V. информационно-методическая часть

Нормативные правовые акты

1. Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 № 218-З. – Минск : Амалфея, 2012. – 752 с.

2. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2012. – Минск : Амалфея, 2011. – 48 с.

3. Инструктивное письмо Министерства юстиции Республики Беларусь от 9 марта 1994 г. № 05-11-1073 «По вопросу нотариального оформления документов, предназначенных для действия за границей» / Зарегистрировано в Реестре государственной регистрации Республики Беларусь 10 марта 1994 г. № 257/12.

4. Инструкция о порядке выдачи и аннулирования свидетельства на право занятия нотариальной деятельностью : постановление М-ва юстиции Респ. Беларусь, 1 дек. 2010 г., № 107 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2011. – № 1. – 8/23089.

5. Инструкция о порядке выдачи, внесения изменений и аннулирования свидетельства о регистрации частного нотариуса : постановление М-ва юстиции Респ. Беларусь, 1 дек. 2010 г., № 107 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2011. – № 1. – 8/23089.

6. О лицензировании отдельных видов деятельности: Указ През. Респ. Беларусь, 1 сент. 2010 г., № 450 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2010. – № 212. – 1/11914.

7. О некоторых вопросах осуществления нотариальной деятельности : постановление М-ва юстиции Респ. Беларусь, 1 дек. 2010 г., № 107 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2011. – № 1. – 8/23089.

8. О некоторых мерах по упорядочению сделок по отчуждению транспортных средств : Указ През. Респ. Беларусь, 15 окт. 2007 г., № 504 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2007. – № 250. – 1/9002.

9. О переводе документов : Письмо М-ва соц. защиты Респ. Беларусь, 25 окт. 1999 г., № 02-01/207 // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2012.

10. О порядке распоряжения государственным жилищным фондом : Указ През. Респ. Беларусь, 26 июля 2010 г., № 388 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2010. – № 183. – 1/11817.

11. Об утверждении Инструкции о порядке истребования нотариусом сведений и (или) документов, необходимых для совершения нотариального действия : постановление М-ва юстиции Респ. Беларусь, 7 июня 2005 г., № 26 // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2012.

12. Об утверждении Инструкции о порядке совершения нотариальных действий : постановление М-ва юстиции Респ. Беларусь, 23 окт. 2006 г., № 63 // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2012.

13. Об утверждении Инструкции о порядке удостоверения завещаний и доверенностей, приравненных к нотариально удостоверенным, свидетельствования подлинности подписи на документах : постановление М-ва юстиции Респ. Беларусь, 19 февраля 2003, № 3 // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2012.

14. Об утверждении Инструкции по выплате пенсий и пособий через объекты почтовой связи : постановление М-ва труда и соц. защиты Респ. Беларусь, М-ва связи и информатизации Респ. Беларусь, 26 мая 2003 г., № 64/3 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2003. – № 65. – 8/9613.

15. Об утверждении норм времени на совершение нотариальных действий государственными и частными нотариусами Республики Беларусь : постановление М-ва юстиции Респ. Беларусь, 20 июля 2007 г., № 48 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2007. – № 186. – 8/16875.

16. Об утверждении Положения о Государственной нотариальной конторе и Положения о первой Государственной нотариальной конторе : постановление М-ва юстиции Респ. Беларусь, 8 дек. 2000 г., № 338 // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2012.

17. Об утверждении Положения о порядке прохождения стажировки в государственной нотариальной конторе : постановление М-ва юстиции Респ. Беларусь, 14 июля 2000 г., № 11 // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2012.

18. Об утверждении правил нотариального делопроизводства : постановление М-ва юстиции Респ. Беларусь, 26 окт. 2006 г., № 64 // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2012.

19. Об утверждении правил профессиональной этики нотариуса : постановление Мва юстиции Респ. Беларусь, 16 ноября 2004 г., № 37 // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2012.

20. Об утверждении тарифов на дополнительные платные услуги правового и технического характера государственных нотариальных контор : постановление Совета министров Респ. Беларусь, 11июня 2011 г., № 756 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2011. – № 69. – 5/33964.

21. Об утверждении тарифов на нотариальные услуги правового и технического характера, оказываемые частными нотариусами : постановление Совета министров Респ. Беларусь, 22 июня 2011 г., № 818 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2011. – № 73. – 5/34022.

22. Об утверждении типового договора страхования деятельности частного нотариуса (страхового полиса) : постановление М-ва юстиции Респ. Беларусь, 4 февраля 2005 г., № 2 // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2012.

23. Положение о Квалификационной комиссии по вопросам нотариальной деятельности : постановление М-ва юстиции Респ. Беларусь, 1 дек. 2010 г., № 107 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2011. – № 1. – 8/23089.

5.2. Основная литература

24. Ангельский, В. Нотариат в Белорусской ССР в 1919–1925 гг. / В. Ангельский // Юстиция Беларуси. – 2011. – № 12. – С. 51–53.

25. Аргунов, В.Н. Нотариальное удостоверение фактов (историко-правовой очерк) / В.Н. Аргунов // Законодательство. – 2000. – № 5. – С. 50–55.

26. Белова, Т. Система и содержание принципов нотариата в Республике Белаурсь / Т. Белова // Юстиция Беларуси. – 2005. – № 3. – С. 28–32.

27. Беньягуев, Г. И. Нотариат как часть судебной системы / Г.И. Беньягуев // Нотариус. – 2006. – № 4. – С. 42–44.

28. Беспалов, Ю. Ф. Наследственные правоотношения / Ю.Ф. Беспалов // Бюллетень нотариальной практики. – 2005. – № 5. – С. 16–19.

29. Брагин, А. Обжалование нотариальных действий / А. Ьрагин // Юрист. – 2002. – № 10. – С. 51–52.

30. Гуринович, С. Засвидетельствовать верность копии – это непросто / С. Гуринович // Право Беларуси. – 2004. – № 27. – С. 71–76.

31. Долгов, М. А. Большая история нотариата / М.А. Долгов // Нотариус. – 2000. – №3. – С. 76–80.

32. Дударев, А. В. Система латинского нотариата: к вопросу об «идеализации» модели и её перспективах / А. В. Дударев // Российская юстиция. – 2008. – № 12. – С. 38–42.

33. Жданович, Е. Доверительное управление наследственным имуществом / Е. Жданович // Юстиция Беларуси. – 2007. – № 3. – С. 56–59.

34. Захарова, Ж. Источники правового регулирования нотариата / Ж. Захарова // Юстиция Беларуси. – 2007. – № 5. – С. 64–66.

35. Званкович, Т. Из истории нотариата / Т. Званкович // Юстиция Беларуси. – 2006. – № 10. – С. 60–62.

36. Иванникова, Г. Удостоверение фактов / Г. Иванникова // Юстиция Беларуси. – 2011. – № 10. – С. 64–66.

37. Кирвель, И.Ю. Нотариат в Рсепублике Беларусь / И.Ю. Кирвель. – Гродно : ГрГУ, 2008. – 230 с.

38. Коваленко, И. Раздел наследства / И. Коваленко // Юстиция Беларуси. – 2004. – № 5. – С. 24–27.

39. Козлова, О.Н. Нотариальное удостоверение доверенностей / О.Н. Козлова // Право Беларуси. – 2003. – № 48. – С. 51–56.

40. Кулак С.М. Нотариат как орган превентивного правосудия / С.М. Кулак // Весн. Брэсцкага дзярж. ун-та. Сер. 2, Гісторыя. Эканоміка. Права. – 2011. – № 1. – С. 122–131.

41. Кульмухаметова, С. Закрытое завещание. Толкование завещания / С. Кульмухаметова // Юстиция Беларуси. – 2000. – № 7. – С. 22–25.

42. Литвинко, В. Нотариальное удостоверение сделок с участием юридических лиц / В. Литвинко // Юрист. – 2002. – № 1. – С. 67–68.

43. Меркушин, В. В. Правовая основа, задачи и система деятельности органов нотариата в Республике Беларусь / В. В. Меркушин // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2012.

44. Метельская, Е. О некоторых вопросах нотариальной деятельности: новое в совершении исполнительных надписей / Е. Метельская // Юстиция Беларуси. – 2012. – № 3. – С. 61–64.

45. Мицкевич, В. Нотариат в системе государства. Экскурс в историю / В. Мицкевич // Юстиция Беларуси. – 2003. – № 2. – С. 29–31.

46. Мороз, Л. Право на обязательную долю в наследстве. Расчёт обязательной доли / Л. Мороз // Юстиция Беларуси. – 2004. – № 5. – С. 22–23.

47. Мохов, А.А. Правовые проблемы проверки нотариусом дееспособности гражданина / А.А. Мохов, С.В. Колганова // Нотариус. – 2007. – № 1. – С. 10–14.

48. Пиджаков, А. Ю. Из истории нотариата России / А. Ю. Пиджаков // Нотариус. – 2010. – № 1. – С. 26–27.

49. Письмо коллегии Министерства юстиции Республики Беларусь от 1.11. 2003 г. «О свидетельствовании копий докуметов (по материалам обобщения нотариальной практики Первой минской городской государственной нотариальной конторы)» // Юстиция Беларуси. – 2004. – № 1. – С. 41–43.

50. Подгруша, В. В. Доверенность: понятие, назначение, форма и содержание / В. В. Подгруша // Налоги Беларуси. – 2009. – № 48. – С. 56–57.

51. Пунько, Т.Н. Вопросы совершенствования формы завещания / Т.Н. Пунько // Право Беларуси. – 2005. – № 10. – С. 99–101.

52. Савчук, И. Методическое руководство государственными нотариальными конторами / И. Савчук // Юстиция Беларуси. – 2005. – № 7. – С. 25–27.

5.3. Дополнительная литература

53. Самосейко, В. Э. Стажировка: законодательство и практика / В. Э. Самосейко // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2012.

54. Симонов, А.А. Нотариату Республики Беларусь – 90 лет! / А.А. Симонов // Юрист. – 2008. – № 3. – С. 64–66.

55. Солодухин, Д.Ю. Комментарий к Постановлению Министерства юстиции Республики Беларусь и Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 14.12.2004 г. № 38/131 «Об утверджении Инструкции о порядке представления органами, должностные лица которых уполномочены совершать нотариальные действия, и частными нотариусами сведений о нотариальном удостоверении права на наследство и договоров дарения в налоговые органы» / Д.Ю. Солодухин // Вест. МНС Респ. Беларусь. – 2005. – № 4. – С. 44.

56. Тальпис, Ж. Латинский нотариат перед лицом глобализации / Ж. Тальпис // Российская юстиция. – 2003. – № 9. – С. 38–40.

57. Тарбагаева, Е.Б. Компетенция нотариальных органов: теоретический аспект / Е.Б. Тарбагаева // Правоведение. – 2000. – № 5. – С. 176–186.

58. Цуканов, С. Этика профессиональной деятельности нотариуса / С. Цуканов // Нотариус. – 2009. – № 5.

59. Черемных, Г. Г. Нотариат как институт превентивного правосудия / Г.Г. Черемных // Нотариус. – 2005. – № 2. – С. 2–5.

60. Шаплыко, С. И. Особенности уплаты государственной пошлины при обращении за совершением нотариальных / С. И. Шаплыко // Налоги Беларуси. – 2010. – № 30. – С. 83–87.

61. Шляга, Ж.А. О некоторых вопросах удостоверения завещаний / Ж.А. Шляга // Право Беларуси. – 2003. – № 32. – С. 61–65.

62. Ярков, В. В. Общие правила нотариального производства / В. В. Ярков // Нотариус. – 2001. – № 3. – С. 3–19.

63. Ярков, В. В. Правовой статус нотариуса: права, обязанности и ответственность / В. В. Ярков // Нотариус. – 2000. – № 2. – С. 29–31.

64. Ярков, В. В. Профессия нотариуса / В.В. Ярков // Нотариус. – 2000. – № 4. – С. 16.


Критерии оценок результатов учебной деятельности    
Баллы Показатели оценки |
(один) Отсутствие приращения знаний и компетентности в рамках образовательного стандарта, отказ от ответа.
(два) Фрагментарные знания в рамках образовательного стандарта; знания отдельных литературных источников, рекомендованных учебной программой дисциплины; неумение использовать научную терминологию дисциплины, наличие в ответе грубых и логических ошибок; пассивность на практических и лабораторных занятиях, низкий уровень культуры исполнения заданий.
(три) Недостаточно полный объем знаний в рамках образовательного стандарта; знание части основной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины; использование научной терминологии, изложение ответа на вопросы с существенными и логическими ошибками; слабое владение инструментарием учебной дисциплины, некомпетентность в решении стандартных задач; неумение ориентироваться в основных теориях, концепциях и направлениях изучаемой дисциплины: пассивность на семинарских занятиях, низкий уровень культуры исполнения заданий.
(четыре) Достаточный объем знаний в рамках образовательного стандарта; усвоение основной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины; использование научной терминологии, логическое изложение ответа на вопросы, умение делать выводы без существенных ошибок; владение инструментарием учебной дисциплины, умение его использовать в решении стандартных задач; умение под руководством преподавателя решать стандартные задачи; умение ориентироваться в основных теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине и давать им оценку; работа под руководством преподавателя на семинарских занятиях, допустимый уровень культуры исполнения заданий.
(пять) Достаточные знания в объеме учебной программы; использование научной терминологии, грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать выводы; владение инструментарием учебной дисциплины, умение его использовать в решении учебных и профессиональных задач; способность самостоятельно применять типовые решения в рамках учебной программы; усвоение основной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины; умение ориентироваться в базовых теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине и давать им сравнительную оценку; самостоятельная
  работа на семинарских занятиях, фрагментарное участие в групповых обсуждениях, достаточный уровень культуры исполнения заданий.
(шесть) Достаточно полные и систематизированные знания в объеме учебной программы; использование необходимой научной терминологии, грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать обобщения и обоснованные выводы; владение инструментарием учебной дисциплины, умение его использовать в решении учебных и профессиональных задач; способность самостоятельно применять типовые решения в рамках учебной программы; усвоение основной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины; умение ориентироваться в базовых теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине и давать им сравнительную оценку; активная самостоятельная работа на семинарских занятиях; периодическое участие в групповых обсуждениях, достаточно высокий уровень культуры исполнения заданий.
7 (семь) Систематизированные, глубокие и полные знания по всем разделам учебной программы; использование научной терминологии (в том числе на иностранном языке), грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать обоснованные выводы и обобщения; владение инструментарием учебной дисциплины, умение его использовать в постановке и решении научных и профессиональных задач; свободное владение типовыми решениями в рамках учебной программы; усвоение основной и дополнительной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины; умение ориентироваться в основных теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине и давать им аналитическую оценку; самостоятельная работа на семинарских занятиях, участие в групповых обсуждениях, высокий уровень культуры исполнения заданий.
(восемь) Систематизированные, глубокие и полные знания по всем поставленным вопросам в объеме учебной программы; использование научной терминологии (в том числе на иностранном языке), грамотное и логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать обоснованные выводы и обобщения; владение инструментарием учебной дисциплины, умение его использовать в постановке и решении научных и профессиональных задач; способность самостоятельно решать сложные проблемы в рамках учебной программы; усвоение основной и дополнительной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины; умение ориентироваться в теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине и давать им аналитическую оценку; активная
  самостоятельная работа на семинарских занятиях, систематическое участие в групповых обсуждениях, высокий уровень культуры исполнения заданий.
(девять) Систематизированные, глубокие и полные знания по всем разделам учебной программы; точное использование научной терминологии (в том числе на иностранном языке), грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы; владение инструментарием учебной дисциплины, умение его эффективно использовать в постановке и решении научных и профессиональных задач; способность самостоятельно и творчески решать сложные проблемы в нестандартной ситуации в рамках учебной программы; полное усвоение основной и дополнительной литературы, рекомендованной учебной программной дисциплины; умение ориентироваться в теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине и давать им аналитическую оценку; систематическая, активная самостоятельная работа на семинарских занятиях, творческое участие в групповых обсуждениях, высокий уровень культуры исполнения заданий.
10 (десять) Систематизированные, глубокие и полные знания по всем разделам учебной программы, а также по основным вопросам, выходящим за ее пределы; точное использование научной терминологии (в том числе на иностранном языке), грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы; безупречное владение инструментарием учебной дисциплины, умение его эффективно использовать в постановке и решении научных и профессиональных задач; выраженная способность самостоятельно и творчески решать сложные проблемы в нестандартной ситуации; полное и глубокое усвоение основной и дополнительной литературы по изучаемой учебной дисциплине; умение свободно ориентироваться в теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине и давать им аналитическую оценку, использовать научные достижения других дисциплин; творческая самостоятельная работа на семинарских занятиях, активное творческое участие в групповых обсуждениях, высокий уровень культуры исполнения заданий.

Для диагностики знаний студентов используются следующие основные средства:

- тесты;

- рефераты;

- коллоквиумы;

- экзамены;

- итоговая аттестация, другие средства диагностики.

VI. ПРОТОКОЛ СОГЛАСОВАНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ С ДРУГИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ

Название дисциплины, изучение которой связанное с дисциплиной рабочей программы Кафедры, обеспечивающие изучение этой дисциплины Предложение кафедры об изменения в содержании рабочей программы Принятое решение кафедрой, разработавшей рабочую программу
Конституционное право кафедра публичного права Предложений нет Протокол № от «___»_______2012 г.
Общая теория права кафедра публичного права Предложений нет Протокол № от «___»_______2012 г.
Гражданское право кафедра частного права Предложений нет Протокол № от «___»_______2012 г.
Трудовое право кафедра частного права Предложений нет Протокол № от «___»_______2012 г.
Судоустройство кафедра публичного права Предложений нет Протокол № от «___»_______2012 г.

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ К УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЕ

НА 20____- 20_____ учебный год

№ п/п Дополнения и изменения Основание
     

Учебная программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры:

(протокол №___ от «___»__________20___г.)

Заведующий кафедрой

____________________ ___________________ _______________________

(степень, звание) (подпись) (И.О. Фамилия)

Утверждаю:

Декан факультета

______________________ __________________ _______________________

(степень, звание) (подпись) (И.О. Фамилия)

Теоретический раздел

Конспект лекций

Наши рекомендации