Реформы в области просвещения и цензуры.

Еще один вопрос, который требовал решения — изменения в области просвещения и цензуры.

28 июля 1861 г. учрежден Комитет для разработки реформы начального и среднего образования.

В то же время в середине 1861 г. введены «временные правила», ограни­чивающие доступ в университеты разночинцев.

В декабре 1861 г. комиссия подготовила проект университетского уста­ва. Он рассылается для отзывов по университетам, губернаторам, предводи­телям дворянства и т.д.

10 ноября 1862 г. утвержден устав женских гимназий. Первые женские училища для непривилегированных сословий стали открываться еще в 1858 г. С 10 ноября они переименовываются в гимназии.

18 июня 1863 г. утвержден университетский устав (в пятой редакции). Он предоставлял университетам широкую автономию. Действие устава распространялось на 6 университетов: Московский, Петербургский, Казан­ский, Харьковский, Киевский, Новороссийский (в Одессе).

14 июня 1864 г. издано «Положение о начальных народных училищах». Оно разрешало открывать и содержать начальные школы как обществен­ным учреждениям, так и частным лицам, но ставило эти учебные заведения ; под контроль уездных и губернских училищных советов.

19 ноября 1864 г. утвержден новый устав гимназий. Он вводил принцип формального равенства в среднем образовании для всех сословий и вероис поведаний. Гимназии разделялись на классические и реальные.

В 1866 г. отправлен в отставку «либеральный» министр народного про свещения А.В. Головнин. На его место назначен Д.А. Толстой.

30 июля 1871 г. принят новый гимназический устав, который преду сматривал сохранение только классических гимназий, а 15 мая 1872 г. -устав реальных училищ, которые заменили собой реальные гимназии.

В 1857 г. при Министерстве внутренних дел образована комиссия по пред­седательством Д.А. Оболенского для разработки нового цензурного устава.

6 апреля 1865 г. утверждены «Временные правила» о цензуре (отменя лась предварительная цензура).

С 1866 г. дела о печати изымались из ведения окружных судов и переда вались в судебные палаты.

Военная реформа.

Поражение в Крымской войне обнаружило слабость русской армии и необходимость военной реформы.

В июле 1855 г. была образована «Комиссия для улучшения по военной час­ты» под председательством Ф.В. Редигера. В 1857 г. началась ликвидация во­енных поселений. В 1858 г. сократилась численность армии (до 1,5 млн. чел.).

В 1861 г. военным министром назначен Д.А. Милютин. 15 января 1862 г. он представил Александру II всеподданнейший доклад, в котором содержа­лись основные положения будущих реформ.

Одна из главных задач — сокращение числа армии в мирное время и создание возможностей для значительного ее увеличения в военное время.

Это было достигнуто путем уменьшения небоевого элемента (нестрое­вых, местных и вспомогательных войск), упразднения Отдельного корпуса внутренней стражи, сокращения срока действительной службы, образова­ния обученного запаса.

В результате только в 1864-1867 гг. численность армии была сокращена с 1132 тыс. до 742 тыс. человек.

К 1871 г. была проведена коренная реорганизация армии. Войска дели­лись на полевые, или действующие, и местные. Были упразднены армии к корпуса; высшей тактической единицей принята в пехоте и кавалерии диви­зия. В 1862-1864 гг. —реорганизована система военного управления: 6 ав­густа 1864 г. специальным «Положением» образовано 15 военных округов, подчиненных непосредственно военному министру. Изменена организация войсковых штабов, В 1865 г, учрежден Главный штаб — центральный орган управления войсками. В 1868 г. реорганизовано Военное министерство к утверждено новое Положение о полевом управлении войск в военное время.

Новая система имела ряд преимуществ. Ликвидировалась излишняя централизация управления и создавались более благоприятные условия для руководства войсками; сокращались сроки мобилизации запасных в военное время; переход войск, в случае необходимости, с мирного в военный состав обеспечивался необходимым запасом обученных людей.

В 1863 — 1866 гг. перестроена система подготовки офицеров: кадетские корпуса преобразованы в военные гимназии, учреждены военные училища. Для специальной подготовки военных инженеров, артиллеристов, кавалери­стов были созданы 16 юнкерских училищ с трехлетним сроком обучения.

В 1867 г. был принят новый военно-судебный устав. Вводились три судебные инстанции — полковые, военно-окружные и главный военный суды. На время войны учреждался Главный военно-полевой суд. Решения военных судов подле­жали утверждению соответственно полкового и окружного начальников, а в по­следней инстанции — военного министра. Были созданы должности военных прокуроров и следователей. В 1867 г. учреждена Военно-юридическая академия.

Проведено перевооружение армии: в 1867 г. приняты первые нарезные заряжаемые с казны орудия, началась замена чугунных и бронзовых орудий на стальные. В 1868 и 1870 гг. введены винтовки Бердана для пехоты, кава­лерии и казачьих войск.

Военная реформа завершилась введением всеобщей воинской повинности. В 1870 г. Д.А. Милютин представил Александру II доклад о введении все­общей воинской повинности и получил его одобрение. Под председательст­вом Милютина была создана специальная комиссия для выработки воинского устава. Через два года проект был готов и вынесен на обсуждение Госсовета.

1 января 1874 г. Александр II утвердил «Устав о воинской повинности» и специальный Манифест о нем. По Уставу все воинские силы империи делились на 4 разряда: регулярная армия и флот, иррегулярные войска (казачество), за­пасные войска и ополчение. Воинская повинность распространялась на все мужское население, достигшее 20-летнего возраста, без различия сословий. Для сухопутных регулярных войск устанавливался 6-летний срок действительной службы. Отслужившие этот срок увольнялись в запас на 9 лет, после чего за­числялись в ополчение до 40-летнего возраста. Для флота устанавливался 7-летний срок действительной службы и 3 года пребывания в запасе. (В 1888 г. — принят новый воинский устав, устанавливавший 5-летний срок действительной службы и 13-летний срок пребывания в запасе).

От действительной службы освобождались: единственный сын у роди­телей, единственный кормилец в семье при малолетних братьях и сестрах, те, у кого старший брат отбывает или уже отбыл срок действительной службы, физически не пригодные, духовные лица всех вероисповеданий, представители некоторых религиозных сект, народы Средней Азии и Казах­стана, некоторые народности Кавказа и Крайнего Севера.

Контрреформы.

Несмотря на то, что преобразования в целом носили позитивный харак­тер, они вызвали значительную негативную реакцию в обществе. 2 апреля 1879 г. предпринял покушение на императора Соловьев А.К.

26 августа 1879 г. Исполнительный комитет «Народной воли» принял решение об убийстве Александра П. Осенью 1879 г., во время возвращения Александра II из Крыма, были сделаны минные подкопы на железной доро­ге. 18 ноября — предпринята неудачная попытка взрыва императорского поезда в Александровске. 19 ноября — взорван свитский поезд под Кур ском. 4 февраля 1880 г. во время взрыва в Зимнем дворце, устроенного С.Н. Халтуриным, чуть не погибла вся императорская семья.

Стремясь найти выход из кризиса, правительство предпринимает ряд ответных шагов.

Для разработки мер «по охране спокойствия и безопасности империи» в период с марта 1878 по апрель 1879 г. созывалось четыре Особых совещания. С 1 августа 1878 г. был введен институт полицейских урядников, которые должны были охранять общественное спокойствие, нравственность и права собственности в своих участках. 9 августа 1878 г. издан закон «О временном подчинении дел о государственных преступлениях и некоторых преступлени­ях против должностных лиц ведению военного суда, установленного для во­енного времени». 5 апреля 1879 г. указом императора вводились должности временных генерал-губернаторов в крупных административных центрах. 12 февраля 1880 г. учреждается верховная распорядительная комиссия во главе с Лорис-Меликовым М.Т. Комиссия просуществовала полгода. После ее за­крытия Лорис-Меликов М.Т. был назначен министром внутренних дел. 30 ав­густа последовал рескрипт, признающий, что «успокоение уже наступило и возможно приступить к отмене чрезвычайных мер».

Одновременно правительство стремится заручиться поддержкой либе­ральной части общества. В январе 1880 г. было создано Особое совещание, в состав которого входили: наследник престола Александр Александрович, П.А. Валуев, кн. С.Н. Урусов, шеф жандармов А.Р. Дрентельн и министр внутренних дел Л.С. Маков. Заседания совещания состоялись в январе и не дали никаких результатов, так как ни один из представленных конституци­онных проектов не сочли приемлемым.

11 августа 1880 г. Лорис-Меликов назначил ревизию девяти губерний для выяснения потребностей местного управления. Проводящим ревизию сенато­рам было поручено, в первую очередь, узнать настроение крестьян, составить отчет о количестве и причинах волнений по ревизуемым губерниям, а также о мерах их прекращения. Лорис-Меликов М.Т. предлагает учредить при Госсо­вете «временные подготовительные комиссии» и общую комиссию с участи­ем лиц, взятых из среды земства и столичных городов. Часть членов этой ко­миссии должна была выбираться земскими собраниями, часть — назначаться из числа лиц, принимавших участие в работе подготовительных комиссий и часть — назначаться из местностей, где не было земских учреждений. Члены комиссии должны были привлекаться к обсуждению государственных дел в Госсовете. 22 декабря 1880 г. губернаторам было предписано передать на об­суждение губернских земств проект переустройства органов крестьянского управления. В связи с этим многие земства вновь стали высказывать пожела­ния о передаче волости в управление земским учреждениям и о введении принципа бессословности в сельские учреждения.

В совещании 1 марта 1881 г. императору предстояло сообщить о своем решении, которое должно было определить сроки начала работы мини­стерств над составлением проекта, однако именно в этот день Александр II был убит народовольцами.

Императором становится Александр III[97].

8 и 21 марта 1881 г. состоялись заседания Совета министров с участием великих князей, посвященные обсуждению проекта Лорис-Меликова. Они продемонстрировали заметное преобладание в Совете сторонников даль­нейших преобразований.

Однако сам Александр III, очевидно, был противником реформ. 4 апреля

1881 г. было принято «Положение о мерах к охранению государственной безо­пасности и общественного спокойствия». Срок его действия определялся на три года. В нем подтверждалось право губернаторов и градоначальников утверждать поступающих на все должности в земские и городские органы общественного управления и судебно-мировые установления, а также требовать увольнения служащих этих учреждений, если они признаны неблагонадежными. О фактах выборов на такие должности неблагонадежных лиц губернаторы обязывались доносить в министерство внутренних дел с подробностями биографии и резуль­татами наблюдения за поведением вызывающих подозрение лиц.

29 апреля 1881 г. Александр III подписал манифест «О незыблемости самодержавия». Лорис-Меликов М.Т. был отправлен в отставку.

Новым министром внутренних дел назначается Н.П. Игнатьев.

В апреле 1882 г. Н.П. Игнатьев представил императору подготовленный им при участии славянофилов текст манифеста о созыве представительного Земского собора. По мысли Игнатьева, Собор должен' был торжественно (Подтвердить необходимость самодержавия в России. Александр III некоторое время выжидал, а в мае 1882 г. созвал совещание, которое отвергло не­обходимость Собора. Игнатьев был уволен, а на его место 30 мая 1882 г. поставлен гр. Д.А. Толстой.

Наши рекомендации