Классификация правовых форм государственного управления |
Классификация Ю. М. Козлова4. |
По степени юридического выражения |
Основные | Заключаются в издании правовых актов уполномоченными на то государственными органами. |
Базирующиеся на основных | Влекут определенные юридические последствия или имеют определенную юридическую направленность (регистрационную, разрешительную, надзорную и т.п.). |
По достигаемым результатам |
Позитивного регулирования | Заключаются в регулировании общественно – экономических отношений, происходящих в государстве (законы, регулирующие определенные сферы общественно–экономических отношений). |
Реакции на негативные явления | Целью является прекращение или приостановление негативных общественно-правовых явлений (утверждение программ социально-экономического развития и т.п.). |
По направленности |
Воздействующие на общественные отношения в сфере государственного управления | Основное направление действия — внешняя направленность. Регулирование отношений, возникающих вне сферы государственного управления. |
Воздействующие на деятельность нижестоящего управленческого аппарата | Основное направление действия — внутренняя направленность. Регулирование отношений, складывающихся внутри сферы государственного управления. |
По объему |
Общеобязательные | Обязательны для выполнения управляемыми субъектами по всей сфере государственного управления. |
Адресованные конкретным объектам | Регулируют сферу действия конкретных объектов сферы государственного управления. |
По адресату |
Вся система исполнительной власти | Охватывают отношения, складывающиеся по всей системе исполнительной власти. |
Конкретные работы исполнительного органа | Направлены на регулирование определенной деятельности исполнительного органа власти. |
По характеру |
Процедурные | Определены полномочиями конкретного органа государственной власти. |
Процессуальные | Определены особым обязательным порядком решения определенных ситуаций. |
По субъектному выражению |
Односторонние | Регулируют отношения конкретного субъекта. |
Многосторонние | Сложный субъектный состав, в котором субъекты имеют многосторонний характер. |
По инициативности |
По собственной инициативе | Субъект отношений собственной инициативой регулирует образование отношений. |
По инициативе других участников | Действия субъекта отношений определяют волевые действия других субъектов отношений. |
По условиям применения |
Нормальная общественная жизнь | Регулирование общественных отношений в стандартных ситуации. |
Чрезвычайная ситуация | Продиктовано сложившийся ситуацией, необходимо введение в действие специальных форм правового регулирования. |
По объекту управляемого воздействия |
Законодательные органы | Продиктовано особенностями нормативного регулирования законодательных органов. |
Судебные органы | Основой выступают процессуальные формы государственного регулирования. |
По юридическому содержанию |
Предписывающие | Определяют порядок деятельности управляемого субъекта. |
Запрещающие | Определяют действия, выполнение которых недозволительно. |
Дозволительные | Предоставляют управляемому субъекту возможность действовать по своему усмотрению. |
Классификация А. П. Коренева5 |
По содержанию |
Правотворческие | Регулируют процесс принятия правовых актов. |
Правоприменительные | Осуществляют контроль за применением правовых актов. |
По направленности |
Внутренние | Регулируют внутренние отношения, возникающие в сфере административных отношений. |
Внешние | Взаимодействуют со схожими отраслями права, регулируя правоотношения, возникающие при взаимодействии. |
По способу выражения |
Словесные | Имеют устное выражение. |
Конклюдентные | Выражены в определенных действиях уполномоченных на то государственных лиц (жест государственного инспектора по безопасности дорожного движения). |
Классификация Д. Н. Бахрах6 |
По юридическим действиям |
Принятие правовых актов | Полномочия принятия актов, регулирующих общественные отношения. |
Заключение договоров | Регулирование общественных отношений в порядке свободного волеизъявления. |