Актуальность реформирования социальной сферы
Комплексное реформирование социальной сферы имеет для России исключительное значение, так как его результаты будут определять отношение населения к проводимой политике в целом.
В ходе социальных реформ возникает сложная проблема оптимизации нерыночных и рыночных механизмов ее функционирования и управления. Освоение рыночных механизмов необходимо для более эффективного использования ресурсов и лучшего учета потребностей и запросов населения. Как мировая практика, так и российский опыт показывают не только необходимость определенной государственной регуляции цен на социальные блага и услуги, но и возможность использования рыночных механизмов для стабилизации и снижения цен.
Стратегической целью социальных реформ, проводимых в России, является повышение уровня и качества жизни населения, качества и доступности государственных и муниципальных услуг в социальной сфере.
Направление реформирование социальной сферы задается рядом документов федерального уровня:
· Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, №40, ст.3822).
· Концепцией административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 гг. (Одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005г. № 1789-р).
· Концепцией реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 гг. (опубликована в Российской газете №113 (3490) 1 июня 2004 г.; одобрена Постановлением Правительства «О мерах повышения результативности бюджетных расходов от 22 мая 2004 г. №249).
· Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».
· Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления».
· Концепцией снижения административных барьеров и повышения доступности государственных услуг на 2011-2013 гг. (Одобрена распоряжением Правительства РФ от 10 июня 2011 г. N 1021-р);
· Посланиями Президента РФ Федеральному Собранию РФ 2004-2012 г.
þТак, целями административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах являлись:
· повышение качества и доступности государственных услуг;
· ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования;
· повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти.
Целями административной реформы в Российской Федерации ев 2011-2013 годах являются:
· снижение административных барьеров;
· повышение качества и доступности государственных и муниципальных услуг.
Данные нормативно-правовые акты задают следующие принципы и направления реформирования социальной сферы:
· Повышение качества и уровня жизни населения, обеспечение доступности и качества государственных и муниципальных услуг в социальной сфере.
· Выделение развития социальной сферы в качестве важнейших приоритетов общественного развития и государственной политики.
· Расширение объема полномочий по управлению социальной сферой на муниципальном уровне — муниципализация социальной сферы.
· Совершенствование государственного контроль качества услуг.
· Организационные изменения структуры федеральных органов исполнительной власти, непосредственно касающиеся управления социальной сферой.
· Повышение эффективности деятельности органов власти и учреждений социальной сферы на основе управления по результатам.
· Выработка новых организационно-правовых форм государственных и муниципальных учреждений социальной сферы
· Информационная открытость государственной и муниципальной власти
· Повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти и общества, органов местного самоуправления и населения муниципальных образований.
· Формирование системы государственного и муниципального заказа в социальной сфере
Обозначенные направления взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Основная стратегическая цель реформ вытекает из первого направления: Повышения качества и уровня жизни населения, обеспечение доступности и качества государственных и муниципальных услуг в социальной сфере
Возможность реализации этой цели обеспечивается общей социальной ориентированностью государственной политики на современной этапе.
Осенью 2005 года в рамках решения этих приоритетных задач были выделены 4 национальных проекта:
· в области здравоохранения — проект «Здоровье нации»
· в области образования – проект «Качество образования»
· в области обеспечения жильем — проект «Доступное жилье»
· в области сельского хозяйства – проект «Развитие АПК»
Можно объединить задачи или подцели (при всей их взаимосвязанности), зафиксированные в нормативно-правовых документах, в относительно самостоятельные блоки.
Первый блок — это внедрение менеджмента качества государственных и муниципальных услуг в социальной сфере.
Второй блок — это формирование системы управления, ориентированной на результат.
Третий блок — совершенствование механизмов и форм взаимодействия органов власти и общественности, обеспечение информационной открытости власти.
Четвертый блок — структурные и организационные реформы.