Крушение капитализма в России.
Всё ближе одна из самых знаменательных дат в истории Государства Российского. Буквально через год исполнится 100 лет Февральской революции и чуть позже Великой Октябрьской Социалистической революции.
На пороге этих неоднозначных юбилеев Россия стоит, как и сто лет назад в глубочайшем системном и экономическом кризисе.
И вот происходит просто-таки эпохальное для современной буржуазной России событие - «Ночь длинных ковшей». Событие вовсе не рядовое, а знаковое. Естественно, либералы всех мастей обратились в данном названии к грубым пропагандистским штампам прошлого века. Понятно на кого радетели «правильного» капитализма в России намекают в своих воплях о сносе ларьков: это фашизм, тоталитаризм, возвращение «совка».
Нет, это слишком поверхностный взгляд на вещи на фоне надвигающихся 100-летних годовщин революций в России. Наши любители «исторического процесса» ценят больше драматизм и многострадальность истории Отечества, нежели логику приведших к ним событий.
Сам акт больше напоминает Варфоломеевскую ночь, когда феодалы-католики в один присест перебили 30 тысяч гугенотов-буржуа, нежели на уничтожение однопартийцев в Германии образца 1933 года. Благо хоть без людских жертв.
Вся эта мелкобуржуазная шумиха про «почему не наказали чиновников, которые позволяли», «почему не по решению суда», «это не самострой и были разрешения, согласования» ищет арбитра своей куцей правоты там, откуда собственно и пришла напасть. На «благословенном» Западе. Для Запада – Россия запланированная периферийная экономика. Оттуда сюда справедливость не дойдёт никогда: одна видимость за другой, одна плутократия за следующей. Впрочем, каждый рад обманываться по-своему.
Вернёмся к событию. Все понимают, что это был за бизнес в этих ларьках и торговых центрах. В принципе национальное движение это может только радовать, что сметают этот караван-сарай с лика наших городов. Но вряд ли власть найдёт какую-либо реальную поддержку от данного политического пула. Нет. Мы ж не дураки. Мы понимаем, кто развёл весь этот бизнес, кто его взращивал. Какие там были откаты, какие взятки. Мы в курсе, что ни одна бабушка семечками не может торговать в самой занюханной подворотне без разрешения и соглядатайства со стороны органов власти. Там все были в доле. Мы также достаточно прозорливы, чтобы обнаружить и тех, кому это выгодно. Нет, вовсе не москвичам. О них думали в последнюю очередь, если вообще думали. Есть владельцы огромных торговых площадей под аренду, они же желают прибрать к рукам ещё больше площадей. 90-е, дескать, возвращаются, или как там нынче модно говорить.
Это всё банально. Мы были свидетелями, как сначала размножили казино и игровые автоматы, а потом с показным рвением «боролись» с ними. Как российский бизнес в итоге выкрутил фигу с «игровыми зонами», как он ушёл в подполье, и как и кто его начал крышевать. Некое благообразие было соблюдено. Бабла срубили на лохах, потом изобразили всё во имя нравственности и чистоты. То же с финансовыми пирамидами, то же и с запретом на алкоголь, то же с Черкизоном, то же с гаражами и т.д.
То же и со сносом ларьков у метро. За исключением нескольких «но». Первое - момент, когда это сделано, второе – как это сделано, третье – как это подытожили.
Событие произошло во время обостряющегося экономического кризиса, а не в «тучные годы». Когда в стране чудовищная безработица, когда высокопоставленный чинуша заявляет, что кредитовать малый бизнес не выгодно, когда всех облагают всевозможными акцизами – на газировку, шины, провода, мусор и прочими «платонами», когда возрождается хроническая задержка зарплат, когда российская нефть стоит дешевле воды, а за рубль скоро опять будут «давать в морду», когда бюджет трещит по швам, когда министр финансов пугает возвращением ситуации 1998 года, когда кругом все в долгах, когда… Допишите свои варианты нынешних грозных тенденций, коих не счесть. Люди вышвыриваются из окон с детьми, вышвыривают детей из окон, выбрасывают в мусоропровод, бросают коктейли молотова в окна за долги. Каждый день свежие новости из ада. Вот на фоне этого Собянин решил устроить показательную порку «незаконному самострою».
После дела Васильевой, это второй по силе удар по имиджу нынешней власти в России. Так как форма исполнения была выбрана чересчур эффектная, неприкрытая ничем, по беспределу. Как-будто нельзя было сделать это всё втихаря, не привлекая внимания, разломать эти ларьки в течение года, договорившись с владельцами этих торговых точек. Никто бы и не заметил: «Все менять, основ не трогая. В остальном война отсталому, древнему и бестолковому, чтобы с этих пор по-новому, оставалось всё по-старому».
Но вместо типичной волокиты избрали не свойственный данной политической системе одномоментный снос. Который тут же сравнили с «Ночью длинных ножей» - вот же, они же за Путина, вешали его портреты, чтобы экзекуторы убоялись, как наколок Сталина, а их идолы так жестоко попрали! Всплывёт ещё и другая подоплека этого крушения – будут сравнивать и с «Хрустальной ночью».
Может Собянин хотел поднять себе рейтинг? Как уже было отмечено ранее, момент явно не подходящий для таких представлений, учитывая либеральные принципы экономики, на которых настаивает президент в своих речах. Слишком уж откровенный диссонанс, резкий, внезапный: в стране и так всё не радужно, про стабильность приумолкли её соловьи уж давно. Сколько врагов сотворил Собянин для нынешней власти в её теперешнем положении, ещё только предстоит узнать.
И вот на следующий день Собянин выдаёт свой сакраментальный уже твиттер: «Снос незаконных строений в Москве – наглядный пример того, что в России не продаётся правда, наследие, история нашей страны. Нельзя прикрываться бумажками о собственности, приобретёнными явно жульническим путём. Вернём Москву москвичам. Её скверы, площади, улицы. Открытые, красивые, любимые».
Это не просто вишенка на торте данного события, а окончательный приговор нынешней системе самой себе. Разберём этот популистский панегирик себе любимому подробнее. Про псевдопатриотизм совсем очевидно: годами на москвичей, скверы, площади и улицы было наплевать. Собянин – градоначальник с июня 2010 года. Откуда такая внезапная забота вдруг? 5 лет «жулики» спокойно «гадили» москвичам, получается.
Как же комично выглядит фраза про непродающееся наследие после сдачи шельфа Баренцева моря Норвегии, островов и в аренду тысяч гектаров леса Китаю, вывоза Стабфонда в США. «Бумажки о собственности, полученные жульническим путём» - гротеск до абсолюта. Это после чековой приватизации 90-х и РАО ЕЭС – самых масштабных афёр в истории? Самая «неэффективная» приватизация в мире. И дальше собираются распродавать, недавно Медведев об этом говорил.
А ещё рейдерские захваты, Роттенберги, дети Чайки, совладелец Сибура за один год. И такого вагон и маленькая тележка. И обо всём этом мы знаем из открытых источников. Как проверить, что тут всё честно и законно? Обратиться в суд по совету гаранта Конституции? Ларёчникам не помогло.
Последствия такого заявления куда глубже, чем кажутся на первый взгляд. Это попрание священности частной собственности. Вроде как ларёчники это мелочь, малый бизнес. Но ведь и крупный капитал в России – это слепок малого. Микроэкономика и макроэкономика взаимозависимы – в любом соросовском учебнике это аксиома.
Если сегодня это бумажки о частной собственности, которые всего лишь жалкое прикрытие и ничего не значат, то тогда любая бумажка о частной собственности – филькина грамота. Сегодня можно пренебречь частной собственностью малого бизнеса, но кто сказал, что завтра не случится то же с правами крупного капитала?
Собственно об этом взревела вся «несистемная оппозиция»: как же так, разрушение института частной собственности, куда смотрит весь просвещённый мир. Потому что произошла действительно катастрофа. По истечении всего лишь 25 лет капитализм в России делом и словом упраздняет себя.
И вовсе тут дело не в том, что, мол, государство возвращается к СССР. 100 с лишним миллиардеров – это не Советский Союз. Произошло нечто иное.
Но, чтобы понять это, следует обратиться к социалистическому взгляду на событие в свете вышеупомянутых надвигающихся сакральных дат российской истории. К их исторической логике.
Мы стали свидетелями реализации формулы Маркса, что буржуазия «производит, прежде всего, своих собственных могильщиков».
Разница состоит лишь в том, что в Модерне под могильщиками подразумевался прогресс и пролетариат, а в Постмодерне происходит деконструкция и соответственно буржуа сами рубят сук, на котором сидят. Слова Собянина красноречиво иллюстрируют этот факт.
Сто лет назад капитализм не удался. По причине того, что страна по содержанию была уже капиталистической, но по форме и характеру ещё достаточно феодальной. Объяснялось это отчасти некоей отсталостью России в плане индустриального развития. Класс буржуазии не господствовал, не развился, как в Европе и США.
Второй раз капитализм вернулся в 1991 году. Он вернулся в индустриальную страну, по количеству производственных мощностей – одну из мощнейших в мире. Он преобразил страну полностью по форме в капиталистическую, были провозглашены все до единой исключительные ценности буржуазного строя и постиндустриального общества, мировоззрение бывшей номенклатуры вывернуто просто-таки наизнанку: из диктатуры пролетариата прямиком в списки Форбс.
Но по содержанию страна вернулась совсем не в «совок». Реакция неолиберализма откинула её в неофеодализм. Тотальная деиндустриализация демонстрирует это сполна. Экономика вернулась к базовым средствам производства – рудники, шахты, земля, леса, поля. О прогрессе речи не идёт. Модернизация, инновации, нанотехнологии, диверсификация, Сколково – потёмкинские деревни сырьевого монополизма. Гайдаровские реформы привели к отсталости. Когда-то коммунисты равнялись на 1913 год, ныне олигархи из них, равняются на 1991 год. С одним лишь отличием – СССР всё-таки превзошёл эти показатели в итоге, РФ – нет.
На выходе имеем «кормление», кумовство, семьи, экономику шлагбаума, всё как в феодализме. Вместо рыночной экономики – феодальный капитализм, для которого частная собственность не священна. Демонтаж, откат на пару сотен лет.
В «Ночь длинных ковшей» состоялось символическое крушение капитализма. За последние 25 лет он всеми силами доказал, что он для России – традиционное зло. На это возразят, что его делали «неправильные пчёлы». Но, по словам одной из этих навозных мух, столпа современного российского капитализма: «Вся элита – она в России на вахте, они приезжают в Россию, чтобы заработать деньги, а тратят они их не в России, тратят они их на Западе, и хранят деньги на Западе, в западных банках, и дети их здесь учатся, и дома у них здесь, и отдыхают они здесь, их жёны и любовницы здесь». Виз по совету удавившегося их не лишают, имущество и счета не трогают. Атлант, увы, тут не расправил плечи, а раздвинул булки. Капитализм в «цивилизованном виде» тут никогда не дадут построить по причине той самой пресловутой конкуренции, которую он генерирует. Не дадут быть ему тут первым те, кто уже первый. Наоборот, сделают всё для дальнейшей деградации страны. Кстати, а кто такой Орен Бойл?
При этом сама госмашина усовершенствовалась, по логике того же Маркса, после 1991 года уже до того предела, «чтобы сконцентрировать против неё все силы разрушения». Что нам и показал Собянин этим сносом ларьков. А совершенствует её по Марксу – революция. Либо буржуазная, либо социальная, как явление объективное, зреющее на основе складывающихся событий. Если кто думает, что её творят, тогда вспоминайте, кто помогал её творить, кого поддерживал и что получилось.
Насчёт революций сегодня не стоит испытывать какой-то неоправданный оптимизм. Но время смены вех, изменений подходит. Без них страна скатится в тартарары. Может, есть какой-то компромисс, реформизм, смешанная экономика и прочие постсоветские измышления, варианты?
Так вот, почти 100 лет назад случилась сначала буржуазная революция, а потом и социальная подоспела быстренько. Тогда так случилось, потому что буржуазия была отсталой.
А вот социалистическая идея в России развивалась совсем не так, как развивался капитализм. В социалистическую идею Россия окунулась практически сразу, как та только появилась. Герцен, Бакунин, Кропоткин будоражили своими идеями не только Россию, но и Европу, настолько, что даже Маркс с Энгельсом их не любили, что кушать не могли. Народники, петрашевцы, народовольцы, толстовцы. Вся классическая русская литература пронизана духом грядущей грозы: «я не ворон, я воронёнок, ворон ещё летает», «Кому на Руси жить хорошо?», «Кто виноват?» и «Что делать?». Маркс запоздал в Россию, но наверстал так, что и не снилось, благодаря тому, кто разрушил СССР, по мнению президента.
Конечно же, развал СССР был грандиозным крахом социализма, но также был и колоссальным, самым последовательным его реализованным проектом. И эта последовательность вновь обретает свои черты в наше время: сначала в шутку вспоминали Брежнева, колбасу по 2,20, водку по 3,60; потом стали вспоминать Сталина, индустриализацию, восстановление страны после войны, атомный проект; теперь уже и Ленина вспоминают. Оживает он в умах и сердцах людей, смотрящих на творящийся ныне кризис. Возвращается в умы социализм.
Советский социализм, конечно же, не айс. Поэтому от него у многих бомбит. Но сам по себе социализм логичен, когда капитализм сам себя хоронит, отрицает частную собственность. Это логика именно отечественной истории, её архитектоника. Историческая драма отходит тут на второй план под давлением социально-экономических обстоятельств.
Несомненно, что по поводу подобных рассуждений всевозможные оранжевые защитники капитализма будут клеймить «ватой и совком», коммунистом и т.д.: вот же Маркса упоминает, цитирует, ко-ко-ко. Для справки: марксистом, большевиком, советским коммунистом, ленинистом, сталинистом, считается лишь тот, кто полностью согласен с установлением диктатуры пролетариата. Не все социалисты придерживаются такой позиции. И они не виновны, что Маркс и другие родились до них, и многое описали, расписали. Социалистическое учение весьма разнообразно: сен-симонизм, фурьеризм, оуэнизм, бланкизм, фабианство, пауперизм, катедер-социализм, социал-демократия, христианский, прусский, гильдейский, народный социализм, лассальянство, бернштейнианство, каутскианство, троцкизм, грамшианство, маоизм, чучхэ, джамахерия, югославизм и т.д. Социализм живёт везде по-разному, в разных количествах, пропорциях в той или иной части света. Где-то он хорош, где-то не очень. Тот же Новый курс Рузвельта – социалистический проект, либертарианцы подтвердят.
Не менее многолик и капитализм. И российский в частности не самый удачный. Первый его системный вариант просуществовал с 1861 по 1917 гг.: то есть меньше Советского строя – 1917-1991 гг. Укажут, что капиталистические отношения раньше развивались, гильдии купцов и т.д. Но самодержавие сохранялось, как система до 1917 года и после Февральской революции капитализм не продержался и года. Второй вариант до сих пор лишь паразитировал на наследии СССР. На этом же спекулируют и «оранжевые», цепляясь за «исторический процесс» со всеми пропагандистскими стереотипами и мифами.
В итоге на 25 году существования Российский капитализм 2.0. объявил, что частная собственность – это бумажка для подтирки, а не священное право. Повлияла ли на это «кровавая гэбня» или это демонтированный постмодернистский феодальный капитализм? – Кому как нравится.
Финальный же вывод будет парадоксальным и неожиданным. Уже неважно для страны, для населения: капитализм – социализм. Нужен какой-то выход. На этом пути у России есть один союзник – русский народ.
15 февраля 2016 года