СССР в борьбе за мир и разоружение.

Одним из важнейших направлений внешней политики СССР в этот пе­риод стала борьба за мир и разоружение.

Причины этой борьбы заключались не только в стремлении предотвратить реальную угрозу войны. СССР стремился сохранить относительный паритет вооруженных сил со своими стратегическими соперниками, и, в первую оче­редь, с США, и в то же время экономика страны не могла справиться с тем­пами гонки вооружения, навязываемыми Соединенными Штатами.

20 августа 1953 г. было опубликовано правительственное сообщение об испытании водородной бомбы в СССР-, а несколько позже - 21 сентября 1953 г. советская делегация на сессии Генеральной Ассамблеи ООН вносит предложения «О мерах по устранению угрозы новой мировой войны и по уменьшению напряженности в международных отношениях». В конце но­ября — декабре 1954 г. в Москве проходит совещание восьми европейских стран по обеспечению мира и безопасности в Европе.

В 1955 году СССР выступил с призывом прекратить гонку вооружений и созвать Всемирную конференцию по этому вопросу.

В 1956 г. СССР в одностороннем порядке идет на сокращении воору­женных сил на 1200 тыс. человек и 16 июля обращается к парламентам всех стран по вопросу о разоружении.

В мае 1957 г. были опубликованы предложения Советского Союза по разоружению, а чуть позже Верховный Совет СССР обращается к конгрессу США и парламенту Великобритании с предложением о прекращении испы­таний атомного и водородного оружия и его запрещении.

В 1958 г. СССР сокращает свои вооруженные силы еще на 300 тыс. че­ловек. 31 марта СССР в одностороннем порядке прекращает испытания атомного и водородного оружия и обращается к парламентам всех стран с призывом поддержать эту инициативы. 31 октября в Женеве начались пере­говоры представителей СССР, США и Англии по поросу о прекращении испытаний ядерного оружия.

В сентябре 1959 г. Н.С. Хрущев выступил на Генеральной ассамблее ООН по проблеме разоружения.

В сентябре 1961 г. начинаются переговоры с США о принципах подхо­дов к вопросам о разоружении. Однако результативность переговоров была относительно не высока. С одной стороны между СССР и западными стра­нами растет напряженность из-за событий в Конго, на Кубе, а затем — во Вьетнаме, с другой стороны США распространяет ядерное оружие в Запад­ной Европе (ФРГ) и на Дальнем Востоке (Япония), а также размещает свое вооружение в непосредственной близости от границ СССР (Турция). В этих условиях 22 июля 1962 г. правительство СССР заявляет о начале ядерных испытаний в ответ на американские испытания ядерного оружия.

После преодоления последствий «Карибского кризиса» трехсторонние пере­говоры между СССР, Великобританией и США возобновились, и 5 августа 1963 г. в Москве министром иностранных дел СССР А.А. Громыко, государст­венным секретарем США Д. Раском и министром иностранных дел Англии лор­дом Хьюмом был подписан договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой. 25 сентября договор был ра­тифицирован Верховным Советом СССР, а 10 октября вступил в силу.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ

ПОЛИТИКА СССР

Х гг.

Приход к власти Л.И. Брежнева.

Выработка программы реформ.

Отставка Хрущева повлекла за собой целый ряд изменений, в первую очередь кадровых. Первым секретарем ЦК КПСС стал Л.И. Брежнев, пред­седателем Совета Министров — А.Н. Косыгин. Президиум ЦК КПСС при­нял решение восстановить единую организацию на всех уровнях, а также единство советских, профсоюзных и комсомольских структур. Были вос­становлены региональные, областные и районные комитеты.

В 1965 г. началось проведение новой административной централизации, упразднение совнархозов и восстановление промышленных министерств. Были созданы крупные государственные комитеты (Госкомцен, Госснаб и Госкомитет по науке и технике). Вместе с тем предприятия получили неко­торую автономию.

Инфляционные процессы в экономике, появление новых дефицитов, рост незавершенного строительства, массовое производство изделий, не находив­ших сбыта, делали необходимой реформу в экономике.

Сложились два взгляда на пути реформирования экономики: продолже­ние приоритетного развития сельского хозяйства, а затем — тяжелой про­мышленности и сектора А (Л.И. Брежнев) и ориентация на развитие легкой промышленности (А.Н. Косыгин).

В основу хозяйственной реформы были положены разработки группы экономистов под руководством Е.Г.Либермана, изложенные 4 октября 1965 г. в двух постановлениях — «Об улучшении планирования и стимулирования производства и экономики» и «О государственном производственном пред­приятии при социализме». В целом реформа не посягала на директивную экономику, но предусматривала механизм внутренней саморегуляции, мате­риальной заинтересованности производителей в результатах и качестве труда. Было сокращено число спускаемых сверху обязательных показателей, в рас­поряжении предприятий оставалась доля прибыли (создавались фонды мате­риального стимулирования, социально-культурного и бытового развития и самофинансирования производства), провозглашался хозрасчет, вводилась твердая, не зависящая от прибыли плата за используемые предприятиями производственные фонды, финансирование промышленного строительства с помощью кредитов; не допускалось изменение планов без согласования с предприятиями.

В экономическом развитии страны середины 60 — начала 80-х можно выделить два периода: 1965 — сер. 70-х — попытка реализации экономиче­ского курса Либермана; сер. 70-х — 1983 — начало «стагнации» и отдель­ные попытки преобразований.

Восьмая пятилетка.

В апреле 1966 г. состоялся XXIII съезд КПСС, на котором были утвер­ждены директивы по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1966-1970 г. По этому плану предусматривалось увеличение объе­ма промышленной продукции в 1,5 раза, а сельскохозяйственного произ­водства — в 1,25 раза. Планировалось также сближение темпов роста про­изводства средств производства (группа «А») и производства предметов потребления (группа «Б»).

В целом план Восьмой пятилетки был выполнен успешно. За 1966-1970 г. в строй вступило 1900 крупных промышленных предприятий и объектов, в том числе — Красноярская ГЭС, Конаковская, Бурштинская и Криворожская ТЭС, автомобильный завод в Тольятти и т.д.

Только за 1970 г. промышленной продукции было выпущено в 2 раза больше, чем за 1929-1940 гг.

Улучшаются условия жизни рабочих — в 1966-1970 г. в ряде отраслей повышаются заработные платы. В 1966-1970 гг. построено свыше 11 мил­лионов квартир.

Определенные успехи были достигнуты и в сельском хозяйстве. В 1966-1970 г. сбор зерна достиг 167 млн. т., а в 1970 — 186 млн. т.

Определенные шаги предпринимаются для увеличения материальной заинтересованности колхозников в результатах своего труда. С 1965 г. по­вышаются закупочные цены как на обязательные поставки, так и на сверх­плановые. В мае 1966 г. было принято постановление, в соответствии с ко­торым с 1 июля 1966 г. вводилась ежемесячная оплата труда колхозников деньгами и продуктами.

Девятая пятилетка.

В конце марта — начале апреля состоялся XXIV съезд КПСС, на кото­ром был принят план развития народного хозяйства на 1971-1975 гг.

В планах пятилетки предусматривалось приоритетное развитие топливной, нефтяной и металлургической промышленности. Кроме того, по плану, в сель­ское хозяйство должно было быть вложено 129 млрд. руб.

В результате, к 1975 г. Советский Союз вышел на первое место в мире по добыче угля — 700 млн. т., нефти — 491 млн. т., производству стали — 141 млн. т., цемента — 122 млн. т., по ряду отраслей тяжелого машино­строения.

В годы девятой пятилетки вступило в строй около 2000 крупных пред­приятий. Для переоснащения предприятий начинается закупка за границей станков и оборудования. К концу пятилетки было обновлено около 40% производственных фондов.

Продолжается повышение заработной платы в ряде отраслей. В промыш­ленном производстве за годы девятой пятилетки зарплаты увеличились на 20%, в сельском хозяйстве — на 25%. Сохраняются высокие темпы жилищного строительства — построено около 11 млн. квартир. В колхозах и совхо­зах продолжается электрификация — до 99% домов в сельской местности были оснащены электричеством.

Успехи сельского хозяйства были значительно меньше. Несмотря на то, что капиталовложения в эту отрасль даже превысили плановые (свыше 131 млрд. руб.), колхозы и совхозы получили 1,7 млн. тракторов, 450 тыс. зерно­уборочных комбайнов, около 1 млн. грузовых автомобилей, среднегодовой объем производства увеличился приблизительно на 10%. Одной из причин этого были тяжелые засухи 1972 и 1975 г. Неурожайным оказался и 1974 г. Отставание по отрасли начинает ощущаться довольно отчетливо, особенно в животноводстве. Если в столичных городах проблем со снабжением продук­тами питания еще не было, то на периферии уже ощущается недостаток в первую очередь мяса, колбасных изделий, яиц. Одна из причин этого заклю­чалась в плановой политике — основные капиталовложения расходовались на зерновое производство. Другая проблема, которую не учитывали экономи­сты — то, что механизация животноводства не всегда давала положительный результат, а укрупнение животноводческих предприятий, особенно при со­кращении численности сельского населения, зачастую приносило вред.

В результате, за годы девятой пятилетки общий размер прибыли в кол­хозах и совхозах уменьшился почти на 40%. Резко возросло число убыточ­ных хозяйств (колхозов — с 273 в 1970 г. до 992 в 1973 г., совхозов — с 1022 в 1970 до 2066 в 1973 г.).

Наши рекомендации