Во всех государствах справедливостью считается (...) то, что пригодно существующей власти
Фрасимах[36]
Ø Какая юридическая дисциплина своим предметом исследования определила возникновение и основные этапы развития представлений о государстве и праве?
Ø Какие критерии следует предложить для систематизации взглядов на государство и право?
Ø Какие факторы обуславливают многообразие и эволюцию представлений о государстве и праве?
Ø Какие основные направления (вектора) можно выделить в становлении и дальнейшей эволюции политических и правовых учений о государстве и праве?
Ø Каковы наиболее радикальные изменения в изучении государства и права в «досоветской», «советской» и «постсоветской» России?
Ø Определите предмет исследования теории государства и права, философии права, антологии права и социологии права.
Ø Назовите наиболее «крупных» представителей основных правовых школ прошлого и современности.
Ø В какой работе В.И. Ленина излагается суть марксистских воззрений на государство и право; на основе каких и чьих исследований написана эта работа?
Ø Какие вопросы Вы могли бы предложить для коллективного обсуждения?
Ø С какого рода трудностями Вы столкнулись при изучении данной темы?
ü Найдите в словарях и выпишите определения понятий: историография, периодизация, типология, классификация, цивилизация, формация, сущность, содержание, детерминант, фактор.
ü Составьте краткий конспект ответов на вопросы плана семинарского занятия по данной теме.
ü Составьте на отдельном листе перечень использованной Вами литературы по теме семинарского занятия (лекции, учебник, словари, монографии, периодика, др.источники); укажите, какие информационные ресурсы были задействованы (домашняя библиотека, библиотечный фонд вуза или иного образовательного учреждения, сайты и т.п.); на свое усмотрение отразите по возможности вопросы для самоконтроля /листок подпишите – ФИО, № учеб.группы, дисциплина, тема сем. занятия, число, подпись – листок сдается преподавателю, ведущему семинарские занятия, в конце урока.
ü Подготовьте краткий список мыслителей, представляющих наиболее известные в истории цивилизации политико-правовые учения.
ü Распределите в учебной группе и подготовьте рефераты политико-правовых учений конкретных мыслителей.
ü Сделайте подборку афоризмов, раскрывающих мировоззренческую суть известных мыслителей на государство и право.
Если два или более случаев подлежащего исследованию явления имеют общим лишь одно обстоятельство, то это обстоятельство - в котором только и согласуются все эти случаи, - есть причина (или следствие) данного явления. [...]
Джон Стюарт Милль[37]