Свобода собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования
Право на указанные мероприятия гарантируется статьей 35 Конституции Республики Беларусь. Порядок их организации и проведения регулируется Законом «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь» от 7 августа 2003г.
Организаторами массового мероприятия, в котором предполагается участие до 1000 человек, могут выступать граждане Республики Беларусь, постоянно проживающие на ее территории, достигшие 18-летнего возраста и обладающие избирательным правом. Организаторами мероприятия, в котором предполагается участие свыше 1000 человек, могут выступать только политические партии, профессиональные союзы и иные организации Республики Беларусь, которые определяют лицо (лиц), ответственное (ответственных) за организацию и проведение мероприятия из числа членов руководящего органа соответствующей организации.
Заявление о проведении массового мероприятия подается его организаторами в местный исполнительный комитет, на территории которого планируется проведение мероприятия. Заявление подается в письменной форме не позднее, чем за 15 дней до предполагаемой даты проведения мероприятия, которое должно быть рассмотрено не позднее, чем за пять дней до дня мероприятия. Решение исполкома о запрещении проведения мероприятия, либо об изменении даты, места и времени его проведения может быть обжаловано в судебном порядке.
Лица, нарушившие порядок организации (проведения) мероприятия, несут ответственность в соответствии с законодательством, в том числе административную и уголовную.
Политические партии, профсоюзы и иные организации, ответственные лица которых не обеспечили надлежащего порядка при организации и проведении мероприятия, что повлекло причинение ущерба в крупном размере или существенного вреда правам и законным интересам граждан, организаций либо государственным или общественным интересам, могут быть ликвидированы в установленном законодательством порядке.
Свобода объединений
Право на свободу объединений закреплено статьей 36 Конституции Республики Беларусь.
Следует отметить, что содержание данной статьи, по сути, перекликается с материалом, который был рассмотрен в предыдущей теме, и в частности, в вопросе, где речь шла о конституционно-правовом статусе политических партий и иных общественных организаций. Учитывая данное обстоятельство, здесь мы (во избежание не оправданного дублирования) остановимся лишь на некоторых положениях, которые не освещались ранее.
Прежде всего, видится необходимым остановиться на содержании части второй комментируемой статьи Конституции.
В соответствии с ней, судьи, прокурорские работники, сотрудники органов внутренних дел, Комитета государственного контроля, органов безопасности, военнослужащие не могут быть членами политических партий и других общественных объединений, преследующих политические цели. Данное ограничение не следует рассматривать как ущемление прав этих категорий граждан. Такой подход обусловлен спецификой их профессиональной деятельности, требующей повышенной объективности и беспристрастности. Если же сотрудник правоохранительных органов или иных силовых ведомств решит заняться политической деятельностью, то он может это сделать, оставив службу.
По своему содержанию право на объединение включает три аспекта: во-первых, каждый вправе создавать общественные объединения вместе с другими людьми; во-вторых – вступать в уже созданные общественные объединения и участвовать в их деятельности; в-третьих – беспрепятственно выходить из них.
Важная социально-политическая роль, которую играют общественные объединения, а также объективная возможность и опасность использования их в антиобщественных целях вызывают необходимость правового закрепления отношений, складывающихся между объединениями и государством. Конституции всех стан мира (в т.ч. и Республики Беларусь), как и международно-правовые акты включают соответствующие положения, исключающие возможность использования общественных объединений в целях, противоречащих государственным и национальным интересам.