Социально-экономическое развитие 1945 – 1953 гг.
Экономическое развитие: Центральная задача первой послевоенной пятилетки – восстановление экономики и хозяйственной инфраструктуры страны, а также проведение дорогостоящей конверсии военной промышленности. По подсчетам экономиста ГРИГОРЯ ХАНИНА, предстояло восстановить примерно 30% национального богатства страны, разрушенного в годы войны. В освобожденных районах страны действовало не более 13% промышленных предприятий.
Промышленность: Как и в предвоенные годы, советское руководство высказывалось за приоритетное и максимально быстрое развитие тяжелой промышленности. Приходилось рассчитывать на внутренние инвестиции, причем в самое неблагоприятное положение были поставлены РСФСР, Украина и Белоруссия, которые больше других пострадали в результате войны. В соответствии с законом о бюджете, Россия имела право оставлять у себя 50% полученных ею доходов, Украина и Белоруссия – по 55%, а все остальные республики – по 100%, да еще получали субсидии. РСФСР, Украина и Белоруссия, таким образом, являлись донорами промышленного развития остальных республик.
Станки, полученные по репарациям, обеспечивали почти 50% прироста станочного парка. В то же время очередной 4-ый пятилетний план (1946-1950) предусматривал динамичное развитие производства металлорежущего оборудования – важнейшей основы прогресса во всем машиностроении. В совокупности репарации и интенсивное развитие советского станкостроения позволило оснастить 6200 крупных предприятий, которые были введены в строй в первые послевоенные годы.
Тем не менее, в первые послевоенные годы, пришедшиеся на 4-ю пятилетку (1946-1950), Сталин опасался форсировать экономическое развитие и выступал за сужение фронта капитальных работ. С одной стороны, пока существовала надежда обеспечить международную безопасность СССР за счет партнерских отношений с Западом. С другой стороны, на данном этапе Сталин разрабатывал ближайшую экономическую стратегию совместно со Ждановым и Вознесенским.
По инициативе так называемой «ленинградской группы» в годы 4-ой пятилетки намечается некоторая коррекция приоритетов хозяйственного развития в сторону производства товаров народного потребления. Советское руководство обсуждало вопрос об оптимальных соотношениях промышленного производства группы «А» (средств производства для тяжелой промышленности) и группы «Б» (средства производства для легкой промышленности).
Стояла острая необходимостью оздоровления финансовой и потребительской сферы. В результате предвоенной инфляции, вызванной перевооружением Красной Армии, и активной эмиссии военной поры денежная масса в СССР увеличилась по сравнению с предвоенным периодом в 4 раза. Огромная денежная масса, находившаяся в обороте, не была обеспечена товарами. Поэтому советское руководство рассчитывало изъять из обращения денежную массу за счет активизации товарооборота и на этой основе отказаться от карточной системы.
В 1946 г. благодаря усилиям Вознесенского принимается постановление «О МЕРАХ ПО УСКОРЕНИЮ ПОДЪЕМА ЛЕГКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ, ПРОИЗВОДЯЩЕЙ ПРЕДМЕТЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ». Постановление предусматривало экстраординарные меры по восстановлению легкой промышленности (выпуск тканей и т.п.). Руководители предприятий легкой промышленности обязывались освоить неиспользованные ранее производственные площади, увеличить количество действовавших смен, применить опыт довоенных социалистических соревнований (собственно экономического стимулирования труда не предполагалось). Фаза быстрого роста группы Б пришлась на 1947-1948 гг., однако, в эти сжатые сроки удовлетворить потребительский спрос и изъять из оборота переизбыток денежных средств было нереально. В настоящих условиях министр финансов А. ЗВЕРЕВ предложил изъять миллиардные денежные суммы у сельского товаропроизводителя, чьи доходы были квалифицированы как конъюнктурные (на 1945 г. денежные накопления сельского населения составили 34,2 млрд. руб. против 7 млрд. руб. накануне войны). Согласно предложениям минфина, в течение недели вся денежная наличность подлежала обмену на новые деньги нового образца по соотношению 10:1. Вклады в до 3 тыс. рублей, составлявшие 80% всех сбережений в сберкассах, подлежали обмену рубль за рубль, вклады от 3 тыс. до 10 тыс. – 3 рубля старых денег к 2 рублям новых. Если размер вклада превышал 10 тыс. рублей применялось соотношение 2:1. Руководство страны стремилось максимизировать государственную выгоду от предстоящей денежной реформы, поэтому проект реформы носил конфискационный характер, и был направлен на решение государственных, а не социальных задач. Денежная реформа была проведена в декабре 1947 г. Обмен денег состоялся в течение одной недели. Во-первых, резко сократились денежные сбережения населения и государственный долг по займам. Во-вторых, реформа усилила товарно-денежные отношения в стране и улучшила положение на потребительском рынке.
По итогам денежной реформы в декабре 1947 г. в СССР отменяется карточная система. В третьих, финансовая стабилизация, достигнутая в ходе денежной реформы, создала необходимые условия для ускоренного восстановления и развития промышленности. С 1948 г. резко ухудшается международная ситуация. За 1948-1952 гг. расходы на оборону выросли почти вдвое. Под влиянием «холодной войны» происходит возврат к довоенной модели экономического развития, при которой группа Б развивалась по остаточному принцип. Благодаря советской внешней разведке советское правительство было проинформировано о планах США (1945, 1948, 1949) использовать атомное оружие против СССР. Например, по плану «ЧАРИОТИР» (1948) американское командование намечало сбросить 133 атомных бомбы на 70 советских городов, включая Магнитогорск. Это определило пропорции в финансировании военных проектов. Структура военно-промышленного комплекса складывается вокруг трех специальных суперведомств: СПЕЦКОМИТЕТ №1 занимался атомной проблемой (Л. БЕРИЯ), СПЕЦКОМИТЕТ №2 – созданием реактивной техники (Г. МАЛЕНКОВ), СПЕЦКОМИТЕТ №3 – разработкой радиолокационных систем (М. САБУРОВ). В формате спецкомитетов был найден крайне эффективный способ сочетания фундаментальной науки и опытно-конструкторских работ. Большая часть ассигнований на науку – почти 80% к концу 4-й пятилетки, - обслуживали исследования военной направленности. Благодаря интенсификации научных исследований за вторую половину 40-х годов – первую половину 50-х в СССР произошло практически полное техническое обновление вооруженных сил. В СССР приступают к реализации дорогостоящих программ по созданию океанского флота и стратегической авиации, а также к формированию 100 дивизий реактивных бомбардировщиков фронтовой авиации. Крупнейшим организационным и научно-техническим достижением первого послевоенного периода стала грандиозная атомная программа, запущенная в 1943 г. Уже летом 1948 г. был введен в действие первый советский ураново-графитный реактор, построенный в закрытом городе Челябинск-40. В августе 1949 г. на Семипалатинском полигоне были проведены успешные испытания советской атомной бомбы. Попутно решалась проблема технических носителей атомного оружия. В 1950 г. на вооружение была принята баллистическая ракета Р-1.
С падением Вознесенского произошла тотальная чистка руководства Госплана СССР. Новый состав работников Госплана и его руководитель М. САБУРОВ были слабее прежнего состава. На 5-ю пятилетку (1951-1955) предусматривалось полное техническое перевооружение и организационная перестройка промышленности, строительства и транспорта – фактически вторая индустриализация. Однако достаточных ресурсов, учитывая огромные военные расходы, для неё не было.
За 5-ю пятилетку происходит подлинная техническая революция в деле выпуска автоматических линий для машиностроения. СССР шел вровень с США. За 5-ю пятилетку вводится в действие столько же энергетических мощностей, сколько за все предшествующие годы советской власти. Одной из причин динамичного развития советской промышленности в 5-ю пятилетку становится рост общей квалификации рабочих и качественное улучшение технических кадров и управленческого персонала во всех звеньях экономики. Еще одним фактором становится переориентация с нового строительства на реконструкцию имеющихся предприятий, что требовало меньших капиталовложений. К тому же реализация нерентабельных и трудоемких экономических заданий была возложена на ГУЛАГ. По приблизительным данным экономика ГУЛАГа давала 10% капитального строительства и 2,3% стоимости промышленной продукции все советской экономики.
Аграрный сектор: На фоне динамичного восстановления и развития промышленности аграрный сектор продолжал пребывать в состоянии стагнации. Животноводческий комплекс на освобожденных территориях был полностью уничтожен. Земельные угодья подлежали восстановлению, в том числе, с применением саперных работ. Инфраструктура села была разрушена. С учетом демобилизовавшихся солдат население колхозной деревни по стране за годы войны сократилось на 15%, а число трудоспособных на 32,5% (на 6,8 млн. человек). В послевоенной деревне из-за сокращения населения, нехватки техники, горюче-смазочных материалов и семян крестьяне могли засеять только половину угодий. В послевоенный период аграрный сектор курировали нарком земледелия Андрей Андреев, а потом Н. Хрущёв. Хрущев стал вдохновителем административных экспериментов на селе. В 1950 г. ЦК партии принимает постановление об укрупнении мелких колхозов. В результате три – пять колхозов, разбросанных на расстоянии 7-10 км и вязанных скверными дорогами, искусственно объединялись в одно хозяйство. Возникли трудности с управлением хозяйствами и расчетом трудодней. В марте 1951 г. от Хрущева воскрешает идею «агрогородов» предполагавшую перевод колхозников на городской образ жизни в многоквартирных домах с последующей ликвидацией индивидуалистической психологии крестьянства. Хрущев успел создать один демонстративный агрогород в Черкасской области, каковой «преподнес» Сталину к его семидесятилетию в 1949 г. В 51-м году инициатива Хрущева показалась несвоевременной, и он направил покаянное письмо Сталину, где признавал ошибочность своих взглядов. В послевоенные годы практиковался погектарный принцип сдачи обязательных поставок государству из расчета всей записанной за колхозом пашни, тогда как на деле колхозники не могли возделать значительную часть земельных угодий. Государственные цены на с/х продукцию оставались вплоть до 1952 г. ниже уровня 1940 г., и не возмещали затраты колхозов. Продукция изымалась государством по символическим ценам, составлявшим 5-10% от уровня себестоимости. Следствием стала слабая материальная заинтересованность работников сельского хозяйства в развитии его общественного сектора. Плохой урожай 1946 г. послужил предлогом для ужесточения контроля над крестьянством. Колхозы, придавленные завышенными обязательными поставками государству, не могли обеспечить крестьян прожиточным минимумом продуктов, что заставляло людей дополнительно затрачивать труд в личных подсобных хозяйствах. Приусадебные хозяйства давали 51% всего валового производства сельхозпродукции, в том числе 62% продукции животноводства. Урожайность в подсобных хозяйствах была в среднем в 2-4 раза выше, а продуктивность скота в 2-3 раза выше, чем в совхозах и колхозах. В ответ власти стремятся возвратить часть угодий из-под приусадебных участков в колхозный фонд, а также повышают налоги с крестьянских дворов. Не имея возможности рассчитаться с государством, крестьянам приходилось забивать скот. В 1948 г. колхозникам было рекомендовано продать государству мелкий скот, что подтолкнуло крестьян тайком забить еще 2 млн. голов скота.
Чтобы изменить ситуацию в животноводстве, в 1949 г. принимается «ТРЕХЛЕТНИЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО И СОВХОЗНОГО ПРОДУКТИВНОГО ЖИВОТНОВОДСТВА (1949-1951 ГГ.)». В программе вместо экономического стимулирования отрасли акцент делался на моральное стимулирование труда (награждение орденами, медалями и почетными званиями). Программа развития животноводства оказалась фактически проваленной.
Вывод: Таким образом, мобилизационный тип развития позволил Советскому Союзу в достаточно короткие сроки восстановить экономический потенциал, причем в некоторых отраслях развитие промышленности было осуществлено на более высокой технологической основе, особенно в военно-промышленном комплексе. СССР вернул свою экономику к довоенному уровню примерно в то же время, что и Западная Германия, и раньше, чем Япония. Советская экономика, основанная на жестком государственном контроле за всеми сферами производства и ценообразованием, развивалась не через высвобождение финансовых средств из ВПК, а преимущественно за счет ограничения потребления и прямых материальных потерь населения, что позволяло вкладывать дополнительные средства в промышленное производство. В результате темпы роста валового национального продукта за 1948-1950 гг. в СССР превысили американские. Огромный мобилизационный импульс к наращиванию объемов производства вывел СССР в послевоенный период на твердое 2-е место в мире по общему объему производства. Ахиллесовой пятой советской экономики оставалось сельское хозяйство.
Социальное развитие: Адаптация советского общества к мирным условиям была достаточно болезненной. Огромные демографические потери привели к резкому сокращению человеческих ресурсов. Компенсаторный «бэби-бум» оказался коротким, охватив лишь 1946-1949 гг. Положение осложнялось высокой младенческой и детской смертностью. Резко усугубилась диспропорция между полами и возрастными группами. Соотношение возрастных групп свидетельствовало о постарении населения. На 1200 молодых женщин (1918-1924 г.р.) приходилось 1000 ровесников-мужчин. Институт брака был дестабилизирован. Это повлияло, с одной стороны, на снижение числа замужних женщин, а с другой стороны, на увеличение внебрачной рождаемости и роста числа матерей-одиночек. За годы войны только в границах РСФСР было уничтожено почти 500 городов и рабочих поселков. Более 11 млн. человек остались без крова. Из-за скверных жилищных условий, скученности жильцов и недоедания широко распространяются инфекционные болезни. К концу войны многие семьи потеряли кормильцев и испытывали острую нужду. По всей стране насчитывались миллионы инвалидов и огромное количество беспризорных детей. Крайне низкий уровень заработной платы в городах и на селе привели к тому, что на январь 1946 г. более трети демобилизованных солдат и офицеров Советской армии не приступило к труду. В совокупности названные факторы вызвали ухудшение криминальной ситуации в стране. Довольно сложной и дорогостоящей была проблема реэвакуации населения. Обычным явлением стали массовые протесты рабочих и служащих эвакуированных заводов, требовавших возвращения в свои регионы. Наиболее тяжелым для страны оказался первый послевоенный 1946 год. Засуха охватила большинство зерновых областей страны – Украину, Молдавию, Поволжье, Центрально-Черноземную зону и Нечерноземье. Было собрано около 40 млн. т зерна. По дипломатическим соображениям 10% от заготовленного зерна было экспортировано в страны Восточной Европы и Францию. В 1946 г. в среднем по стране на один трудодень было распределено 0,52 кг хлеба, а 7,7% колхозов вообще не расплатились с колхозниками продовольствием. Выданного хлеба могло хватить лишь на 2-3 месяца. Чтобы предотвратить массовое «расхищение» зерна недоедающими крестьянами правительство приняло новые указы об уголовной ответственности за «разбазаривание, хищение и порчу» хлеба Разразился голод 1947 г., охвативший Украину, Молдавию и Нижнее Поволжье. Карточная система по минимуму обеспечивала городское население, которое также недоедало. Прямые потери от голода в 1947 г. составили по разным оценкам от 770,7 тыс. человек до почти 2 млн. чел. В послевоенные годы государство сохранило политику социального третирования крестьянства. Во-первых, несмотря на свой выдающийся вклад в победу над фашизмом социальный статус колхозного крестьянства не изменился. Крестьяне не имели паспортов не полагались отпуска, пенсии и листки нетрудоспособности. Во-вторых, государство использовало любые возможности для перераспределения финансовых средств из аграрного сектора в промышленность, от крестьянства – государству. С каждого хозяйства обязательные поставки государству ежегодно составляли 40 кг мяса, от 50 до 100 штук яиц, около 300 л. молока. При этом мясо закупалось в 79 раз дешевле розничной цены, а молоко - в 11 раз. В хозяйствах колхозников налогом облагались скот, посевы и фруктовые деревья, существовала земельная рента. Нормы доходности скота и посевов устанавливались произвольно. Крестьянские дворы должны были платить налог с несуществующих коров. В некоторых случаях несколько семей держало на паях одну корову, но налог платила каждая семья в отдельности.
В начале 1950-х гг. около ЧЕТВЕРТИ всех колхозов по стране вообще не выдавали денег на трудодни. Труд крестьян на колхозных полях и фермах все больше напоминал трудовую повинность государству. С 1942 г. колхозники, не выполнявшие без уважительной причины установленный государством обязательный минимум трудодней
приговаривались к исправительным работам на срок до 6 месяцев, с удержанием 25% заработка в пользу колхоза. Предоставлявший собраниям колхозников право высылки «нежелательных элементов» на срок до 8 лет. Этим указом руководство рассчитывало укрепить трудовую дисциплину. Продолжается массовый отток крестьян в города (8 млн. человек в 1946-1953 гг., из них 3,3 млн. трудоспособных, в основном молодежь в возрасте 20-29 лет). Легальную возможность изменения места жительства предоставляла система организованного набора рабочей силы для промышленности, транспорта и строительства, которая была восстановлена в 1947 г. Численность сельского населения сократилась с 112,5 млн. чел. до 107, 8 млн. чел. Миграционная крестьянская волна привела к тому, что численность городского населения выросла за 1946-1953 гг. с 58 до 80 млн. чел. После войны заработная плата заводских рабочих снизилась в связи с сокращением трудовой недели и прекращением сверхурочных работ. В городах 43% рабочих и служащих имели месячный заработок, из которого половина и более всей суммы тратилась на оплату питания по самому необходимому для человека уровню. Кроме того, власти регулярно практиковали задержку заработной платы. Значительную часть зарплаты отнимали налоги и государственные займы. Политика государственных займов денежных средств у населения приняла фактически принудительный характер. Так, из заработка в 200 рублей изымалось 67 рублей
ГУЛАГ и спецпоселенцы:после войны спецпоселения и лагеря Гулага достигли наивысшего расцвета. К моменту смерти Сталина в СССР числилось около 2,5 млн. заключенных (из них 475 тыс. осужденных за Контрреволюционные преступления») и 2,75 млн. спецпоселенцев. Причина разрастания лагерных контингентов: количество приговоров постоянно увеличивалось, т.к. любое правонарушение наказывалось как преступление. Жесткость наказаний была абсолютно несоразмерна провинности. В мае 1947 г. была отменена смертная казнь, которую заменили на 25 лет лишения свободы, но с другой стороны с 1947 г. сроки наказания заметно удлинились – количество осужденных на сроки от 5 до 10 лет увеличилось в пять раз. В 1947-1948 гг. принимаются указы о наказании «за посягательство на государственную и колхозную собственность» (срок от 5 до 25 лет). С 1947 по 1953 гг. были осуждены 1,5 млн. человек за мелкие кражи на производстве и государственных учреждениях (отверток, электрических лампочек, тарелок, книг) и «расхищение урожая» (из них 400 тысяч женщин – вдовы и многодетные матери и несовершеннолетние). Контингент спецпоселенцев регулярно увеличивался за счет направления в ссылку заключенных, отбывших наказание. Администрация ГУЛАГа постепенно утрачивает управление и контроль над ситуацией в лагерях. Уголовный элемент (93 тыс. оголтелых рецидивистов, получивших длительные сроки заключения) поделил лагеря на вотчины. Прибалтийские и особенно украинские националисты-повстанцы, попавшие в лагеря, с одной стороны усваивают уголовные принципы «паразитического» выживания в лагерях, а, с другой стороны, распространяют антисоветские взгляды и аккумулируют протестные настроения среди заключенных. Нарастает сопротивление заключенных. Увеличивается число побегов, отказа от работ, саботажа на производстве. В 1950 г. по инициативе МВД советское правительство приняло постановление о введении оплаты труда заключенных во всех исправительно-трудовых лагерях и колониях, чтобы стимулировать труд заключенных. Производственная ситуация заставляет руководство ГУЛАГа и лагерей все чаще прибегать к расконвоированию заключенных. В силу экономической целесообразности наметилась тенденция превращения значительного числа заключенных в частично вольнонаемных работников.
Вывод:С 1946 г. численность населения возросла с 170,6 млн. чел до 188 млн. человек к 1953 г. За 1948-1952 гг. расходы на оборону выросли почти вдвое, что не могло не сказаться на социальной сфере. Невысокий уровень жизни населения по западным стандартам оставался низким и даже уступающим НЭПовским временам (уровень 1928 г. был достигнут только в 1954 г.). Рост стоимости жизни значительно опережал увеличение зарплаты. Послевоенный рост промышленности и городского населения, тем не менее, не привели к структурным изменениям в обществе. ГУЛАГ, пропустив через себя сотни тысяч людей, способствует распространению в обществе тюремной культуры и этики.
Билет 29