Основные геополитические проблемы латиноамериканского региона
Латинская Америка переживает серьезные перемены. С одной стороны, государства региона отходят от прежних стандартов экономической политики и поведения на международной арене. С другой – меняется характер внешнего воздействия. Традиционно здесь доминировали США, теперь же усиливается присутствие других мировых держав, благодаря чему расширяется поле деятельности для политического маневра. Последствия новой ситуации могут быть весьма разнообразны и зачастую противоречивы, однако она сулит неплохие шансы для укрепления российских позиций в регионе. Латинская Америка обладает крупным и еще не полностью раскрытым ресурсным потенциалом, однако в мировой экономике и политике она традиционно занимала периферийное положение. С середины ХХ века регион становится одной из арен противоборства двух сверхдержав – Соединенных Штатов и Советского Союза, причем в самом центре этого глобального противостояния оказалась Куба.
Неординарное геополитическое положение региона исторически предопределило особую значимость для него интеграционных процессов. Непосредственная близость к главной мирохозяйственной державе не только не создала преимуществ или просто благоприятных условий для формирования своего рода системы "сообщающихся сосудов", но, наоборот, ухудшила возможности развития потенциально богатого континента, превратив его в ресурсно-энергетического сателлита. Подобной ситуации способствовал оправданный веками и используемый сильным соседом древнеримский постулат "разделяй и властвуй". До середины XX в. Латинская Америка - это конгломерат разрозненных, подчас враждующих между собой государств, легко становившихся объектом сырьевой и финансовой эксплуатации северным гигантом, которому не нужна сильная Латинская Америка, способная превратиться в нежелательного конкурента. А та больше не желает оставаться его универсальным амортизатором. Отсюда тяга к объединению усилий, созданию оборонительно-наступательного "единого фронта".
Быстрые и масштабные перемены в экономической, политической, социальной и культурной жизни в глобализирующемся мире ставят Латинскую Америку перед лицом новых вызовов и опасностей. Это порождает стремление искать механизмы преодоления возникающих угроз, со многими из которых можно справиться только сообща, с помощью совместных, согласованных действий.
Сегодня Вашингтон пожинает плоды своего прошлого невнимания к региону; Евросоюз же постепенно усиливает здесь свои позиции. К прежним «игрокам» де-факто добавляется новый – Китай, прорвавшийся на местные рынки. Возрастет – особенно в конце исследуемого периода – роль Бразилии как регионального центра силы. Начавшаяся перекомпоновка интеграционных блоков внутри региона и противоречия, обнажившиеся в ходе многолетних переговоров о создании Панамериканской зоны свободной торговли (FTAA), не позволяют с уверенностью прогнозировать судьбу этого проекта. Очевидно, однако, что его реализация в любом случае откладывается. В перспективе она по-прежнему возможна, но в урезанном виде и ограниченном формате. Между рядом латиноамериканских стран и США наблюдаются глубинные разногласия, проявившиеся наглядно в выборе модели экономической интеграции. Ведомое Бразилией и доказавшее свою практическую эффективность южноамериканское экономическое объединение МЕРКОСУР Вашингтон намерен «растворить» в Зоне свободной торговли Америк – АЛКА. И хотя перспективы АЛКА более чем туманны, южноамериканцы усматривают в попытках ее форсированного запуска угрозу подрыва неокрепшей субрегиональной экономической интеграции со стороны США и глобалистов, что в общем-то практически одно и то же.
В той же Бразилии все чаще говорят: трудно интегрироваться со страной, так ущемляющей твои материальные интересы. Отсюда и возросшая ориентация Южной Америки на контакты с Евросоюзом, Россией и Китаем, которые сообща могут сделать то, что не удалось в свое время Советскому Союзу. Здесь также будет уместно вспомнить слова президента Никсона, сказавшего как-то: «По тому пути, по которому пойдет Бразилия, пойдет весь континент».