Практические занятия для аспирантов очной, заочной форм обучения

Тема 1. История учений о праве и государстве как наука, ее значение в системе юридического знания. Методологические проблемы истории учений о праве и государстве.(2 часа)

План:

1. История учений о праве и государстве как наука.

2. Политико-правовая доктрина: понятие и структура.

3. Проблемы периодизации истории учений о праве и государстве.

4. Методологические проблемы истории учений о праве и государстве.

5. История учений о праве и государстве в системе юридических дисциплин: значение для развития теоретического и отраслевого юридического знания.

Задания для подготовки к практическому занятию: ознакомиться с рекомендованной литературой, уметь характеризовать методологические и мировоззренческие проблемы истории учений о праве и государстве.

Тема 2. Политические учения Древнего мира, Средних веков, эпохи Возрождения и Реформации: проблемы исследования и современные оценки.(2 часа)

План:

1. Древневосточная политико-правовая мысль: проблемы исследования и современные оценки.

2. Политические и правовые учения Древней Греции и Древнего Рима: проблемы исследования и современные оценки.

3. Политико-правовые учения Средних веков, эпохи Возрождения и Реформации: проблемы исследования и современные оценки.

4. Политико-правовая мысль в России IX-XVI вв.: проблемы исследования и современные оценки.

Задания для подготовки к практическому занятию: ознакомиться с рекомендованной учебной и научной литературой, повторить материал предыдущего занятия, уметь охарактеризовать основные методологические проблемы развития истории учений о праве и государстве до Нового времени.

Тема 3. Политические учения эпохи буржуазных революций и свободной конкуренции: проблемы исследования и современные оценки.(2 часа)

План:

1. Политические и правовые учения в Голландии и Англии в XVII в., учения о праве и государстве эпохи Просвещения, политико-правовые теории в США и Германии во второй половине XVIII – начале ХХ в.: проблемы исследования и современные оценки.

2. Политические и правовые идеи в России в XVII – первой половины XIХ вв.: проблемы исследования и современные оценки.

3. Политико-правовая идеология западноевропейского либерализма: проблемы исследования и современные оценки.

4. Социалистическая и коммунистическая политико-правовая идеология: проблемы исследования и современные оценки.

Задания для подготовки к практическому занятию: ознакомиться с рекомендованной учебной и научной литературой, повторить материал предыдущего занятия, уметь охарактеризовать основные методологические проблемы развития истории учений о праве и государстве Нового времени.

Тема 4. Политические учения эпохи империализма, социалистических революций, соревнования двух систем и кризиса мировой социалистической системы: проблемы исследования и современные оценки.(2 часа)

План:

1. Основные направления в развитии правовой идеологии конца XIX – первой половины XX в.: проблемы исследования и современные оценки.

2. Развитие политологических доктрин, идеологии политических движений: проблемы исследования и современные оценки.

3. Политико-правовая консервативная и либеральная идеология в России второй половины XIX – начала XX в.: проблемы исследования и современные оценки.

4. Марксистские политико-правовые учения в России. Советская правовая теория периода ее становления. Политико-правовые идеи русской эмиграции: проблемы исследования и современные оценки.

5. Политико-правовые идеи национально-освободительных движений в колониальных и зависимых странах: проблемы исследования и современные оценки.

Задания для подготовки к практическому занятию: ознакомиться с рекомендованной учебной и научной литературой, повторить материал предыдущего занятия, уметь охарактеризовать основные методологические проблемы развития истории учений о праве и государстве Новейшего времени.

Самостоятельная работа

Виды самостоятельной работы по дисциплине «История учений о праве и государстве»:

- написание эссе, контрольной работы, реферата;

- составление библиографического списка по заданной научной проблеме,

- подготовка презентации;

- подготовка тезисов докладов, сообщений для участия в научных конференциях;

- выполнение индивидуальных заданий, практических заданий, кейс-заданий.

Модель (особенности) самостоятельной работы аспирантов по отдельным разделам и темам курса



Название темы Задание для самостоятельной работы студента Форма контроля преподавателем
1. История учений о праве и государстве как наука, ее значение в системе юридического знания. Методологические проблемы истории учений о праве и государстве Выполнение индивидуальных заданий, подготовка тезисов докладов, написание эссе Проверка письменных работ, эссе, выполнения индивидуальных заданий.
2. Политические учения Древнего мира, Средних веков, эпохи Возрождения и Реформации: проблемы исследования и современные оценки Выполнение индивидуальных заданий, подготовка тезисов докладов, написание эссе Проверка письменных работ, эссе, выполнения индивидуальных заданий.
3. Политические учения эпохи буржуазных революций и свободной конкуренции: проблемы исследования и современные оценки Выполнение индивидуальных заданий, подготовка тезисов докладов, написание эссе Проверка письменных работ, эссе, выполнения индивидуальных заданий.
4. Политические учения эпохи империализма, социалистических революций, соревнования двух систем и кризиса мировой социалистической системы: проблемы исследования и современные оценки Выполнение индивидуальных заданий, подготовка тезисов докладов, написание эссе Проверка письменных работ, эссе, выполнения индивидуальных заданий.

Модель (особенности) самостоятельной работы по заочной форме обучения:

- активное использование методической литературы, разработанной кафедрой;

- активное использование интернет-технологий для поиска источников;

- посещение еженедельных консультаций преподавателей;

- самостоятельная подготовка эссе, докладов на практические занятия с использованием библиотечного фонда Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), интернет-технологий.

Образовательные технологии

Используются активные и интерактивные формы проведения занятий. Необходимость использования при проведении практических и лекционных занятий той или иной образовательной технологии определяется преподавателем:

Основными методами обучения являются:

– теоретико-информационные: устное целостное изложение учебного материала в форме рассказа, объяснения, дискуссии, консультирования, демонстрации (в том числе с использованием современных мультимедийных средств).

– поисково-творческие: творческий диалог, анализ конкретных ситуаций (обычных, нетипичных, проблемных).

– методы самостоятельной работы: чтение, конспектирование, решение задач и проблемных ситуаций.

– контрольно-оценочные методы: проверка выполнения индивидуальных заданий, эссе, экзаменационный зачет.

- лекция-презентация, лекция-дискуссия;

- работа в малых группах; практические занятия в диалоговом режиме могу проводиться по всем темам;

- дискуссия, практика публичного выступления;

- деловые и ролевые игры;

- методика проектов может использоваться по любой из тем практических занятий, а также в качестве задания для самостоятельной работы;

- практическая работа по вопросам «методологические проблемы истории учений о праве и государстве», «конкуренция правовых доктрин в XIX – начале ХХ в.».

-реализация мультимедийных методик при проведении аудиторных занятий и оценке знаний.

Не менее 30 процентов аудиторных занятий проводятся в интерактивных формах.

Семестр Вид занятия Используемые интерактивные образовательные технологии Количество часов
Лекции Дистанционные технологии, компьютерные симуляции
Практические занятия Презентация проекта, обучающая игра, работа в малых группах, технология портфолио, интернет конференции, разбор конкретных ситуаций, «кейс-стади»
ИТОГО

5. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и контроля самостоятельной работы

Примерные темы для написания эссе

1. Проблема совершенного общественного и политического устройства в трудах Платона и Аристотеля.

2. «Макиавеллизм». Проблема политического реализма в произведениях Н. Макиавелли.

3. Дж. Локк как представитель раннего европейского либерализма.

4. Особенности понимания народовластия Ж.-Ж. Руссо.

5. Проблема соотношения нравственности и права в трудах И. Канта.

6. Философия права Гегеля. Право как диалектически развивающийся феномен.

7. Взгляд на судьбы государства и права в анархистских учениях.

8. Особенности марксисткой трактовки политики и права. Государство и право как надстроечные явления.

9. Эволюция политических взглядов В.И. Ленина.

10.Влияние идей Л.И. Петражицкого на развитие юридической мысли.

5.2. Контрольные вопросы для проведения промежуточной аттестации (экзамена) по итогам освоения дисциплины

1. Учение Аристотеля о государстве и праве.

2. Политические взгляды Н. Макиавелли.

3. Политические взгляды славянофилов.

4. Политические взгляды Т. Мора.

5. Политические взгляды П.Ж. Прудона.

6. Учение Ж. Бодена о государстве и праве.

7. Политико-правовые взгляды К. Маркса и Ф. Энгельса.

8. Политико-правовые взгляды Т. Гоббса.

9. Политические взгляды О. Конта.

10. Политико-правовые взгляды Дж. Локка.

11. Политические и правовые взгляды В.И. Ленина.

12. Политическая платформа революционного народничества 60-70-х годов XIX в.

13. Политико-правовые взгляды Ж.Ж. Руссо.

14. Социологическая школа права (Е. Эрлих, Р. Паунд, «реалисты»).

15. Политико-правовые взгляды Ш.Л. Монтескье.

16. Политические взгляды И. Канта.

17. Политические взгляды Г.В.Ф. Гегеля.

18. Психологическая теория права Л.И. Петражицкого.

19. Теория солидаризма Л. Дюги.

20. Чистая теория права Г. Кельзена.

21. Политико-правовые взгляды Т. Джефферсона.

22. Теория элит (Г. Моска, В. Парето, Р. Михельс).

23. Политические концепции фашизма.

24. Политические взгляды декабристов

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

№ п.п Название раздела (темы) учебной дисциплины Коды формируемых компетенций Планируемый результат обучения (в т.ч. знания, умения, владение компетенциями)
1. История учений о праве и государстве как наука, ее значение в системе юридического знания. Методологические проблемы истории учений о праве и государстве УК-1, 3, 6; ОПК-1, 2, 3; ПК-1, 2, 5.   Знать:знать предмет и методологию истории учений о праве и государстве; место и роль истории учений о праве и государстве в системе юридических наук; современное состояние науки истории политических и правовых учений Уметь:уметь ориентироваться в различных исторических и современных учениях о государстве и праве, в многообразии методологических подходов к политико-правовому знанию Владеть: владеть современной и исторической общей юридической терминологией, навыками теоретического осмысления исторического интеллектуального политико-правового опыта, обобщения, переработки и изложения научной информации, анализа различных точек зрения на политико-правовые проблемы.  
2. Политические учения Древнего мира, Средних веков, эпохи Возрождения и Реформации: проблемы исследования и современные оценки УК-1, 3; ОПК-1, 2, 3; ПК-1, 2.   Знать:основные закономерности развития политико-правового знания в древневосточных, античных, средневековых учениях, их современные интерпретации. Уметь:использовать исторический опыт, применять знания закономерностей развития политико-правовых идей в научно-исследовательской и педагогической деятельности. Владеть: навыками теоретического осмысления исторического интеллектуального политико-правового опыта, анализа особенностей той или иной политической или правовой доктрины рассматриваемого исторического периода, выделения ее существенных признаков, сравнения с иными доктринами, а также навыками обобщения, переработки и изложения научной информации, анализа различных точек зрения на политико-правовые проблемы.
3. Политические учения эпохи буржуазных революций и свободной конкуренции: проблемы исследования и современные оценки УК-1, 3, 6; ОПК-1, 2, 3; ПК-1, 2.   Знать:основные закономерности развития политико-правовой мысли в XVII – XVIII вв., основные положения концепций классиков буржуазной политико-правовой мысли, их современные интерпретации. Уметь:использовать исторический опыт, применять знания закономерностей развития политико-правовых идей в научно-исследовательской и педагогической деятельности. Владеть: навыками теоретического осмысления исторического интеллектуального политико-правового опыта, анализа особенностей той или иной политической или правовой доктрины рассматриваемого исторического периода, выделения ее существенных признаков, сравнения с иными доктринами, а также навыками обобщения, переработки и изложения научной информации, анализа различных точек зрения на политико-правовые проблемы.  
4. Политические учения эпохи империализма, социалистических революций, соревнования двух систем и кризиса мировой социалистической системы: проблемы исследования и современные оценки УК-1, 3, 6; ОПК-1, 3; ПК-1, 2, 5.   Знать:основные закономерности развития политико-правовой мысли в XIХ – XХ вв., взгляды основных представителей либеральных, консервативных, социалистических и коммунистических учений, позитивистских, социологических, естественно-правовых, психологических юридических теорий. Уметь:использовать исторический опыт, применять знания закономерностей развития политико-правовых идей в научно-исследовательской и педагогической деятельности; уметь выявлять современные тенденции развития политико-правового знания. Владеть: навыками теоретического осмысления исторического интеллектуального политико-правового опыта, анализа особенностей той или иной политической или правовой доктрины рассматриваемого исторического периода, выделения ее существенных признаков, сравнения с иными доктринами, а также навыками обобщения, переработки и изложения научной информации, анализа различных точек зрения на политико-правовые проблемы.

Учебно-методическое обеспечение

Основная литература

1. История политических и правовых учений: учебник : в 3 ч./ Н. М. Азаркин [и др.] ; под общ. ред. О. В. Мартышина ; Моск. гос. юрид. акад. им. О.Е. Кутафина. - М.: Юрлитинформ, 2012 - 2012. - (Теория и история государства и права), Ч. 1, 2. - 464 с.

2. Проблемы общей теории jus: учебник для магистрантов юридических вузов / В. В. Лазарев, С. В. Липень, А. Х. Саидов; отв. ред. В. В. Лазарев. М., 2012.

3. Философия права. Курс лекций: учеб. пособие : в 2 т./ Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. Юрид. фак.; отв. ред. М. Н. Марченко. - М.: Проспект, 2011 – 2011, Т. 2/ А. В. Аверин, И. А. Гобозов [и др.]. - 512 с.

Дополнительная литература

1. Адоратский В. В. О теории и практике ленинизма (революционного марксизма). М.-Л., 1924.

2. Азаркин Н. М. Монтескье. М., 1988.

3. Алексеев А. С. Макиавелли как политический мыслитель. М., 1880.

4. Аристотель. Политика. Афинская политика. М., 1997.

5. Асмус В. Ф. Ж. Ж. Руссо. М., 1962.

6. Асмус В. Ф. Кант. М., 1973.

7. Асмус В. Ф. Платон. М., 1975.

8. Бабич М. Д. Политическая мысль Платона и Аристотеля. М., 1995.

9. Бакунин М. А. Избранные философские сочинения и письма. М., 1987.

10. Барг М. А., Авдеева К. Д. От Макиавелли до Юма. Становление историзма. М., 1998.

11. Баскин М. П. Монтескье. М., 1965.

12. Баскин Ю. Я. Кант. М., 1984.

13. Бонташ П. К., Прозорова Н. С. Томас Мор. М., 1983.

14. Бурлацкий Ф. М. Николо Макиавелли. Советник государя. М., 2002.

15. Бурханов Р. А. Политическое учение Джона Локка. Нижневартовск, 1999.

16. Бурханов Р. А. Политическое учение Томаса Гоббса. Нижневартовск, 1999.

17. Валентинов Н. Недорисованный портрет. Встречи с Лениным. Малознакомый Ленин. Ранние годы Ленина. М., 1993.

18. Волков В. А. Политическая философия И. Канта. СПб., 2001.

19. Гегель Г. В. Ф. Политические произведения. М., 1978.

20. Гегель Г. В. Ф. Философия права. М., 1990.

21. Гоббс Т. Левиафан. М., 2001.

22. Графский В. Г. Бакунин. 1985.

23. Гурвич Г. Д. Руссо и Декларация прав (идея неотъемлемых прав индивида в политической доктрине Руссо). Пг., 1918.

24. Гурвич Г. Д. Философия и социология права. Избранные сочинения – СПб, 2009.

25. Епископосов Г. Л. Гегель о свободе и социальной справедливости. М., 1995.

26. Засулич В. Ж. Ж. Руссо. Опыт характеристики его общественных идей. М., 1923.

27. Зорькин В. Д. Позитивистская теория права в России. М., 1978.

28. Исаев И. А., Золотухина Н. М. История политических и правовых учений России XI –XX вв. М., 1995.

29. История государственно-правовых учений: учебник / отв. ред. В. В. Лазарев. М., 2006.

30. История государственно-правовых учений: хрестоматия / авт.-сост. С. В. Липень; под ред. В. В. Лазарева. М., 2006.

31. История политических и правовых учений: учебник / отв. ред. В. В. Лазарев. М., 2008.

32. История политических и правовых учений. Древний мир / отв. ред. В. С. Нерсесянц. М.: «Наука», 1985. 349 с.

33. История политических и правовых учений. Средние века и Возрождение / отв. ред. В. С. Нерсесянц. М.: Наука, 1986.

34. История политических и правовых учений. XVII-XVIII вв. / отв. ред. В. С. Нерсесянц. М.: Наука, 1989. 448 с.

35. Кант И. Основы метафизики нравственности. Критика практического разума. Метафизика нравов. СПб., 1995.

36. Каутский К. Томас Мор и его утопия. М., 1924.

37. Кечекьян С. Ф. Учение Аристотеля о государстве. М., 1947.

38. Лапаева В. В. Вопросы права в «Капитале» К. Маркса. М., 1982.

39. Левит К. От Гегеля к Ницше. СПб., 2002.

40. Ленин В. И. Государство и революция // ПСС, т.33.

41. Ленин В. И. Две тактики социал-демократии в демократической революции // ПСС, т.11.

42. Ленин В. И. Империализм как высшая стадия капитализма // ПСС, т.27.

43. Ленин В. И. О диктатуре пролетариата // ПСС, т.39.

44. Ленин В. И. О некоторых особенностях исторического развития марксизма. Исторические судьбы учения Карла Маркса. Три источника и три составных части марксизма. Карл Маркс. М., 1989.

45. Ленин В. И. Очередные задачи Советской власти // ПСС, т.36.

46. Ленин В. И. Пролетарская революция и ренегат Каутский // ПСС, т.37.

47. Ленин В. И. Что делать // ПСС, т.6.

48. Ленин. Взгляд с Запада. М., 1990.

49. Локк Дж. Два трактата о правлении // Соч., т.3, М., 1988.

50. Лукач Д. Молодой Гегель и проблемы капиталистического общества. М., 1987.

51. Любшина С. С. Карл Маркс о коммунистическом производстве. М., 1985.

52. Макиавелли Н. Государь. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. СПб., 2002.

53. Мапельман В. М. Опыт прочтения работы М. А. Бакунина «Государственность и анархия»: учебное пособие для студентов всех специальностей. М., 1991.

54. Маркс К. Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта // Соч., т.8.

55. Маркс К. Гражданская война во Франции // Соч., т.17.

56. Маркс К. К критике гегелевской философии права. Введение // Соч., т.1.

57. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие // Соч., т.13.

58. Маркс К. Критика Готской программы // Соч., т.10.

59. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии // Соч., т.4.

60. Маркузе Г. Разум и революция: Гегель и становление социальной теории. СПб., 2000.

61. Мееровский Б. В. Гоббс. М., 1975.

62. Моисеев П. И. Критика философии М. Бакунина и современность. Иркутск, 1981.

63. Монтескье Ш. Л. О духе законов. М., 1999.

64. Монтескье Ш. Л. Персидские письма. Размышления о причинах величия и падения римлян. М., 2002.

65. Мор Т. Утопия. Эпиграммы. История Ричарда III. М., 1998.

66. Нерсесянц В. С. Политические учения древней Греции. М., 1979.

67. Нерсесянц В. С. Философия права Гегеля. М., 1998.

68. Новгородцев П. И. Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве. СПб., 2000.

69. Ойзерман Т. И. Формирование философии марксизма. М., 1986.

70. Осиновский И. Н. Томас Мор. М., 1985.

71. Петражицкий Л. И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. СПб., 2000.

72. Пионтковский А. А. Учение Гегеля о праве и государстве и его уголовно-правовая теория. М., 1963.

73. Пирумова Н. М. Социальная доктрина М. А. Бакунина. М., 1990.

74. Платон. Государство. Законы. Политик. М., 1998.

75. Плеханов Г. В. Ж. Ж. Руссо и его учение о происхождении неравенства между людьми. М.-Л., 1925.

76. Прудон П. Ж. Что такое собственность? Бедность как экономический принцип. Порнократия, или Женщины в настоящее время. М., 1998.

77. Пяткина С. А. Петражицкий и его эмоционалистская школа в системе правовых идей отечественной юриспруденции. М., 2000.

78. Ракитская И. Ф. Онтология права в русской научной традиции. (Л.И. Петражицкий). СПб., 2002.

79. Риклин А. Николо Макиавелли: искусство властвовать. СПб., 2002.

80. Саидов А. Х. Философско-правовое наследие Иммануила Канта и современная юриспруденция. Ташкент: Patent-Press, 2008. 228 с.

81. Сатышев В. Е. Политико-правовые учения в Англии в эпоху буржуазных революций XVII века. М., 1985.

82. Стеклов Ю. М. Прудон. Отец анархии. Пг., 1919.

83. Царьков И. А. Философские и государственно-правовые взгляды Джона Локка. Тольятти, 1996.

84. Чанышев А. Н. Аристотель. М., 1987.

85. Честнов И. Л. История политических и правовых учений: теоретико-методологическое введение: учебное пособие. СПб., 2009.

86. Шохина С. Вопросы гражданского права в «Капитале» К. Маркса: Учебное пособие. М., ВЮЗИ, 1990.

87. Ямамото К. Политическая философия Бакунина. М., 2001.

Наши рекомендации