Глава 6. организационные основы

ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ

Президент Российской Федерации определяет основные направления государственной политики в области противодействия коррупции и устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых он осуществляет, в области противодействия коррупции.

Указом Президента РФ от 3 декабря 2013 года № 878 в составе Администрации Президента Российской Федерации создано Управление Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции.

К основным задачами Управления отнесены:

1) участие в обеспечении реализации Президентом Российской Федерации его полномочий по проведению государственной политики в области противодействия коррупции;

2) осуществление в пределах своей компетенции контроля за исполнением федеральных конституционных законов, федеральных законов (в части, касающейся полномочий Президента Российской Федерации), указов, распоряжений, поручений и указаний Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции;

3) подготовка предложений Президенту Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции в органах государственной власти, иных государственных органах, органах местного самоуправления и организациях, а также урегулирования конфликта интересов;

4) содействие Президенту Российской Федерации в пределах своей компетенции в обеспечении согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций по вопросам противодействия коррупции;

5) обеспечение деятельности Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции и президиума этого Совета, Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих Администрации Президента Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов, а также в пределах своей компетенции - деятельности иных совещательных и консультативных органов при Президенте Российской Федерации;

6) обеспечение взаимодействия Президента Российской Федерации и Руководителя Администрации Президента Российской Федерации с полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах по вопросам, относящимся к компетенции Управления.

Основными функциями Управления стали:

1) участие в подготовке законопроектов, вносимых Президентом Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы, а также проектов указов, распоряжений, поручений и указаний Президента Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции Управления;

2) участие в подготовке предложений Президенту Российской Федерации по кандидатурам на государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или по представлению Президента Российской Федерации, в части, касающейся соблюдения кандидатами запретов и ограничений, выполнения ими обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции;

3) участие в подготовке материалов для ежегодных посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и для его программных выступлений по вопросам, относящимся к компетенции Управления;

4) анализ практики применения федерального законодательства в области противодействия коррупции, подготовка докладов, аналитических и информационных материалов для Президента Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции Управления;

5) участие в пределах своей компетенции в организации подготовки, профессиональной переподготовки, повышения квалификации, стажировки и дополнительного профессионального образования государственных служащих по вопросам противодействия коррупции;

6) участие совместно с Управлением Президента Российской Федерации по внешней политике в обеспечении взаимодействия Президента Российской Федерации и Руководителя Администрации Президента Российской Федерации с государственными органами иностранных государств и их должностными лицами, с международными и иностранными организациями по вопросам противодействия коррупции;

7) участие совместно с заинтересованными органами государственной власти и иными государственными органами в переговорах с государственными органами иностранных государств, международными и иностранными организациями по вопросам заключения соглашений о взаимодействии в области противодействия коррупции, а также в организации визитов, в том числе на взаимной основе, российских и иностранных (международных) экспертов для обмена опытом работы в данной сфере;

8) осуществление мониторинга хода реализации в органах государственной власти, иных государственных органах, органах местного самоуправления и организациях мероприятий по противодействию коррупции;

9) принятие мер по профилактике коррупционных и иных правонарушений в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. № 1065 и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации;

10) обеспечение соблюдения работниками Администрации Президента Российской Федерации ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами;

11) принятие мер по выявлению и устранению причин и условий, способствующих возникновению конфликта интересов на государственной службе в Администрации Президента Российской Федерации;

12) обеспечение деятельности президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции, выполняющего функции комиссии по соблюдению требований к должностному поведению лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и урегулированию конфликта интересов, и Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих Администрации Президента Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов;

13) обеспечение реализации работниками Администрации Президента Российской Федерации обязанности уведомлять руководство Администрации Президента Российской Федерации, органы прокуратуры Российской Федерации, следственные органы Следственного комитета Российской Федерации, иные федеральные государственные органы обо всех случаях обращения к ним каких-либо лиц в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений;

14) оказание работникам Администрации Президента Российской Федерации консультативной и методической помощи по вопросам, связанным с противодействием коррупции, применением на практике требований к служебному поведению и общих принципов служебного поведения государственных служащих, а также с уведомлением руководства Администрации Президента Российской Федерации, органов прокуратуры Российской Федерации, следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, иных федеральных государственных органов о фактах совершения коррупционных правонарушений, непредставления сведений либо представления недостоверных или неполных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;

15) осуществление в установленном порядке приема, анализа и хранения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

16) осуществление в установленном порядке проверки:

достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых лицами, замещающими должности, осуществление полномочий по которым влечет за собой обязанность представлять такие сведения, либо гражданами, претендующими на замещение этих должностей;

соблюдения государственными служащими и лицами, замещающими должности, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 7.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», установленных для них запретов и ограничений, а также исполнения ими обязанностей в соответствии с законодательством о противодействии коррупции;

соблюдения гражданами, замещавшими должности федеральной государственной гражданской службы в Администрации Президента Российской Федерации, установленных для них законодательством Российской Федерации ограничений в случае заключения ими трудового договора после увольнения с федеральной государственной гражданской службы;

17) обеспечение подготовки сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, Президентом Российской Федерации, лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы в Администрации Президента Российской Федерации, для размещения на официальном сайте Администрации Президента Российской Федерации;

18) обеспечение предоставления общероссийским средствам массовой информации для опубликования в связи с их запросами сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, Президентом Российской Федерации, лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы в Администрации Президента Российской Федерации;

19) участие совместно с Управлением Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы и кадров и Управлением Президента Российской Федерации по государственным наградам в подготовке предложений Президенту Российской Федерации по относящимся к их компетенции кадровым вопросам и вопросам награждения федеральных государственных служащих государственными наградами Российской Федерации, Почетной грамотой Президента Российской Федерации, присвоения им почетных званий Российской Федерации и объявления благодарности Президента Российской Федерации;

20) подготовка мероприятий с участием Президента Российской Федерации и руководства Администрации Президента Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции Управления;

21) подготовка материалов для проведения Президентом Российской Федерации и руководством Администрации Президента Российской Федерации личного приема граждан по вопросам, относящимся к компетенции Управления;

22) рассмотрение в установленном порядке обращений граждан и организаций по вопросам противодействия коррупции;

23) осуществление на основании поручений и указаний Президента Российской Федерации иных функций.

Управление для осуществления своих задач и функций имеет право:

1) направлять в установленном порядке в самостоятельные подразделения Администрации Президента Российской Федерации, органы прокуратуры Российской Федерации, следственные органы Следственного комитета Российской Федерации, иные федеральные государственные органы, государственные органы субъектов Российской Федерации, территориальные органы федеральных государственных органов, органы местного самоуправления, на предприятия, в учреждения, организации, их должностным лицам, а также в общественные объединения запросы об имеющихся у них сведениях по вопросам, относящимся к компетенции Управления, и получать необходимые материалы;

2) пользоваться банками данных Администрации Президента Российской Федерации и федеральных государственных органов;

3) привлекать для осуществления отдельных работ ученых и специалистов, в том числе на договорной основе.

Управление для реализации своих функций взаимодействует с самостоятельными подразделениями Администрации Президента Российской Федерации, Аппаратом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Аппаратом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Аппаратом Правительства Российской Федерации, аппаратом Конституционного Суда Российской Федерации, с Верховным Судом Российской Федерации, Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Следственным комитетом Российской Федерации и другими правоохранительными органами, Счетной палатой Российской Федерации, Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также с органами судейского сообщества.

Информационное, документационное, правовое, материально-техническое, транспортное обеспечение деятельности Управления, а также социально-бытовое обслуживание его работников осуществляют Управление делами Президента Российской Федерации и соответствующие подразделения Администрации Президента Российской Федерации.

Общее руководство деятельностью Управления осуществляет помощник Президента Российской Федерации в соответствии с распределением обязанностей между должностными лицами Администрации Президента Российской Федерации.

Президент РФ устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти[6], руководит их деятельностью, непосредственно курирует так называемый «силовой блок» Правительства РФ, активно участвует в создании антикоррупционной нормативно-правовой базы.

Так, например, 2 апреля 2013 года был издан Указ Президента РФ № 310 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», определившим должностных лиц, принимающих решения о контроле за расходами высокопоставленных служащих, утвердившим форму справки о расходах по сделкам с недвижимостью, транспортными средствами, ценными бумагами и др.

Федеральное Собрание Российской Федерации обеспечивает разработку и принятие федеральных законов по вопросам противодействия коррупции, а также контролирует деятельность органов исполнительной власти в пределах своих полномочий.

Правительство Российской Федерации распределяет функции между федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых оно осуществляет, по противодействию коррупции.

Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.

Таким образом, финансовое обеспечение противодействия коррупции осуществляется за счет федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований, выделяемых на обеспечение деятельности федеральных органов исполнительной власти.

Правоохранительные органы, иные государственные органы, органы местного самоуправления и их должностные лица обязаны информировать подразделения кадровых служб соответствующих федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по профилактике коррупционных и иных правонарушений (должностных лиц кадровых служб указанных органов, ответственных за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений) о ставших им известными фактах несоблюдения государственным или муниципальным служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов либо неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.

Существующий статус правоохранительных органов (МВД РФ, СК РФ, ФСБ РФ, ФТС РФ, Росфинмониторинг РФ и др.) позволяет им выполнять все необходимые функции по противодействию коррупции. Правоохранительные органы выявляют, пресекают, расследуют коррупционные правонарушения.

В целях обеспечения координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по реализации государственной политики в области противодействия коррупции по решению Президента Российской Федерации могут формироваться органы в составе представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных лиц (далее - органы по координации деятельности в области противодействия коррупции). Для исполнения решений органов по координации деятельности в области противодействия коррупции могут подготавливаться проекты указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации, проекты постановлений, распоряжений и поручений Правительства Российской Федерации, которые в установленном порядке представляются на рассмотрение соответственно Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также издаваться акты (совместные акты) федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представители которых входят в состав соответствующего органа по координации деятельности в области противодействия коррупции. При получении данных о совершении коррупционных правонарушений органы по координации деятельности в области противодействия коррупции передают их в соответствующие государственные органы, уполномоченные проводить проверку таких данных и принимать по итогам проверки решения в установленном законом порядке.

Так, Президент РФ может принимать решения о формировании органов по координации деятельности в области противодействия коррупции с главной целью – координировать эту деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления.

Сферой деятельности таких органов является вся страна. На уровне субъектов РФ создание таких органов не предусмотрено. Органы по координации деятельности по противодействию коррупции непосредственно властных полномочий не имеют, но могут разрабатывать проекты Указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ. Они не обладают компетенцией в юрисдикционной сфере, но при поступлении информации о коррупционных проявлениях могут направлять ее в уполномоченные органы в целях ее проверки и реагирования.

Так, Указом Президента РФ от 19 мая 2008 года № 815 «О мерах по противодействию коррупции» (ред. от 14.02.2014) образован Совет при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции, председателем которого является Президент Российской Федерации.

К основными задачами Совета отнесены:

- подготовка предложений Президенту Российской Федерации, касающихся выработки и реализации государственной политики в области противодействия коррупции;

- координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований по реализации государственной политики в области противодействия коррупции;

- контроль за реализацией мероприятий, предусмотренных Национальным планом противодействия коррупции.

Совет для решения возложенных на него основных задач:

запрашивает и получает в установленном порядке необходимые материалы от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

приглашает на свои заседания представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и общественных объединений.

Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.

Централизация прокуратуры отмечена в ст. 129 Конституции РФ, она составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ.

Таким образом, Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры координируют деятельность по борьбе с преступностью, в том числе коррупционной, других правоохранительных органов, о чем, в частности, более конкретно сказано в Указе Президента РФ от 18 апреля 1996 года № 567 (ред. от 25.07.2014) «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью», утвердившим Положение о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Так, координация деятельности правоохранительных органов осуществляется в следующих основных формах:

проведение координационных совещаний руководителей правоохранительных органов;

обмен информацией по вопросам борьбы с преступностью;

совместные выезды в регионы для проведения согласованных действий, проверок и оказания помощи местным правоохранительным органам в борьбе с преступностью, изучения и распространения положительного опыта;

создание следственно-оперативных групп для расследования конкретных преступлений;

проведение совместных целевых мероприятий для выявления и пресечения преступлений, а также устранения причин и условий, способствующих их совершению;

взаимное использование возможностей правоохранительных органов для повышения квалификации работников, проведение совместных семинаров, конференций;

оказание взаимной помощи в обеспечении собственной безопасности в процессе деятельности по борьбе с преступностью;

издание совместных приказов, указании, подготовка информационных писем и иных организационно-распорядительных документов;

выпуск совместных бюллетеней (сборников) и других информационных изданий;

разработка и утверждение согласованных планов координационной деятельности.

Выбор названных и иных форм координационной деятельности определяется ее участниками, исходя из конкретной обстановки.

В целях обеспечения координации деятельности правоохранительных органов прокуроры созывают координационные совещания.

В состав координационного совещания входят прокурор (председатель совещания) и руководители соответствующих правоохранительных органов или исполняющие их обязанности (члены совещания). Совещание созывается председателем по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал, а также по инициативе одного из членов координационного совещания.

На координационные совещания могут быть приглашены другие должностные лица правоохранительных органов, руководители федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их подразделений, органов местного самоуправления, органов военного управления, общественных объединений, научные и педагогические работники, представители средств массовой информации. Согласованное решение об их участии принимается членами координационного совещания. Для подготовки вопросов, рассматриваемых на координационном совещании, и участия в его работе могут привлекаться представители органов контроля и других государственных органов. Члены координационного совещания при обсуждении вопросов пользуются равными правами.

Решение координационного совещания оформляется в письменной форме в виде постановления и считается принятым, если оно одобрено руководителями правоохранительных органов, на которых возлагается его выполнение. Руководители правоохранительных органов во исполнение решений координационного совещания издают приказы, указания, распоряжения и принимают соответствующие организационно-распорядительные меры. Если в реализации решения участвует несколько правоохранительных органов, организационное обеспечение возлагается на орган, указанный в решении первым.

Постановления координационного совещания подписывает председатель координационного совещания по согласованию с членами координационного совещания, а протоколы координационного совещания - его ответственный секретарь.

Руководители правоохранительных органов - члены координационного совещания обеспечивают выполнение принятых решений в части, относящейся к ведению и компетенции возглавляемых ими органов.

Председатель координационного совещания:

созывает координационное совещание;

истребует информацию, необходимую для организации координационной деятельности;

организует рабочие группы из представителей правоохранительных органов;

назначает из числа работников прокуратуры ответственного секретаря координационного совещания.

Члены координационного совещания:

вносят предложения по вопросам, относящимся к координационной деятельности, с обоснованием необходимости их рассмотрения, путей и способов решения;

вносят в согласованном порядке проекты документов, иные материалы, требующие обсуждения и принятия решения;

участвуют в обсуждении и выработке решений по вопросам, вынесенным на рассмотрение;

определяют участников рабочих групп;

вносят предложения об оценке эффективности принятых совместных решений и мер по их реализации.

В целях подготовки материалов и проектов документов по конкретным вопросам, вынесенным на рассмотрение координационного совещания, сбора и направления необходимой в связи с этим информации в различные государственные органы и осуществления взаимодействия со средствами массовой информации организуются рабочие группы.

Итак, во исполнение решений совещания руководители соответствующих органов издают исполнительские приказы.

Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» особо выделят роль Счетной палаты Российской Федерации в противодействии коррупции.

Счетная палата Российской Федерации в пределах своих полномочий обеспечивает противодействие коррупции в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации».

Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» среди ее задач особо выделяет обеспечение в пределах своей компетенции мер по противодействию коррупции (п. 9 ст. 5 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 41-ФЗ).

Впрочем, антикоррупционный аспект деятельности Счетной палаты Российской Федерации зримо вытекает и из содержания ее других задач и функций.

Так, дополнительными задачами Счетной палаты являются:

1) организация и осуществление контроля за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

2) аудит реализуемости и результативности достижения стратегических целей социально-экономического развития Российской Федерации;

3) определение эффективности и соответствия нормативным правовым актам Российской Федерации порядка формирования, управления и распоряжения федеральными и иными ресурсами в пределах компетенции Счетной палаты, в том числе для целей стратегического планирования в Российской Федерации;

4) анализ выявленных недостатков и нарушений в процессе формирования, управления и распоряжения федеральными и иными ресурсами в пределах компетенции Счетной палаты, выработка предложений по их устранению, а также по совершенствованию бюджетного процесса в целом в пределах компетенции;

6) оценка эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, бюджетных кредитов за счет средств федерального бюджета, а также оценка законности предоставления государственных гарантий и поручительств или обеспечения исполнения обязательств другими способами по сделкам, совершаемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за счет федеральных и иных ресурсов, в пределах компетенции Счетной палаты;

7) определение достоверности бюджетной отчетности главных администраторов средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и годового отчета об исполнении федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;

8) контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов в Центральном банке Российской Федерации, уполномоченных банках и иных кредитных организациях Российской Федерации.

К функциям Счетной палаты отнесено следующее:

1) осуществление внешнего государственного финансового контроля в сфере бюджетных правоотношений;

2) экспертиза проектов федеральных законов о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, проверка и анализ обоснованности их показателей, подготовка и представление палатам Федерального Собрания заключений на проекты федеральных законов о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;

3) экспертиза проектов федеральных законов о внесении изменений в федеральные законы о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, подготовка и представление палатам Федерального Собрания заключений на проекты федеральных законов о внесении изменений в федеральные законы о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;

4) внешняя проверка годовой бюджетной отчетности главных администраторов средств федерального бюджета, годовых отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации в пределах компетенции, установленной Бюджетным кодексом Российской Федерации, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;

5) проведение проверки бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов - получателей межбюджетных трансфертов из федерального бюджета;

6) проведение оперативного анализа исполнения и контроля за организацией исполнения федерального бюджета в текущем финансовом году;

7) мониторинг и анализ формирования и использования системы целевых показателей исходя из приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации при разработке и реализации документов стратегического планирования Российской Федерации в пределах компетенции Счетной палаты;

8) оценка влияния внутренних и внешних условий на фактический уровень достижения целей социально-экономического развития Российской Федерации;

9) оценка эффективности формирования, управления и распоряжения федеральными ресурсами в целях обеспечения безопасности и социально-экономического развития Российской Федерации;

10) проведение по месту расположения объектов аудита (контроля) ревизий и тематических проверок по отдельным разделам (подразделам), целевым статьям и видам расходов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

11) экспертиза проектов федеральных законов, иных нормативных правовых актов в части, касающейся расходных обязательств Российской Федерации, экспертиза проектов федеральных законов, приводящих к изменению доходов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, а также государственных программ Российской Федерации;

12) проведение аудита систем финансовых расчетов в целях содействия формированию эффективной национальной платежной системы;

13) проведение аудита в сфере закупок товаров, работ и услуг, осуществляемых объектами аудита (контроля);

14) подготовка ежеквартальных оперативных докладов о ходе исполнения федерального бюджета в текущем финансовом году, их представление палатам Федерального Собрания и направление Председателю Правительства Российской Федерации аналитической записки о ходе исполнения федерального бюджета за отчетный период;

15) аудит (контроль) состояния государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации, долга иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией, бюджетных кредитов, предоставленных из федерального бюджета;

16) экспертиза международных договоров Российской Федерации, документов стратегического планирования Российской Федерации, в том числе государственных программ Российской Федерации, межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация, и иных документов, затрагивающих вопросы формирования, управления и распоряжения федеральными и иными ресурсами, а также проблемы бюджетно-финансовой политики и совершенствования бюджетного процесса в Российской Федерации в пределах компетенции Счетной палаты;

17) по обращению федерального государственного органа, органа управления государственным внебюджетным фондом оказание содействия в организации системы внутреннего аудита, методологической и методической помощи при разработке стандартов внутреннего аудита;

18) проверка и анализ эффективности внутреннего аудита, осуществляемого в объектах внешнего государственного аудита (контроля);

19) систематический анализ итогов проводимых контрольных и экспертно-аналитических мероприятий;

20) взаимодействие с высшими органами государственного аудита (контроля) иностранных государств и их международными объединениями на двусторонней и многосторонней основе;

21) взаимодействие с государственными контрольными, правоохранительными и иными органами, заключение с ними соглашений о сотрудничестве;

22) взаимодействие с контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в том числе по вопросам внешнего государственного аудита (контроля), заключение с ними соглашений о сотрудничестве;

23) внесение в Совет Федерации и Государственную Думу предложений о совершенствовании законодательства по вопросам, относящимся к компетенции Счетной палаты;

24) регулярное представление палатам Федерального Собрания информации о результатах проводимых контрольных и экспертно-аналитических мероприятий;

24.1) экспертиза доклада об итогах работы по реализации соглашений о разделе продукции, направленного Государственной Думой, подготовка и представление в Государственную Думу соответствующего заключения по указанному докладу;

25) обеспечение развития и функционирования информационной системы в целях обмена информацией с другими контрольными и надзорными органами, иными государственными органами, объектами аудита (контроля);

25.1) осуществление контрольных полномочий в соответствии с настоящим Федеральным законом;

26) иные функции в соответствии с федеральными законами.

На Счетную палату не может быть возложено осуществление функций, не предусмотренных федеральными законами.

Подводя итог рассмотрению организационных основ противодействия коррупции, следует отметить, что противодействие коррупции не требует кардинальных системных и структурных изменений в системе государственной власти. Сложившаяся в России система органов, противодействующих коррупции, отвечает и положениям ч. 2 ст. 6 Конвенции ООН против коррупции от 31 октября 2003 года, предоставляющим каждому Государству-участнику необходимую самостоятельность в соответствии с основополагающими принципами своей правовой системы, с тем, чтобы такой орган или органы могли выполнять свои функции эффективно и в условиях свободы от любого ненадлежащего влияния.


Наши рекомендации