Археологические, лингвистические и письменные свидетельства о славянах.

Значительная часть споров и дискуссий объясняется отсутствием досто­верных источников, предполагающих однозначное толкование. Из наиболее важных источников следует выделить Археологические культуры (совокуп­ность памятников, которые относятся к одной территории и эпохе и имеют общие особенности).

Определенную роль в изучении истории древних славян играют данные этнологии и лингвистики, — в том числе, сведения о традициях, обрядах, географических названиях, именах, история происхождения слов и т.д.

Другая важная группа источников — письменные. Самым важным счи­тается «Повесть временных лет». Эта летопись включает разнородные ма­териалы, принадлежащие разным авторам конца X — начала XII вв. Предшественниками «Повести» были летописи, составленные, очевидно, при Владимире I и Ярославе Мудром; летописный свод митрополита Илларио­на, создававшего его под именем монаха Никона в 60-70-е гг. XI в.; лето­писный свод 90-х гг. XI века. Составление основного текста «Повести» тра­диционно приписывается монаху Киево-Печерского монастыря Нестору.

Большое значение для изучения истории древних славян имеют ино­странные письменные источники. Некоторые считают, что о предках славян говорит Геродот, описывая земледельческие племена Среднего Поднепро-вья в Vb. до н.э. Он называет их «сколотами» или «борисфенитами», отме­чая, что греки ошибочно причисляют их к скифам. Тацит, Плиний Старший и Птолемей Клавдий (I — II вв.) тоже описывают славян, называя их вене­дами и антами. Именуются славяне также склавинами.

Из византийских источников славян описывают «Стратегикон», Прокопий

Кесарийский (VI в.) и т.д.

Племенные союзы восточных славян в VI-IX вв. Территория. Соседи.

Из описаний византийских историков VI в. видно, что славяне жили родоплеменным строем.

В эпоху Великого переселения народов (III — VI вв.) славяне расселя­ются по территории Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы. К . VI в. начинается выделение восточных славян из праславянского мира[6].

Они занимали территорию от Карпатских гор на западе до Средней Оки на востоке, от Невы и Ладожского озера на Севере до Среднего Поднепро-вья на юге.

В этот период времени у них, очевидно, уже начинают складываться пле­менные союзы. В племенные союзы входило довольно значительное количе­ство племен (120-150); племена, в свою очередь, объединяли несколько родов, все члены которых были между собой родственниками. Постепенно родст­венные связи ослабевают — начинается переход от родовой общины к сосед­ской. И племена, и племенные союзы были, очевидно, — особенно на ранней стадии, — не слишком прочными объединениями. Все большую роль в скла­дывании племенных союзов стало играть не единство происхождения, а рай­он расселения, территориальные связи начинают преобладать над родовыми.

Государственность у славян.

Автор «Повести временных лет» доносит до нас названия нескольких племенных союзов (поляне, северяне, уличи, древляне, волыняне, бужане, дулебы, тиверцы, белые хорваты, дреговичи, радимичи, вятичи, кривичи, полочане, словены), которые впоследствии объединятся в государство.

Западные славяне — поляки, чехи, словаки, кашубы, лужицкие сербы; восточные сла­вяне — русские, украинцы, белорусы; южные славяне — болгары, сербы, хорваты, сло­венцы, македонцы, боснийцы, черногорцы.

Государство возникает в социально неоднородном обществе и представля­ет собой способ регулирования отношений между различными социальны­ми слоями, классами и т.д. Государство можно определить как особую ор­ганизацию политической власти общества, располагающую специальным аппаратом принуждения, выражающую волю и интересы господствующего класса, иной социальной группы или всего народа.

Государственность у славян начинает формироваться в VII-IX вв. н.э. К этому времени произошел переход к соседской общине; начало складывать­ся имущественное неравенство.

Одним из признаков государства является наличие особой публичной власти, которая осуществляется особой группой людей, выполняющих функции управления и принуждения. Переходной ступенью к образованию государства у восточных славян был период военной демократии. Выделя­ется военная знать (князь и дружина), которая сосредоточивает в своих ру­ках значительные материальные ценности и политическую власть, однако вече еще продолжает играть определенную роль в жизни общества.

• Князь— военный вождь, первоначально племени, а затем — общий для союза племен.

• Дружина— профессиональное войско, постоянное занятие которого — война.

• Вече— племенное собрание, в котором первоначально участвовали практически все мужчины, а затем только боеспособные; верховный орган племенного самоуправления и суда.

• Общеплеменное ополчение— боеспособная часть мужского населе­ния племени, участвующая в военных действиях в случае крайней не­обходимости.

Вхождение племенных союзов в состав государства происходит посте­пенно. Ядром образования государства стало племя полян. Вокруг него еще в VI в. сложилось крупное объединение племен со столицей в Киеве (Куябия). Другое крупное объединение сложилось в районе озера Ильмень, центром его стал Новгород (Славия). Третье объединение (Уртаб или Артания) пока не удалось отождествить. Объединение этих союзов произошло в конце IX — начале X вв., однако формирование территории государства продолжалось.

Основные занятия населения.

Византийские источники отмечают неравномерность развития племен, вошедших в состав государства восточных славян. Одной из причин этого были, очевидно, природно-климатические условия, способствовавшие скла­дыванию двух систем земледелия у восточных славян.

На севере, в районе таежных лесов, господствующей была подсечно-огневая система, на юге — перелог. При подсечно-огневой системе в первый год деревья вырубали; на следующий год их сжигали и прямо в золу сеяли зерно. Несколько лет участок давал высокие урожаи. Затем, когда земля ис­тощалась, ее забрасывали и переходили на новый участок. Из орудий труда здесь использовались топор, мотыга, соха, борона-суковатка и заступ, кото­рым разрыхляли почву. При перелоге землю на одном участке засевали в те­чение

двух-трех лет; затем, когда она истощалась — переходили на другой участок. Использовались земледельческие орудия, приспособленные для го­ризонтальной вспашки — соха, рало, деревянный плуг с железным лемехом.

Низкий уровень развития производительных сил требовал больших затрат труда; некоторые особенно трудоемкие работы мог выполнить только боль­шой коллектив. Поэтому большую роль в жизни славян играла община — мир, вервь. Луга, леса, водоемы и пахотная земля находились в общинном пользовании. В то же время, в пределах общины развивается институт част­ной собственности. Появляется право отдельных семей на расчищенный са­мостоятельно небольшой участок земли («лядину»).

В силу природно-климатических условий, цикл земледельческих работ у восточных славян прерывается в зимний период. В то же время, здесь не требуется сооружения и поддерживания в постоянном порядке крупных ир­ригационных систем (каналов, дамб и т.д.). Поэтому, несмотря на наличие в общине некоторого, незначительного количества рабов, рабовладельческий строй не угвердился у славян.

С земледелием тесно связано было скотоводство. Разводили свиней, ко­ров, мелкий рогатый скот. На юге в качестве рабочего скота использовали волов, на севере — лошадей.

Некоторую роль в хозяйстве, особенно в лесной зоне, продолжали иг­рать охота, рыболовство и бортничество.

Хотя хозяйство имело натуральный характер, совсем без торговли обой­тись было невозможно. На ранних этапах своей истории славяне, очевидно, торговали хлебом с римлянами. Кроме того, торговали мехом, воском и ме­дом. Одним из важнейших торговых партнеров была Византия. Внутренний рынок был развит еще очень слабо и существовал, в основном, за счет об­мена сельскохозяйственных продуктов на ремесленные изделия.

Культура древних славян.

Культура славян накануне образования древнерусского государства извест­на мало. Из дошедших до нас образцов прикладного искусства следует упомя­нуть клад русских вещей VI-VII вв. в бассейне р. Роси, среди которых — сереб­ряные фигурки коней с золотыми гривами и копытами и серебряные изображения мужчин в славянской одежде.

Из других археологических находок интересен идол, найденный в рай­оне города Збруча (в земле бужан) в 1848 г., дающий представление о язы­ческом пантеоне древних славян.

Вообще, религия была существенной частью жизни древних славян. Каж­дое событие в жизни человека, от рождения до смерти, сопровождалось опре­деленными обрядами и заклинаниями. Существовал годовой цикл земледель­ческих праздников, широко были распространены приметы и гадания.

Главными божествами славян были: божество Вселенной — Род, божест­во солнца — Даждьбог, бог скота — Белее, бог огня — Сварог, бог грозы — Перун. Некоторые исследователи полагают, что боги Хоре (солнца) и Симаргл (почвы и подземного мира) вошли в славянский пантеон из иранского. Существование различных наименований одного и того же бога (например, солнца — Даждьбог, Ярило, Хоре) говорит об отсутствии еще устойчивого межплеменного единства.

С утверждением княжеской власти изменился и религиозный культ — на первое место выходит Перун, который становится богом войны и покро­вителем князя.

Наши рекомендации