Система управления организации. Самоорганизация и самоуправление
Взаимосвязь организации и управления в социальных системах. Система управления как организационная система. Система и структура, структура и иерархия. Система управления как организация и организация как основополагающая функция управления: создание, реорганизация и ликвидация искусственных систем. Организационная структура управления как упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого; форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления по соответствующим функциям, направленным на решение поставленных задач.
Под структурой управления организацией понимается упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их функционирование и развитие как единого целого. Элементами структуры являются отдельные работники, службы и другие звенья аппарата управления, а отношения между ними поддерживаются благодаря связям, которые принято подразделять на горизонтальные и вертикальные. Горизонтальные связи носят характер согласования и являются, как правило, одноуровневыми. Вертикальные связи – это связи подчинения, и необходимость в них возникает при иерархичности управления, т.е. при наличии нескольких уровней управления. Кроме того, связи в структуре управления могут носить линейный и функциональный характер. Линейные связи отражают движение управленческих решений и информации между так называемыми линейными руководителями, т.е. лицами, полностью отвечающими за деятельность организации или ее структурных подразделений. Функциональные связи имеют место по линии движения информации и управленческих решений по тем или иным функциям управления.
Понятие неформальной организации, ее соотношение с формальной организацией. Управление неформальной организацией. Любая организация стремится к формализации своей структуры. Формальная структура организации представляет собой организационное построение, основанное на жесткой стандартизации организационных норм и отношений между отдельными структурными единицами. Подобная структура представляет собой идеальную модель управления (полностью формализованная структура организации дана в работах М. Вебера и Ф. Тейлора), т.е. показывает, как организация должна работать, как следует выполнять работу. Такая структура применяется в основном для решения проблем управления. В формальной структуре организации все линии коммуникации и полномочий соединяют позиции иерархии вышестоящих руководителей и нижестоящих. В этой структуре запрещены горизонтальные коммуникации, т.е. попытки обсуждать свои проблемы с коллегами, обмениваться информацией между подразделениями без ведома вышестоящего руководства. Неформальная структура организации. Понять предназначение неформальной структуры в современной организации позволяет мнение Р. Стюарда – неформальная структура показывает, не как должна работать организация, а как она работает в действительности. По определению А.И. Пригожина, неформальная структура организации (или просто неформальная организация) представляет собой спонтанно сложившуюся систему социальных связей, норм, действий, являющихся продуктом более или менее длительного межличностного и внутригруппового общения.
Организованность и устойчивость систем. Адаптация и самоорганизация. Организованность и управляемость, самоорганизация и самоуправление. Социальная организация как управляемая и самоуправляемая система. Самоорганизация как источник порядка и развития систем. Организационные резервы и организационный потенциал, значение их использования для политики, бизнеса, экономики, производства. Вовлечение персонала в управление.
Сущность процесса управления в организациях. Современные организации невозможны без особого вида деятельности – управленческой, направленной на преобразование различных сторон жизни организации. Эта деятельность крайне многообразна и противоречива. О ее сложности говорит тот факт, что на практике принято и используется множество концепций управления. И по сей день исследователи не пришли к единому мнению относительно сущности управленческого процесса и функций управления.
Однако все исследователи организаций сходятся в том, что основу процесса управления составляет достижение целей организации наиболее оптимальными способами. Практика деятельности людей в рамках организации показала, что наиболее оптимальным способом реализации достижения целей является создание в рамках организации специального органа, который реализует управленческое воздействие и непосредственно не включен в процесс производства продукта, а находится как бы над ним. Например, руководство отдела или лаборатории должно контролировать деятельность исполнителей, не выполняя их функции.
Функции управления в организации. Под функциями управления понимается вклад органа управления в общую деятельность системы, которую представляет собой организация. Любой процесс управления вне зависимости от особенностей организации (численности работников, вида деятельности, формы собственности, технологии и т.д.) включает в себя выполнение общих функций. Важным моментом деятельности руководителя являются общие функции управления. Впервые вопрос о них поставил А. Файоль. Согласно его теории, управленческий орган должен выполнять следующие общие функции: планирование, организовывание, распоряжение и контроль.