Присоединение Сибири к России.

С воцарением Ивана IV основное внимание было сосредоточено на борьбе с Казанским ханством. Дипломатические усилия Москвы, направленные на под­держку в Казани сторонников русской ориентации не привели к существенно­му результату, — ставленник Москвы Шигалей (Шах-али) несколько раз захва­тывал ханский престол, однако всякий раз сторонники крымской ориентации — противники Москвы — оказывались сильнее. В этих условиях Москва, опи­раясь на поддержку подвластных Казани народов Поволжья (мордва, черемисы, вотяки, чуваши, марийцы), перешла к активным военным действиям.

Первые походы 1547/48, 1549/50 гг. закончились неудачно. В мае 1551 г. в 30 км. от Казани у впадения в Волгу р. Свияги под руководством дьяка И.Г.Зыродкова была построена крепость Свияжск, ставшая форпостом но­вого наступления русских войск.

В августе 1552 г. началась осада Казани. В ней приняло участие около 150 тыс. человек; было задействовано 150 орудий осадной артиллерии, «гу­ляй-города» — подвижные осадные башни.

2 октября 1552 г., после того, как подземный взрыв разрушил часть кре­постной стены, Казань была взята штурмом. Казанский хан Ядигар-Магмет попал в плен (позднее был крещен и как «царь Симеон Касаевич» стал вла­детелем Звенигорода, участвовал в войнах России на Западе).

Победа над Казанским ханством имела огромное политическое значение: впервые Россия предпринимала наступательные действия против татарского государства; впервые русские войска отправились в завоевательный поход на многовековых угнетателей Руси и вернулись с победой. Дорога на Восток была открыта. Падение Казани положило начало присоединению Астраханского ханства (1556 г.), Башкирии (присоединена в 1557 г., кроме той ее части, кото­рая входила в состав Сибирского ханства), а также признанию вассальной зави­симости со стороны Ногайской орды[23] (1556 г.) и Сибирского ханства.

В 50-е гг. XVI в. сибирский хан Едигер признал себя вассалом России, од­нако пришедший затем к власти хан Кучум отказался признать эту зависимость. В 1581-1582 гг. состоявший на службе у промышленников Строгановых каза­чий атаман Ермак Тимофеевич с отрядом в 600 человек отправился в поход на Кучума, разбил его и взял столицу Сибирского ханства Кашлык-Искер. Насе­ление Сибири согласилось платить дань (ясак) Ермаку, признав таким образом новую власть. Ермак погиб в 1584-1585 гг., однако, несмотря на его гибель, в течении 80-х — 90-х гг. XVI в. Западная Сибирь вошла в состав России.

Победа над Казанью высоко подняла внешнеполитический престиж Мо­сквы: кавказские народы, уставшие от постоянной борьбы с Крымом и Ос­манской империей, обращаются за помощью к России (черкесские, кабардин­ские и дагестанские князья); некоторые принимают российское подданство. Взятие Казани и Астрахани стало для Ивана IV одним из аргументов в пользу его царского достоинства (казанский и астраханский ханы назывались царя­ми). Наконец, значение этой победы заключалось еще и в том, что, ликвиди­ровав постоянный очаг военной угрозы на Востоке, Россия могла сосредото­читься на решении не менее актуальных проблем на западном направлении.

Из выделившихся из Золотой Орды татарских ханств неподвластным Мо­скве оставалось только Крымское ханство — вассал могущественной Осман­ской империи. Не решаясь провоцировать конфликтную ситуацию в русско-турецких отношениях, Москва ограничивалась укреплением своих южных границ. В 50-е гг. XVI в. здесь было начато строительство Засечной черты — оборонительной линии из лесных засек (завалов леса), деревянных крепостей (острогов) и естественных преград. Первая такая линия — ближайшая к Мо­скве — шла по Оке от Нижнего Новгорода мимо Серпухова, Тулы до Козель­ска. Вторая, построенная при Иване Грозном, от города Алатыря по р. Суре через Темников, Шацк, Ряжск, Орел, Новгород-Северский, Рыльск и Путивль. Третья линия была построена уже при Федоре Иоанновиче, она шла через Кромы, Ливны, Елец, Курск, Оскол, Воронеж, Белгород, Валуйки.

В XVI в. для охраны южных границ страны наряду со строительством Засечной черты создается сторожевая и станичная служба. В 1570-х гг. для ее упорядочения была организована особая комиссия под руководством боярина кн. М.И. Воротынского. Результатом работы этой комиссии стал устав сторожевой и станичной службы. Из передовых городов в разных на­правлениях на наблюдательные пункты рассылались сторожи и станицы в 2, 4 и более конных ратников, детей боярских и казаков; они должны были наблюдать за передвижениями крымских и ногайских татар (сторожа — на определенных постах; станичники — объезжая территорию).

Впрочем, избежать столкновения с крымским ханом в XVI в. было про­сто невозможно. Летом 1571 г., в то время, когда основные силы России были сконцентрированы на Западе, где уже больше 10 лет шла Ливонская война, крымский хан Девлет-Гирей совершил набег на русские земли, до­шел до Москвы и сжег ее. На переговорах он потребовал вернуть независи­мость Казанскому и Астраханскому ханствам. Не дождавшись ответа на свои требования, в 1572 г. Девлет-Гирей предпринял повторный набег, од­нако на этот раз его войска были наголову разбиты в битве у села Молоди (50 км. южнее Москвы, близ Серпухова) объединенным (земским и оприч­ным) войском под командованием опального князя М.И. Воротынского. Крымская опасность, таким образом, была устранена на много лет.

Наши рекомендации