Археологические, лингвистические и письменные свидетельства о славянах.
Значительная часть споров и дискуссий объясняется отсутствием достоверных источников, предполагающих однозначное толкование. Из наиболее важных источников следует выделить Археологические культуры (совокупность памятников, которые относятся к одной территории и эпохе и имеют общие особенности).
Определенную роль в изучении истории древних славян играют данные этнологии и лингвистики, — в том числе, сведения о традициях, обрядах, географических названиях, именах, история происхождения слов и т.д.
Другая важная группа источников — письменные. Самым важным считается «Повесть временных лет». Эта летопись включает разнородные материалы, принадлежащие разным авторам конца X — начала XII вв. Предшественниками «Повести» были летописи, составленные, очевидно, при Владимире I и Ярославе Мудром; летописный свод митрополита Иллариона, создававшего его под именем монаха Никона в 60-70-е гг. XI в.; летописный свод 90-х гг. XI века. Составление основного текста «Повести» традиционно приписывается монаху Киево-Печерского монастыря Нестору.
Большое значение для изучения истории древних славян имеют иностранные письменные источники. Некоторые считают, что о предках славян говорит Геродот, описывая земледельческие племена Среднего Поднепро-вья в Vb. до н.э. Он называет их «сколотами» или «борисфенитами», отмечая, что греки ошибочно причисляют их к скифам. Тацит, Плиний Старший и Птолемей Клавдий (I — II вв.) тоже описывают славян, называя их венедами и антами. Именуются славяне также склавинами.
Из византийских источников славян описывают «Стратегикон», Прокопий
Кесарийский (VI в.) и т.д.
Племенные союзы восточных славян в VI-IX вв. Территория. Соседи.
Из описаний византийских историков VI в. видно, что славяне жили родоплеменным строем.
В эпоху Великого переселения народов (III — VI вв.) славяне расселяются по территории Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы. К . VI в. начинается выделение восточных славян из праславянского мира[6].
Они занимали территорию от Карпатских гор на западе до Средней Оки на востоке, от Невы и Ладожского озера на Севере до Среднего Поднепро-вья на юге.
В этот период времени у них, очевидно, уже начинают складываться племенные союзы. В племенные союзы входило довольно значительное количество племен (120-150); племена, в свою очередь, объединяли несколько родов, все члены которых были между собой родственниками. Постепенно родственные связи ослабевают — начинается переход от родовой общины к соседской. И племена, и племенные союзы были, очевидно, — особенно на ранней стадии, — не слишком прочными объединениями. Все большую роль в складывании племенных союзов стало играть не единство происхождения, а район расселения, территориальные связи начинают преобладать над родовыми.
Государственность у славян.
Автор «Повести временных лет» доносит до нас названия нескольких племенных союзов (поляне, северяне, уличи, древляне, волыняне, бужане, дулебы, тиверцы, белые хорваты, дреговичи, радимичи, вятичи, кривичи, полочане, словены), которые впоследствии объединятся в государство.
Западные славяне — поляки, чехи, словаки, кашубы, лужицкие сербы; восточные славяне — русские, украинцы, белорусы; южные славяне — болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы, боснийцы, черногорцы.
Государство возникает в социально неоднородном обществе и представляет собой способ регулирования отношений между различными социальными слоями, классами и т.д. Государство можно определить как особую организацию политической власти общества, располагающую специальным аппаратом принуждения, выражающую волю и интересы господствующего класса, иной социальной группы или всего народа.
Государственность у славян начинает формироваться в VII-IX вв. н.э. К этому времени произошел переход к соседской общине; начало складываться имущественное неравенство.
Одним из признаков государства является наличие особой публичной власти, которая осуществляется особой группой людей, выполняющих функции управления и принуждения. Переходной ступенью к образованию государства у восточных славян был период военной демократии. Выделяется военная знать (князь и дружина), которая сосредоточивает в своих руках значительные материальные ценности и политическую власть, однако вече еще продолжает играть определенную роль в жизни общества.
• Князь— военный вождь, первоначально племени, а затем — общий для союза племен.
• Дружина— профессиональное войско, постоянное занятие которого — война.
• Вече— племенное собрание, в котором первоначально участвовали практически все мужчины, а затем только боеспособные; верховный орган племенного самоуправления и суда.
• Общеплеменное ополчение— боеспособная часть мужского населения племени, участвующая в военных действиях в случае крайней необходимости.
Вхождение племенных союзов в состав государства происходит постепенно. Ядром образования государства стало племя полян. Вокруг него еще в VI в. сложилось крупное объединение племен со столицей в Киеве (Куябия). Другое крупное объединение сложилось в районе озера Ильмень, центром его стал Новгород (Славия). Третье объединение (Уртаб или Артания) пока не удалось отождествить. Объединение этих союзов произошло в конце IX — начале X вв., однако формирование территории государства продолжалось.
Основные занятия населения.
Византийские источники отмечают неравномерность развития племен, вошедших в состав государства восточных славян. Одной из причин этого были, очевидно, природно-климатические условия, способствовавшие складыванию двух систем земледелия у восточных славян.
На севере, в районе таежных лесов, господствующей была подсечно-огневая система, на юге — перелог. При подсечно-огневой системе в первый год деревья вырубали; на следующий год их сжигали и прямо в золу сеяли зерно. Несколько лет участок давал высокие урожаи. Затем, когда земля истощалась, ее забрасывали и переходили на новый участок. Из орудий труда здесь использовались топор, мотыга, соха, борона-суковатка и заступ, которым разрыхляли почву. При перелоге землю на одном участке засевали в течение
двух-трех лет; затем, когда она истощалась — переходили на другой участок. Использовались земледельческие орудия, приспособленные для горизонтальной вспашки — соха, рало, деревянный плуг с железным лемехом.
Низкий уровень развития производительных сил требовал больших затрат труда; некоторые особенно трудоемкие работы мог выполнить только большой коллектив. Поэтому большую роль в жизни славян играла община — мир, вервь. Луга, леса, водоемы и пахотная земля находились в общинном пользовании. В то же время, в пределах общины развивается институт частной собственности. Появляется право отдельных семей на расчищенный самостоятельно небольшой участок земли («лядину»).
В силу природно-климатических условий, цикл земледельческих работ у восточных славян прерывается в зимний период. В то же время, здесь не требуется сооружения и поддерживания в постоянном порядке крупных ирригационных систем (каналов, дамб и т.д.). Поэтому, несмотря на наличие в общине некоторого, незначительного количества рабов, рабовладельческий строй не угвердился у славян.
С земледелием тесно связано было скотоводство. Разводили свиней, коров, мелкий рогатый скот. На юге в качестве рабочего скота использовали волов, на севере — лошадей.
Некоторую роль в хозяйстве, особенно в лесной зоне, продолжали играть охота, рыболовство и бортничество.
Хотя хозяйство имело натуральный характер, совсем без торговли обойтись было невозможно. На ранних этапах своей истории славяне, очевидно, торговали хлебом с римлянами. Кроме того, торговали мехом, воском и медом. Одним из важнейших торговых партнеров была Византия. Внутренний рынок был развит еще очень слабо и существовал, в основном, за счет обмена сельскохозяйственных продуктов на ремесленные изделия.
Культура древних славян.
Культура славян накануне образования древнерусского государства известна мало. Из дошедших до нас образцов прикладного искусства следует упомянуть клад русских вещей VI-VII вв. в бассейне р. Роси, среди которых — серебряные фигурки коней с золотыми гривами и копытами и серебряные изображения мужчин в славянской одежде.
Из других археологических находок интересен идол, найденный в районе города Збруча (в земле бужан) в 1848 г., дающий представление о языческом пантеоне древних славян.
Вообще, религия была существенной частью жизни древних славян. Каждое событие в жизни человека, от рождения до смерти, сопровождалось определенными обрядами и заклинаниями. Существовал годовой цикл земледельческих праздников, широко были распространены приметы и гадания.
Главными божествами славян были: божество Вселенной — Род, божество солнца — Даждьбог, бог скота — Белее, бог огня — Сварог, бог грозы — Перун. Некоторые исследователи полагают, что боги Хоре (солнца) и Симаргл (почвы и подземного мира) вошли в славянский пантеон из иранского. Существование различных наименований одного и того же бога (например, солнца — Даждьбог, Ярило, Хоре) говорит об отсутствии еще устойчивого межплеменного единства.
С утверждением княжеской власти изменился и религиозный культ — на первое место выходит Перун, который становится богом войны и покровителем князя.