Социал-демократия как одна из главных идеологий современности

Социал-демократия — социально-экономическая политика и идейно-политическое течение, возникшее в рамках социализма и впоследствии трансформировавшееся на позиции постепенного совершенствования капитализма с целью утверждения социальной справедливости, солидарности и большей свободы До Первой мировой войны «социал-демократами» называли всех последователей левой идеологии — как марксистов, так и последователейЛассаля. Таким образом, эта категория объединяла и радикальных революционеров — Владимира Ильича Ленина и Розу Люксембург, и умеренных эволюционистов — Карла Каутского или Эдуарда Бернштейна.

Вот как выглядела социал-демократия в глазах В. И. Ленина в 1897 году:

Практическая деятельность социал-демократов ставит себе, как известно, задачей руководить классовой борьбой пролетариата и организовать эту борьбу в её обоих проявлениях: социалистическом (борьба против класса капиталистов, стремящаяся к разрушению классового строя и организации социалистического общества) и демократическом (борьба против абсолютизма, стремящаяся к завоеванию в России политической свободы и демократизации политического и общественного строя России)", отмечая: "с самого своего появления в качестве особого социально-революционного направления русские социал-демократы… всегда подчеркивали двоякое проявление и содержание классовой борьбы пролетариата, всегда настаивали на неразрывной связи своих социалистических и демократических задач, — связи, наглядно выраженной в названии принятом ими.

— «Задачи русских социал-демократов»[2]

.

Идеология современной социал-демократии находится несколько левее социал-либерализма и несколько правее демократического социализма. В отличие от демсоциалистов, социал-демократы не настаивают на необходимости в насильственной национализации средств производства. В отличие от либералов — считают, что в основе общественного устройства, всё-таки должна лежать социалистическая, а не капиталистическая модель.

Истоки современной социальной демократии коренятся в эпохе ранней промышленной революции, когда оформилась концепцияутопического социализма. Социальная демократия складывалась под воздействием идеологии Французской революции 1789 и идей социалистов К. А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна[1].

В дальнейшем существенное влияние на социал-демократию оказал марксизм, от которого она восприняла идеи пролетарской революции и диктатуры пролетариата, всеобщего равенства и т. д.

В конце XIX — начале XX веков под влиянием успехов рабочего движения в индустриально развитых странах Запада социал-демократия постепенно отошла от марксизма и сосредоточилась на эволюционном совершенствовании сложившегося порядка. Сохранение в программах социал-демократических партий революционных лозунгов и требования установления социализма сочеталось с прагматической политической практикой. После Октябрьской революции в России социал-демократия, провозгласившая своей целью построение «демократического социализма», и коммунизм оказались противниками.[1]

«Правый уклон в коммунизме означает тенденцию… к отходу от революционной линии марксизма в сторону социал-демократии», — говорилИ. В. Сталин в 1928 году[3]: «Победа правого уклона в компартиях капиталистических стран означала бы идейный разгром компартий и громадное усиление социал-демократизма».

Основные концепции гражданского общества

Идея гражданского общества – одна из важнейших политических идей Нового времени – зародилась в Европе, в середине ХVII в., прошла значительное развитие и породила ряд концепций, каждая из которых рассматривает гражданское общество в противопоставлении понятию «государство».

1. Либеральная концепция гражданского общества обоснована английскими мыслителями ХVII в. Т. Гоббсом и Дж. Локком. «Гражданское общество» в их понимании – это более высокая форма развития человеческого общества по сравнению с «дикостью». «Естественное», «природное», «дикое», «догосударственное» общество жило в состоянии хаоса, всеобщей взаимной вражды и непрерывной «войны всех против всех». Цивилизованное общество государственной эпохи рассматривалось Т. Гоббсом и Дж. Локком как воплощение законности, порядка и гражданских отношений Т. Гоббс писал: «Вне государства – владычество страстей, война, страх, бедность, мерзость, одиночество, варварство, дикость, невежество; в государстве – владычество разума, безопасность, богатство, благопристойность, изысканность, знание и благосклонность».

Основоположник либерализма Дж. Локк впервые поставил личность выше общества и государства, свободу личности –выше всех остальных ценностей. «Гражданское общество» Дж. Локка – это «общественный договор» разумных и свободных личностей, которые, с одной стороны, создают государство, а с другой стороны – воздвигают ряд «защитных барьеров» между государством и индивидом для охраны второго от первого. Основой свободы личности, гарантией его политической независимости Дж. Локк считал частную собственность. (Локковская концепция примата личности над государством и обществом лежит в основе современной англо-американской политической культуры.)

2. Позитивно-либеральная (этатистская) концепция гражданского общества принадлежит немецкому философу Г. Гегелю. По Г. Гегелю, гражданское общество – это совокупность личностей, удовлетворяющих свои повседневные потребности посредством трудовой деятельности. Основу гражданского общества и у Гегеля составляет частная собственность. Однако двигателем общественного прогресса Г. Гегель считал не гражданское общество, а государство. Именно государство воплощает в себе все добродетели; в нем находит свое совершеннейшее воплощение Мировой Дух, Мировая Воля. Только государство защищает человека от всевозможных случайностей, обеспечивает справедливость и реализует всеобщие интересы. Государство интегрирует людей в организационную целостность, придает смысл их жизни и деятельности. Гражданское общество и личность должны подчиняться государству. Однако они не должны поглощаться государством без гарантий социальных и гражданских прав и свобод. (Этатистская – государственная – концепция Г. Гегеля лежит в основе современной евроконтиненгальной политической культуры, признающей приоритет государства над обществом и личностью.)

3. Марксистская (коммунистическая) концепция гражданского общества была сформулирована К. Марксом в середине ХIХ в. К. Маркс отказался от идеи Бога и от гегельянского объективного идеализма. Он обосновывал материалистическое понимание истории, с сильным уклоном в экономизм. К. Маркс рассматривал гражданское общество как фундамент существования всего человеческого сообщества, а производственную деятельность людей (экономику) – как основу жизнедеятельности самого общества. По К. Марксу, производственные отношения – это базис общества, а все социально-политические институты (государство, право, религия, мораль, политика, наука, искусство) – надстройка. Класс, владеющий средствами производства, является господствующим. Это своё господство класс-собственник реализует через государство. Государство защищает интересы господствующего класса, подавляя развитие всех остальных классов и индивидов. Таким образом, для К. Маркса гражданское общество – это материальные отношения индивидов. Буржуазное государство, реализуя волю экономически господствующего класса – буржуазии, – препятствует свободному развитию личности, поглощает гражданское общество или чрезмерно регулирует его. Для преодоления существующей реальности К. Маркс видел и пропагандировал единственный выход – разрушение частной собственности, превращение всей собственности в общественную, коммунистическую. В результате обобществления всей собственности на средства производства возникнет новое общество, «царство свободы», в котором государство отомрет «за ненадобностью». В коммунистическом обществе свободныое развитие каждой личности станет условием свободного развития всех членов общества. Каждый человек сможет совершенствоваться в любом виде деятельности. Тогда противостояние гражданского общества и государства потеряет всякий смысл.

4. Социал-демократическая концепция гражданского общества возникла в начале ХХ в. Согласно этой концепции, сердцевиной гражданского общества является политика. Она пронизывает все гражданское общество, формирует и стабилизирует его. Государство активно участвует в функционировании гражданских институтов и тем самым гарантирует демократизм управления. Оно не позволяет одной части общества превратиться во всеразрушающую силу, не дает рынку подмять общество под себя (Й. Шумпетер). Сторонники социал-демократической концепции гражданского общества считают необходимым государственное регулирование экономических, социальных и иных процессов, введение гарантий прожиточного минимума, страхования и др.

В современной западной политологии преобладают две интерпретации гражданского общества:

Гражданское общество – это универсальная социальная категория, обозначающая пространство межличностных отношений, противостоящих государству в любой его форме. Гражданское общество включает весь исторический комплекс взаимодействия частных лиц друг с другом.

2) Гражданское общество – это феномен лишь западной культуры, конкретно-историческая форма существования западной цивилизации. Уникальность западной культуры состоит в её колоссальной адаптантности (приспосабливаемости) к меняющимся условиям, в её повышенной выживаемости в инокультурном окружении. Эта уникальность западной культуры обеспечивается балансом трех сил: институтов власти, гражданского общества и автономной личности. Их сбалансированное взаимодействие основано на идее прогресса. Идея прогресса воплощается в направленности сознания людей на постоянное совершенствование человеческой личности, гражданского общества и институтов государства.

структура гражданского общества

Гражданское общество имеет такую же структуру, как и общество в целом. ее составляют разнообразные общественные отношения - экономические, социальные, политические, социокультурные и их субъекты, за исключением государства.

Экономической основой, фундаментом гражданского общества является негосударственная собственность на средства производства. Она может существовать в индивидуальной и коллективной формах. Субъектами разновидностей индивидуальной собственности выступают индивиды и домашние (семейные) хозяйства. Коллективной есть собственность акционерных обществ, кооперативов, религиозных и общественных объединений и организаций, трудовых коллективов различных форм хозяйствования и др. Наличие у граждан собственности на средства производства делает их независимыми от государства в экономическом отношении. И наоборот, тотальное огосударствление собственности, например при социализме, ликвидирует экономическую основу гражданского общества, ставит граждан в полную зависимость от государства как работодателя.

Наряду с правом частной собственности важное значение для гражданского общества имеет гарантированная государством свобода предпринимательской, трудовой и потребительской деятельности.

Социальную структуру гражданского общества составляют различные социальные общности - классовые, этнические, демографические, профессиональные и отношения между ними. Такие общности есть в любом обществе. Особенность гражданского общества заключается в наличии в нем классов собственников средств производства, экономической основой существования которых является негосударственная, прежде всего, частная собственность. Характерной чертой социально-классовой структуры современного развитого гражданского общества является преобладание в ней так называемого среднего класса как прослойки людей с относительно высоким уровнем материального достатка.

Первичный социальный ячейка гражданского общества - семья. Это - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной ответственностью и взаимопомощью. Как социальный институт семья характеризуется совокупностью социальных норм, санкций и образцов поведения, которые регламентируют взаимоотношения супругов, родителей, детей и других родственников. Семья является наиболее устойчивым институтом гражданского общества, который сохраняет определенную автономию в отношении государства даже в тотально огосударствлеваемых обществах.

Элементами политической структуры гражданского общества выступают негосударственные политические институты, основными из которых являются политические партии, общественные организации и общественные движения, органы местного самоуправления, средства массовой информации. В політологічній литературе нередко высказывается мнение о неполитический характер гражданского общества, то есть об отсутствии в нем политических институтов и отношений. Такая позиция необоснованно оставляет вне гражданского общества, в частности, политические партии, общественно-политические организации, средства массовой информации, которые являются важнейшими средствами влияния гражданского общества на государство.

Политические отношения как отношения по поводу власти присущи и гражданскому обществу, однако в нем они не являются государственно-политическими и выступают как отношения между негосударственными политическими институтами. Важнейшим политическим институтом гражданского общества являются политические партии. Это - добровольные объединения граждан, выполняющих в гражданском обществе ряд важных функций: выражение социальных интересов, идеологической, политической социализации, формирования общественного мнения и т.дЦены на недвижимость и Квартиры в омске. , Итальянские женские сумки, интернет магазин женских сумок. . В то же время политические партии является важнейшим звеном, которое соединяет гражданское общество с государством; прежде всего именно благодаря им осуществляется представительство многообразных социальных интересов на государственном уровне. В случае овладения государственной властью та или иная партия становится субъектом государственно-политических отношений и в таком качестве не выступает институтом гражданского общества. Это касается не только правящей партии, но и всех других в той мере, в какой они являются носителями государственной власти.

Институциональными элементами структуры гражданского общества является многообразные общественные организации. Политическими институтами являются те из них, которые в той или иной степени влияют на осуществление государственной власти, то есть выступают как группы интересов. Группами интересов является, прежде всего, общественно-политические организации - профессиональные, женские, молодежные, ветеранские и т.д. Другие общественные организации как группы интересов проявляют себя лишь ситуативно - в случае прямого или опосредованного взаимодействия с политическими институтами.

Управленческая деятельность в административно-территориальных единицах государства - областях, районах, городах и т.д . - делится на местное управление и местное самоуправление. Местное управление является государственным управлением, что осуществляется центральной властью или администрацией вышестоящего территориального уровня управления, как правило, через назначаемые вышестоящей властью административные органы. Местное самоуправление - это деятельность самого населения территориальной единицы - территориальной общины - и ее выборных органов по управлению местными делами. Местное самоуправление является не управленческой деятельностью вообще, а лишь деятельностью самого населения по управлению собственными делами. Только в этом смысле местное самоуправление является институтом гражданского общества.

На органы местного самоуправления возможно возложение задач государственного управления. Во время выполнения этих задач соответствующие органы действуют уже не как местное самоуправление - институт гражданского общества, а как органы государственного управления.

Важным политическим институтом, с помощью которого гражданское общество оказывает существенное влияние на государство, являются средства массовой информации. Институтом гражданского общества могут быть только негосударственные средства массовой информации, а именно политическим институтом они выступают тогда, когда выполняют политическую функцию, взаимодействуя с политической властью, государством.

Структуру духовной сферы гражданского общества составляют социокультурные отношения, а ее элементами являются школа, церковь, разнообразные культурно-художественные заведения - в той мере, в которой они выступают как негосударственные образования. Духовная жизнь гражданского общества характеризуется идеологической многообразием. Оно несовместимо с господством единой идеологии, с так называемой государственной идеологией, насаджуваною идеологизированным государством.

Существуют и другие аспекты и элементы структуры гражданского общества. В каждом случае речь идет все о том, что находится за пределами государства как политического института, что не является государственным.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ ,ФЕНОМЕН, ПОНЯТИЯ, РАЗНОВИДНОСТИ

Идеология — это система взглядов, представлений, идей, выражающих интересы того или иного общества или социальной общности.

Политической идеологии присущи следующие функции:

§ выражение и защита интересов определенной социальной общности (группы, класса, нации);

§ внедрение в общественное сознание своих критериев оценки политических событий, политической истории;

§ интеграция (объединение) людей на базе общих оценок, ценностных ориентаций, политических представлений;

§ организация и регулирование поведения людей на основе общеидеологических норм и ценностей;

§ обоснование мотивов политического поведения и мобилизация социальных общностей на реализацию поставленных задач;

§ легитимизация власти: рациональное обоснование (оправдание) деятельности правящей элиты.

Необходимо отметить, что идеология является духовным орудием элит. Именно элиты разрабатывают (обновляют) и внедряют политическую идеологию в широкие социальные слои, пытаясь привлечь на свою сторону максимальное число приверженцев своих идей. Естественно, что эти элиты преследуют прежде всего свои личные цели и интересы.

Выделяют три основных уровня функционирования политической идеологии:

§ теоретико-концептуальный, на котором формируются основные положения и обосновываются идеалы и ценности определенного класса, нации, социальной общности;

§ программно-политический, на котором социально-философские принципы и идеалы переводятся на язык программ и лозунгов, формируется нормативная основа для принятия управленческих решений и политического поведения граждан;

§ актуализированный, который характеризует уровень освоения гражданами идей, целей, принципов конкретной идеологии. На этом уровне определяется степень влияния идеологии на практическую деятельность людей.

Наши рекомендации