Присоединение Сибири к России.
С воцарением Ивана IV основное внимание было сосредоточено на борьбе с Казанским ханством. Дипломатические усилия Москвы, направленные на поддержку в Казани сторонников русской ориентации не привели к существенному результату, — ставленник Москвы Шигалей (Шах-али) несколько раз захватывал ханский престол, однако всякий раз сторонники крымской ориентации — противники Москвы — оказывались сильнее. В этих условиях Москва, опираясь на поддержку подвластных Казани народов Поволжья (мордва, черемисы, вотяки, чуваши, марийцы), перешла к активным военным действиям.
Первые походы 1547/48, 1549/50 гг. закончились неудачно. В мае 1551 г. в 30 км. от Казани у впадения в Волгу р. Свияги под руководством дьяка И.Г.Зыродкова была построена крепость Свияжск, ставшая форпостом нового наступления русских войск.
В августе 1552 г. началась осада Казани. В ней приняло участие около 150 тыс. человек; было задействовано 150 орудий осадной артиллерии, «гуляй-города» — подвижные осадные башни.
2 октября 1552 г., после того, как подземный взрыв разрушил часть крепостной стены, Казань была взята штурмом. Казанский хан Ядигар-Магмет попал в плен (позднее был крещен и как «царь Симеон Касаевич» стал владетелем Звенигорода, участвовал в войнах России на Западе).
Победа над Казанским ханством имела огромное политическое значение: впервые Россия предпринимала наступательные действия против татарского государства; впервые русские войска отправились в завоевательный поход на многовековых угнетателей Руси и вернулись с победой. Дорога на Восток была открыта. Падение Казани положило начало присоединению Астраханского ханства (1556 г.), Башкирии (присоединена в 1557 г., кроме той ее части, которая входила в состав Сибирского ханства), а также признанию вассальной зависимости со стороны Ногайской орды[23] (1556 г.) и Сибирского ханства.
В 50-е гг. XVI в. сибирский хан Едигер признал себя вассалом России, однако пришедший затем к власти хан Кучум отказался признать эту зависимость. В 1581-1582 гг. состоявший на службе у промышленников Строгановых казачий атаман Ермак Тимофеевич с отрядом в 600 человек отправился в поход на Кучума, разбил его и взял столицу Сибирского ханства Кашлык-Искер. Население Сибири согласилось платить дань (ясак) Ермаку, признав таким образом новую власть. Ермак погиб в 1584-1585 гг., однако, несмотря на его гибель, в течении 80-х — 90-х гг. XVI в. Западная Сибирь вошла в состав России.
Победа над Казанью высоко подняла внешнеполитический престиж Москвы: кавказские народы, уставшие от постоянной борьбы с Крымом и Османской империей, обращаются за помощью к России (черкесские, кабардинские и дагестанские князья); некоторые принимают российское подданство. Взятие Казани и Астрахани стало для Ивана IV одним из аргументов в пользу его царского достоинства (казанский и астраханский ханы назывались царями). Наконец, значение этой победы заключалось еще и в том, что, ликвидировав постоянный очаг военной угрозы на Востоке, Россия могла сосредоточиться на решении не менее актуальных проблем на западном направлении.
Из выделившихся из Золотой Орды татарских ханств неподвластным Москве оставалось только Крымское ханство — вассал могущественной Османской империи. Не решаясь провоцировать конфликтную ситуацию в русско-турецких отношениях, Москва ограничивалась укреплением своих южных границ. В 50-е гг. XVI в. здесь было начато строительство Засечной черты — оборонительной линии из лесных засек (завалов леса), деревянных крепостей (острогов) и естественных преград. Первая такая линия — ближайшая к Москве — шла по Оке от Нижнего Новгорода мимо Серпухова, Тулы до Козельска. Вторая, построенная при Иване Грозном, от города Алатыря по р. Суре через Темников, Шацк, Ряжск, Орел, Новгород-Северский, Рыльск и Путивль. Третья линия была построена уже при Федоре Иоанновиче, она шла через Кромы, Ливны, Елец, Курск, Оскол, Воронеж, Белгород, Валуйки.
В XVI в. для охраны южных границ страны наряду со строительством Засечной черты создается сторожевая и станичная служба. В 1570-х гг. для ее упорядочения была организована особая комиссия под руководством боярина кн. М.И. Воротынского. Результатом работы этой комиссии стал устав сторожевой и станичной службы. Из передовых городов в разных направлениях на наблюдательные пункты рассылались сторожи и станицы в 2, 4 и более конных ратников, детей боярских и казаков; они должны были наблюдать за передвижениями крымских и ногайских татар (сторожа — на определенных постах; станичники — объезжая территорию).
Впрочем, избежать столкновения с крымским ханом в XVI в. было просто невозможно. Летом 1571 г., в то время, когда основные силы России были сконцентрированы на Западе, где уже больше 10 лет шла Ливонская война, крымский хан Девлет-Гирей совершил набег на русские земли, дошел до Москвы и сжег ее. На переговорах он потребовал вернуть независимость Казанскому и Астраханскому ханствам. Не дождавшись ответа на свои требования, в 1572 г. Девлет-Гирей предпринял повторный набег, однако на этот раз его войска были наголову разбиты в битве у села Молоди (50 км. южнее Москвы, близ Серпухова) объединенным (земским и опричным) войском под командованием опального князя М.И. Воротынского. Крымская опасность, таким образом, была устранена на много лет.