Русско-японская война 1904-1905 гг
Краткая военная хроника | |
Январь-декабрь 1904 г. | Героическая оборона русскими Порт-Артура. Гибель адмирала С.О.Макарова |
Август 1904 г. | Поражение русских войск под Ляояном (Маньчжурия) |
Февраль 1905 г. | Победа Японии при Мукдене. Гибель 1-й Тихоокеанской эскадры при попытке прорваться к Владивостоку. |
Май 1905 | Цусимское морское сражение. Разгром 2-й и 3-й Тихоокеанских эскадр России. Подписание Портсмутского мира. |
-Одновременно с нападением на Порт-Артур японцы атаковали находящийся в корейском порту Чемульпо крейсер «Варяг» и канонерскую лодку «Кореец». Русские моряки после неравного боя, не желая сдаваться врагу, потопили свои корабли (прослушиваем небольшой фрагмент песни, в которой есть такие слова:
Не скажут ни камень, ни крест, где легли
Во славу мы русского флага,
Лишь волны морские прославят вовек
Геройскую гибель «Варяга»!)
-Главнокомандующим сухопутными и морскими силами России был назначен вице-адмирал Алексеев Евгений Иванович (1903-1905 гг. – царский наместник на Дальнем Востоке). Его помощник – командующий Маньчжурской армии генерал-адъютант Куропаткин Алексей Николаевич.
Сообщение учащихся:
Куропаткин Алексей Николаевич:во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. проявил себя храбрым офицером, был начальником штаба у генерала Скобелева, который якобы сказал ему: «Помни, что ты хорош на вторые роли. Упаси тебя бог когда-нибудь взять на себя роль главного начальника; тебе не хватает решительности и твердости воли». В 1898-1904 гг. – военный министр, входил в политическую группу С.Ю.Витте, стремившуюся к экономической экспансии на Дальнем Востоке. Куропаткин – один из виновников неподготовленности России к войне с Японией. Показал себя безвольным и бездарным военачальником, смещен с этого поста в марте 1905 г. после поражения русской армии под Мукденом.
- Командовать Тихоокеанским флотом в ходе русско-японской войны был назначен вице-адмирал Макаров Степан Осипович.
Сообщение учащегося: Макаров Степан Осипович.Флотоводец, изобретатель, теоретик военно-морского дела, написавший более 50 научных работ, мореплаватель, дважды обогнувший земной шар, исследователь Арктики. Участник русско-турецкой войны. 1 февраля 1904 года назначен командующим 1 Тихоокеанской эскадрой: вдохнул энергию в моряков, заставил флот начать активные боевые действия. Погиб 31 марта 1904 года на броненосце «Петропавловск», который подорвался на минной банке. После его гибели флот ограничился оборонительными действиями.
- С января по август шла ожесточенная оборона Порт-Артура. В августе в Маньчжурии три японские армии соединились у Ляояна. Хотя русская армия превосходила японскую, по численности и была лучше оснащена, ей с большим трудом удавалось сдерживать натиск противника по причине незнания местности, отсутствия карт и данных разведки. Преувеличенные сведения о силах противника заставили Куропаткина принять решения об отступлении к Мукдену.
- После поражения под Ляояном судьбу войны решала оборона Порт-Артура, который оттягивал значительные силы японцев. Семь месяцев длилась осада, японцы предпринимали многократные штурмы, не прекращали бомбардировок. Обороной руководил генерал Роман Кондратенко.
Сообщение учащегося: Кондратенко Роман Исидорович,генерал-майор, военный инженер. Перед русско-японской войной командовал 7-й Восточносибирской стрелковой бригадой в Порт-Артуре. С началом войны назначен командующим сухопутной обороной крепости Порт-Артура, организатор и герой ее защиты. Погиб в декабре 1905 года, защищая крепость.
- После гибели Романа Исидоровича командование принял генерал Стессель Анатолий Михайлович, который принял решение о сдаче крепости, хотя возможности обороны исчерпаны не были.
Сообщение учащегося:Стессель Анатолий Михайлович,за сдачу Порт-Артура японцам был отдан в 1906 г. под суд вместе с другими виновниками сдачи крепости – генералами Фоком, Рейсом и Смирновым. Следствие выявило полную бездарность Стесселя, сознательно подготовившего крепость к сдаче. Верховный военно-уголовный суд 7 февраля 1908 года приговорил Стесселя к расстрелу, замененному десятилетним заключением в Петропавловской крепости, но уже в мае того же года он был освобожден по распоряжению Николая II и уехал за границу.
- После падения Порт-Артура русские войска попытались разбить главные японские силы под Мукденом. Решающая битва произошла в феврале 1905 года. Японцы обошли Мукден с севера, прорвали фронт и вышли к железной дороге, после чего Куропаткин отдал приказ об отступлении. Мукденовское сражение явилось крупной неудачей русских, повлиявшей на дальнейший ход войны.
- После сдачи Порт-Артура, бездарно проигранных двух крупных сухопутных сражений у Ляояна и под Мукденом война уже была проиграна, однако Николай II настаивал на продолжении теперь уже бессмысленного похода 2-й Тихоокеанской эскадры под командованием Рожественного из Кронштадта во Воадивосток.
Сообщение учащегося: Последним сражением русско-японской войны стало морское сражение, произошедшее 14-15 мая 1905 года у острова Цусимы.В нем участвовала 2-я Тихоокеанская эскадра под командованием адмирала З.П.Рожественского и японский флот под командованием адмирала Того. Русская эскадра вошла в Цусимский пролив, пытаясь прорваться во Владивосток, но была обнаружена японцами, после чего русские корабли перестроились в две колонны. При появлении главных сил японского флота Рожественский вновь начал перестраивать корабли, теперь уже в одну колонну, задержав открытие огня, это стало роковым для российского флота.
- Предлагаю учащимся зачитать красноречивые отрывки из книги Новикова-Прибоя «Цусима», где показана трагическая гибель моряков. (Лист №1).
- Ночью в темноте, русские корабли потеряли связь между собой, и к утру, русская эскадра перестала существовать как боевая единица, во Владивосток сумели прорвать лишь один крейсер и два эсминца. Никогда еще русский флот не подвергался такому разгрому. Лучшие корабли были потоплены, сам Рожественский со своим штабом попал в плен, погибло пять тысяч моряков. После этого сражения воюющие стороны пошли на заключение перемирия, предложенного президентом США Теодором Рузвельтом.
- Вопрос к классу: причины поражения России в войне против Японии? Учащиеся должны их назвать и все делают соответствующие записи в тетрадях.
Причины поражения Поддержка Японии Англией и США
России
Слабая подготовка России к войне.
Военно-техническое превосходство
Японии.
Ошибки и непродуманность
Действий командования
России.
- 25 августа 1905года в городе Портсмуте (США) был подписан мирный договор между Японией и Россией. Со стороны России переговоры вел С.Ю.Витте. Условия договора:
- Россия уступала Японии южную часть Сахалина;
- Россия разрешала бесконтрольный рыболовный промысел в российских дальневосточных водах;
- признала Корею и Маньчжурию сферой влияния Японии;
- передала права на Ляодунский полуостров с Порт Артуром и портом Дальний Японии.
Вопрос классу: определите, какое условие было наиболее тяжелым для России?
- Теперь переходит к новому этапу урока, к художественной иллюстрации событий русско-японской войны.
Самым тяжелым последствием для страны стала гибель русских людей. Многие писатели и поэты откликнулись на русско-японскую войну. В Англии была опубликована антивоенная статья Льва Толстого «Одумайтесь!» (учащиеся работают с Листом №2 и находят отношение Л.Толстого к войне и зачитывают их.)
Своей бессмысленной жестокостью поразила русско-японская война Леонида Андреева, свое негодование он выразил в рассказе «Красный смех». Конкретное художественное решение этой темы – экспрессивный, запоминающийся образ безумного «красного смеха» (24 раза встречается в тексте это словосочетание) – писатель нашел во время отдыха в Ялте, где он оказался свидетелем несчастного случая: «А нынче вечером возле нашей дачи взрывом ранило двух турок, - читаем в письме Андреева к Горькому от 6 августа 1904 года». Писателя захватила тема безумия войны. В письме к Горькому: «Моя тема: безумие и ужас». «Безумие и ужас» - этой формулой начинается рассказ «Красный смех», и она проходит красной нитью через все собрание нарочито бессвязных отрывков из какого-то дневника.
Предлагаю вам прочитать предложенные мной отрывки из рассказа Л.Андреева и зачитать, на ваш взгляд, наиболее яркие и емкие из них, которые передают ужас, трагедию и безумие любой войны (учащиеся работают с Листом №3).
Закрепление изученного материала:
- Каково было общественное мнение на ведение Россией войны?
- Как вы думаете, какие последствия имело поражение в войне для России?
- Покажите на карте территориальные потери России после русско-японской войны.