Объект, предмет и специфика политической науки

Объект, предмет и специфика политической науки

Объектом политологии выступают политическая жизнь общества в ее разнообразных проявлениях, сравнительный анализ политических (государственных) систем, исследование и прогнозирование политических событий и процессов.)

Предмет политологии составляют объективные закономерности возникновения и эволюции политических интересов, взглядов и теорий, закономерности становления, функционирования и изменения политической власти, политических отношений и политической деятельности, развития политического процесса2.

В содержании предмета политологии можно выделить:

— политическое сознание и культуру;

— политические институты (прежде всего, государство и партии);

— субъекты политики: личность, заинтересованные группы, элиту и лидеров и др.;

— внутригосударственные и международные политические отношения;

— политический процесс как динамическую характеристику политики.

Содержание предмета политологии может быть определено и по другим параметрам. Так, О. Штаммер выделяет четыре его главных измерения:

1) нормативные идеи (программы, декларации, инструкции, правовые и другие нормы);

2) отношения власти и политического господства;

3) субъективные установки;

Институты.

Ряд авторов рассматривают содержание предмета политической науки через призму изучаемых ею проблем. К их числу относятся:

1) методологические вопросы политологии;

2) история политических учений;

3) теория политики, возникновения и функционирования власти;

4) теория политических систем;

5) теория управления социально-политическими процессами;

6) политическое сознание, политическая культура;

7) политическая теория армии;

Теория международных отношений.

Однако содержание предмета политологии не исчерпывается приведенным перечислением и зависит от исследовательского подхода, степени детализации политических явлений и методов научного познания.

Политика: сущность явления и основные трактовки

Сам по себе рассматриваемый термин был введён в IV веке до н. э. Аристотелем, который предлагал для него следующее определение: политика — это искусство управления государством (полисом). Впрочем, политика выделилась в качестве отдельной области социального бытия задолго до этого события — хотя и позднее, нежели, например, экономические отношения или мораль. Существует несколько различных представлений о природе и происхождении политики:

Теологическое. В соответствии с данным представлением политика, равно как и жизнь в целом, имеет божественное происхождение.

Антропологическое. Такой подход увязывает политику с человеческой природой: предполагается, что соответствующий род общения и взаимодействия с другими людьми продиктован сущностью человека (и, с другой стороны, сам влияет на эту сущность, обусловливая ряд самоограничений и других характерных черт, отличающих человека от животного).

3. Биологическое. Подобная трактовка, напротив, подразумевает, что природа политики должна пониматься на базе общих для человека и животного начал — таких, к примеру, как агрессивность, инстинкт самосохранения, борьба за выживание и т. п. Этолог К. Лоренц, в частности, увязывал с феноменом агрессивностивойны, революции и другие конфликты, имеющие место в жизни общества.

4. Психологическое. Согласно этому представлению первоисточником политического взаимодействия между людьми являются потребности, интересы, эмоции и другие проявления человеческой психики. В традиционном для себя ключе политику трактовал, к примеру, З. Фрейд, ассоциировавший природу политики сбессознательным.

5. Социальное. Соответствующий подход предполагает, что политика является порождением общества и сформировалась в ходе эволюции последнего — по мере роста его сложности и развития социальной стратификации. В качестве отправной точки данных общественных изменений может рассматриватьсянеолитическая революция, которая повлияла как на формы хозяйствования, так и на образ жизни людей в целом. Логика появления политики при этом имеет примерно следующий вид

Древний Рим. Полибий. Проанализировал политическую историю Древнего Рима. Смешанная форма правления обеспечила величие Рима. Этапы развития Рима: царский период, республиканский, императорский.

Средневековье. Августин Блаженный (VI–V вв.). «О граде Божьем»: заложил основы католической политической философии. Необходимо рациональное познание Бога. В своей работе А. Блаженный описывает два града: Римская империя («Вавилонская блудница») и Новый Иерусалим (град Небесный). Бог определяет, в какой град попадают люди, поэтому людям необходимо жить правильно, т.е. по Божьим законам. Первая философия истории.

Новое время в Европе - это эпоха буржуазных революций. Впервые у людей появляется возможность создания политических институтов в соответствии с теоретическими моделями, заранее созданными представлениями о наиболее целесообразных формах политического устройства.

Английский философ и политический мыслитель Томас Гоббс (1588-1679) в работе "Левиафан" рассматривает государство в качестве инструмента подавления природного эгоизма людей, их сползания к природному состоянию "войны всех против всех", для чего оно должно использовать сильные, жесткие средства.

Иная позиция представлена в работах другого английского философа Джона Локка (1632-1704): он исходит из того, что люди, движимые защитой собственных интересов, не обязательно вредят друг другу, но способны взаимодействовать и согласовывать свои поступки. Г. Гоббс и Дж. Локк представили два разных варианта трактовки идеи "общественного договора" - принципа согласования интересов и действий людей ради установления порядка в обществе. По версии Г. Гоббса, правитель находится вне рамок общественного договора, он не связан не только договорами, но и им самим установленными правилами. Дж. Локк считает правителя участником общественного договора, принимающим на себя, как и все его участники, определенные обязательства. В работах Дж. Локка получает обоснование идея прав человека, смысл которой заключается в признании, что каждый человек обладает нерасторжимыми с его существованием правами - на жизнь, свободу, собственность. Государство обязано не нарушать, а защищать эти права. Индивид же обладает правом на восстание против правительства, которое этого не делает.

Большое влияние на развитие политической теории и политической практики оказали работы французского философа Шарля Луи Монтескье (1689-1755). В них получает обоснование впервые сформулированная Дж. Локком теория разделения властей на законодательную, судебную и исполнительную. Никакая власть при этом не должна быть неограниченной.

В радикально-демократическом направлении политической мысли особое место занимает французский философ и писатель Жан-Жак Руссо (1712-1778). С именем Руссо связывают смену гражданской концепции политики на социальную; в которой отправной точкой является не отдельный человек, а группы, классы, нации. С одной стороны, люди создают государство, а с другой - сами являются его продуктом. Человек, по мнению Руссо, должен подчиняться общей воле. Однако, для эффективного действия общей воли необходимо социальное равенство, фундаментальное политическое единство и прямая форма демократии. Руссо выдвигает принцип народного суверенитета как основополагающий принцип республиканского строя.

Значителен вклад в развитие политической мысли внесли представители утопического социализма XVI-XIXвв., родоначальником которого был английский мыслитель Томас Мор (1478-1535). В своей книге "Утопия" он представил картину идеального общества в котором господствует общественная собственность на основе коллективной организации труда и распределения, демократическое управление, равенство и справедливость, созданы условия для всестороннего развития личности.

МАРКСИЗМ, философское, экономическое и политическое учение, основоположники которого - К. Маркс и Ф. Энгельс. Опираясь на изучение немецкой классической философии (Гегель, Фейербах и др.) , английской политэкономии (Смит, Рикардо и др.) , французского утопического социализма (Сен-Симон, Фурье и др.) , Маркс и Энгельс разработали диалектический материализм, теорию прибавочной стоимости и учение о коммунизме. Общество в марксизме рассматривается как организм, в структуре которого производительные силы определяют производственные отношения, формы собственности, которые в свою очередь обусловливают классовую структуру общества, политику, государство, право, мораль, философию, религию, искусство. Единство и взаимодействие этих сфер образуют определенную общественно-экономическую формацию; их развитие и смена составляют процесс поступательного движения общества. Борьба господствующих и угнетенных классов - движущая сила истории, а ее высшее выражение - социальная революция. Капитализм - последняя эксплуататорская формация, которая создает мощные стимулы развития общества, но постепенно превращается в препятствие его прогресса. В условиях капитализма созревает пролетариат, свергающий господство буржуазии и устанавливающий свою власть, с помощью которой осуществляется переход к коммунизму (уничтожение частной и утверждение общественной собственности, создание бесклассового общества и условий свободного развития личности).

Впервые как явление получил свое развитие в западном марксизме, однако со временем распространился и на другие страны, включая СССР. Концепции неомарксизма стали одной из составных частей теории новых левых.

Неомарксизм возник в результате теоретической разработки ряда проблем, на которые не мог дать ответы традиционный марксизм. Среди таких проблем — вопрос о позиции левых партий относительно Первой мировой войны; вопрос о том, почему в Западной Европе не состоялись социалистические революции, несмотря на развитое рабочее движение; почему в это же время в Европе произошёл подъём нацистского движения. Такие вопросы привели к серьёзным теоретическим поискам в рамках марксизма и привели к возникновению неомарксизма.

Неомарксизм ставит в центр своей философии человека как субъекта исторического действия. Он опирается прежде всего на ранние работы Маркса, прежде всего на"Экономически-философские рукописи 1844 года", а также на идеи немарксистской философии.[1]

Либерализм и неолиберализм

Унаследовав ряд идей древнегреческих мыслителей Лукреция и Демокри­та, либерализм как самостоятельное идеологическое течение сфор­мировался на базе политической философии английских просве­тителей Д, Локка, Т. Гоббса, А. Смита в конце XVII—XVIII вв. Связав свободу личности с уважением основополагающих прав человека, а также с системой частной собственности, либерализм по­ложил в основу своей концепции идеалы свободной конкурен­ции, рынка, предпринимательства.

Либерализм– это идеология, провозглашающая признание политических и экономических прав индивида в рамках законов, которые являются обобщением естественных потребностей и неотчуждаемых прав людей на жизнь, свободу, имущество, безопасность, порядок. Либерализм предусматривает такое устройство общества и властных механизмов, когда свободная конкуренция и рынок ограничивают роль государства в жизни общества.

Главными, системообразующими принципами либерализма являются следующие:

1) естественное равенство людей;

2) наличие и гарантия неотчуждаемости таких прав человека, как право на жизнь, свободу, собственность;

3) верховенство закона, его обязательность для всех;

4) договорный характер отношений государства и граждан, предусматривающий их взаимную ответственность;

5) демократический политический режим, предоставляющий всем гражданам равные права избирать и быть избранными;

6) наличие развитого гражданского общества и гарантий невмешательства в частную жизнь;

Конституционализм, предусматривающий ограничение законодательной и исполнительной власти посредством, прежде всего, системы разделения властей, механизма сдержек и противовесов, установления пределов и «ясных» процедур деятельности законодателей.

Главными проблемами либеральной идеологии всегда были определение допустимой сте­пени и характера государственного вмешательства в частную жизнь индивида, совмещение демократии и свободы, верности конкрет­ному Отечеству и универсальных прав человека.

Попытки решения этих вопросов привели к возникновению в либерализме многочисленных внутренних течений. Так, в XX в. наряду с традиционным либерализмом сформировались направления, пытавшиеся соединить его основные ценности с тоталь­ной опорой на государство, или с социально ориентированными идеями, утверждавшими большую ответственность общества за благосостояние всех людей, нежели отдельного индивида, либо с пред­ставлениями, отрицавшими социальную направленность деятельности государства («консервативный либерализм») и т.д.

Усиление элементов государственной идеологии и социальных целей, адаптировавших традиционные ценности либерализма к экономическим и политическим реалиям второй половины XX в., заставило говорить о его исторически обновлен­ной форме – неолиберализме. Важнейшим достоинством поли­тической системы здесь провозглашалась справедливость, а пра­вительства – ориентация на моральные принципы и ценности. В основу политической программы неолибералов легли идеи кон­сенсуса управляющих и управляемых, необходимости участия масс в политическом процессе, демократизации процедуры принятия управленческих решений.

В отличие от прежней склонности ме­ханически определять демократичность политической жизни по большинству, стали отдавать предпочтение плюралистическим формам организации и осуществления государственной власти. Причем Р. Даль, Ч. Линдблюм и другие неоплюралисты считают, что чем слабее правление большинства, тем оно больше соответ­ствует принципам либерализма. Правда, представители праволиберальных течений (Ф. Хайек, Д. Эшер, Г. Олсон) полагают, что при плюрализме способны сформироваться механизмы экспро­приации большинством богатого меньшинства, а это может по­ставить под угрозу основополагающие принципы либерализма.

В то же время сохранившаяся в неолиберализме ориентация по преимуществу на публичные виды человеческой жизнедеятель­ности (политическую активность, предприимчивость, свободу от предрассудков и т.п.), традиционное отношение к морали как к частному делу человека (что способствует укреплению отнюдь не всех связей и отношений в обществе, а временами несет и опас­ность атомизации социума) ограничивают электоральную базу этих представлений в современных условиях.

С другой стороны, именно основные ценности либерализма обусловили коренное измене­ние в массовых политических воззрениях во многих странах мира, легли в основу многих национальных идеологий, ориентиров нео­консерватизма и христианско-демократической идеологии. На либеральной основе развились многообразные теории политичес­кого участия, демократического элитизма и т.д.

Социал-демократия — социально-экономическая политика и идейно-политическое течение, возникшее в рамках социализма и впоследствии трансформировавшееся на позиции постепенного совершенствования капитализма с целью утверждения социальной справедливости, солидарности и большей свободы До Первой мировой войны «социал-демократами» называли всех последователей левой идеологии — как марксистов, так и последователейЛассаля. Таким образом, эта категория объединяла и радикальных революционеров — Владимира Ильича Ленина и Розу Люксембург, и умеренных эволюционистов — Карла Каутского или Эдуарда Бернштейна.

Вот как выглядела социал-демократия в глазах В. И. Ленина в 1897 году:

Практическая деятельность социал-демократов ставит себе, как известно, задачей руководить классовой борьбой пролетариата и организовать эту борьбу в её обоих проявлениях: социалистическом (борьба против класса капиталистов, стремящаяся к разрушению классового строя и организации социалистического общества) и демократическом (борьба против абсолютизма, стремящаяся к завоеванию в России политической свободы и демократизации политического и общественного строя России)", отмечая: "с самого своего появления в качестве особого социально-революционного направления русские социал-демократы… всегда подчеркивали двоякое проявление и содержание классовой борьбы пролетариата, всегда настаивали на неразрывной связи своих социалистических и демократических задач, — связи, наглядно выраженной в названии принятом ими.

— «Задачи русских социал-демократов»[2]

.

Идеология современной социал-демократии находится несколько левее социал-либерализма и несколько правее демократического социализма. В отличие от демсоциалистов, социал-демократы не настаивают на необходимости в насильственной национализации средств производства. В отличие от либералов — считают, что в основе общественного устройства, всё-таки должна лежать социалистическая, а не капиталистическая модель.

Истоки современной социальной демократии коренятся в эпохе ранней промышленной революции, когда оформилась концепцияутопического социализма. Социальная демократия складывалась под воздействием идеологии Французской революции 1789 и идей социалистов К. А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна[1].

Идея гражданского общества – одна из важнейших политических идей Нового времени – зародилась в Европе, в середине ХVII в., прошла значительное развитие и породила ряд концепций, каждая из которых рассматривает гражданское общество в противопоставлении понятию «государство».

1. Либеральная концепция гражданского общества обоснована английскими мыслителями ХVII в. Т. Гоббсом и Дж. Локком. «Гражданское общество» в их понимании – это более высокая форма развития человеческого общества по сравнению с «дикостью». «Естественное», «природное», «дикое», «догосударственное» общество жило в состоянии хаоса, всеобщей взаимной вражды и непрерывной «войны всех против всех». Цивилизованное общество государственной эпохи рассматривалось Т. Гоббсом и Дж. Локком как воплощение законности, порядка и гражданских отношений Т. Гоббс писал: «Вне государства – владычество страстей, война, страх, бедность, мерзость, одиночество, варварство, дикость, невежество; в государстве – владычество разума, безопасность, богатство, благопристойность, изысканность, знание и благосклонность».

Основоположник либерализма Дж. Локк впервые поставил личность выше общества и государства, свободу личности –выше всех остальных ценностей. «Гражданское общество» Дж. Локка – это «общественный договор» разумных и свободных личностей, которые, с одной стороны, создают государство, а с другой стороны – воздвигают ряд «защитных барьеров» между государством и индивидом для охраны второго от первого. Основой свободы личности, гарантией его политической независимости Дж. Локк считал частную собственность. (Локковская концепция примата личности над государством и обществом лежит в основе современной англо-американской политической культуры.)

2. Позитивно-либеральная (этатистская) концепция гражданского общества принадлежит немецкому философу Г. Гегелю. По Г. Гегелю, гражданское общество – это совокупность личностей, удовлетворяющих свои повседневные потребности посредством трудовой деятельности. Основу гражданского общества и у Гегеля составляет частная собственность. Однако двигателем общественного прогресса Г. Гегель считал не гражданское общество, а государство. Именно государство воплощает в себе все добродетели; в нем находит свое совершеннейшее воплощение Мировой Дух, Мировая Воля. Только государство защищает человека от всевозможных случайностей, обеспечивает справедливость и реализует всеобщие интересы. Государство интегрирует людей в организационную целостность, придает смысл их жизни и деятельности. Гражданское общество и личность должны подчиняться государству. Однако они не должны поглощаться государством без гарантий социальных и гражданских прав и свобод. (Этатистская – государственная – концепция Г. Гегеля лежит в основе современной евроконтиненгальной политической культуры, признающей приоритет государства над обществом и личностью.)

3. Марксистская (коммунистическая) концепция гражданского общества была сформулирована К. Марксом в середине ХIХ в. К. Маркс отказался от идеи Бога и от гегельянского объективного идеализма. Он обосновывал материалистическое понимание истории, с сильным уклоном в экономизм. К. Маркс рассматривал гражданское общество как фундамент существования всего человеческого сообщества, а производственную деятельность людей (экономику) – как основу жизнедеятельности самого общества. По К. Марксу, производственные отношения – это базис общества, а все социально-политические институты (государство, право, религия, мораль, политика, наука, искусство) – надстройка. Класс, владеющий средствами производства, является господствующим. Это своё господство класс-собственник реализует через государство. Государство защищает интересы господствующего класса, подавляя развитие всех остальных классов и индивидов. Таким образом, для К. Маркса гражданское общество – это материальные отношения индивидов. Буржуазное государство, реализуя волю экономически господствующего класса – буржуазии, – препятствует свободному развитию личности, поглощает гражданское общество или чрезмерно регулирует его. Для преодоления существующей реальности К. Маркс видел и пропагандировал единственный выход – разрушение частной собственности, превращение всей собственности в общественную, коммунистическую. В результате обобществления всей собственности на средства производства возникнет новое общество, «царство свободы», в котором государство отомрет «за ненадобностью». В коммунистическом обществе свободныое развитие каждой личности станет условием свободного развития всех членов общества. Каждый человек сможет совершенствоваться в любом виде деятельности. Тогда противостояние гражданского общества и государства потеряет всякий смысл.

4. Социал-демократическая концепция гражданского общества возникла в начале ХХ в. Согласно этой концепции, сердцевиной гражданского общества является политика. Она пронизывает все гражданское общество, формирует и стабилизирует его. Государство активно участвует в функционировании гражданских институтов и тем самым гарантирует демократизм управления. Оно не позволяет одной части общества превратиться во всеразрушающую силу, не дает рынку подмять общество под себя (Й. Шумпетер). Сторонники социал-демократической концепции гражданского общества считают необходимым государственное регулирование экономических, социальных и иных процессов, введение гарантий прожиточного минимума, страхования и др.

В современной западной политологии преобладают две интерпретации гражданского общества:

Гражданское общество – это универсальная социальная категория, обозначающая пространство межличностных отношений, противостоящих государству в любой его форме. Гражданское общество включает весь исторический комплекс взаимодействия частных лиц друг с другом.

2) Гражданское общество – это феномен лишь западной культуры, конкретно-историческая форма существования западной цивилизации. Уникальность западной культуры состоит в её колоссальной адаптантности (приспосабливаемости) к меняющимся условиям, в её повышенной выживаемости в инокультурном окружении. Эта уникальность западной культуры обеспечивается балансом трех сил: институтов власти, гражданского общества и автономной личности. Их сбалансированное взаимодействие основано на идее прогресса. Идея прогресса воплощается в направленности сознания людей на постоянное совершенствование человеческой личности, гражданского общества и институтов государства.

структура гражданского общества

Гражданское общество имеет такую же структуру, как и общество в целом. ее составляют разнообразные общественные отношения - экономические, социальные, политические, социокультурные и их субъекты, за исключением государства.

Экономической основой, фундаментом гражданского общества является негосударственная собственность на средства производства. Она может существовать в индивидуальной и коллективной формах. Субъектами разновидностей индивидуальной собственности выступают индивиды и домашние (семейные) хозяйства. Коллективной есть собственность акционерных обществ, кооперативов, религиозных и общественных объединений и организаций, трудовых коллективов различных форм хозяйствования и др. Наличие у граждан собственности на средства производства делает их независимыми от государства в экономическом отношении. И наоборот, тотальное огосударствление собственности, например при социализме, ликвидирует экономическую основу гражданского общества, ставит граждан в полную зависимость от государства как работодателя.

Наряду с правом частной собственности важное значение для гражданского общества имеет гарантированная государством свобода предпринимательской, трудовой и потребительской деятельности.

Социальную структуру гражданского общества составляют различные социальные общности - классовые, этнические, демографические, профессиональные и отношения между ними. Такие общности есть в любом обществе. Особенность гражданского общества заключается в наличии в нем классов собственников средств производства, экономической основой существования которых является негосударственная, прежде всего, частная собственность. Характерной чертой социально-классовой структуры современного развитого гражданского общества является преобладание в ней так называемого среднего класса как прослойки людей с относительно высоким уровнем материального достатка.

Первичный социальный ячейка гражданского общества - семья. Это - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной ответственностью и взаимопомощью. Как социальный институт семья характеризуется совокупностью социальных норм, санкций и образцов поведения, которые регламентируют взаимоотношения супругов, родителей, детей и других родственников. Семья является наиболее устойчивым институтом гражданского общества, который сохраняет определенную автономию в отношении государства даже в тотально огосударствлеваемых обществах.

Элементами политической структуры гражданского общества выступают негосударственные политические институты, основными из которых являются политические партии, общественные организации и общественные движения, органы местного самоуправления, средства массовой информации. В політологічній литературе нередко высказывается мнение о неполитический характер гражданского общества, то есть об отсутствии в нем политических институтов и отношений. Такая позиция необоснованно оставляет вне гражданского общества, в частности, политические партии, общественно-политические организации, средства массовой информации, которые являются важнейшими средствами влияния гражданского общества на государство.

Политические отношения как отношения по поводу власти присущи и гражданскому обществу, однако в нем они не являются государственно-политическими и выступают как отношения между негосударственными политическими институтами. Важнейшим политическим институтом гражданского общества являются политические партии. Это - добровольные объединения граждан, выполняющих в гражданском обществе ряд важных функций: выражение социальных интересов, идеологической, политической социализации, формирования общественного мнения и т.дЦены на недвижимость и Квартиры в омске. , Итальянские женские сумки, интернет магазин женских сумок. . В то же время политические партии является важнейшим звеном, которое соединяет гражданское общество с государством; прежде всего именно благодаря им осуществляется представительство многообразных социальных интересов на государственном уровне. В случае овладения государственной властью та или иная партия становится субъектом государственно-политических отношений и в таком качестве не выступает институтом гражданского общества. Это касается не только правящей партии, но и всех других в той мере, в какой они являются носителями государственной власти.

Институциональными элементами структуры гражданского общества является многообразные общественные организации. Политическими институтами являются те из них, которые в той или иной степени влияют на осуществление государственной власти, то есть выступают как группы интересов. Группами интересов является, прежде всего, общественно-политические организации - профессиональные, женские, молодежные, ветеранские и т.д. Другие общественные организации как группы интересов проявляют себя лишь ситуативно - в случае прямого или опосредованного взаимодействия с политическими институтами.

Управленческая деятельность в административно-территориальных единицах государства - областях, районах, городах и т.д . - делится на местное управление и местное самоуправление. Местное управление является государственным управлением, что осуществляется центральной властью или администрацией вышестоящего территориального уровня управления, как правило, через назначаемые вышестоящей властью административные органы. Местное самоуправление - это деятельность самого населения территориальной единицы - территориальной общины - и ее выборных органов по управлению местными делами. Местное самоуправление является не управленческой деятельностью вообще, а лишь деятельностью самого населения по управлению собственными делами. Только в этом смысле местное самоуправление является институтом гражданского общества.

На органы местного самоуправления возможно возложение задач государственного управления. Во время выполнения этих задач соответствующие органы действуют уже не как местное самоуправление - институт гражданского общества, а как органы государственного управления.

Важным политическим институтом, с помощью которого гражданское общество оказывает существенное влияние на государство, являются средства массовой информации. Институтом гражданского общества могут быть только негосударственные средства массовой информации, а именно политическим институтом они выступают тогда, когда выполняют политическую функцию, взаимодействуя с политической властью, государством.

Структуру духовной сферы гражданского общества составляют социокультурные отношения, а ее элементами являются школа, церковь, разнообразные культурно-художественные заведения - в той мере, в которой они выступают как негосударственные образования. Духовная жизнь гражданского общества характеризуется идеологической многообразием. Оно несовместимо с господством единой идеологии, с так называемой государственной идеологией, насаджуваною идеологизированным государством.

Существуют и другие аспекты и элементы структуры гражданского общества. В каждом случае речь идет все о том, что находится за пределами государства как политического института, что не является государственным.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ ,ФЕНОМЕН, ПОНЯТИЯ, РАЗНОВИДНОСТИ

Идеология — это система взглядов, представлений, идей, выражающих интересы того или иного общества или социальной общности.

Политической идеологии присущи следующие функции:

§ выражение и защита интересов определенной социальной общности (группы, класса, нации);

§ внедрение в общественное сознание своих критериев оценки политических событий, политической истории;

§ интеграция (объединение) людей на базе общих оценок, ценностных ориентаций, политических представлений;

§ организация и регулирование поведения людей на основе общеидеологических норм и ценностей;

§ обоснование мотивов политического поведения и мобилизация социальных общностей на реализацию поставленных задач;

§ легитимизация власти: рациональное обоснование (оправдание) деятельности правящей элиты.

Необходимо отметить, что идеология является духовным орудием элит. Именно элиты разрабатывают (обновляют) и внедряют политическую идеологию в широкие социальные слои, пытаясь привлечь на свою сторону максимальное число приверженцев своих идей. Естественно, что эти элиты преследуют прежде всего свои личные цели и интересы.

Выделяют три основных уровня функционирования политической идеологии:

§ теоретико-концептуальный, на котором формируются основные положения и обосновываются идеалы и ценности определенного класса, нации, социальной общности;

§ программно-политический, на котором социально-философские принципы и идеалы переводятся на язык программ и лозунгов, формируется нормативная основа для принятия управленческих решений и политического поведения граждан;

§ актуализированный, который характеризует уровень освоения гражданами идей, целей, принципов конкретной идеологии. На этом уровне определяется степень влияния идеологии на практическую деятельность людей.

Либерализм

Либерализм стал исторически первой политической идеологией, родоначальниками которой были Дж. Локк и А. Смит. Их идеи обосновывали процесс становления самостоятельного индивида — представителя зарождавшейся буржуазии. Экономически активная, но политически бесправная буржуазия выразила свои притязания на власть в либеральной доктрине.

Базовые ценности либеральной идеологии — священность и неотчуждаемость естественных прав и свобод личности (права на жизнь, свободу и частную собственность), их приоритет над интересами общества и государства. Индивидуализм при этом был главным социальным и экономическим принципом. В социальной сфере этот принцип воплощался в утверждении абсолютной ценности человеческой личности и равенстве всех людей, признании неотчуждаемости человеческих прав на жизнь. В экономической сфере пропагандировалась идея свободного рынка ничем не ограниченной конкуренции. В политической сфере был сформулирован призыв признать права всех индивидов и групп на управление общественными процессами, осуществить разделение властей, идею правового государства с ограниченными возможностями вмешательства в жизнь общества.

Консерватизм

Консерватизм базовыми ценностями называет порядок, стабильность и традиционализм. Эти ценности проистекают из политической теории, согласно которой общество и государство являются результатом естественной эволюции, а не договора и объединения граждан, как считает либерализм. Логика прогресса задана свыше, поэтому нет необходимости вмешиваться в ход исторического развития. Принципы частной собственности, рынка и свободного предпринимательства есть естественный результат развития общества. Политическими идеалами консерватизма являются сильное государство, четкая политическая стратификация, когда власть принадлежит эл

Наши рекомендации