Первое и второе ополчения. Земский собор 1613 г.

Первое ополчение начало формироваться в Рязанской земле в начале 1611 г. под предводительством Прокопия Ляпунова. Оно включало дворян и горожан Нижнего Новгорода, Мурома, Суздаля, Владимира, Вологды, Яро­славля, Галича, Костромы, казаков И.Заруцкого, бояр и дворян из Тушина во главе с Д. Трубецким, остатки отрядов М.В. Скопина-Шуйского.

Ополчение создало высший орган власти — Совет всея земли, который возглавили Ляпунов, Трубецкой и Заруцкий.

18 марта 1611 г. отряды во главе с Дмитрием Михайловичем Пожарским подошли к Москве, освободили Замоскворечье, проникли в Белый Город. В районе Сретенки был тяжело ранен князь Д.М. Пожарский, руководивший передовыми отрядами. Но освободить Москву не удалось — интервенты, по совету одного из изменников — Федора Молчанова, подожгли город.

Ополченцам пришлось отступить. Вскоре распалось и само ополчение (после убийства на казачьем круге П.Ляпунова 22 июля 1611 г.) 30 июня 1611 г. по инициативе Ляпунова был принят «Приговор всей земли», опре­делявший будущее устройство государства. По этому приговору беглые хо­лопы и крестьяне возвращались прежним владельцам, а казаки в будущем не имели права занимать государственные должности.

Второе ополчение сложилось осенью 1611 г. Возглавили его посадский староста Нижнего Новгорода Козьма Минин и князь Дмитрий Пожарский.

В августе 1612 г. ополчение вошло в Москву и, объединившись с остат­ками первого ополчения, осадило интервентов. 22 августа Ходкевич попы­тался прорвать осаду, но потерпел поражение. 22 октября был взят Китай-город, а 26 октября польский гарнизон сдался в Кремле.

В 1613 г. состоялся Земский собор в Москве, на котором 21 февраля 1613 г. царем был избран Михаил Федорович Романов (другие кандидату­ры: польский королевич Владислав, шведский королевич Карл-Филипп, сын Лжедмитрия И и Марины Мнишек Иван «Воренок», представители круп­нейших боярских фамилий). 2 мая 1613 г. Михаил прибыл в Москву и 11 июля венчался на царство.

Сам термин «Смута» появился еще в XVII веке. Один из первых авторов, который определил события начала XVII в. как «Смуту» или «Смутные вре­мена» был Г.К. Котошихин («О России в царствование Алексея Михайлови­ча»). Многие историки начало смуты соотносят с династическим кризисом, хотя по мнению различных авторов, он начинается в разное время (с воцаре­ния слабоумного Федора Ивановича, со смерти царевича Дмитрия, с начала правления Бориса Годунова, с появления первого самозванца). Окончание династического кризиса также трактуется неоднозначно (избрание Михаила Романова на Земском соборе 1613 г., отказ королевича Владислава от претен­зий на русский престол). Другие историки подчеркивают, что Смута — пери­од жесточайшего экономического кризиса и широкого социального движения (в таком случае границы начала Смуты некоторые историки сдвигают в 80-е годы XVI века, а некоторые — соотносят с неурожаями и голодом начала XVII века, а окончание — приблизительно 1615 г.). Некоторые историки склонны трактовать Смуту как гражданскую войну. Часть историков склонна соотносить Смуту с вмешательством в дела русского государства других стран и интервенцией (в таком случае Смута начинается с вторжения на рус­ские земли Лжедмитрия I и заканчивается Деулинским перемирием).

Отличительной особенностью смуты, как указывал В.О. Ключевский, было вовлечение в нее всех социальных групп русского общества. Начало смуту боярство. Главные интересы боярства состояли в законодательном закреплении его прав и привилегий не только в отношении крестьян, но и в отношении дворянства. Способ достижения этого боярство видело в огра­ничении царской власти. Другие интересы были у дворянства. Оно тоже стремилось к закреплению своих прав, и в первую очередь, в отношении крестьян. Не имея возможности самостоятельно организовать сыск и воз­врат беглых крестьян, дворяне хотели, чтобы эти функции взяло на себя го­сударство. Кроме того, дворяне стремились закрепить свои права на землю, в том числе и право передавать ее по наследству, и владеть ею, независимо от службы. И, наконец, дворяне искали защиты от боярского произвола. Что касается крестьянства, то его участие в событиях Смутного времени объяс­нялось не только тяжелым экономическим положением, разорением в связи с неурожаями и непрерывной войной. Крестьяне активно сопротивлялись закрепощению и прикреплению их к земле.

Интервенты, в свою очередь, преследовали определенные цели. Для Шве­ции это было возвращение ранее утраченных территорий. Польша же стреми­лась занять русский престол и распространить в России католичество.

В результате династический кризис был преодолен — на престоле ока­зывается новая династия. Смута выдвинула на первый план верхние слои местного дворянства и нанесла серьезный удар по боярской аристократии. В то же время Смута не только обострила кризис земледельческого хозяй­ства, но и привела к дальнейшему закрепощению крестьян.

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ

Наши рекомендации