Суть бюджетного дефицита, его формы и роль в мировой экономике
Бюджетный дефицит выражает такие объективные экономические отношения, возникающие между участниками общественного производства в процессе использования средств сверх имеющихся закрепленных источников доходов в силу роста предельных издержек производства. Такие средства образуются главным образом вследствие денежной и кредитной эмиссии, продажи облигаций государственных займов, сертификатов и других видов ценных бумаг, осуществление крупномасштабных внешних займов. Определенные действия, приводящие к дефициту бюджета, обусловливают необходимость разработки четкой программы финансового маневра в пределах денежного потенциала страны, а также поиска эффективных источников покрытия бюджетного дефицита и контроля за его развитием, определения платежеспособности субъектев бюджетного финансирования. Иными словами дефицит бюджета превышение расходов над к-ходами, а профицит бюджета, в свою очередь, превышение доходов над вы- налогами.
По своей природе бюджетный дефицит, как и любая экономическая категория, имеет конкретный интервал действия, определяется, с одной стороны, законами роста стоимости (капитала), а с другой законами инфляции. Если бюджетный дефицит тяготеет к законам роста стоимости, то он объективно принимает активную экономическую форму, если же законам инфляции - то пассивную. Содержанием регулирования бюджетного дефицита как раз и является то, чтобы в условиях налично-денежного потенциала с помощью финансового маневра активной и пассивной формами бюджетного дефицита не только эффективно адаптироваться к тенденции роста предельных общественных издержек производства, но и стимулировать развитие производительных сил страны. Овладение этой политикой позволяет обществу в зависимости от уровня экономического развития и потенциала денежного хозяйства находить приемлемый размер дефицита бюджета. Например, в начале 90-х гг. Бюджетный дефицит в расходной части бюджета Франции составлял 9,6%, США- 11,6%, ФРГ- 14%, Японии - 15,6%, Италии - 25,2%.
Важно отметить, что в зарубежной литературе, различают: реально наблюдается, структурный и циклический дефицит бюджета.
Во реально наблюдается понимается дефицит, объем которого равен общим доходам (денежным поступлениям) от федеральных налогов за минусом расходов на государственные закупки и трансфертные платежи. (Например, в США к концу 80-х годов дефицит федерального бюджета составил около 50% валового национального продукта, явилось максимальным размером любой предыдущий период, связанный с экономическим спадом).
Структурный дефицит представляет собой исчисленную разницу между федеральными доходами и расходами, при определенной фискальной политике (действующий уровень налогообложения и текущих расходов), и базовом уровне безработицы (6%). Когда экономическая система входитв период спада, а уровень безработицы повышается более базовый, реально наблюдается дефицит бюджета превышает уровень структурного дефицита, происходит частично из-за роста выплаты пособия по безработице и другим социальным программам, а также частично из-за падения доходов населения. Разница между реально наблюдается дефицитом бюджета и структурного дефицита принято называть циклическим дефицитом бюджета.
С понятием дефицита бюджета тесно связано понятие «государственный долг». Он представляет собой общую накопленную сумму всех положительных сальдо бюджетов федерального правительства за вычетом всех дефицитов, которые имели место в стране.
При этом различают внутренний и внешний долг государства. Первый выступает, как правило, в виде задолженности по банковским кредитам и средств, полученных от размещения облигаций государственного займа, невыплаченных пенсий, социальной помощи и т.д.
Бюджетный дефицит, как правило, возникает в результате несбалансированности бюджета, то есть недостатка бюджетных средств по сравнению с потребностью в них для финансирования всего необходимого объема государственных расходов. Временная несбалансированность бюджетов, в основном связана с циклическим характером производства, а также чрезвычайными событиями, имела место и в домонополистический период развития общественного производства.
Однако в настоящее время дефицитность государственных бюджетов и наличие государственного долга перестало быть феноменом общественного развития и превратилось в регулярное, стабильное экономическое явление в странах с развитой рыночной экономикой. Это связано с тем, что за последние два десятилетия в этих странах повторяются кризисные явления в экономике и в политике. Циклические кризисы, дополненные структурными, а также значительных средств, идущих на обеспечение обороноспособности страны, вызывают большое напряжение всей системы государственных финансов и особенно ее центрального звена государственного бюджета. Это и обусловливает бюджетный дефицит. Так, в США, Германии, Великобритании и Франции, начиная с 1974 не было ни одного государственного бюджета, не имел дефицита.
Бюджетный дефицит может быть связан также с заведомо проведенной в этих странах политикой «дефицитного финансирования», согласно которой дефициты, причем хронические и в значительных размерах, могут выступать мощным стимулом, «регулятором» экономики, поскольку привлечение крупных денежных сумм на ссудном рынке для финансирования государственных расходов «возбуждает» деловой активности частного капитала.
В то же время следует отметить, что дефицит бюджета не столь «безобидное» явление. Бюджетные дефициты значительно усиливают напряжение на рынке ссудных капиталов, вызывают рост ссудного процента, препятствуют снижению высоких процентных ставок. Резонанс от подобных действий правительств ряда стран выходит за пределы национальной политики. Так, высокий ссудный процент, установленный в США в середине 80-х годов, вызвал значительный отток капиталов из Западной Европы. По оценкам западных экономистов, в настоящее время США поглощает до 15% всех накоплений капиталистического мира.
Стремясь помешать оттоку капитала, западноевропейские страны также вынуждены повышать процентные ставки, что приводит к уменьшению финансовых возможностей национальной промышленности в отношении расширения производства. Так, по данным Конференции Британской промышленности, увеличение процентных ставок на 1% обходится промышленности в 250 млн. Фунтов стерлингов в год.
Высокие процентные ставки вызывают отрицательный эффект в валютной области, приводят к удорожанию товаров за рубежом, следовательно, ведут к сокращению производства на экспорт, увеличивают пассивность торгового баланса, вызывают негативные последствия на рынке труда. По данным американских экономистов, каждый миллиард долларов дефицита внешней торговли ведет к потере 52 тыс. Рабочих мест. Экономический ущерб в экспортных отраслях тяжело отражается на банковской системе, приводя к банкротству некоторых банков.
Таким образом, бюджетный дефицит усложняет решение экономических и социальных проблем не только в конкретной стране, но и влияет на экономическую ситуацию в других странах.
В результате важнейшей финансовой проблемой современности является проблема рационального финансирования бюджетных дефицитов.
В период построения рыночной экономической системы нужно решать вопрос дефицита бюджета, не инфляционных источников финансирования расходов, финансирования расходов на социально-культурную сферу и социальную за- талант населения, стабилизации экономики, совершенствование налоговой политики в соответствии с состоянием экономики и не-чае реального рост валового внутреннего продукта.
Решение этих вопросов должно идти, в первую очередь, из сбалансирования бюджета за счет наполнения доходной его части, эффективности расходования бюджетных средств, сокращение сети бюджетных учреждений и совершенствование структуры управления. Необходимым условием является уменьшение нагрузки на доходную часть бюджета за счет привлечения внебюджетных источников финансирования.
Во исполнение как государственного, так и местных бюд-жетов влияют следующие факторы: рост валового внутреннего продукта, расширение предприятиями всех форм собственности объемов выпуска товаров и их реализации, увеличение объема производства и закупок сельскохозяйственной продукции, рост заработной платы по учреждениях, финансируются из бюджета. Наряду с этим государство должно проводить мероприятия по обеспечению жесткого режима экономии средств, это позволит уменьшить расходы бюджетов всех уровней и увеличить выделение средств на инвестиционную деятельность.