Глава ХУП . О ВОТЧИНАХ а в ней 55 статей

1. В прошлом во 136-м году блаженныя памяти, великий государь царь и великий князь Михаиле Феодоровичь всея Русии, и отец его государев, бла­женныя же памяти, великий государь, святейший Филарет Никитичь, патриарх Московский и всея Русии указали о родовых и о выслуженых вотчинах по пра­вилом святых апостол и святых отец: кого не станет, а после его останется жена безъдетна, да после того же останутся братия родные и двоюродные и род, и те вотчины давати в род того умершаго, кого не станет, братьям родным и двоюродным и в род, кто кому ближе. А женам тех умерших, которые оста­нутся безъдетны, давати им из, животов их четверть, да приданое. А до родовых и до выслуженых вотчин им дела нет, опричь купленых вотчин. А которые вотчинники померли, а вотчины их после их, по духовным и по даным их, да­ны их племянницам и внучатам, и правнучатам девкам, и тем вотчинам быти за ними по родству.

2. А у которых вотчинников после их останутся дочери их и сестры заму­жем, и об вотчинах их учнут бити челом по родъству челобитчики тех умер­ших, дочери и сестры, которые замужем, в вотчину же, и им чинити указ по уложенью, а оне тем вотчинам вотчичи. А после которых умерших учнут бити челом о вотчинах после отцов своих сыновья и дочери, и те вотчины давати сыновьям, а дочерям вотчин з братьею жеребьев не давати, покаместа братья их живы, а давати дочерям после отцов их ис поместей на прожиток по указу. А как братьи их не станет, и дочери тем вотчинам вотчичи.

Да в прошлом во 137-м году блаженныя памяти великий государь святей­ший Филарет Никитич, патриарх Московский и всея Русии указал, вотчины родовые и за службы данные отдавати вотчичам детем сыну. А будет умершаго сына не будет, и те вотчины дочерям. А будет судом божиим и дочерей не ста­нет, и те вотчины в род отдавати, кто ближе того роду вотчичем, а им за те вотчины деньги давати по умершаго душе в вечный поминок по уложенью. А купленая вотчина жене его, вольно ей в той вотчине, как похочет, нет до нея никому дела. А тот указ 137-го году написан, блаженныя памяти великого го­сударя святейшего Филарета Никитича, патриарха Московскаго и всея Русии его государевою святительскою рукою. А ныне государь, царь и великий князь Алексей Михайлович всея Русии указал, и бояре приговорили кого московских чинов бояр, и окольничих, и думных людей, и стольников, и стряпчих, и дво­рян московских, и дьяков, и жильцов, и городовых дворян, и детей боярских, и иноземцов судом божиим не станет, а после их останутся матери их, да после их же останутся жены их бездетны, а поместей после тех умерших не останет­ся, и на прожиток матерем и женам дать будет не ис чего, и купленых вотчин потому же не останется, а останутся выслуженые и родовые вочины, и тех




умерших матерей и женам давати на прожиток из выслуженых вотчин, по их живот по разсмотрению. А тем вдовам тех выслуженых вотчин не продать, и не заложить, и по душе не отдать, и в приданые за собою не писать. А будет пой­дет замуж, или пострижется, или умрет, и те вотчины отдавати вотчинником, кто к тем вотчинам будет ближе, по прежним государевым указом и уложень-ем, как писано выше сего.

3. А давати на прожиток из выслуженых вотчин после умерших, матерем их вдовам по разсмотрению, будет те их матери с ними вместе живут, а на прожи­ток им наперед того ничего не дано. А будет за теми их матерьми будут пр житочныя поместья прежних дачь, и тем их матерям из выслуженых вотчин прожиток ничего не давати.

4. А родовым и выслуженым вотчинам государь указал и бояре приговорили быти по правилом святых апостол и святых отец и по уложению прежних госу-1 дарей, и отца своего государева, блаженныя памяти, великаго государя царя великаго князя Михаила Феодоровича всея Русии, и деда своего государева,! блаженныя же памяти, великаго государя святейшаго Филарета Никитича, пат-1 риарха Московскаго и всея Русии, 136-го и 137-го году, как писано выше сего.| А у кого сыновей не останется, и родовыя и выслуженые вотчины давати и| дочерям их по прежним государевым указом. И у которых дочерей будут дети,! и те вотчины детем их и внучатом, после дедов своих и бабок их родных и дядьями и с тетками своими родными, в старинных и в выслуженых вотчинах быти им вотчичам же. А будет у которых дочерей детей не останется, и те вот­чины отдавати в род, кто ближе того роду, вотчичем, по прежним государевым указом и уложеньем.

5. А будет после которого умершего останется купленая вотчина, а родовые и выслуженые вотчины и поместья не останется, да после того же умершаго останемся другая, или третьяя жена, да дети, которых он приживет с первою, или с другою, или с третьего женою, и тем его детем, которых он приживет с первою, или з другою, или с третьего женою, опричь купленыя вотчины, поме­стья дать будет нечего, и купленая вотчина дати жене и детем его всем, розделя по жеребьям, по скольку на жеребей достанется.

6. А которая купленая вотчина, после умершаго, дана будет жене его, оп­ричь детей, и она в той вотчине вольна, а иному никому до той вотчины дела нет.

7. А будет которые люди отходя сего света, вотчины свои купленыя напи­шут в духовных своих, женам своим бездетным, будет жены их после их за-мужь не пойдут, а будет жены их пойдут замужь, и им до тех вотчин дела нет, а отдать те их вотчины братьям их, или в род. Или будет написано в духовных, что женам их будучи во вдовах, теми их куплеными вотчинами владеть по свой живот, или до тех мест, как постригутся, а как те их жены постригутся, или помрут и те их купленые вотчины потому же отдать братьям их, или в род, и • по таким духовным куплеными вотчинами после таких умерших, женам их бездетным владеть до тех мест, как они пойдут замужь, или постригутся, или помрут. А будет они пойдут замужь, и им до тех вотчин дела нет, а отдать те вотчины по духовной умершаго роду, кому та вотчина в духовной будет напи-1 сана.

8. А которые люди купят себе в вотчину свои поместья, или они вотчины I же купят себе у вотчинников роду своего, родовыя и выслуженыя, а после того их не станет, а жены их после их останутся бездетны, и тем их женам бездет­ным дати одни те купленые вотчины, которыя они купят себе из своих помест- | ных земель. А владети им теми вотчинами по свой живот, или до тех мест, как |

пойдут замужь, или постригутся, а тех вотчин им не продать ни заложить. А как они пойдут замужь, или постригутся, или помрут, и те вотчины после их отдавати мужей их родственником в вотчину же, кому государь укажет по раз-смотрению, а родственником за ту вотчину против купчей дати деньги по его душе. А будет он в той купленой вотчине после купли что прибавил вотчинно­го строения, и родственником за то прибылое строение по тому же дати деньги по его душе против государева указу, как о том писано о купленых и о заклад­ных вотчинах ниже сего. А которые вотчины мужья их купят себе у вотчинни­ков роду своего родовые или выслуженые, и тех вотчин после мужей их, им вдовам не отдавати, а отдавать такия вотчины умершаго роду, для того, что те вотчины их родственные и выслуженые. А родственником за ту вотчину по тому же дати деньги по его душе, против купчей.

9. А продавать поместные земли в вотчину по государеву имянному указу, кого государь пожалует, а без государева имянного указу помещиком помест­ных их земель в вотчину никому не продавать.

10. А которые выслуженые вотчины в прошлых годех по 136-й год даваны после мужей женам их бездетным, а со 136-го году по 140-й год у тех вдов те вотчины были взяты, и отданы в род мужей их, а у кого роду не осталось, и те вотчины отдаваны челобитчиком в поместныя земли, а после того со 140-го году по указу блаженныя памяти великаго государя царя и великаго князя Ми­хаила Феодоровича всея Русии, и отца его государева, блаженныя же памяти, великаго государя святейшаго Филарета Никитича патриарха Московскаго и всея Русии, те вотчины из роздачи взяты, и отданы тем же вдовам, у которых те вотчины были взяты, и велено им теми вотчинами владеть по свой живот, и за теми вдовами тем вотчинам быть до тех мест, покамест они будут живы. А иным никому тех вотчин тем вдовам не продать, ни заложить, ни по душе в монастырь, ни к приходным церквам никуды не отдать. А как их не станет, и те вотчины отдавать в род мужей их, кто к тем вотчинам близок.

И. А которые вотчинники померли в прошлых же годех до 136-го году, а после их остались жены бездетны, и вотчины мужей своих продавали, а после того тех жен не стало, а иные вотчинниковы жены постриглись, а те их вотчи­ны и ныне за вотчинники в продаже и в закладе, и будет тем вотчинам вы­ищутся вотчичи по родству, и им выкупать по уложению. А не будет вотчичев, и тем вотчинам быть за теми людьми, кто купил, или в заклад взял.

12. А у которых вотчинников в прошлых же годех, до 136-го году, остались матери и жены во вдовах, а вотчинами тех вотчинников владеют те вдовы, а прожиточных поместей за теми вдовами нет, и у тех вдов тех вотчин до их жи­вота не отъимать, а им тех вотчин никакими обычаи не продать, ни заложить, ни по душе не отдать.

13. А будет после которого вотчинника вотчина его дана будет детем его, сыновьям двум, или трем человеком вопче, и им тою вотчиною владеть всем, а ни одному без одного тоя вотчины не продать, ни заложить. А будет после отца их останутся многая долги, а оплатитися им от тех долгов, опричь тоя вотчины нечим и для платежу того отцовского долгу похотят они ту вотчину продать, или заложить, и им та вотчина продать, или заложить всем же вопче. А будет большой брат ту вотчину кому продаст или заложит, с меньшими братьями не поговоря, хотя быти один корыстен, а не для платежу отцова долту, а братия у него в те поры будут малы, а как они будут в возрасте, и они о той отцовской вотчине на того своего большого брата и на купца, кто у него ту отца их вот­чину купит, или в заклад возмет, учнут государю бита челом, в указныя в со­рок лет, и с суда про то сыщется допряма, что тот их брат ту их вотчину про-

дал, без их ведома, для своего пожитку, а не для платежу отцова долгу и тоя вотчины их жеребьи взяв у того, кому та их вотчина будет продана, или зало­жена, отдать им, а на большом их брате велеть за те вотчинныя жеребьи по купчей, или по закладной тому, кому те вотчинныя жеребьи проданы, или за­ложены, доправить деньги сполна, а большаго их брата вотчинному жеребью | быти в продаже по прежнему. А будет тот вотчинной жеребей похотят мень-1 шия братия выкупить, и им тот жеребей выкупить по государеву указу, как о| том писано выше сего.

14. А будет после кого умершаго вотчина его дана будет детем его сыновь-1 ям двум же или трем человеком вопче, и один из них тоя отцовския вотчины I свой жеребей, для своих недостатков, похочет продать, или заложить, и ему тот I свой вотчинной жеребей продать или заложить вольно. А будет братия его тоя I отцовския вотчины с ним розделити не похотят, и учнут бити челом государю, I чтобы государь пожаловал их велел у них за тот брата их вотчинной жеребей! взяти брату их деньги, и у них за тот вотчинной жеребей велеть брату их взяти | деньги, по оценке, чего та вотчина стоит.

15. А будет после которого умершаго останутся дети глухи и немы, а бра» тия их, или сестры учнут обидить их, и отцова или материя имения учнут их! отлучать, и тем умершаго детем имения отца их или матери розделити по же- I ребьям всем поровну, чтобы из них никто изобижен не был.

16. А которым людем в прошлых годех, блаженныя памяти, при великом I государе царе и великом князе Михаиле Феодоровиче всея Русии, даны вотчи­ны за Московское осадное сиденье, как они сидели в осаде на Москве, бла­женныя памяти, при государе царе и великом князе Василии Ивановиче всея Русии, и блаженныя же памяти, при великом государе царе и великом князе Михаиле Феодоровиче всея Русии в королевичев приход, и вотчинныя грамоты им на те вотчины даны, и тем людем теми вотчинами владеть по жаловальным I грамотам и по писцовым книгам.

17. А которым людем вотчины даны по сыску за Московское осадное сиде­нье, а челобитчики учнут на тех людей бити челом, что они в осаде не были, и в осадном списку имян их не написано, и против, того челобитья про тех лю­дей, за которыми такия вотчины, сыскивать накрепко, и с теми людьми, кто на них станет бити челом, ставити с очей на очи. Да будет по сыску кто в осаде не сидел, а взял вотчину ложно, и у тех те вотчины отымать, и в роздачю роз-давать. А за очи и не сыскав допряма, тех вотчин у них не отымать.

18. А за которыми людьми в прошлых годех, по мере писцов, были пример-ныя земли в старинных и в родовых вотчинах, а не в новых дачах, которыя они земли припахали, и деревни и починки поставили из своих угодей, ис поверст­ных лесов и из лугов, и по указу блаженныя памяти великаго государя царя и великого князя Михаила Феодоровича всея Русии, те примерныя земли даны тем же вотчинником в вотчину же, потому что те земли за ними их старинный вотчинныя, а не новыя дачи, и тем людем теми своими вотчинами по тому же владеть по жаловальным грамотам и по писцовым книгам. Да и впредь будет у них в тех их старинных и в родовых вотчинах объявятся примерныя земли, по писму новых писцов, которыя земли припашут они впередь из своих угодей, ис поверстных лесов и из лугов, или на своих угодьях деревни и починки поставят вновь, в своих межах и гранях, и у них те земель и деревень и починков по тому же не отъимать, и велеть им владеть теми землями и деревнями и починки в вотчине же.

19. А которым стольником и стряпчим и дворяном московским и всяких чинов людем за Московское осадное сиденье королевичева приходу даны ис

поместей их вотчины, в их вотчинныя оклады, против государева указу неспол­на, потому что за ними в то время поместей в дачах, с вотчинныя их дачи, не было, а после того даны им новыя поместья, и они учнут бити челом государю, чтобы государь пожаловал их, велел им вотчинныя их оклады исполнить ис тех их новых поместей, и тем челобитчиком вотчинныя их оклады полнить из но­вых их поместных дачь.

20. А которым стольником же и стряпчим и дворяном и детем боярским из городов даны были поместья в Дорогобуже, на Белой, на Невле, в Серпейску, в Новегородке-Северском, в Стародубе, в Рословле, а ис тех поместей даны им были вотчины за Московское осадное сиденье, как они на Москве в осаде си­дели, блаженныя памяти, при государе царе и великом князе Василии Иванови­че всея Русии, и вотчинные грамоты у них на те вотчины есть, и те их вотчины отошли з городы в Литовскую землю, и будет те вотчинники впередь учнут бити челом государю, чтобы государь пожаловал их, велел им, вместо тех их отошлых вотчин, дати в вотчину из новых их поместей, а сколько за ними было старых вотчин, и они на те свои старыя вотчины положат вотчинныя грамоты, и тем челобитчиком, против их отошлых вотчин, давати в вотчину из их новых поместей столько же четвертей, сколько у кого вотчины отошло в литовскую сторону.

21. А у которых вотчинников и у помещиков по писцовым же книгам борт­ные их ухожьи на их на поместных или на вотчинных землях, в их межах и гранях, и тем вотчинником и помещиком те свои бортныя ухожьи, в своих ме­жах и гранях, которые межи и грани написаны в писцовых книгах, по тому же вольно росчищать в пашню и в сенные покосы, и села и деревни ставить.

22. А у которых помещиков и вотчинников отхожие бортные их ухожьи в угодьях иных помещиков и вотчинников, а не на их поместных и вотчинных землях, и им теми своими отхожими бортными ухожьи владеть по тому, как о таких бортных ухожьях писано выше сего в судной статье.

23. А которые бортные ухожьи, или рыбныя ловли, и бобровые гоны, и вспуды, и перевесья, и мельницы, и перевозы, и сеннныя покосы, и всякия уго­дья на государевых землях, а не на поместных и не на вотчинных землях, и которые бортные ухожьи и всякия угодья на отхожих землях, а владеют ими тех же помещиков и вотчинников крестьяне и иные всякия люди на оброке, и тем обротчиком и впередь с тех земель и со всяких угодей оброк платить, а из окладу того оброку не выкладывать.

24. А которые дворцовые села и бортныя деревни и черныя волости по го-сударьской милости розданы будут в поместья и в вотчины разным помещиком и вотчинником вновь, а в угодьях во всяких, и в лесах в хоромных и в дро­вяных те села и деревни против пашни неизверстаны, а впередь те дворцовыя села и бортные деревни и черные волости за теми помещики и вотчинники учнут писцы писати, и писцом те все угодья и леса дровяные и хоромные поде­лить, изверстав против пашни, по их дачам, опричь поместных и вотчинных старых земель. А которыми землями по старым писцовым и по дозорным кни­гам владеют помещики и вотчинники в поместье, или в вотчине по старине, а не по даче из дворцовых сел, а угодьи и лесами неизверстаны же, и тем людем всякому владеть своим угодьем по старым писцовым и дозорным книгам, и в леса для дров и для хоромного лесу велети ездить всякому в свой лес по стари­не.

25. А что в прошлых годех, блаженныя памяти, при великом государе царе и великом князе Михаиле Феодоровиче всея Русии, были многая челобитчики о поместьях и о вотчинах на стольников и на стряпчих, и на дворян и детей бо-

ярских, которые стольники и стряпчие, и дворяне и дети боярские в смутное время были в Тушине и по городом, которые городы были за вором, и у тех стольников, и у стряпчих, и у дворян, и у детей боярских поместей их и вотчин не взято, и челобитчиком в роздачю не роздано, а велено тем стольником и стряпчим, и дворяном и детем боярским вотчинами и поместьи владети по прежнему, и вотчинныя грамоты на старыя их родственныя и купленныя вотчи­ны даны за то, что они после Московскаго разорения, пришед под Москву, соединилися з бояры и воеводы и стояли против литовских людей, и Москов­скаго государьства у литовских людей доступали вместе, и божиею милостию, а своею многою службою Московского государства у Литвы доступили и очисти­ли, и за теми стольники, и стряпчими, и дворяны, и детьми боярскими, тем их вотчинам и поместьям, по тому же быть неподвижно, и владети им теми поме­стьи и вотчинами по прежним дачам, и по жаловальным грамотам, которые им грамоты даваны после Московского разорения. А будет у кого на такия вотчи­ны и поместья старые грамоты утерялися, и тем бити челом о новых грамотах, а в Поместном приказе против того их челобитья сыскивати дачами и писцовы­ми книгами те вотчины и поместья, на которые учнут они бити челом государю о новых грамотах, им даны ли, и грамоты у них на те вотчины и поместья были ли; да будет по сыску те вотчины, или поместья им даны, и грамоты у них на те вотчины и поместья были, да утерялися, и им на те вотчины и поместья по сыску давати новые грамоты, почему им теми вотчинами и поместьи въпредь владети.

26. А которые столники и стряпчие, и дворяне московские, и городовые дворяне, и дети боярские были в Тушине, а вотчины их розданы в роздачю, блаженныя памяти, при государе царе и великом князе Василии Ивановиче всея Русии, а посямест им те их вотчины не отданы, и тем вотчинам быти по дачам блаженныя памяти государя царя и великаго князя Василия Ивановича всея Русии за теми людьми, кому те вотчины отданы бесповоротно.

27. А кто вотчину родовую или выслуженую продаст, или заложит, и его детем и внучатом впредь до тоя вотчины дела нет, и на выкуп им тоя вотчины не давати. А будет у того продавца будут братия или племянники, а к купчей, или к закладной те его братия и племянники руки свои приложат, и им и их детем и внучатом до тоя вотчины впредь по тому же дела нет. А которых бра-тей и племянников у купчих и у закладных рук не будет, и тем братиям и пле­мянником те вотчины выкупать по купчим и по закладным, в чем которая вот­чина продана или заложена, а не по четвертям. А что сверх купчих и заклад­ных у кого в вотчине прибыло дворов крестьянских, и в них людей, и росчист-ныя пашни и сенных покосов из лесные поросли, и за то прибылое вотчинное строение вотчинником, кто учнет выкупать, платити тем людем у кого они те вотчины учнут выкупать, по суду и по сыску: за крестьянский двор с людьми пятьдесят рублев, за роспашную землю, которая росчищена внов из лесные поросли, по три рубли за десятину; за сенныя покосы, которые росчищены внов из лесные же поросли, по два рубли за десятину; а за церковное строение, и за боярския и за людския дворы и за мельничное и за прудовое строение пла­тить денги, смотря по строению и по оценке сторонних людей.

28. А в которой вотчинной купчей, или в закладной написано будет, что за вотчинное строение тем людем, кто учнет выкупати, платити деньги по скаске тех людей, у кого те вотчины учнут выкупати, и по тем купчим и по заклад­ным за прибылое вотчинное строение тем людем, у кого те вотчины учнут вы­купати, имати деньги у тех людей, которыя у них те вотчины учнут выкупати по купчим и по закладным.

29. А будет у которого вотчинника учнет кто вотчину выкупати, а в той вотчине будут сверх купчей прибылыя дворы, а в тех дворех поселятся кресть-янския дети, или братия, или племянники, которые в купчей написаны, а не но­воприбылые люди, а в купчей или в закладной написаны они со отцы своими и з братиями, или з дядьями вместе, а не в розделе, и тех крестьян в прибыль не ставить и денег за них у тех людей, кто их учнет выкупати, не имати потому, что они тоя вотчины старые крестьяне, а не внов прошли.

30. А судити о вотчине за сорок лет, а которые вотчины будут в купле, или в закладе больши сорока лет, а вотчинники о таких вотчинах учнут после со­рока лет бита челом на выкуп, и таких вотчин после указных сорока лет на выкуп никому не давати.

31. А будет кто купленую свою вотчину кому продаст или заложит, или от­даст кому безденежно, и крепость на ту вотчину даст, или после своего живота кому откажет, и в духовную напишет, и у свидетельства та духовная будет не оспорена, и детем его, и внучатам, и иным его роду впредь до тоя вотчины дела нет, и на выкуп им тоя вотчины не отдавати. А будет свидетельства духовную кто челобитьем оспорит, и то розымати судом.

32. А будет кто кому вотчину свою заложит родовую, или выслуженую, или купленую до сроку, и закладную кабалу на себя даст, и по той закладной каба­ле учнет ту свою вотчину выкупати на срок, или до сроку, и денги к тому, у кого та его вотчина заложена, принесет, и тот, у кого та его вотчина в закладе, хотя тою его вотчиною завладеть, тех денег до сроку, или на срок, у него не примет, для того, чтобы тем сроком у него та вотчина оттягати, и тому заим-щику на того, кто у него тех денег не приимет, бити челом государю, не про-пущая того сроку, и заемные денги принести в приказ против закладныя каба­лы сполна. Да будет тот заимщик о том учнет государю бити челом на того, кто у него заемных денег не приимет, не пропустя сроку, и заемныя денги в приказ принесет, и по тому заимыцикову челобитью ис приказу послати по того, на кого он учнет бити челом, и велеть ему с собою принести закладную кабалу, да как он закладную кабалу принесет, и ту закладную кабалу досмот­реть, на которой срок по той закладной кабале довелося ему у заимщика взяти свои заемныя деньги, да будет тем деньгам по той закладной кабале до заимщи-кова челобитья срок не прошол, и у него та закладная кабала взяв отдати за-имщику, а заимщиковы деньги против той закладной кабалы отдати ему спол­на.

33. А будет кто закладную вотчину кому просрочит, и учнет о выкупке той своей вотчины бити челом государю после сроку, и ему в том отказать, и за­кладныя его вотчины на выкуп ему не давать, а велети такими закладными вотчинами владеть тем, у кого они в закладе будут, и в книги велеть такия за­кладныя вотчины по закладным писати за теми людьми, кому те вотчины будут просрочены, и бес челобитной того, кто ту вотчину заложа просрочит, сослався с Судным приказом, не было ли его о выкупе той закладной вотчины в Судном приказе челобитья.

34. А будет кто вотчину свою родовую, или выслуженую, или купленую кому продаст, и деньги возмет и купчюю даст, а в Поместном приказе в книгах ту вотчину за купцом не запишет, да после того тое же свою вотчину иному кому продаст воровством, и денги возмет, и в Поместном приказе в книги ту вотчину за последним купцом запишет, и тою вотчиною владети тому, за кем та вотчина в Поместном приказе в книгах записана, а первому купцу тою вотчи­ною владети не велети, для того, что он ту вотчину куги, в Поместном приказе за собою в книги не записал. А велети ему на том продавце по купчей допра-

вити его деньги, да тому же продавцу за такое его воровство, что он одну свою вотчину двум продал, учинити наказание, велети ему при многих людех у при­казу бити кнутом нещадно, чтобы на то смотря иным неповадно было так де­лать. А будет он ту вотчину продав за обеими купцами в книги не запишет, и та вотчина отдати по купчей первому купцу, и в книги за ним записати, а по­следнему купцу велети на нем доправити деньги.

35. А будет кто воровством продаст или заложит чью чюжую родовую или выслуженую, или купленую вотчину, и в купчей, или в закладной напишет в продавцех того, чья та вотчина, да с ним себя и руку в того место, чья та вот­чина, и в свое место к купчей, или к закладной приложит заочно, и в книги в Поместном приказе ту купчую, или закладную вотчину запишет по стачке с тем, кому он ту вотчину продаст, или заложит, а после того тот, чья та вотчи­на, учнет на него бити челом государю, что он той своей вотчины никому сам не продавывал, и не закладывал, и ни кому продавать, и руки к купчей или к закладной, в свое место, прикладывать не веливал, а сыщется про то допряма, и та вотчина по крепостям отдати тому вотчичю, чья та вотчина. А про купчей, или по закладной деньги на продавце доправя, отдати тому, кому он ту чюжую вотчину продал, или заложил, да того же продавца за воровство, что он продал, или заложил чюжую вотчину, велеть бити кнутом, чтобы на то смотря иным не повадно было так воровать. А что от него в той вотчинной продаже тому, чья та вотчина, учинится убытка и те убытки на нем доправя, отдати тому, чья та вотчина.

36. А будет кто вотчину свою кому продаст или заложит, а к купчей, или к закладной, в свою место, велит кому нибудь руку приложить для того, что он сам грамоте не умеет, а после того учнет он на того, кто в его место руку при­ложит, бити челом государю, и скажет, что он в его место руку приложил без его ведома, а тот, кто в его место руку приложил, учнет бити челом государю, и скажет, что он его лживит напрасно, а он к купчей или к закладной руку приложил по его веленью, а не без его ведома, и потому его челобитью сыщет­ся про то допряма, что он к купчей или к закладной руку приложил по того веленью кто его лживил, и по тому сыску тому, кто его лживил напрасно, за ложное его челобитье, учинити жестокое наказание, велеть его бити кнутом нещадно при многих людех, чтобы на то смотря иным не повадно было так делати, а вотчины его у того, кому он продал, или заложил отьимать не велети. А будет кто к вотчинной купчей или к закладной в чье место руку приложит за очи воровски, и сыщется про то допряма, и тому потому же учинити жестокое наказание, велети его бити кнутом нещадно, а вотчин по таким купчим и по закладным в записныя книги не записывати.

37. А которыя порозжия поместныя земли в Московском уезде и в городех вотчинныя земли покупали патриарши, и митрополичи и архиепископли дети боярские себе в вотчину, а те патриарши и иных властей дети боярские изстари природные дети боярские, и за ними тем землям и впредь по купле быти в вот­чине же. А которые патриарши же, и митрополичи, и архиепископли, и епи-скопли дворовые люди, неслужилых отцов дети, и не природные дети боярские покупили себе вотчины, и тех патриарших, и митрополичих, и архиепископлих, и епископлих дворовых людей по тем вотчинам написати в государеву службу з городы. А будет кто ис тех патриарших, и митрополичьих, и архиепископлих, и епископлих детей боярских государевы службы служить не похощет, и у него куплена» его вотчина взяв, отдати в роздачю, кому государь укажет.

38. А будет кто кому вотчину продаст или заложит, и просрочит, и купчюю или закладную кабалу на тое вотчину в книги запишет, и после того изменит,

из Московъскаго государьства отъедет в ыную землю, и тому, кто у него ту вотчину купит, владеть тою вотчиною без выкупу, по тому что он у того из­менника ту вотчину купил до его измены, а роду того изменника той вотчины на выкуп не отдавать

39. А будет кто учнет владеть изменничьею вотчиною, а купчей или заклад­ной на ту вотчину не положит, или будет и положит, а срок той вотчине про-шол, а в книги купчая, или закладная не записана, и у него та изменничья вот­чина взяти на государя для того, что он ту вотчину купя, или взяв в заклад на срок, и после сроку, которой срок в закладной написан, за собою в книги не записал.

40. А будет такой изменник заложа вотчину до сроку отъедет, и та вотчина у того, у кого она будет заложена, взяти на государя, а денги ему по закладной отдати из животов того изменника.

41. А боярским людем и монастырским слугам вотчин не покупати, и в за­кладе за собою не держати. А кто боярской человек или монастырьской слуга вотчину купит, или учнет в закладе держати, а кто такую вотчину сведав, учнет об ней государю бити челом, и сыщется про то допряма, и ту вотчину у бояр-скаго человека, или у монастырскаго слуги взяти на государя и отдати в поме­стье челобитчиком, кто за ними ту вотчину сыщет.

42. Да в прошлых годех, со ста трвдесять шестаго году, по указу, блажен-ныя памяти великаго государя царя и великаго князя Михаила Феодоровича всея Русии, писано в его государевых жаловалных вотчинных грамотах: вот­чинником, которым по его государеву указу вотчины даны за службы, что тем вотчинником и их детем, и внучатом, и правнучатом выслуженые вотчины вольно продать, и заложи™, и в приданые, и в монастырь по душе дать. А кто будет роду его ту вотчину из монастыря похочет выкупить, и ему та вотчина выкупати по прежнему уложенью, как выкупали при прежних государех родо­вые и купленые вотчины. А будет у него роду не останется или останется, а выкупати не похотят, и та вотчина из монастыря взяти на государя, а деньги в монастырь дать за нея из государевы казны, по уложенью, по полтине за чет­верть, а в монастырь та вотчина не крепка.

А ныне государь царь и великий князь Алексей Михайлович всея Русии, советовав со отцем своим и богомолцем святейшим Иосифом патриархом Мос­ковским и всея Русии, и с митрополиты, и со архиепископы, и с епископом, и со архимариты, и игумены, и со всем Освященным собором, и говоря с своими государевыми бояры, и с околничими, и з думными людьми и с столники, и с стряпчими и з дворяны московскими, и з городовыми дворяны и детми бо­ярскими указал, и собором уложили: впредь с нынешняго уложения патриарху, и митрополитом, и архиепископом, и епископом, и в монастыри ни у кого ро­довых и выслуженых и купленых вотчин не покупати и в заклад не имати, и за собою не держати, и по душам в вечной поминок не имати никоторыми делы, и в Поместном приказе за патриархом, и за митрополиты, и за архиепископы, и епископы, и за монастыри таких вотчин не записывати, а вотчинником никому вотчин в монастыри не давати. А кто и напишет вотчину в монастырь в духов­ной, и тех вотчин в монастыри по духовным не давати, а дати в монастырь родителем их денги, чего та вотчина стоит, или что умеръшей вотчине цену напишет в духовной. А будет родители тоя вотчины себе взяти не похотят, и денег в монастырь не заплатят, и ту вотчину прикащиком продать сторонним людем, а деньги дать в монастырь по умершаго душе по духовной. А будет кто с сего уложения вотчину свою родовую, или выслуженую, или купленую про­даст, или заложит, или по душе отдаст патриарху, или митрополиту, или архи-

епископу, или епископу, или в которой монастырь, и та вотчина взята на госу­даря безденежно, и отдати в роздачю челобитчиком, кто о той вотчине учнет государю бита челом.

43. А будет кто вотчинник какова чину ни будь или вдова постригутся, а за ними будут родовые, или выслуженые, или купленые вотчины, и им тех вотчин в монастыри не отдавать, а самим теми вотчинами постригшися не владети, а отдати те родовые и выслуженые вотчины вотчинником по уложению, а вот­чинником их за те вотчины кормити и одевати, и всяким покоем покоити до их смерти. А будет они учнут государю бити челом, что родители их взяв у них родовыя, или выслуженыя, или купленыя вотчины, их не кормят, и никакова покоя им от родителей их нет, и им те вотчины продать родителем же своим, или и на сторону. А будет у них будут купленыя вотчины, и им те свои вотчи­ны вольно продать, или безденежно отдать, кому похотят. А постригшися, бу­дучи в монастыре, за собою вотчин отнюд не держати.

44. А будет которые вотчинники, или вдовы постриглися до сего государева указу, а вотчины за ними есть, и им въпредь с сего государева указу по тому же теми своими вотчинами не владети, и будучи в монастыре, вотчин за собою не держати, и чинить о тех их вотчинах тот же указ, как писано выше сего.

45. Указ о продажных землях, которые продав а-ны ис порозжих земель в Поместном приказе и во дворце в вотчины. В прошлом во 136-м году блаженныя памяти, ве­ликий государь царь и великий князь Михаиле Феодорович всея Русии и отец его государев, блаженныя же памяти великий государь святейший Филарет Ни-китичь, патриарх Московский и всея Русии указали: порозжие земли в Мос­ковском уезде продавати против прежняго указу, блаженныя памяти государя царя и великаго князя Ивана Васильевича всея Русии 81 году, а продавати зем­ли за руб_ль по три четверти в поле, а в дву потому же, а дворцовые земли по две четверти за рубль, добрые и средние и худые земли не сдабривая. И указа­ли государи в купчие писати продажные земли в вотчину тем людем, кто ку­пит, и женам их, и детем, и волно им те земли и в приданые дати. А будет пос­ле кого жены и детей не останется, и те вотчины в род их, а не будет роду их, и те вотчины имати в поместные земли, а денги за них давати из своей госуда­ревы казны по их душам в монастыри, смотря по строенью. Да и в Дмитрове, и в Рузе, и в Звенигороде порозжие земли указал государь продавати против Мо-сковскаго же уезду, за рубль по три же четверти в поле, а в дву по тому же. И которыя порозжие поместные земли в Московском уезде, и в Дмитрове, и в Рузе, и в Звенигороде в прошлых годех, по указу блаженныя памяти великаго государя царя и великаго князя Михаила Феодоровича всея Русии, и отца его государева блаженныя же памяти великаго государя святейшаго Филарета Ни­китича, патриарха Московскаго и всея Русии, и государя царя и великаго князя Алексея Михайловича всея Русии, продаваны бояром, и околничим, и думным людем, и столником, и стряпчим, и дворяном, и детем боярским, и гостем, и всяким служилым и неслужилым людем в вотчины, и тем людем, которым те порозжие земли в вотчину проданы, владети теми кугшеными вотчинами по купчим, и их женам и детем, и волно им те свои купленые вотчины продати, и заложити, и в приданые дати. А будет впредь в тех их купленых вотчинах объ­явятся примерные земли, по писму новых писцов, которые земли припашут они из своих угодей, из лесов, и из лугов в своих межах и гранях, и у них тех зе­мель не отъимати, а велеть теми примерными землями им же владеть в вотчине же. А будет кто (из) тех вотчинников умрет, а поели его жены и детей не оста­нется, и те вотчины отдавати в род их, а не будет роду их, и те вотчины имати

на государя в поместные земли, а деньги за них давати из государевы казны по их душам в монастыри, смотря по строению.

46. А которые поместные же земли лежат въпусте из давных лет в Новго­родском уезде, и те поместные пустые земли продавати новгородцем дворяном и детем боярским, против государева указу по тому же, как продаваны пустые поместные земли в Московском уезде, и в Дмитрове, и в Звенигороде, и в Рузе, по три четверти за рубль.

47. Да и в ыных городех будет кто приищет поместные пустые земли, кото­рые лежат в порозжих землях из давных лет, в поместье их никто не возмет, и те земли продавати в вотчину дворяном и детем боярским верстаным, которые государеву службу служат, по тем городом, которые городов те порозжие поме­стные земли. А продавати им тех порозжих поместных земель в вотчину по сту четвертей человеку, за рубль по три же четверти. А неверстанным и которые государевы службы не служат, таких земель не продавати. А будет кто о таких землях учнет государю бита челом в продажю, а иной в те же поры о тех зем­лях учнет государю бита челом в поместье, и такия земли отдавати в поместье, а в куплю не продавати.

А которым людем в прошлых же годех, по указу блаженныя памяти велика-го государя царя и великаго князя Михаила Феодор<

Наши рекомендации