Манифест о роспуске государственной

ДУМЫ И О ВРЕМЕНИ СОЗЫВА ТАКОВОЙ

В НОВОМ СОСТАВЕ

(1906 г., июля 9)

(Извлечение)

...Выборные от населения, вместо работы строительства законодательного, уклонились в не принадлежащую им область и обратились к расследованию действий поставленных от Нас местных властей, к указаниям Нам на несовер­шенства Законов Основных, изменения которых могут быть предприняты лишь Нашею Монаршею волею, и к действиям явно незаконным, как обращение от лица Думы к населению.

Смущенное же таковыми непорядками крестьянство, не ожидая законного улучшения своего положения, перешло в целом ряде губерний к открытому грабежу, хищению чужого имущества, неповиновению закону и законным вла­стям.

Но пусть помнят Наши подданные, что только при полном порядке и спо­койствии возможно прочное улучшение нашего быта. Да будет же ведомо, что Мы не допустим никакого своеволия или беззакония и всей силою государ­ственной мощи приведем ослушников закона к подчинению Нашей Царской воле. Призываем всех благомыслящих русских людей объединиться для под­держания законной власти и восстановления мира в Нашем дорогом Отечестве.

Да восстановится же спокойствие на земле Русской и да поможет Нам Все­вышний осуществить главнейший из Царственных трудов Наших - поднятие благосостояния крестьянства. Воля Наша к сему непреклонна, и пахарь рус­ский, без ущерба чужому владению, получит там, где существует теснота зе­мельная, законный и честный способ расширить свое землевладение. Лица дру­гих сословий приложат, по призыву Нашему, все усилия к осуществлению этой великой задачи, окончательное разрешение которой в законодательном порядке будет принадлежать будущему составу Думы.

Мы же, распуская нынешний состав Государственной Думы, подтверждаем вместе с тем неизменное намерение Наше сохранить в силе самый закон об учреждении этого установления и соответственно с этим, указом Нашим, Пра­вительствующему Сенату 8 сего Июля данным, назначили время нового ее со­зыва на 20 Февраля 1907 года...


т.

ПСЗ, Собрание третье, XXVI, отделение первое, № 28105.

ОБ УЧРЕЖДЕНИИ ВОЕННО-ПОЛЕВЫХ СУДОВ (1906 г., августа 19)

(Извлечение)

Совет Министров полагал:

1. На основании статьи 87 Свода Основных Государственных Законов, из-| Дания 1906 года: в местностях, объявленных на военном положении или в по­ложении чрезвычайной охраны, Генерал-Губернаторам, Главноначальствующим или облеченным их властью лицам предоставляется в тех случаях, когда учине-ние лицом гражданского ведомства преступного деяния является настолько оче­видным, что нет надобности в его расследовании, передавать обвиняемого Во-енно-Полевому Суду, с применением в подлежащих случаях наказания по зако­нам военного времени, для суждения в порядке, установленном нижеследую­щими правилами:

1) Военно-Полевой Суд учреждается по требованию Генерал-Губернаторов, Главноначальствующих или лиц, облеченных их властью, в месте по их указа-| нию Начальниками гарнизонов или отрядов и Главными Командирами и Ко­мандирами портов, по принадлежности, в составе Председателя и четырех Чле­нов из офицеров от войска или флота.

2) Распоряжение Генерал-Губернаторов, Главноначальствующих или лиц, облеченных их властью, должно следовать безотлагательно за совершением »Преступного деяния и по возможности в течение суток. В распоряжении этом 1-УКазываются лицо, предаваемое суду, и предмет предъявляемого обвинения.

3) Суд немедленно приступает к разбору дела и оканчивает рассмотрение Р оного не далее, как в течение двух суток.

4) Разбирательство дела производится при закрытых дверях...

5) Приговор, по объявлении на суде, немедленно вступает в законную силу и безотлагательно, и во всяком случае не позже суток, приводится в исполне­ние по распоряжению военных начальников, указанных в статье первой на­стоящих правил...

ПСЗ, Собрание третье, т. XXVI, отделение первое, № 28252.



МАНИФЕСТ О РОСПУСКЕ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ,

О ВРЕМЕНИ СОЗЫВА НОВОЙ ДУМЫ

И ОБ ИЗМЕНЕНИИ ПОРЯДКА ВЫБОРОВ

В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ

(1907 г., июня 3)

(Извлечение)

...Значительная часть состава второй Государственной Думы не оправдала ожиданий Наших. Не с чистым сердцем, не с желанием укрепить Россию и улучшить ее строй, приступили многие из присланных от населения лиц к ра­боте, а с явным стремлением увеличить смуту и способствовать разложению Государства.

Деятельность этих лиц в Государственной Думе послужила непреодолимым препятствием к плодотворной работе. В среду самой Думы внесен был дух вражды, помешавшей сплотиться достаточному числу Членов ее, желавших работать на пользу родной земли.

По этой причине выработанные Правительством Нашим обширные меро­приятия Государственная Дума или не подвергала вовсе рассмотрению, или замедляла обсуждением или отвергала, не остановившись даже перед отклоне­нием законов, каравших открытое восхваление преступлений и сугубо наказы­вавших сеятелей смуты в войсках. Уклонившись от осуждения убийств и наси­лий, Государственная Дума не оказала в деле водворения порядка нравственно­го содействия Правительству, и Россия продолжает переживать позор преступ­ного лихолетия.

Медлительное рассмотрение Государственной Думой Росписи Государствен­ной вызвало затруднение в своевременном удовлетворении многих насущных потребностей народных.

Право запросов Правительству значительная часть Думы превратила в спо­соб борьбы с Правительством и возбуждения недоверия к нему в широких сло­ях населения.

Наконец свершилось деяние, неслыханное в летописях истории. Судебной властью был раскрыт заговор целой части Государственной Думы против Госу­дарства и Царской Власти. Когда же Правительство Наше потребовало вре­менного, до окончания суда, устранения обвиняемых в преступлении этом пя­тидесяти пяти Членов Думы и заключения наиболее уличаемых из них под стражу, то Государственная Дума не исполнила немедленного законного требо­вания властей, не Допускавшего никакого отлагательства.

Все это побудило Нас указом, данным Правительствующему Сенату 3 сего Июня, Государственную Думу второго созыва распустить, определив срок созы­ва новой Думы на 1 Ноября сего 1907 года.

Созданная для укрепления Государства Российского, Государственная Дума должна быть русскою и по духу.

Иные народности, входящие в состав Державы Нашей, должны иметь в Го­сударственной Думе представителей нужд своих, но не должны и не будут яв­ляться в числе, дающем им возможность быть вершителями вопросов чисто русских.

В тех же окраинах Государства, где население не достигло достаточного развития гражданственности, выборы в Государственную Думу должны быть временно приостановлены.

Все эти изменения в порядке выборов не могут быть проведены обычным законодательным путем через ту Государственную Думу, состав коей признан Нами неудовлетворительным, вследствие несовершенства самого способа избра­ния ее Членов. Только Власти, даровавшей первый избирательный закон, исто­рической Власти Русского Царя, довлеет право отменить оный и заменить его новым...

ПСЗ, Собрание третье, т. XXVII, 29240.

ПОЛОЖЕНИЕ О ВЫБОРАХ

В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ

(1907 г., июня 3)

(Извлечение)

Глава первая Общие положения

Ст. 1. Выборы в Государственную Думу производятся: 1) по губерниям и областям, указанным в статьях 2-4 сего Положения и 2) по городам: С.-Петер­бургу и Москве, а также Варшаве, Киеву, Лодзи, Одессе и Риге.

Ст. 2. Выборы в Государственную Думу от губерний, управляемых по Об­щему Учреждению, а равно от Губерний Тобольской и Томской, от области Войска Донского и от городов: С.-Петербурга, Москвы, Киева, Одессы и Риги производятся на основаниях, указанных в статьях 6 и следующих сего Положе­ния.

Ст. 3. Выборы в Государственную Думу от губерний и городов Царства Польского, от губерний Енисейской и Иркутской, а равно от православного населения Люблинской и Седлецской губерний и от казаков Уральского ка­зачьего войска, производятся на основаниях, указанных в Положении о выборах в Государственную Думу, изд. 1906 года...

Ст. 4. Выборы в Государственную Думу по областям и губерниям Кавказ­ского края, по областям Амурской, Приморской и Забайкальской, а равно от русского населения Виленской и Ковенской губерний и города Варшавы, про­изводятся на основании особых, приложенных у сего правил.

Ст. 6. Избрание Членов Государственной Думы по губерниям и областям (ст. 1, п. 1) производится Губернским Избирательным Собранием. Собрание это образуется под председательством Губернского Предводителя дворянства или лица, его заменяющего, из выборщиков, избираемых в каждом уезде: 1) съездом землевладельцев; 2) первым съездом городских избирателей; 3) вторым съездом городских избирателей; 4) съездом уполномоченных от волостей и 5) съездом уполномоченных от казачьих станиц в губерниях, где таковые имеются. Сверх того, в губерниях, указанных в расписании, приложенном в статье 8, в избра­нии Членов Государственной Думы, в составе Губернского Избирательного Со­брания участвуют выборщики, избираемые губернскими съездами уполномо­ченных от рабочих в предприятиях фабрично-заводской и горно-заводской про­мышленности.

Ст. 7. Избрание Членов Государственной Думы от указанных в статье 2 го­родов производится посредством прямой подачи голосов.

Ст. 9. В выборах не участвуют: 1) лица женского пола; 2) лица моложе двадцати пяти лет; 3) обучающиеся в учебных заведениях; 4) воинские чины армии и флота, состоящие на действительной военной службе; 5) бродячие ино­родцы и 6) иностранные подданные.

Ст. 10. Кроме указанных в предшедшей статье (9) лиц, в выборах не участ­вуют также: 1) подвергшиеся суду за преступные деяния, влекущие за собой лишение или ограничение прав состояния, либо исключение из службы, а равно за кражу, мошенничество, присвоение вверенного имущества, укрывательства похищенного, покупку и принятие в заклад заведомо краденного или когда они судебными приговорами не оправданы, хотя бы после состоявшегося осуждения они и были освобождены от наказания за давностью, примирением, силою Все-милосшвейшего Манифеста или особого Высочайшего повеления; 2) отрешен­ные по судебным приговорам от должности - в течение трех лет со времени отрешения, хотя бы они и были освобождены от сего наказания за давностью, силою Всемилостивейшего Манифеста или особого Высочайшего повеления; 3) состоящие под следствием или судом по обвинениям в преступных деяниях, означенных в пункте 1 сей статьи или влекущих за собою отрешение от долж­ности; 4) подвергшиеся несостоятельности впредь до определения свойства ее; 5) состоящие под опекой; 6) несостоятельные, о которых дела сего рода приве­дены уже к окончанию, кроме тех, несостоятельность коих признана несчаст­ною; 7) лишенные духовного сана или звания за пороки или же исключенные из среды общества и дворянских Собраний по приговорам тех сословий, к ко­торым они принадлежат; и 8) осужденные за уклонение от воинской повинно­сти.

Ст. 11. Не принимают участия в выборах: 1) Губернаторы и Вице-Губернаторы, а равно Градоначальники и их Помощники - в пределах подве­домственных им местностей, 2) лица, занимающие полицейские должности - в губернии, области или городе, по коим производятся выборы.

Ст. 12. Никто не может иметь на выборах более одного голоса. Каждый из­биратель может осуществлять свое право на участие в выборах лишь в одном съезде... или разряде... избирателей. Лица, владеющие избирательными цензами в пределах двух или более уездов или городов, указанных в статье 2, осуще­ствляют свое право на участие в выборах в съезде или разряде, ими избран­ном...

Ст. 13. Лица, владеющие недвижимым имуществом, в том числе и лица, указанные в пункте 4 статьи 9 сего Положения, могут предоставлять свои цен­зы по недвижимому имуществу для участия в выборах своим сыновьям.^

Ст. 14. Лица женского пола могут предоставлять свои цензы по недвижимо­му имуществу для участия в выборах, своим мужьям и сыновьям.

Ст. 16. Если несколько лиц имеют недвижимое имущество в общем нераз­дельном владении, то каждое из них считается владельцем причитающейся на его долю части имущества и согласно сему пользуется правом голоса на выбо­рах.

Ст. 20. Преступные деяния, совершенные при производстве выборов в Госу­дарственную Думу, подлежат преследованию и наказанию на основании Имен­ного Высочайшего указа 8 Марта 1906 года...

Ст. 21. Издержки, вызываемые исполнением обязанностей, возложенных сим Положением на Земские и Городские Управы и учреждения, их заменяющие, относятся на счет подлежащих земств и городов; прочие издержки по производ­ству выборов относятся на счет казны.

Ст. 23. Все распоряжения, относящиеся к составлению избирательных спи­сков и производству выборов, возлагаются на Министра Внутренних Дел.

Ст. 24. Общий надзор за правильным производством выборов возлагается, под руководством Министра Внутренних Дел, на Губернаторов и Градоначаль­ников, по принадлежности. Им предоставляется требовать от подлежащих мест и лиц сведения о ходе и порядке выборов, обозревать выборные производства и давать указания к обеспечению правильного хода выборов, а также, в порядке надзора, предлагать об усмотренных неправильностях на обсуждение Уездных и Губернских по делам о выборах Комиссий, приносить протесты на постановле­ния Уездных по делам о выборах Комиссий в Губернские Комиссии и об отме­не решений сих последних представлять Правительствующему Сенату.

ПСЗ, Собрание третье, т. XVII, № 29242. .

ЗАКОН ОБ УЧРЕЖДЕНИИ ОСОБЫХ СОВЕЩАНИЙ

Наши рекомендации