Союз спасения и Союз благоденствия.
В этих условиях начинают появляться первые декабристские организации. Первоначально они имели много общего с масонскими. В 1814 г. М.Ф. Орлов создал тайную организацию «Орден русских рыцарей». Предполагалось отменить крепостное право и ограничить самодержавную власть императора, который должен был быть лишен права вести войну, изменять законы, вводить налоги без согласия Сената, включающего 200 представителей высшей знати, 400 провинциальных дворян и 400 депутатов от других сословий.
Тогда же возникла «Священная артель», в которую входили офицеры (Александр и Михаил Муравьевы) и лицеисты (И.И. Пущин, В.К. Кюхельбекер). Эта организация не имела ни программы, ни устава, но ее участники вели беседы о желательности изменения существующего строя.
В феврале 1816 г. в Петербурге был образован «Союз спасения». В него вошли: СП. Трубецкой, Н.М. Муравьев, М.И. и СИ. Муравьевы-Апостолы, И.Д. Якушкин, Е.П.Оболенский, И.И.Пущин и др. Возглавлял общество Александр Муравьев. Организационно Союз оформился в конце 1816 г., когда в него вошел П.И. Пестель. В феврале 1817 г. был составлен устав общества — «Статус». Общество получило новое название — «Общество истинных и верных сынов Отечества». В члены общества принимались офицеры гвардейских полков и Генерального штаба, поэтому оно было очень немногочисленно — в начале 10-12 чел., к концу существования — около 30. Основными целями общества были введение конституции и гражданских свобод и уничтожение крепостного права.
В 1817 г. общество прекратило свое существование.
Этому предшествовало событие, получившее название «Московский заговор».
В августе 1817 г. на одном из собраний «Союза спасения» было зачитано письмо, присланное СП. Трубецким, раскрывающее планы императора Александра I о восстановлении границ Польши, какими они были до 1772 года. А это означало отторжение от России Украины и Белоруссии.
Возникла идея цареубийства. Александр Муравьев предложил тянуть жребий, кому убить Александра I, но И.Д. Якушкин заявил, что он первым решил убить императора без всякого жребия. План И.Д. Якушкина состоял в том, чтобы при выходе Александра I из Успенского собора после литургии приблизиться к нему с двумя пистолетами. Из одного И.Д. Якушкин собирался убить императора, а из другого — самого себя.
Но Сергей и Матвей Муравьевы-Апостолы не дали своего согласия на цареубийство. Они предлагали овладеть Москвой с помощью армии.
В результате было решено создать более широкую организацию для формирования общественного мнения.
Она сложилась в январе 1818 г. и получила название «Союз благоденствия». В нее вошло около 200 чел. Организация ставила своей целью развитие благотворительности, смягчение и гуманизацию нравов, не исключая в дальнейшем необходимости переворота, но отодвигая его во времени.
Для выработки устава Союза, известного под названием «Зеленая книга», из членов общества была создана специальная комиссия. В составлении первой части устава принимали участие Александр и Михаил Муравьевы, П. Колошин и кн. СП. Трубецкой. В основу этого документа был положен устав немецкого тайного общества Тугенбунд. Интересно, что немецкий устав предусматривал освобождение крестьян с землей в течение одного года. Проект устава «Союза благоденствия» рекомендовал только человечное отношение к крестьянам, заботу об их просвещении и, по возможности, борьбу со злоупотреблениями крепостным правом.
«Зеленая книга» отражала позиции довольно умеренно настроенных членов общества, которые видели основные задачи Союза в просветительной и пропагандистской работе. Однако некоторые члены общества были настроены значительно более решительно. Уже при разработке первой части устава из комиссии из-за идейных разногласий вышел Никита Муравьев, Довольно холодно относился к работе комиссии кн. СП. Трубецкой.
Были попытки составить вторую часть устава, значительно более радикальную по содержанию, однако она не была утверждена Коренной управой Союза.
Поскольку основной задачей своей Союз благоденствия считал формирование общественного мнения и просвещения, он стремился подчинить своему влиянию литературные организации. Так, Союз благоденствия пытался вести пропаганду своих идей через литературные кружки «Арзамас» и «Зеленую лампу», через «Вольное общество любителей российской словесности», ланкастерские школы и т.д.
Чем шире становился круг Союза благоденствия, тем более усиливалась разнородность его состава.
В 1820 г. произошло восстание в Семеновском полку.
Многие офицеры полка разделяли идеи декабристов, некоторые входили в «Союз благоденствия». Стремясь на практике следовать своим идеалам, они установили гуманные отношения с солдатами, не прибегали к телесным наказаниям и т.д. В 1820 г. командование полком принял полковник Г.Е. Шварц, человек суровый и деспотический. Он попытался установить в полку жесткую дисциплину, и даже велел высечь нескольких георгиевских кавалеров, которых закон освобождал от телесных наказаний. В ответ на это одна из рот полка возмутилась. Взбунтовавшуюся роту отправили в крепость, но остальная часть полка поддержал бунтовщиков. Офицеры (в том числе и СИ. Муравьев-Апостол) пытались отговорить солдат от бунта, но ничего не достигли. Восстание было быстро подавлено, виновных прогнали через строй, сам полк расформирован.
Тем не менее, восстание в Семеновском полку показало, что «Союз благоденствия» в прежнем виде существовать больше не может.
Северное и Южное общества: