Разработка и роль этических кодексов государственной и муниципальной службы.
Хотя в большинстве современных стран на волне усилившегося в последнее время внимания к этическим механизмам регулирования деятельности должностных лиц и служащих государственного аппарата ведется активная разработка этических стандартов в сфере публичной политики, появилось множество этических кодексов поведения государственных и муниципальных служащих, вопрос о том, насколько принятие таких документов необходимо, продолжает вызывать дискуссии. Одни авторы (преимущественно юристы) довольно скептически относятся к необходимости создания специального морального кодекса государственной и муниципальной службы. С их точки зрения, моральный кодекс как вещь во многом искусственная и формальная не способен сколько-нибудь серьезно повлиять на поведение чиновников. По мнению других, внешнее регламентирование поведения чиновников при всей его формалистичности необходимо. Хотя оно не может заменить нравственности, не сможет подменить собой воспитание ценностных ориентиров у государственных и муниципальных служащих, должностных лиц и граждан, оно дает определенный набор правил и нравственных требований, согласно которым можно определить, что нравственно, а что нет, какие формы поведения чиновника могут быть оправданы, а в связи с какими должны использоваться определенные санкции.
Конечно, многие стороны деятельности государственных и муниципальных служащих регулируются в первую очередь правовыми инструментами и положениями, обязательными для всех работников государственного аппарата. Но неизбежно возникают и ситуации, не подпадающие под действие официальных документов. В абсолютном смысле административная этика, конечно, может быть рассмотрена как отражение совести государственного служащего. Однако в относительном смысле, в реальной практике и отношениях требуется этическое регулирование, в том числе с помощью разработки этических стандартов и моральных кодексов и их внедрения в деятельность аппарата государственных и муниципальных учреждений. Самое же главное состоит в том, что этический кодекс, заключающий в себе в систематизированном виде основные нравственные требования к государственным и муниципальным служащим, необходим прежде всего потому, что служит (в этом убеждено большинство специалистов) важным критерием для определения поведения работника государственного и муниципального учреждения в сложных нравственных ситуациях.
Ранее нам уже приходилось говорить о том, что для оценки этичности поведения служащих аппарата государственного и муниципального управления необходимы более высокие стандарты, нежели обычные моральные нормы. Это связано не только с тем, что государственные и муниципальные чиновники, имея прямое отношение к власти, могут превышать свои полномочия и злоупотреблять властью. Основную причину здесь следует искать скорее в позитивной стороне деятельности государственной и муниципальной службы, обусловленной той решающей ролью, которую играют государственная и муниципальная власть и ее представители в достижении практических целей и моральных идеалов общества.
Большинство ученых и практиков убеждены, что мораль должностного лица не может основываться только на его собственном представлении о добре и зле, на его личной совести. По мнению специалистов, нормы нравственности определяются общественными потребностями и должны основываться на моральных ценностях и убеждениях, присущих данному обществу. В связи с этим предлагается теснее привязать моральный кодекс государственной и муниципальной службы к этическим принципам, признаваемым в обществе. В частности, как считают некоторые американские ученые, необходимо создавать такие институты, где граждане смогут ознакомиться с важными государственными проблемами, обсудить их и принять относительно них собственное решение. Такой подход (при наличии обратной связи) поможет лучше отразить в моральном кодексе государственного и муниципального управления ценности общества и обеспечить его поддержку. Известно, что чиновники сильны, когда дело касается конкретных вопросов, поскольку на их стороне опыт, квалификация и полномочия. Но им труднее оставаться на высоте положения при решении вопросов общего характера. В то же время именно общие вопросы лежат в основе общественных идеалов, которые должны формировать нравственные критерии государственной службы. Без их понимания любые этические рекомендации неизбежно будут оторваны от практики.
Этический кодекс государственного и муниципального служащего – это свод общих принципов и правил, определяющих ценностные основания поведения, выбора и принятия решений в процессе выполнения чиновником своих профессиональных и должностных обязанностей, а также служащих ориентиром и критерием разрешения конфликтов. Он призван регулировать процесс принятия решений в условиях конфликта не только интересов, но и ценностей. Его главное назначение – ориентировать на идеалы, а не на страх наказания. Он не должен навязываться сверху как директива. Этический кодекс действует тогда, когда другие механизмы и регуляторы "не дотягиваются" до человека. И напротив, правовая сверхурегулированность, преобладание запретных регуляторов возникают тогда, когда этические нормы внедряются "на всякий случай", чтобы рассеять подозрения в неэтичном поведении, а вовсе не для обеспечения высоких этических стандартов в аппарате государственного и муниципального управления.