого субъекта РФ — по одному от законодательного и исполнительного органов власти. Член Совета Федерации от исполнительных структур власти назначается высшим должностным лицом субъекта РФ с согласия законодательного (представительного) органа субъекта; член от законодательного органа избирается этим органом на период, не превышающий срок его полномочий (в первоначальном варианте законопроекта — на 4 года). Для кандидатов в сенаторы установлен возрастной ценз в 21 год. Статус, полномочия и гарантии деятельности, а также порядок досрочного прекращения полномочий сенаторов регулируются нормами закона «О статусе депутата Госдумы и членов Совета Федерации».
Экономические реформы.
В новом правительстве В.В. Путина министром экономического развития и торговли стал Г.О. Греф, министром труда и социального развития — А. Починок, министром по налогам и сборам — Г. Букаев, министром имущественных отношений — Ф. Газизулин.
Группа санкт-петербургских экономистов под руководством Германа Грефа выработала программу экономических реформ, которая включала новый подход к формированию бюджета, налоговую и банковскую реформы.
Финансовый кризис 1998 г. привел к сокращению непроцентных обязательств государства за счет существенного снижения реальной заработной платы в бюджетном секторе. Дала определенный эффект и реализация Программы экономии государственных расходов. Однако непроцентные правительственные обязательства составляли к 2000 году более 55% ВВП, выплаты по долгам отнимали до 50% бюджетных доходов.
Был принят новый Бюджетный кодекс. Для упорядочивания расходования бюджетных средств была создана казначейская система. Она позволила упорядочить расходование средств в соответствии с принятыми законами, в частности, путем установления внутригодовых постатейных лимитов расходов. Был усилен текущий контроль за целевым расходованием средств бюджетными организациями. С 1999 г. реализуется Концепция функционирования единого счета Федерального казначейства по учету доходов и средств федерального бюджета, который позволяет сокращать срок прохождения доходов от плательщиков налогов до возможности их использования, оперативно управлять средствами федерального бюджета, ускорять их оборачиваемость, снижать потребность в заемных ресурсах и минимизировать риск потери бюджетных денег.
Новые подходы к бюджетной политике диктовались стремлением установить жесткий бюджетный контроль, снизить стоимость функционирования государственной власти, сбалансировать государственные ресурсы и обязательства, полномочия и ответственность на всех уровнях бюджетной системы, целенаправленно управлять государственным долгом и активами.
К концу 1999 — началу 2000 г. ситуацию в экономике удалось стабилизировать. Физический объем ВВП в России по итогам января-сентября 2000 г,, по оценке Минэкономразвития РФ, увеличился на 7,3% по сравнению с аналогичным периодом 1999 г. Темпы роста ВВП в течение первых трех кварталов года оставались достаточно высокими — 3% в первом квартале по сравнению с предыдущим периодом (четвертым кварталом 1999 года), 1,2% во втором (по сравнению с первым кварталом 2000 г.) и 1,3% в третьем квартале (по сравнению со вторым) в постоянных ценах с исключением сезонности. Объем промышленной продукции в январе-сентябре вырос на 9,7% к соответствующему периоду 1999 г. Рост инвестиций в основной капитал, по оценке министерства, составил 17,5%. Потребительские цены выросли за 9 месяцев на 14,1%, а цены производителей в промышленности — на 25,4%. При этом реальные денежные доходы населения увеличились на 9,4%.
Следующим шагом преобразований в области экономики стала налоговая реформа.
Первые проекты нового налогового кодекса рассматривались в Государственной Думе еще в 1997 г. Изменения, которые предполагалось внести в налоговую систему, должны были снизить налоги по сравнению с 1997 г. на 8,5%. В то же время предусматривалось повышение ответственности за уклонение от налогов и ужесточение мер по собираемости налогов. Отменялся ряд налоговых льгот. В то же время, вместо более чем 100 налогов, собиравшихся в 1997 г., вводилось около 30 видов налогов и сборов. Установлена единая ставка подоходного налога — 13%.
Новый подоходный налог должен способствовать возврату в легальную сферу капиталов, уходивших в «теневую экономику» или вывозившихся за рубеж. Общей целью налоговой реформы было построение единой налоговой системы, обеспечение доходов федерального, региональных и местных бюджетов, обеспечение сбалансированности общегосударственных и частных интересов, содействующее развитию предпринимательства и активизации инвестиционной деятельности.
В рамках проведения налоговой реформы был принят новый Налоговый Кодекс.
Одновременно с налоговой проводится и таможенная реформа.
С 1 января 2001 г. в России будут действовать вместо нынешних семи ставок импортных тарифов только четыре: 5, 10, 15 и 20%. Кроме того, сократится перечень товаров, облагаемых по самым низким (0 и 5%) и самым высоким (25 и 30%) ставкам ввозной пошлины, а всего изменение тарифов затронет свыше 3,5 тысячи товарных позиций.
Основная работа по корректировке первоначального варианта изменения тарифов касалась определения оптимальных ставок пошлины на ряд конкретных товаров. В результате авторы реформы отказались от намерения снизить пошлину на импорт автомобилей с 30 до 20%. Тариф уменьшится только до 25%.
Пошлина в размере 5% сохранится на трубы для магистральных нефте- и газопроводов, которую в первоначальном проекте предполагалось поднять до 10%. 5-процентная пошлина сохранится и на сырьевой мех. Ставка в 30% будет установлена на импорт сахара и сигарет.
Следующим шагом экономических преобразований стала банковская реформа.
21 июня 2001 г. в докладе на 12-ом съезде РСПП А. Вольский заявил о необходимости резкого сокращения количества банков в России и принятии закона о Сбербанке. Была создана рабочая группа по банковской реформе, руководителем которой стал председатель совета директоров МДМ-банка А. Мамут. Помимо него в состав рабочей группы вошли председатель совета директоров Альфа-банка М. Фридман и глава наблюдательного совета Промстройбанка Санкт-Петербурга В. Коган. Иногда утверждалось, что реального участия Коган и Фридман в работе банковской группы не принимали, зато в ней поработал глава Импэксбанка О. Киселев. Однако основные предложения были подготовлены А. Мамутом. Рабочая группа разработала принципы банковской реформы, которые позже получили название «план Мамута».
16 июля предложения группы Мамута от РСПП были вынесены на обсуждение Совета по предпринимательству. «План Мамута» получил принципиальное одобрение премьера М. Касьянова.
В Совете по предпринимательству была создана своя рабочая группа по банковской реформе, которая включала представителей ЦБ (Т. Парамонова и В. Горюнов), Минфина (С. Игнатьев), ГД (А. Шохин), АРБ (Г. Тосунян) и РСПП (А. Мамут и И. Юргенс). Рабочей группе Совета по предпринимательству была поставлена задача: сформировать точку зрения правительства по концепции банковской реформы.
Реформа банковской системы по проекту РСПП должна обеспечить максимально комфортные условия для концентрации банковских капиталов, в т.ч. посредством покупки банков в регионах. Число банков с «федеральной лицензией» может не превысить 30-40, а количество мелких и средних банков, которые получат «региональную лицензию», может уменьшиться в два раза (на конец 2000 в России работало 1311 банков).
Наибольшие дискуссии в Государственной думе вызвал проект Земельного кодекса. Новый Земельный кодекс должен зафиксировать частную собственность на землю и право покупки и продажи земли не только для граждан России, но и для иностранных граждан. Основные возражения вызывала именно эта часть проекта. Однако 9 октября 2001 г. Земельный кодекс был принят в редакции, предложенной Президентом.
В нем предусматривается введение частной собственности на землю, исключая земли сельскохозяйственного назначения.
По оценкам экономистов, в настоящее время в стране продолжается экономический рост, хотя и не столь быстрый, как ожидалось. Благоприятная конъюнктура цен на нефть на мировом рынке создала бюджетный профицит. Что касается специализации страны, то это, прежде всего топливно-энергетический комплекс, черная и цветная металлургия.
Судебная реформа.
Необходимость судебной реформы возникла еще в 1993 г., после принятия новой Конституции. Общее направление судебной реформы — гуманизация законодательства и приведение его в соответствие с новыми общественными отношениями.
Первый этап судебной реформы — 1994-1996 г. В этот период были приняты первая и вторая части Гражданского кодекса, Уголовный кодекс, Уголовно-исполнительный кодекс, Семейный кодекс.
На протяжении 1996-1999 г. в уже принятые кодексы вносятся поправки и изменения.
В 1999 — 2002 г. приняты новые Налоговый кодекс, Кодекс законов о труде, III часть Гражданского кодекса, Уголовно-процессуальный кодекс, Земельный кодекс.
В то же время, судебная реформа продвигается слишком медленными темпами.
Военная реформа.
Необходимость военной реформы ощущалась давно, однако в 1993-1997 году никаких решающих сдвигов в этой области не произошло. Одна из причин — слишком большие затраты, которых бы потребовала коренная перестройка армии. Друга причина — отсутствие единого подхода к принципам и направлениям военной реформы. Одна из наиболее ясно выраженных точек зрения на военную реформу была высказана бывшим министром обороны П.С. Грачевым. Он считал, что необходимо увеличить финансирование армии и укомплектовать войска до штатной численности. Другой бывший министр обороны России И.Н. Родионов предлагал свой вариант военной реформы, также основанной на резком увеличении финансирования Вооруженных сил. Выход страны из экономического кризиса создал предпосылки для проведения военной реформы. Она предполагает переход от комплектования войск по призыву к смешанному, а в перспективе — к добровольному приему на службу по контракту; реструктуризацию оборонного комплекса; конверсию военного производства и военных технологий; перепрофилирование рабочего, инженерного и управленческого персонала; адаптацию к гражданской жизни офицеров, увольняемых в запас в ходе неизбежного сокращения Вооруженных сил.
Реформа в области образования.
Реформы в области образования начались еще в 1992-1994 г. Была предпринята попытка ввести образовательные «концентры». Школьники до 9 класса должны были получить общее образование, второй концентр предусматривал углубленное изучение предмегов с учетом профилирования учащихся. Однако система «концентров» себя не вполне оправдала. Другой проблемой стало отсутствие единых стандартов в образовании. Учащиеся гимназий и лицеев, особенно в столице и крупных городах, получали значительно более глубокие знания, нежели учащиеся сельских школ. Это давало им несомненные преимущества при сдаче вступительных экзаменов в высшие учебные заведения.
Новая программа реформ в области образования была принята в 2000 г. Она предусматривает переход к двенадцатилетнему школьному обучению. Сокращается объем изучаемых дисциплин, в первую очередь, за счет точных наук.
Старшие классы будут профильными и ориентированными на поступление в конкретный вуз.
В 2002 г. будут установлены образовательные стандарты. В 2001 г. средние школы переводятся из ведения муниципалитетов на уровень субъектов федерации, их будут финансировать напрямую регионы. Будет установлена стоимость обучения одного ученика. Каждой школе будут выделять средства строго по количеству учащихся. В 2-2,5 раза увеличивается зарплата учителям.
Изменяется и практика приема абитуриентов в высшие учебные заведения. Выпускные экзамены в школах и вступительные в вузы должен заменить единый экзамен. Каждый школьник будет тестироваться по двум обязательным предметам. Затем он должен выбрать три-четыре предмета в зависимости от того, куда хочет поступать. Научно-техническим специальностям соответствуют тесты по физике, химии, биологии, гуманитарным — по истории, литературе, иностранному языку. Планируются тесты трех уровней сложности. Первый — для тех, кто хочет идти в ПТУ. Второй уровень — для тех, кто собирается поступать в вузы. И третий уровень сложности — это тесты, для желающих попасть в главные вузы страны, которые имеют повышенные требования. Предполагается, что в зависимости от результатов единого экзамена каждый школьник получит от государства сертификат, гарантирующий финансовое обеспечение для продолжения обучения — ГИФО (государственное именное финансовое обязательство). Проведение этой части реформы планируется к 2003 г.
Проект введения единого экзамена вызвал наибольшие дискуссии. Очень напряженно прошло обсуждение этого проекта в Государственной Думе. 6-7 декабря 2000 г. в МГУ состоялся V] съезд ректоров высших учебных заведений, на котором ректоры не только московских и санкт-петербургских, но и региональных вузов высказались против введения единого экзамена.
Социальные реформы.
Одним из направлений реформ стали социальные реформы. Пенсионная реформа началась в 1996 г. с введения закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования».
С введением персонифицированного учета для каждого работающего на территории России Пенсионным фондом Российской Федерации открывается индивидуальный лицевой счет и выдается Страховое свидетельство государственного пенсионного страхования. На открытый лицевой счет помещаются данные о стаже, заработке и страховых взносах этого человека. Он может менять место работы, работать по совместительству, трудовому договору, зарегистрироваться как предприниматель, но сведения о стаже, заработке и страховых взносах будут поступать в этот единственный лицевой счет. Когда наступит страховой случай, установленный пенсионным законодательством (например, исполнится пенсионный возраст), данные из индивидуального лицевого счета будут той основой, которая определит размер пенсии этого человек.
Реализация Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования в г. Москве осуществляется поэтапно с 1996 г.
Персонифицированный учет — основа для реформирования пенсионной системы, который позволит осуществить переход от распределительной системы назначения пенсий к системе с элементами накопления.
Следующим важным направлением является введение накопительной системы.
Накопительная система представляет собой финансирование выплат пенсии за счет заранее сформированного фонда, образованного, в том числе из взносов самого человека, которые производились и накапливались в течение его трудовой жизни. Пенсионные резервы имеют персонифицированный характер и используются для выплаты индивидуальной пенсии.
На ход реформы отрицательно повлияла задержка принятия нового Кодекса законов о труде.
Второй важной социальной реформой стала жилищно-коммунальная реформа.
Жилищно-коммунальная реформа началась в 1991 г. , когда было принято Постановление Верховного Совета Российской Федерации о передаче в муниципальную собственность государственного и ведомственного жилого фонда, объектов инженерной инфраструктуры, жилищно-эксплуатационных и ремонтно-строительных организаций, находившихся ранее в ведении местных Советов и приватизируемых предприятий. Началась приватизация жилья. За первые пять лет реформы по данным Госстроя России доля частного жилого фонда увеличилась с 30% в 1991г. до 52% в 1996 г. В собственность граждан было передано 36,8% всего государственного и муниципального жилого фонда России, подлежащего приватизации. Но приватизация жилья совершенно не затронула проблему формирования рынка жилищно-коммунальных услуг и не повлияла на совершенствование механизмов управления и обслуживания жилого фонда.
В начале 90-х годов тарифы на жилищно-коммунальные услуги поддерживались на низком уровне и дотировались государством на 90%. Квартирная плата, включающая платежи граждан за коммунальные услуги, составляла около 2,5% среднего дохода семьи. При проведении масштабной либерализации цен в 1992 году было принято решение не затрагивать уровень тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения.
На втором этапе реформы, с 1997 г., предполагалась разработка региональных и муниципальных программ реформ жилищно-коммунального хозяйства. Эти проекты должны были привести в соответствие тарифы на жилищно-коммунальные услуги для населения, с одной стороны, и выработать практические шаги по сокращению дотаций из бюджета в жилищно-коммунальную сферу, с другой стороны.
В большинстве регионов программы были выработаны на протяжении 1997-1998 г., однако экономический кризис 1998 г., сопровождавшийся резким скачком цен, сделал невозможной реализацию программы постепенного повышения квартирной платы и платы за коммунальные услуги для отдельных граждан.
В условиях экономической стабилизации с 2000 г. началась поэтапная реализация программы сокращения дотаций из бюджета в жилищно-коммунальную сферу.
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ в 1993-2001 гг.
В 1991 — 1994 гг. резко изменились внешние связи России.
После распада СССР интерес к нашей стране в мире уменьшается, Россия утрачивает статус «великой державы». В течение 1992 — 1994 гг. постоянно сокращалась внешнеполитическая активность России на фоне развития кризисных явлений в экономике и нестабильности ее политического режима. К 1994 г. внешние связи фактически были свернуты. Изменились направления внешней политики — сокращаются внешнеполитические связи с Африкой, Латинской Америкой, некоторыми азиатскими регионами. Активизация российской внешней политики начинается в 1995 г.
Сдвиг во внешнеполитической деятельности страны произошел между 1995 и 1996 г., когда в начале января А.В. Козырев был заменен на посту министра иностранных дел. Под руководством Е.М. Примаковым российская внешняя политика стала более активной. Россия перестает придерживаться только прозападной ориентации, возобновляются контакты со странами Азии.
Назначение в 1998 г. министром иностранных дел И.С. Иванова не привело к кардинальному изменению внешнеполитического курса России, поскольку И.С. Иванов еще с 1995 г. был первым заместителем министра иностранных дел Российской Федерации, и его, с полным основанием, можно считать преемником Е.М. Примакова.
Главными чертами нынешней внешней политики России можно назвать «преемственность и последовательность». При этом, преемственность сохраняется не только по отношению к курсу Б.Н. Ельцина, но и во многом — к советской дипломатии.
Основные направления внешней политики Российской Федерации в настоящее время остаются достаточно традиционными:
1) Отношения с государствами «ближнего зарубежья»;
2) Отношения со странами «бывшего социалистического лагеря».
3) Отношения с государствами Западной Европы;
4) Отношения с Соединенными Штатами Америки;
5) Отношения со странами Азии.
Изменились приоритеты и проблемы на каждом из направлений.
Отношения с государствами «ближнего зарубежья» развивались неравномерно. В 1993-1994 г. состоялось всего 9 визитов руководителей РФ в страны СНГ и 17 визитов руководителей СНГ в Россию. Заметно оживление начинается в 1995-1996 г. При этом, инициатива, зачастую, исходила от стран СНГ (их руководители за два года нанесли 46 визитов в РФ). Существенная активизация контактов начинается с 1997 г.
Динамика взаимоотношений РФ и СНГ объясняется целым рядом причин. В 1993-1995 г. Россия, в основном, ориентировалась на Западную Европу, и недооценивала страны СНГ как внешнеполитического союзника. Другой проблемой стал «раздел наследства» бывшего СССР, и возникающие в связи с этим проблемы. Наконец, сами страны СНГ и «ближнего зарубежья» далеко не всегда расценивали Российскую Федерацию как главного внешнеполитического партнера, предпочитая идти на сближение с Западом.
Отношения со странами «бывшего социалистического лагеря», также развивались не однозначно. В 1993-1994 г. Россия фактически «ушла» из Восточной Европы (в этот период времени российские лидеры нанесли всего 5 визитов с страны Восточной Европы, а из Восточной Европы был нанесен всего 1 визит). О более или менее серьезном оживлении на этом направлении можно говорить только в 1998-2001 г. Как и Россия, страны Восточной Европы, после распада социалистического лагеря, ориентировали свою внешнюю политику на страны Западной Европы и США. Большинство из них выразили желание вступить в ЕС и НАТО. Попытки России воспрепятствовать «расширению НАТО на восток» только осложняли отношения с бывшими партнерами. Помимо этого, страны Восточной Европы достаточно часто занимали негативную позицию по отношению к России, предъявляя ей претензии, связанные с вмешательством СССР во внутренние дела этих стран, и даже признание своей «вины» М.С. Горбачевым, а затем Б.Н. Ельциным не способствовало «потеплению» отношений. Некоторое оживление этого направления внешней политики связано с конфликтом в Югославии. Однако попытки России оказать содействие в урегулировании Балканского кризиса показали слабость самой России на внешнеполитической арене, и необоснованность ее претензий на роль «великой державы» в этом регионе. Другой серьезной проблемой стал внешний долг России странам Восточной Европы.
Отношения со странами Западной Европы развивались относительно равномерно на протяжении всего периода. Соотношение визитов все время показывало значительный интерес со стороны России к странам Западной Европы, однако линия двусторонних отношений развивалась значительно слабее, нежели контакты с международными блоками и союзами. В этой области основными аспектами сотрудничества стали участие России в саммитах Евросоюза, отношения с блоком НАТО, ООН и МВФ.
Что касается Соединенных Штатов Америки, то отношения с ними развиваясь в том же русле, что и со странами Западной Европы, имеют, все же свои особенности. Здесь наиболее заметны моменты «потепления» (совместная борьба с международным терроризмом и др.) и «похолодания» (выход США из договора по ПРО и др.). В то же время, несмотря на высокую интенсивность контактов, в последнее время заметно стремление России играть более самостоятельную роль на международной арене.
В русле этого стремления в последние годы активизировались контакты Российской Федерации со странами Юго-Восточной и Передней Азии. Особенно активизируются эти контакты в 1996-2001 г.