Попытки реформ в промышленности.
В начале октября 1952 г. был утвержден Пятый пятилетний план (на XIX съезде ВКП(б), проходившем с 5 по 14 октября 1952 г.). Он намечал дальнейшие приоритеты в промышленности — развитие энергетики, топливной промышленности, металлургии, машиностроения, нефтяной и химической промышленности. Реализация плана началась, но после смерти Сталина новым руководителям страны предстояло выработать собственные подходы к приоритетам и путям развития промышленности. Концепция, предложенная Маленковым, в целом была отвергнута, но некоторые его идеи были использованы впоследствии Н.С. Хрущевым в выработке собственной программы развития промышленности. Предусматривалось, что рост производства товаров широкого потребления должен обогнать увеличение выпуска средств производства. В этом заключалась сущность подхода Н.С. Хрущева к задачам промышленного развития, так как снижение цен на товары широкого потребления породило существенный дефицит в этой области. Капиталовложения в легкую и пищевую промышленность увеличивались.
Рычагами ускорения промышленного развития были названы:
внедрение достижений науки, повышение научно-технического уровня производства;
ценообразование (в 1955 г. начинается пересмотр оптовых цен на промышленную продукцию);
изменение порядка финансирования предприятий;
совершенствование планирования, расширение прав министерств, руководителей ведомств, предприятий и производственных участков в изменении плановых показателей.
В годы V пятилетки вступили в строй Куйбышевская, Каховская, Камская, Цимлянская, Горьковская, Верхне-Свирская, Усть-Каменогорская гидроэлектростанции; освоены новые районы угледобычи — Альметьевск, Бу-гульма, Лениногорск, Белебей; на новом каспийском промысле «Нефтяные камни» впервые в мире в промышленных масштабах освоена добыча нефти в открытом море; в металлургии начинается введение в строй новых предприятий-гигантов — Череповецкого, Закавказского, Сумгаитского, Орско-Халиловского и др.; развиваются новые отрасли машиностроения — ракетостроение, радиоэлектроника и др.; вводится в строй Южно-Сибирская железнодорожная магистраль, начинается эксплуатация Волго-Донского канала. Пятилетка была выполнена за четыре года и четыре месяца.
В то же время на июльском 1955 г. пленуме ЦК КПСС было отмечено, что ряд отраслей промышленности продолжает развиваться слишком медленными темпами. Было предложено: сократить формы отчетности и обязательных показателей при планировании; расширить права директоров предприятий в области планирования, строительства, регулирования штатов и зарплаты; на предприятиях — создавать производственно-технические советы во главе с главными инженерами; производственным коллективам предоставить больше самостоятельности в использовании средств предприятия для совершенствования техники и на культурно-бытовые нужды. На пленуме был снят тезис о том, что при социализме техника не устаревает. Для быстрейшего внедрения достижения науки и техники в народное хозяйство, в сентябре 1955 г. при Совете Министров СССР был образован Комитет по делам изобретений и открытий. Для координации научных исследований и руководства внедрением их результатов в производство создавался Государственный комитет Совета Министров СССР по новой технике, а при нем — институт научно-технической информации. Были также пересмотрены условия социалистического соревнования, причем особое внимание обращалось на показатели, отражающие успехи борьбы за технический прогресс.
В середине февраля 1956 г. XX съезд КПСС принял план шестой пятилетки. Главной задачей шестой пятилетки в области промышленности было объявлено первоочередное развитие черной и цветной металлургии, топливной и химической промышленности, обеспечение опережающих темпов строительства электростанций, ускоренный подъем машиностроения, производства средств автоматики и приборов.
Одновременно делаются попытки найти новые способы повышения производительности труда и ускорения роста промышленного производства.
На первом плане стояли усиление надзора за сверхурочными работами и контроль за материальным поощрением. Были возрождены производственные совещания. В комиссиях, созданных для улучшения работ предприятий и учреждений, объединялись представители администрации и специалисты. С апреля 1956 г. начинается пересмотр трудового законодательства с целью его гуманизации (реформа не была завершена).
Идут поиски в области форм управления промышленностью. В декабре 1956 г. намечены меры по расширению прав министерств и ведомств, но уже на февральском 1957 г. пленуме ЦК КПСС принято решение осуществлять руководство хозяйством страны по экономическим районам. С 1 июля 1957 г. союзные промышленные министерства были заменены совнархозами, которые должны были устанавливать прямые связи между собой. Совнархозы были подчинены Советам Министров союзных республик. Они получили соответствующие права в области планирования, капитального строительства, организации производства, труда и заработной платы, материально-технического снабжения, финансирования и кредитования. В стране было образовано 105 совнархозов. Большинство общесоюзных и союзно-республиканских промышленных и строительных министерств упразднялось. Эта реформа принесла мало положительных экономических результатов.
Она привела к раздробленности руководства отраслями промышленности, нарушению сложившихся экономических связей между предприягиями разных районов, к задержке развития отраслевой специализации. Затруднялось проведение единой государственной технической политики в масштабах отрасли. «Административная лихорадка» шла по нарастающей, а темпы экономического развития страны снижались. Однако ощущаться это стало только в начале 60-х годов.
Своего рода попыткой выполнить планы шестой пятилетки, оказавшиеся под угрозой срыва, стал переход к «семилетке». 27 февраля собрался внеочередной XXI съезд КПСС, который заслушал доклад Н.С. Хрущева «О контрольных цифрах развития народного хозяйства СССР на 1959-1965 годы». «Контрольные цифры» были утверждены, но семилетний план в конце концов остался невыполненным.
Социальные преобразования.
В 1955-1959 гг. был принят ряд мер по улучшению жизни населения, главным образом городского. Регулярно повышалась зарплата. Прекратился выпуск обязательных облигаций госзаймов. Принят закон о пенсиях по возрасту для рабочих и служащих, увеличена продолжительность отпуска по беременности, сокращена рабочая неделя. Отменены все виды платы за обучение. Шло массовое строительство жилья. Начало 60-х гг. вскрыло серьезные проблемы в экономике, которая была в значительной мере деструктурирована необдуманными реформами и штурмовщиной. Правительство попыталось разрешить эти проблемы за счет трудящихся — почти на треть снижены тарифные расценки на производство и почти на столько же возросли цены на продовольствие. Это привело к нарастанию социальной напряженности: произошли стихийные выступления рабочих (самое крупное — в июне 1962 г. в Новочеркасске), а в конечном счете — к отставке со всех постов в октябре 1964 г. самого Хрущева.
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ
ЖИЗНЬ В СССР
(середина 1950-х — середина 1960-х гг.)